logo search
373072_C6144_shamova_t_i_davydenko_t_m_upravlen

Технологическая карта по каждой параллели классов

Стержне-вые линии

Веду­щие

знания

Второ­сте­

пенные

знания

Сопут­ст-вующее

повто-рение

Трудноус-

Ваивае-мые темы

Внутри-

предмет-

ные связи

Межпред-

метные

связи

Пути

пре­одоления за­труд-­

нений

Составив такую карту, учитель четко и целостно видит все содер­жание с точки зрения особенностей и сложности его изучения.

Третий шаг - создание модульной программы, компонентами которой являются дидактическая цель и совокупность модулей модульной Программы.

- Каждой модульной программе дается название, которое отража­ет суть выбранной для нее крупной темы или раздела.

- Затем формулируется комплексная дидактическая цель на трех уровнях: значение этих знаний для духовного развития лично­сти, для жизненной практики и профессионального самоопреде­ления; знания; умения.

Четвертый шаг связан с выделением в комплексной дидактической цели интегрирующих дидактических целей - также на трех уровнях – для каждого модуля и отбором его содержания, которое представляет собой законченный блок информации, т.е. выстраивается система модулей.

Пятый шаг - градация интегрирующих дидактических целей на частные дидактические цели и формирование содержания учебных элементов, составляющих модуль.

261

В результате вырастает дерево целей: комплексная дидактическая цель - интегрирующие дидактические цели - частные цели с подобран­ным под каждую из них содержанием.

Шестой шаг - построение самого модуля.

- Построение модуля начинается всегда с формулировки интег­рирующей цели, которую на схеме обозначим как учебный эле­мент - 0.

- Затем дается задание для входного контроля, цель которого -установить готовность учащихся к работе.

- Определяются все частные дидактические цели и создаются учебные элементы, включающие в себя целевую установку, ал­горитмы действий ученика и проверочное задание для контроля и коррекции усвоения знаний и умений.

- Наполняется содержанием предпоследний элемент модуля — ре­зюме, обобщающее ход выполнения заданий.

- Составляются задания выходного контроля. Их смысл в выявле­нии степени овладения содержанием модуля.

- Продумываются структурно-логические схемы обобщения ма­териала модуля и возможные ошибки учащихся при их построе­нии.

Последовательность действий учителя при составлении модуля

При разработке модулей следует исходить из известных принципов:

- частные дидактические цели учебных элементов в своей сово­купности обеспечивают достижение интегрированной цели мо­дуля; реализация интегрированных целей всех модулей, в свою

262

очередь, приводит к комплексной дидактической цели модуль­ной программы;

- реализованная обратная связь - основа управляемости и контро­лируемости процесса усвоения знаний. При этом входной и вы­ходной контроль более жесткий, осуществляется учителем, а текущий и промежуточный (на стыке учебных элементов) - мягкий, проходит в виде само- и взаимоконтроля учащихся;

- учебный и дидактический материал излагается доступно, конкретно, выразительно, в диалоговой форме;

- при построении модуля соблюдается логика усвоения учащими­ся знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение и систематизация;

- структура модуля должна соответствовать логике учебного за­ нятия того или иного типа.

Первый шаг - определение интегрирующей цели модуля.

Второй шаг - разбиение на учебные элементы в соответствии с логикой того или иного типа учебного занятия.

Третий шаг - формулирование цели каждого учебного элемента.

Четвертый шаг-определение содержания каждого учебного элемента.

Пятый шаг формулирование рекомендаций (советов) учащимся.

Опыт показал, что наиболее удобна следующая форма учебного элемента (УЭ).

УЭ

Учебный материал

с указанием заданий

Советы учителя

Создание учебных модулей подчиняется системе требований к заданиям, к деятельности учащихся и учителя.

Задания осуществляют непрерывность внутрипредметных и межпредметных связей; дифференцированы по содержанию и уровню познавательной самостоятельности; проблемны; ориентируют на поиск про­блем и их решений; отражают механизм усвоения знаний; включают повторение изученного (составление таблиц, сравнительных характеристик и т.д.); интегрируются целью модуля.

Деятельность учащегося проходит в зоне его ближайшего развития; ориентирована на самоуправление и взаимоуправление, формирует навы­ки общения; дает возможность рационально распределять время; реали­зует рефлексивные способности ученика на каждом занятии.

Изменяется принципиально деятельность учителя. Его главная за­дача - разработать модульную программу, сами модули, а на занятии он мотивирует, организует, координирует, консультирует, контролирует, т. е., ис-

263

пользуя потенциал модульного обучения осуществляет рефлексивное управ­ление обучением.

Ограничения

1. Уровень готовности школьников к выполнению самостоятель­ной учебной деятельности.

2. Материальные возможности школы.

3. Включение в модуль очень большого объема содержания дея­тельности, что создает дефицит времени.

Введение модульной технологии в образовательный процесс нужно осуществлять постепенно. Можно сочетать традиционную классно-урочную систему (технология объяснительно-иллюстративного обуче­ния) с модульной.

Предлагаем познакомиться с одним из вариантов разработки мо­дульной программы по теме «Взаимодействие тел» (физика, 7-й класс).