logo search
373072_C6144_shamova_t_i_davydenko_t_m_upravlen

2.3. Моделирование содержания образовательного процесса

Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать

Коко Шанель

Содержание этого параграфа позволит Вам:

- узнать о способах моделирования содержания образования на уровне школы;

- изучить подходы к моделированию содержания образования на уровне учебного предмета;

- осмыслить требования к корректировке учебных программ;

- познакомиться с методикой перевода учащихся на индивиду­альные образовательные траектории. Среди немногих вопросов, от которых зависит решение разнообразныx проблем сегодняшней школы, едва ли не самым главным является построение содержания образовательного процесса.

Моделирование - это метод познания интересующих нас качеств через модели.

Моделирование неразрывно связано с процессами абстрагирования и идеализации, посредством которых происходит выделение тех сторон моделируемого объекта, которые отображаются на модели.

Перечислим специфические особенности моделирования как метода исследования:

- моделирование дает возможность изучить процесс до его осу­ществления. При этом становится возможным выявить отрица­тельные последствия и ликвидировать или ослабить их до ре­ального проявления;

125

• моделирование позволяет более целостно изучить процесс, так как возможно увидеть не только элементы, но и связи между ними, рассмотреть ситуацию с разных сторон. Моделирование содержания образовательного процессов своей ос­нове должно ориентироваться на следующее положение.

Согласно современным взглядам динамика личности (ее развитие) должна анализироваться в трех планах:

• в плане освоения окружающей действительности (объекты этой действительности);

• в плане изменения опыта личности (субъектного опыта);

• в плане деятельности, одной из основных функций которой яв­ляется становление личности.

Объекты окружающей действительности определяют перечень об­разовательных областей и учебных предметов, необходимых для изуче­ния на уровне школьного образования. Собственно говоря этим опреде­ляется содержание нормативного документа — Базисного учебною плана.

Содержание образования представляет собой социальный опыт, ко­торый усваивается конкретной личностью. Преломляясь определенным образом через внутренний мир личности, освоенный социальный опыт становится субъектным. Структура такого опыта может быть представле­на следующими компонентами:

- знаниями личности (когнитивным компонентом);

- умениями и навыками (операциональным компонентом);

- опытом творческой деятельности (креативным компонентом);

- личностными смыслами, ценностными отношениями (мотивационно-ориентационным компонентом) И.Я. Лернер).

Эта структура определяет содержание образования на уровне учеб­ной дисциплины.

К сожалению существующие учебные программы в основном ори­ентированы на когнитивный и операциональный компоненты содержания образования. Однако в аспекте философии адаптивной школы на первый план должны выдвигаться мотивационно-ориентационный и креативный компоненты содержания образования. В этой связи каждому учителю важно представлять то, какое место занимает преподаваемый им учеб­ный предмет в развитии ценностных отношений учащихся. Это позволит вывести учащихся не только на философское осмысление окружающей действительности, но и обеспечит наполнение знаний личностным смыс­лом для учащихся. Именно такое знание, знание, наполненное смыслом и есть «живое» знание, по-настоящему усвоенное ребенком.

126