logo search
373072_C6144_shamova_t_i_davydenko_t_m_upravlen

Системы действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом

Стадии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Разработка проектного за­дания

1.1. Выбор те­мы проекта

Учитель отбирает возмож­ные темы и предлагает их учащимся.

Учащиеся обсуждают и при­нимают общее решение по теме.

Учитель предлагает уча­щимся совместно отобрать тему проекта.

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсу­ждения

Учитель участвует в обсу­ждении тем, предложенных учащимися.

Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предла­гают классу для обсуждения.

1.2. Выделе­ние подтем в тем проекта

Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора

Каждый ученик выбирает се­бе подтему или предлагает новую.

Учитель принимает уча-

Учащиеся активно обсужда-

274

стие в обсуждении с уча­щимися подтем проекта

ют и предлагают варианты подтем. Каждый ученик вы­бирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль).

1.3. Формиро­вание творче­ских групп

Учитель проводит органи­зационную работу по объ­единению школьников, вы­бравших себе конкретные подтемы и виды деятель­ности

Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в ма­лые команды

1.4. Подготовка материалов к исследова­тельской рабо­те: формули­ровка вопро­сов, на кото­рые нужно от­ветить, зада­ние для ко­манд, отбор литературы

Если проект объемный, то учитель заранее разраба­тывает задания, вопросы для поисковой деятельно­сти и литературу

Отдельные учащиеся стар­ших и средних классов при­нимают участие в разработ­ке заданий. Вопросы для поиска ответа вырабатываться могут в ко­мандах с последующим об­суждением классом.

1.5. Определе­ние форм вы­ражения ито­гов проектной деятельности

Учитель принимает уча­стие в обсуждении

Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятель­ности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, лите­ратурная гостиная и т.д.

2. Разработка проекта

Учитель консультирует, ко­ординирует работу уча­щихся, стимулирует их деятельность.

Учащиеся осуществляют по­исковую деятельность

3. Оформле­ние результа­тов

Учитель консультирует, ко­ординирует работу уча­щихся, стимулирует их деятельность.

Учащиеся вначале по груп­пам, а потом во взаимодей­ствии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.

4. Презентация

Учитель организует экс­пертизу (например, при­глашает в качестве экспер­тов старших школьников или параллельный класс, родителей и др.

Докладывают о результатах своей работы

5. Рефлексия

Оценивает свою деятель­ность по педагогическому

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с уче-

275

руководству деятельно­стью детей, учитывает их оценки

том оценки других. Жела­тельна групповая рефлексия

Возможные темы учебных проектов разнообразны как и их объе­мы. Можно выделить по времени три вида учебных проектов:

- краткосрочные (2-6 часов);

- среднесрочные (12-15 часов);

- долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его анализа и т.д.

На наш взгляд, в школе должны быть разные учебные проекты. Думаем, что целесообразно было бы один проект в каждом классе делать комплексным. В школе в условиях разновозрастных коллективов можно делать 2-3 проекта за один учебный год. Что касается учебных предме­тов, то таких проектов должно быть достаточно много. Например, в шко­ле может проводиться инсценирование литературного произведения с прохождением всех стадий: разработки задания, разработки проекта, реа­лизации, презентации и рефлексии.

По истории проектное обучение может быть построено на идее создания альтернативных документов и т.п.

Критериями оценки является достижение и цели проекта, и надпредметных целей (что представляется более важным), которые обеспе­чивают проектное обучение.

Результат. Если цели проекта достигнуты, то мы можем рассчиты­вать на получение качественно нового результата, выраженного в разви­тии познавательных способностей ученика и его самостоятельности и учебно-познавательной деятельности.

Ограничения в использовании технологии:

- низкая мотивация учителей к использованию данной техноло­гии;

- низкая мотивация учащихся к участию в проекте;

- недостаточный уровень сформированности у школьников уме­ний исследовательской деятельности;

- нечеткость определения критериев оценки отслеживания ре­зультатов работы над проектом.

В связи с первым ограничением приведем несколько приемов, обеспечивающих проявление заинтересованности школьников к проекти­рованию.

276

1. Объяснение сути проектной технологии. На примерах различных проектов можно показать значимость такой работы и охарактеризовать последовательность действий разработчика проекта. При этом важно ввести расширительное понятие «проект».

2. Аннотирование перечня возможных тем проектов (не менее 10-15 тем).

Важно прокомментировать возможные результаты, ожидаемые проектные решения, провести мысленное моделирование: «А я бы сделал так…»

3. Представление вариантов выполненных проектов.

В процессе представления вариантов различных проектов необходимо познакомить учащихся с содержанием и объемом проекта, требова­ниями к его оформлению; акцентировать внимание на элементах творчества; представить сильные и слабые стороны проектов; сообщить критерии оценивания и т.п.

Приведем примеры реализации технологии проектного обучения.