logo search
373072_C6144_shamova_t_i_davydenko_t_m_upravlen

Формирование содержания образования в лингвистической гимназии № 5 г. Белгорода

Стратегическая ориентация гимназии на развитие личности с глу­пой коммуникативной компетенцией определяет построение содержания образовательного процесса (воспитательного и учебного).

Образовательный процесс в школе осуществляется на основе базового образования (Базисного учебного плана), определяемого Министерством образования Российской Федерации.

В основе отбора содержания - принцип «от человека образован­ного к человеку культурному». С целью раскрытия и взращивания личностной культуры в содержании образования необходимо реализовать следующие требования:

1) введение в учебный план «личностнообразующих курсов»;

2) гуманитаризация естественнонаучного образования.

Предполагается усиление вариативной части содержания образования в 8-9-х классах, которая будет представлена курсами по выбору учащихся.

Будет обеспечена валеологизация школьного образовательного процесса. С этой целью предполагается проведение специальных исследований совместно с кафедрой валеологии Белгородского государственного университета. Планируется введение содержания валеологического образования в другие учебные предметы (физкультуру, основы безопасности и жизнедеятельности, биологию).

Доминантой языковых курсов будет формирование коммуникатив­ной культуры личности. Стратегическое положение в структуре лингвистического образования должен занимать русский язык, от уровня овладе-

131

ния которым зависит успех всего обучения. Структурирование содержания будет осуществляться в условиях реализации интеграционных про­цессов с ориентацией на понятия «слово», «текст», «контекст».

Приоритетность лингвистического образования позволяет решить одновременно ряд задач:

• освоение учащимися языка как средства постижения сущности окружающего мира, культуры своего народа;

• овладение языковой компетенцией, определяющей владение устным и письменным общением, важным в работе и общест­венной жизни;

• профессиональное самоопределение учащихся.

Для образовательной области «Языки» характерны:

• общая цель обучения — создание условий для формирования коммуникативной компетенции ученика;

• наличие универсальных психолингвистических и дидактических закономерностей процесса изучения языков:

• наличие универсальной системы европейских и других групп языков.

Содержание образования в этой области последовательно разворачивается на трех уровнях:

1) на уровне учебного плана;

2) на уровне учебных дисциплин.

УРОВЕНЬ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Модель обучения иностранным языкам предполагает углубленно изучение двух иностранных языков, а также факультативно — третьего подразумевает очень высокий уровень овладения им. При этом основной язык служит средством обучения другим предметам на старшем этапе (математика, история, география, экономика).

Количество часов, выделяемых в учебном плане на изучение иностранных языков, должно быть не меньше 7-8 часов.

Полный курс языкового обучения по данной модели ориентирован на глубокую лингвистическую подготовку.

В качестве основной цели обучения в 1-4-х классах является развитие у младшего школьника способности к общению, формирование основ коммуникативной компетенции.

В 5—11-х классах предполагается формирование высокого уровня умений устного и письменного общения, способности гибко и эффективно пользоваться иностранным языком в разных ситуациях общения.

132

УРОВЕНЬ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН

В соответствии с принципом интеграции в гимназии применительно к содержанию образования выделено два направления: единое страноведческое образование и единое пространство обучения родному языку.

Первое направление интеграции

Особое место в этой системе должна занимать идея координации страноведческого материала в цикле гуманитарных и социальных дисциплин (прежде всего - истории, экономической географии, мировой художественной культуры). Важной частью такого интегрированного комплекса должно стать преподавание иностранных языков. Страноведческая ориентация цикла гуманитарных дисциплин позволит логично и эффективно решить задачи усиления социокультурной ориентации иноязычного образования, модернизации лексической базы и усиления мотивационного аспекта обучения иностранным языкам.

В рамках страноведческой ориентации в гимназии предполагается реализация трех уровней (1).

1 уровень - отражает содержание страноведческого материала, преподаваемого в рамках действующих курсов истории, экономической географии и МХК. Основной источник интеграции в этом случае - пря­мые межпредметные связи. В программах должны быть выделены эле­менты содержания этих курсов, имеющих страноведческий характер. Тем самым будет создана основа не только для преодоления дублирования учебного материала, но и для профильно-ориентированной координации к преподавании гуманитарных и социальных дисциплин в соответствии с задачами страноведческого образования. Кроме того, вычленение в про­грамме материалов этого уровня окажет помощь в скоординированном выборе лексики и тематики по иностранному языку.

2 уровень - предполагает осуществление интеграции между базовым образованием и дополнительными знаниями по предметам. Помимо расширения привлекаемого страноведческого материала на втором уров­не предполагается более высокое качество межпредметных связей. Воз­можно проведение занятий на основе синтеза нескольких дисциплин с изложением на иностранном языке.

3 уровень - высший уровень интеграции, связанный с введением новой учебной дисциплины, носящий интегративный характер, по имею­щий собственный предмет изучения. В этом случае имеются в виду от­дельные страноведческие курсы (1).

Второе направление интеграции содержания

В содержание работы в этом направлении включены следующие аспекты:

- устройство, функционирование и развитие языка «вообще»;

133

- многообразие, классификация языков мира; их сходство и различия;

- особые законы функционирования и развития родного языка.

Развитию ученика как языковой личности с ценностным отношением к родному языку, прежде всего, способствуют учителя русского языка и литературы. Но здесь велика роль и других предметников. Важна пре­емственность между начальной школой и последующими ступенями об­щего среднего образования.

Родной язык является средством изучения каждого учебного пред­мета, поэтому важно учитывать единые требования в оценке языковой стороны при проведении уроков в рамках различных учебных дисциплин: терминологическая точность, связность и четкость устных ответов, со­блюдение культуры речи.

Образовательный процесс в гимназии в течение 10 лет ее развития будет направлен на развитие рефлексии учащихся. Процесс образования будет более эффективным, если педагогами учитывается особая значи­мость рефлексии в развитии мышления учащихся. В этой связи фокус внимания учителя должен сместиться от получения школьниками пра­вильного ответа к пониманию того, каким образом этот ответ получен.

Такая переориентация предполагает включение в содержание со­вместного анализа с учащимися логики мышления, приведшую к тем или иным просчетам, что позволит совершенствовать мыслительный процесс ученика.

Второй вариант обоснования учебного плана может быть дан на основе описания особенностей образовательных областей. Представим далее такой вариант обоснования учебного плана на примере начальной школы № 51 г. Белгорода.