logo search
373072_C6144_shamova_t_i_davydenko_t_m_upravlen

Иначе, в адаптивной школе должна быть создана определенная образовательная среда, помогающая каждому ребенку быть личностью.

Раскроем это положение.

Адаптивная школа посредством создания содержательных, орга­низационных и методических условий призвана помочь каждому ученику быть:

• субъектом собственной жизнедеятельности;

• субъектом предметной деятельности;

• субъектом деятельности общения;

• субъектом деятельности самосознания (25).

Введение в контекст рассуждений понятия «образовательная сре­да» требует его определения. Образовательная среда рассматривается на­ми как некое пространство возможностей и выборов личности. Такая сре­да позволяет учащимся ответить для себя на вопросы: «Во имя чего обу­чаться?», «Чему обучаться?», «Как обучаться?», «С кем обучаться?», «Где обучаться?». Важнейшей характеристикой образовательной среды в адаптивной школе с точки зрения взаимодействия взрослых и детей явля­ется переход от манипулирования учеником как объектом педагогическо­го воздействия к созданию условий развития ребенка как самоценной личности, субъекта образовательной деятельности.

Итак, в качестве цели адаптивной школы следует определить созда­ние образовательной среды, обеспечивающей саморазвитие каждого уче­ника. Такая среда призвана способствовать тому, чтобы ученик мог реа­лизовать себя как субъект собственной жизни, деятельности, общения и самосознания с учетом своих психофизиологических особенностей и

21

учебных возможностей. Для этого приоритетным в деятельности школы и каждого учителя должен стать ресурсный подход.