logo search
373072_C6144_shamova_t_i_davydenko_t_m_upravlen

2.5.4. Конструирование учебного занятия. Опорная карта для конструирования учебного занятия.

Процесс конструирования учебного занятия в общем виде можно представить как установление разнообразных связей между этапами в структуре учебного занятия (связи по вертикали) и связей внутри каждого этапа в соответствии с дидактическим пятиугольником (связи по гори­зонтали) (рис.2).

Рис. 2. Вертикальные и горизонтальные связи внутри учебного занятия

Дадим характеристику каждого этапа, оговорившись о том, что при этом мы не выделяем отдельно деятельность учащихся, так как она опре­деляется не только образовательной задачей, но и конкретным содержа­нием занятия.

Этапы урока прекрасно описаны Ю.А. Конаржевским в книге «Анализ урока» (М., 1999). Однако мы сочли возможным, воспользовав­шись логикой описания Ю.А. Конаржевского, представить дополни­тельные характеристики этапов, обусловленные философией адаптивной школы и, прежде всего, гуманитарно-культурологическим и личностно-деятельностным подходами к образовательному процессу.

Напомним, что мы выделяем 13 макроэтапов учебного занятия, комбинируя которые в соответствии с логикой того или иного занятия можно получить разнообразные варианты макроструктур.

186

Каждый этап рассмотрим далее в соответствии со следующими параметрами:

• образовательные задачи макроэтапа;

• содержание этапа учебного занятия;

• показатели выполнения образовательных задач этапа;

• условия выполнения образовательных задач;

• возможные педагогические техники, позволяющие решать обра­зовательные задачи этапа.

Предварительно отметим, что мы намеренно в образовательных за­дачах каждого из выделенных макроэтапов не фиксируем цели, связан­ные с развитием у школьников интеллектуальной, коммуникативной, ис­следовательской культур, а также культуры самоуправления. Дело в том, что эти цели необходимо реализовывать практически на каждом этапе учебного занятия, поэтому специфика реализация этих целей будет про­демонстрирована нами на примерах конкретных учебных занятий.