logo search
373072_C6144_shamova_t_i_davydenko_t_m_upravlen

8. Этап обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

Образовательные задачи

1. Обеспечить формирование у школьников целостной системы ведущих знаний учащихся.

2. Обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпред­метных знаний.

3. Создать условия для освоения фундаментальных философских идей.

Содержание этапа учебного занятия

1. Организация деятельности учащихся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений.

Показатели выполнения образовательных задач

  1. Активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части содержания в целое, классификации и систематизации знаний.

  2. Выявление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей.

205

3. Выделение мировоззренческих идей.

Условия выполнения образовательных задач

1. Построение структурно-логических обобщающих схем изученного материала.

2. Обобщение и систематизация на разных уровнях:

- понятийном;

- межпонятийном;

- тематическом;

- итоговом;

- межпредметном.

3. Выделение сквозных идей и принципов: симметрии и асимметрии, от­носительности, направленности природных процессов, соответствия, дополнительности и др.

4. Обращение к субъектному опыту школьников.

Педагогические техники, позволяющие решать образовательные задачи этапа

1. «Техника кооперации».

2. «Составление карты мыследеятельности».

3. «Моделирование».

4. «Построение «дерева» темы».

5. Построение «здания» темы.

6. «Паучок».

7. Построение блок-формулы.

8. «Мозговая атака в письменной форме».

9. «Учебные станции».

10. Задания на определение учащимися компонентов научного знания.

11. «Пересечение тем».

12. «Рефлексивная позициональная дискуссия».