logo search
373072_C6144_shamova_t_i_davydenko_t_m_upravlen

2.5.3. Линейная и разветвленная макроструктура учебного занятия.

В теории и практике учебного занятия центральным является вопрос о его структуре, под которой имеется в виду логическое взаиморасположение и связь элементов, обеспечивающих основное качество урока (и других форм учебного занятия) как системы - его целостность.

Как относиться к необходимости вычленения структуры учебного занятия? Ведь неслучайно раздаются суждения:

- урок не должен иметь определенной структуры, ибо она тормозит творческую работу учителя;

- каждое учебное занятие имеет только ему присущую структуру и т. п.

Борясь с тенденцией к стандарту в построении учебного занятия, многие теоретики и практики высказываются против изучения структуры учебного занятия.

В этой ситуации весьма уместны слова известного отечественного дидакта М.А. Данилова: «...в бесконечном потоке множества уроков можно подметить известную повторяемость и выключить структуры уроков, встречающиеся чаще других».

Для исследования структуры учебного занятия необходимо отве­тить на следующие вопросы: что является его структурным элементом, какие доминируют связи между ними, как логически могут располагаться элементы в учебном занятии?

Что же лежит в основе выделения этапов учебного занятия?

Содержательной основой выделения этапов учебного занятия явля­ется, как отмечалось уже ранее, логика процесса усвоения знаний:

- восприятие;

- осмысление;

176

- запоминание;

- применение;

- обобщение;

- рефлексия.

Введение рефлексии обусловлено ее важностью именно с точки прения построения личностно-ориентированного учебного занятия, по­скольку она является одним из важнейших механизмов саморазвития личности. Постоянное активизация рефлексии учащихся в процессе учеб­ных занятий позволяет ребенку переосмысливать свой субъектный опыт: личностные смыслы, ценностные отношения, действия, знания.

Рассмотренный подход дает нам основание выделить возможный максимальный набор этапов учебного занятия, образующих его макро­структура

1 - организационный этап;

2 - этап проверки домашнего задания;

3 - этап актуализации субъектного опыта учащихся;

4 - этап изучения новых знаний и способов деятельности;

5 - этап первичной проверки понимания изученного;

6 - этап закрепления изученного;

7 - этап применения изученного;

8 - этап обобщения и систематизации;

9 - этап контроля и самоконтроля;

10 - этап коррекции;

11 - этап информации о домашнем задании;

12 - этапов подведения итогов учебного занятия;

13 - рефлексия.

Все рассмотренные этапы учебного занятия в основном охватыва­ют логику усвоения учащимися знаний.