logo search
373072_C6144_shamova_t_i_davydenko_t_m_upravlen

Структура процесса усвоения Восприятие Осмысление Запоминание Применение Обобщение

Напомним читателю содержание каждого звена усвоения и опреде­лим задачи учителя, решение которых обеспечивает эффективное проте­кание каждого звена.

170

Восприятие предполагает отражение в сознании человека от­дельных свойств предметов и явлений, действующих в этот момент на органы чувств.

Восприятие предполагает сосредоточенность внимания учащихся на познавательном объекте. В восприятии важное значение имеет субъектный опыт школьников.

Педагогические задачи учителя:

- актуализировать субъектный опыт учащихся;

- новый материал давать законченными в смысловом отношении частями-блоками;

- в новом материале обратить внимание учащихся на самое главное (выделить главное);

- повторить содержание основного блока.

Осмысление - предполагает понимание учащимися изучаемого содержания учебного материала.

В процессе осмысления устанавливаются разнообразные связи между ранее изученным материалом и новым, выясняются причины изучаемых событий, мотивы отдельных поступков литературных героев и др.

Педагогические задачи учителя:

- проанализировать с учащимися воспринятое;

- выделить алгоритм - строгую логическую последовательность дейст­вий в определении сути изучаемого;

- дать возможность учащимся сформулировать существенные признаки нового самостоятельно с учетом ориентации на определенные содержательные признаки;

- содействовать развитию у школьников умений анализировать, синтезировать, сравнивать, выделять главное в познавательных объектах;

- провести рефлексию познавательных действий школьников.

Запоминание - предполагает сохранение знаний в памяти уча­щихся.

Известно, что можно понять то или иное явление, но через некото­рое время уже испытывать затруднения в его объяснении. Поэтому так необходимо запоминание.

Педагогические задачи учителя:

- выяснить, что учащиеся еще не поняли;

- выявить имеющиеся пробелы в знаниях учащихся и организовать деятельность по их устранению;

- определить, что учащиеся должны запомнить;

- организовать деятельность учащихся, направленную на поиск своих примеров, комментирующих сущность изучаемого материала;

171

- выявить индивидуальные способы запоминания учащимися информации.

Применение - предполагает овладение школьниками умениями применять знания на практике.

Педагогические задачи учителя:

- определить систему упражнений и заданий на применение учащимися полученных знаний в разнообразных ситуациях;

- обеспечить постепенное нарастание сложности в выполнении упраж­нений и заданий;

- использовать разнообразные индивидуальные дидактические карточ­ки, обеспечивающие работу учащихся с разными познавательными стилями.

Обобщение и систематизация - предполагает сведение изучен­ного в единую систему.

Педагогические задачи:

- связать полученные ранее знания с новым учебным материалом:

- обеспечить формулирование учащимися философских выводов;

- использовать классификационные и систематизирующие схемы и таблицы;

- инициировать рефлексию учащихся по поводу своей деятельности и своего субъектного опыта.

Итак, типологию учебных занятий можно построить, исходя из ло­гики процесса усвоения знаний (схема 10).

Почему мы все-таки в определении типологии учебных занятии идем от структуры процесса усвоения учащимися знаний? Ведь с позиции философии адаптивной школы на первое место выдвигаются учебные возможности ребенка, его субъектный опыт. Скорее всего, это обосновы­вается тем, что основная цель учителя состоит в «окультуровании» и «онаучениваиии» субъектного опыта, в соответствии со специфиче­ским содержанием той или иной науки, зафиксированной определен­ной школьной учебной дисциплиной. А это, конечно же, оставляет и качестве важной задачи (приоритет, безусловно, отдается раскрытию, реализации и развитию личностного потенциала учащихся в процессе овладения содержанием того или иного учебного предмета) организацию деятельности учащихся по усвоению научных знаний. Главное при этом состоит в том, чтобы учитель не вводил научное содержание без выявле­ния структуры и содержания субъектного опыта школьников, прежде все­го, их личностных смыслов.

172

Схема 10

Обоснование типологии учебных занятий

Осмысление

Запоминание

Применение

Обобщение