logo search
373072_C6144_shamova_t_i_davydenko_t_m_upravlen

7. «Рефлексия»

Критериями оценки результативности технологии являются: овладение учениками общеинтеллектуальными способами деятельности; развитие способности к рефлексии; развитие коммуникативной культуры школьников.

Результаты:

• коммуникативная культура школьника;

• рефлексивная культура учащихся;

• овладение интеллектуальными технологиями;

• готовность учащихся к пересмотру своих суждений в свете убе­дительных аргументов в пользу такого пересмотра.

Ограничения:

Увлечение учителями либо индивидуальной работой школьника, либо групповой работой учащихся.

Недостаточный уровень сформированности у школьников общеинтеллектуальных умений.

Большие трудовые и временные затраты учителя в процессе подготовки карточек, схем, таблиц, справочного материала для учащихся.

Рассмотрим подробнее обсуждаемую технологию на примере Мастерской

в 6-м классе, разработанной Г.Р. Маккоевой - учителем из

г. Сегежа (Карелия).

Предлагаемая вниманию читателей Мастерская представлена в Интернете. Мастерская «Смысл названия сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

315

Индукция.

Послушайте отрывок из произведения Модеста Петровича Мусоргского.

Представьте картину и предложите собственное название.

Итак, предложите свой вариант названия (учащиеся отвечают по цепочке).

М.П. Мусоргский назвал свое произведение «Рассвет над Москвой-рекой».

Самоконструкция.

Какой отрывок из сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» можно сопроводить этой музыкальной иллюстрацией? (Утреннний лес перед восходом солнца гл. 3,с.11-14). Прослушайте этот отрывок и закончите предложение пришвинским словом: «Рассвет - это ... ? («Победа» - фиксируется на доске).

Социализация.

Объединитесь в группы по четыре человека.

Объясните, как вы понимаете эти слова: «Рассвет - это победа»

Афиширование.

Представьте свой вариант объяснения от группы (выступления групп: рассвет и восход солнца - это победа природы над тьмой, холодом, смертью; света над тьмой; тепла над холодом; жизни над смертью).

Индукция.

Чем для Вас является солнце? Запишите свои ассоциации ощущения.

Социализация.

Прочитайте свои ассоциации. Если услышанное вас «заденет», покажется близким, запишите слова одноклассника в свою тетрадь.

На доске запишем только те ассоциации, которые совпали у многих детей (на доске: свет, любовь, добро, тепло, жизнь).

«Paзрыв».

Давайте посмотрим, совпадут ли наши ассоциации, наше восприятие солнца с пришвинским.

Послушайте отрывок из главы VIII и определите эти пришвинские слова: «Да, вот именно, так и есть... от солнца наследство». (На доске изображение солнца с лучами «добро», «тепло», «жизнь»).

М.М. Пришвину было важно обратить внимание читателя на значимость поэтического образа солнца. Поэтому эти существительные ассоциации он «усилил» эпитетами к слову «Солнце».

Послушайте отрывок из книги, просмотрите свои домашние записи, найдите и выпишите эпитеты к слову солнце (учащиеся находят эпитеты: великое, чистое, горячее, живительное, большое).

316

Какие слова — ассоциации какими эпитетами «усиливает» автор? (Добро – великое, большое, чистое; тепло - горячее; жизнь - живительная).

Как Вы понимаете эти слова? (В ответах детей звучат мысли: «Солнце дарит всему живому материнское тепло, жизнь», «Солнце всем равно служит», «Любовь, тепло, свет и добро дают жизнь, преобразуют, улучшают ее, а ненависть, зло, холод ее омрачают, угнетают»).

В своем дневнике М.М. Пришвин писал: «Вставая же, друг мой! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу!» Чем можно помочь солнцу? (Дети обсуждают в группах, высказывают свое мнение).

Самоконструкция.

Сгруппируйте образы произведения в соответствии с тем, как они дарят добро, помогают солнцу или проявляют зло (учащиеся работают индивидуально).

Социоконструкция.

Дети работают в группах над этим же заданием.

Социализация.

Дети обсуждают в группах, каждый высказывает свое мнение. Результат работы оформляют на листах.

Афиширование.

Листы с результатами групповой работы вывешиваются на доске для обсуждения:

Зло Добро

Ветер Солнце

Волк Собака

Слепая елань Тропа человеческая

Сосна и ель Антипыч

Митраша

Настя

Обоснуйте свою классификацию (выступления групп). Разрыв.

Почему Антипыча поместили в колонку «Добро», а Настю и Митрашу между «Добром» и «Злом»? (Антипыч уже состоялся как человек. Он нашел свою правду: суровая борьба людей за любовь. Он, лесник, оставил в наследство людям богатый, не разграбленный лес и Травку, которая научена им жить не для себя, как дикий зверь, а для человека, а Насте и Митраше всю жизнь выбирать - жить то правде Антипыча и солнца или проявлять зло).

Самоконструкция.

В название М.М. Пришвин вынес не только слово «Солнце», но и еще слово «кладовая». Подберите и запишите однокоренные слова (клад, кладовка, склад, складывать, вкладывать, укладывать...).

317

Посмотрите толкование слова в словаре.

Социоконструкция и социализация.

Смысл названия нужно искать на стыке этих двух слов. Подумайте и обсудите в группах, в чем смысл названия «Кладовая солнца»?

Попытайтесь определить прямой, переносный и символический смысл названия (прямой смысл:, кладовая солнца - образное определение торфа, собранная за много лет солнечная энергия, болото, его богатства. Переносный смысл: кладовая души человека; места, где сосредоточено все самое лучшее, ценное - любовь и добро. Символический смысл: символ человеческой деятельности прошлых поколений на пользу поколений будущих (это значение связано с образами Травки и тропы человеческой: люди должны вкладывать себя и этим утверждать человечность).

Афиширование.

Выступления групп, обсуждение.

Рaзрыв.

Первоначально сказка-быль «Кладовая солнца» называлась «Друг человека».

Почему, по вашему мнению, М.М. Пришвин отказался от этого названия? (Ответы детей, размышления, обсуждение).

Самоконструкция .

Написать гимн солнцу по выбору: «Солнце - это победа», «Солнце — это великое и чистое добро», «Солнце - это жизнь». (Письменная pабота, 15 минут).

Афиширование.

Чтение вслух учениками выполненных работ.

Рефлексия.

Выскажитесь, как Вам работалось сегодня в Мастерской, какие были удачи, что показалось трудным. Почему?

Литература

1. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии, Мурманск, 1997.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе oбpазования /Под ред. Е.С. Полат. М. 1999.

3. Окунев А. А. Как учить не уча. Спб., 1996.

4. Селевко ГК Современные образовательные технологии, М. 1998.

318

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ №34

г. БЕЛГОРОДА

(сокращенный вариант)