logo search
373072_C6144_shamova_t_i_davydenko_t_m_upravlen

Уместная в некоторых ситуациях в области предметного обучения, манипуляция может пагубно сказаться в сфере воспитания и на межличностных отношениях учителя и учащихся.

Сравнение императивного и манипулятивного воздействий приво­дит к выявлению их внутреннего сходства:

- учащиеся рассматриваются как ОБЪЕКТЫ воздействия учителя;

47

- субъект воздействия (учитель) реализует в нем четкую, определенную позицию, связанную или с достижением собственных целей, или с осуществлением нормативных целей;

- в воздействиях наблюдается пренебрежение учителями целями ученика;

- в воздействиях допустим диалог, который имеет чисто служебную методическую функцию, не предполагая изменения позиции субъекта воздействия.

Диалогический тип воздействия позволяет перейти от фиксированной на себе установки (для учителя) к установке на личность ученика, его развитие.

Диалог создает оптимальные предпосылки для развития положи­тельной мотивации к учению у ребенка, обеспечивает формирова­ние личностной самостоятельности и ответственности, стимулирует раскрытие творческих потенциалов субъектов.

За счет чего это удается реализовать в диалогическом взаимодей­ствии?

Прежде всего, за счет того, что в таком взаимодействии каждый из субъектов имеет право на индивидуальную позицию, которая может из­меняться в ходе их диалога.

Значит ли это, что идея диалогичности отрицает использование в педагогической практике так называемых монологических воздействий (императивных и манипулятивных)? Безусловно, нет. Монологические воздействия оказываются эффективными в ситуациях создания условий для овладения учащимися знаниями, умениями. Что же касается «обучения жизни», то оно возможно как оказание помощи в самоопределении личности, для чего необходимы диалогические воздействия.

Приведенное положение дает основание для утверждения, согласно которому диалогические воздействия должны достаточно широко использоваться в рамках монологического взаимодействия. С другой стороны, в диалогических воздействиях, по мнению Г.А. Балла и М.С. Бургина, предназначенных для регулирования процесса мотивации учащихся, необходим монологический аспект – в том смысле, что такие воздействия призваны содействовать приобщению личности (через раскрытие индивидуальных возможностей) к определенной апробированной обществом и разделяемой педагогом системе ценностей, прежде всего, Добру, Истине и Красоте.

48

Для школьной практики уместно использование применяемого для характеристики диалогического воздействия термина «развивающее», который отражает то, что генеральный путь содействия развитию личности состоит в стимулировании (в том числе через предоставление возможностей самовыражения) внутренних источников этого развития,

Чтобы диалогическое воздействие действительно стало развивающим, необходима проблематизация взаимодействия обучающих и обучаемых (содержание взаимодействия должны составлять проблемы и нерешенные вопросы).

Диалогический тип воздействия обеспечивает стимулирование субъектности ребенка, присущей ему изначально (до воздействия), а не являющейся проекцией педагогических воздействий.

Различие в использовании диалогической стратегии воздействия на разных уровнях работы школы состоит в том, что в системах, где все субъекты - взрослые, имеющие определенный профессиональный статус, речь идет о стимулировании их субъектности в направлении максимально эффективной реализации своих реальных и потенциальных возможностей. В случае же системы «учитель - ученик» в виду имеется становление субъектности последнего (становления деятельности ученика, на­правленной на развитие собственной индивидуальности). При этом уче­ником будут приняты те знания (нормативы), которые входят в состав его субъектного опыта (И.С. Якиманская).

Отсюда задача учителя в образовательном процессе - не внедрить норматив, а согласовать его с субъектным опытом школьника, что предполагает диалог между учителем и учащимся как открытыми системами.