logo search
373072_C6144_shamova_t_i_davydenko_t_m_upravlen

1.4.5. Стимулирующая функция.

Общеизвестно, что генеральный путь содействия развитию лично­сти состоит в стимулировании (в том числе через предоставление воз­можностей самовыражения) внутренних источников этого развития. Фак­тически речь идет о раскрытии потенциальных возможностей ребенка и их развитии.

Значимость выполнения адаптивной школой функции стимулиро­вания определена достаточно большим диапазоном образовательных ус­тановок учащихся, отсутствием у многих из них положительной внутрен­ней мотивации обучения.

Одним из важных стимулов в образовательном процессе всегда яв­лялась ОЦЕНКА. Ученик формируется под влиянием своего набора оце­нок, который складывается как из того, что он реально получает, так и из того, о чем он мечтает. На этой основе у каждого школьника появляется свое представление об удаче и неудаче, высоком и низком достижении, вырабатывается индивидуальная тактика добывания результата. А это, в свою очередь, оказывает определяющее влияние на формирование у ре­бенка образа «Я».

72

Какой же должна быть оценка результатов деятельности ученика, чтобы она не воспринималась им болезненно в случае неудачи?

При анализе концептуальных идей построения образовательного процесса в адаптивной школе мы обращали внимание на необходимость реализации ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ, позволяющей определить динамику роста каждого ученика. Система оценивания, построенная на положительной обратной связи обладает следующими признаками (в формулировке А. Кушнира):

• оценка не сравнивает детей друг с другом;

• формирует у школьника ясное понимание смысла пребывания в школе, концентрированным выражением которого является ориентация на развитие;

• дает ребенку ясное представление о том, насколько произошли изменения в его знаниях, умениях и навыках;

• оценка избавлена от влияния личного отношения учителя к уче­нику, что совершенно ясно ребенку;

• оценка вплетена в контекст деятельности учителя и ученика так, что в равной степени оценивает и развитие ученика, и успеш­ность деятельности учителя;

• в процессе оценивания доминирует не контрольная, а разви­вающая функция;

• оценка в значительной степени очищена от влияния факторов, выходящих за пределы учебной ситуации: уровня общего разви­тия, социального и материального статуса родителей и т.п.;

• ведущим фактором успешности в образовательном процессе становится работоспособность;

• одаренность не конкурирует с трудозатратами, а проявляет себя в сфере социализации;

• новый тип оценки формирует мощную мотивацию саморазви­тия, самосовершенствования, мотивации достижения.

К механизмам реализации стимулирующей функции можно отнести:

• организацию диалогического взаимодействия учителя с учени­ком;

• предоставление учащимся права выбора учебных курсов, уровня трудности изучаемого материала, способа оценивания знания и др. Ситуации выбора стимулируют внутреннюю мотивацию учащихся, причастность и ответственность ученика за свои ус­пехи в учебной работе;

• предоставление всем учащимся права на творческое применение знаний;

73

- мотивационную аранжировку учебного занятия, которая состоит в том, что учитель специально продумывает систему мето­дов, форм, средств обучения с целью поддержки устойчив' и мотивации в ходе урока;

- стимулирование самопознания школьников и подведение их к построению индивидуальных программ саморазвития. Этот механизм предполагает: расширение в школе предметов, связанных с человекознанием; помощь ученикам в осознании того, на каком этапе развития они в данный момент находятся; обучена школьников умениям самоанализа; создание условий для развития рефлексивных способностей учащихся.

1.4.6. Пропедевтическая функция.

Эта функция наряду со стимулирующей является одной из oсновных в деятельности адаптивной школы.

Реализация пропедевтической функции связана с осуществлением педагогической поддержки ребенка в образовательном процессе.

Что же дает нам основание для такого утверждения?

Прежде всего, понимание сущности педагогической ПОДДЕРЖКИ, которая рассматривается как особая сфера деятельности в образовании, направленная на самостановление ребенка как индивидуальности и представляющая процесс совместного определения со школьником eго собственных интересов и путей преодоления проблем, мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в различных сферах (3). Причем речь идет о создании такой системы педагогической поддержки, которая способна оперативно реагировать на преграды, возникающие на пути развития ребенка - прогнозировать их появление и осуществлять возможное опережение.

В рамках этой функции предполагается выявление и ранжирование проблем, возникающих у школьников в процессе образования, определе­ние возможных причин их появления, определение системы мер по их предупреждению и, соответственно, реализацию этих мер.

Иными словами, на организационном уровне осуществление про­педевтической функции заключается в разработке на основе собранной информации системы мер, предотвращающих развитие негативных про­цессов и тенденций, ослабляющих их влияние на личность, образователь­ный процесс в школе, функционирование школьных микроколлективов.

74

В настоящее время школа потенциально имеет разнообразные механизмы реализации пропедевтической функции. К ним относятся:

• структурирование содержания учебного материала с учетом не только уровней усвоения учащимися знаний, но и индивидуаль­ных способов проработки школьниками учебного материала;

• выбор учителем образовательных технологий с учетом своих особенностей и индивидуальных возможностей школьников, прежде всего доминирующего вида мышления;

• создание ситуаций взаимного обучения;

• обеспечение дозированной педагогической помощи учащимся на уроках;

• систематическое инициирование и активизация рефлексии уча­щихся практически на всех этапах урока, что позволит выявлять различные затруднения учащихся задолго до их появления;

• создание и развитие служб поддержки на внутришкольном уровне: психологической, медицинской, службы семьи, соци­альной работы и др.