logo search
373072_C6144_shamova_t_i_davydenko_t_m_upravlen

1.3.5. Идея диалогического подхода.

Практическая реализация рефлексивного подхода ставит проблему характера взаимодействия участников образовательного процесса и, в ча­стности, актуализирует вопрос о типе воздействий в условиях рефлексив­ного управления.

В психологии понятие «воздействие» связывают с изменением ин­дивидуального или группового субъекта-реципиента - его деятельности (поведения в целом), сознания, отдельных психологических характери­стик, причем психологическое воздействие призвано либо вызывать, ли­бо предотвращать изменение субъекта-реципиента.

Важным моментом является позиция, в соответствии с которой психологическое воздействие (влияние) рассматривается как процесс, осуществляющий регуляцию активности взаимодействующих между со­бой субъектов. Результат этого процесса заключается в поддержании функционального состояния субъектов или изменение состояния хотя бы одного из них.

В упомянутых нами психологических трактовках понятия «воздей­ствие» достаточно отчетливо выделяется некий инвариант, позволяющий рассматривать его как органическое единство двух составляющих:

- изменения субъектов взаимодействия как результата их воздей­ствия друг на друга;

- регулирования активности взаимодействующих субъектов, вы­ражающего процессуальный аспект воздействия в ходе взаимо­действия.

46

Особое значение для анализа взаимодействия участников образовательного процесса имеет тип воздействия учителя, руководителя школы.

Традиционно в психологических и педагогических исследованиях выделяют три типа воздействия: ИМПЕРАТИВНОЕ, МАНИПУЛЯТИВНОЕ и ДИАЛОГИЧЕСКОЕ.

Императивный тип воздействия характеризуется как авторитарный. Он используется с целью достижения контроля за деятельностью управляемых, принуждения их к определенным действиям или решениям. При этом имеется в виду, что принуждающее воздействие со стороны управляющего всегда осознается управляемыми, которые в этом случае рассматриваются лишь как пассивные объекты воздействия.

Безусловно, введя в контекст наших рассуждений понятие «императивное воздействие», мы обязаны ответить на вопрос: в каких ситуациях возможно ли императивное воздействие?

Применение императивных воздействий в образовательной практике эффективно в «экстремальных» ситуациях, когда требуется принятие оперативного решения в условиях дефицита времени. Как правило, такое воздействие достигает своего результата в случае его соответствия уже сформированным мотивам личности.

Однако в аспекте стимулирования внутренних источников развития субъектов императивное воздействие весьма неэффективно, так как нормы и ценности, правила и общественные предписания, передаваемые ученику, педагогу таким образом, не становятся частью их внутренних личностных убеждений, остаются внешним и поэтому легко исчезающим содержанием их сознания (особенно при воздействии на учащихся).

Манипулятивный тип воздействия распространен в школьной практике. Он предполагает воздействие на партнеров по взаимодействию с целью достижения своих скрытых намерений. В целом профессию пе­дагога, управленца можно отнести к наиболее подверженным манипулятивной деформации.