logo search
373072_C6144_shamova_t_i_davydenko_t_m_upravlen

Тема: повторение изученного в 5─9-х классах

Выполнив эту работу, ты:

1) научишься работать с дополнительной литературой по предмету;

2) познакомишься с основами искусства устного публичного выступления.

Подготовь доклад по одной из тем: «Роль языка в жизни общества», «Язык как развивающее явление», «Неологизмы», «Устаревшие слова», «Стили русского литературного языка», «Почему мы так говорим».

Формы контроля: выступление на уроке, участие в проведении радиогазеты или устного журнала, оформление странички рукописного журнала.

При подготовке задания используй следующую литературу.

1. Откупщиков Ю.В. К истокам слова,

2. Григорьева Л.Т. Язык мой — друг мой.

3. Успенский Л. Слово о словах.

4. Вартаньян Э.А. Слово о словах.

5. Горбачевич К.С. Нормы современного русского языка.

6. Барлас Т.Л. Русский язык. Стилистика.

7. Баранов Н.С: Русский язык. Справочные материалы.

292

В минской гимназии разработаны правила поведения учащихся на Дальтон-часе.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ДАЛЬТОН-ЧАСЕ

1. Получи Дальтон-задание по всем предметам заранее, проанализируй их и распредели по дням, по времени (какое задание, где и когда оно будет выполнено в течение 2-х недель).

2. На Дальтон-час выбери себе лабораторию, партнеров, место работы, предмет и порядок выполнения задания.

3. Работа может быть индивидуальной, парной, групповой.

4. Организуй рабочее место с хорошей освещенностью, с минимумом зрительных и звуковых раздражителей, необходимыми средствами обучения и начинай работать.

5. Вчитайся в задание, определи его цели. Работай интенсивно и незави­симо. Выполняй Дальтон-задание в удобном для себя темпе.

6. Будь настойчивым. Не позволяй мелочам отвлекать тебя.

7. Работай сейчас. Береги время. Ничего не откладывай на потом.

8. Можно пойти работать в библиотеку, но только с разрешения учителя или классного руководителя, для этого надо иметь карточку - допуск с указанием нужных книг.

9. Не допускай более 2-х переходов за урок из лаборатории в лаборато­рию (библиотеку).

10. Если непонятно, спрашивай у учителя, у товарищей, ищи в книгах, памятках. Используй взаимное с товарищем репетиторство. Спраши­вай у одноклассников, объясняй им сам. Думайте вместе! Объясняя материал или решение кому-то, ты сам лучше его поймешь.

11. Записи по каждому предмету веди отдельно. Перепроверяй себя. Для записей можно использовать различные цвета.

12. Держи словарь или книгу по грамматике под рукой и пользуйся ими, как только в чем-то не уверен. Пользуйся справочниками и энцикло­педиями.

13. Изучай себя. Делай акцент на положительном. Определи, на чем спотыкаешься, и реши, как этого избежать в следующий раз.

14. Учись на ошибках. Получив проверенную работу, не смотри только на отметку. Пройдись по каждому заданию, повтори, что знаешь, и обрати внимание, где надо приложить больше усилий.

15. Старайся выполненные задания сдавать по мере их выполнения до указанного учителем срока.

16. Помни, что от учителя ученик на Дальтон-часе получает только консультацию, подсказку, где найти ответ и т.п., но не готовый от­вет.

293

17. Некоторые задания или упражнения можно выполнить дома. Важно выполнить их хорошо, вовремя и самостоятельно.

18. При возникновении серьезных проблем, обращайся к классному ру­ководителю. Не выбрасывай собственный план (расписание) выпол­нения Дальтон-заданий в эти две недели. Планируя следующие две недели, ты сможешь кое-что улучшить.

19. Перед тем, как сдавать выполненное задание, посмотри еще раз, ка­кие цели оно преследовало. Проанализируй, достиг ли ты их.

20. Контрольное (тестовое) задание выполняется только индивидуально!!!

21. Используй индивидуальный контрольный лист или карту самооценки.

ДОРОГОЙ ДРУГ! ДАЛЬТОН-ЧАС - это час серьезной самостоя­тельной работы в условиях СВОБОДЫ ВЫБОРА места, предмета, темы, партнера, источников знаний и т.п.

Воспользуйся разумно предоставленной СВОБОДОЙ и ДОВЕРИ­ЕМ!!! Учись САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ! СОТРУДНИЧАЙ с коллегами! Будь ОТВЕТСТВЕННЫМ за результаты своей учебно-познавательной деятельности!

Предлагай, как лучше организовать работу по Дальтону-плану и как лучше составить Дальтон-задание.

УЧИСЬ УЧИТЬСЯ! УСПЕХОВ ТЕБЕ!

Другой формой проведения занятий является Дальтон-день. И этот день ставятся учебные занятия по предметам, на которых использу­ется Дальтон-технология. Содержательной основой их проведения также являются задания, которые заранее даются учащимся. Непосредственно в Дальтон-день учащиеся могут работать над заданиями или отчитываться за их выполнение перед учителем.

Приведем далее пример Дальтон-дня из опыта работы Минской гимназии № 3.

ДАЛЬТОН-ДЕНЬ

Предметы: русский язык, математика, человек и мир.

Уровень: 2 класс.

Период: 27 ноября - 2 декабря.

Тема по русскому языку: звонкие и глухие согласные в конце и середине слова, стоящие в слабой позиции.

Тема по математике: круглые двузначные числа и действия с ними.

Тема по курсу «Человек и мир»: человек и общество.

294

МАТЕМАТИКА

Задание 1

Набрать сумму 100 тремя или четырьмя слагаемыми, проходя через трое или четверо ворот (6 баллов)

Составить и записать примеры:

..+...+ +..=100

Задание 2

Для украшения новогодней елки мама купила 10 шаров и 15 дру­гих стеклянных игрушек. Стали вешать игрушки на елку. 3 игруш­ки разбились. Сколько игрушек повесили на елку?

Решить задачу тремя способами (5 бал­

лов}.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Задание 1

Столб, столбы, сады, утюг, груз, этаж, этажи, голубь, мороз, под­ружка, ширина, грядка, пичужка, дорожка, сладкий, завтра.

1. Прочитать внимательно слова.

2. Подчеркнуть те буквы, которые при письме надо проверять

(4 балла).

Задание 2

Зима, мороз, сугроб, снеговик, нос, морковь, крепость, снежки.

1. Составь небольшой текст, используя эти слова.

2. Пользуйся орфографическим слова­рем.

3. Напиши заглавие (6 баллов).

ЧЕЛОВЕК И МИР

Задание 1

Смелость, уверенность, находчи­вость, приветливость,, доброта, вежливость, отзывчивость, любо­знательность, наблюдатель­ность, внимательность, трудолю­бие, настойчивость, аккурат­ность, честность, терпеливость.

1. Подчеркнуть синим цветом те качества человека, которые ты особенно ценишь в людях.

2. Подчеркнуть зеленым цветом только 5 самых важных твоих качеств (5 баллов).

Задание 2

Мне нравиться заниматься ........

295

Мне хочется научиться .............

Пока я еще не умею .................

Я учусь ...................................

Составь рассказ о себе, закончив предложения (5 баллов)

А в опыте школы № 30 г. Магадана используется Дальтон-неделя, в которой принимают участие учителя физики, географии и информатики. Приведем пример организации такой Дальтон-недели в 10-м классе.

ДАЛЬТОН-НЕДЕЛЯ

Задания учащимся давались с учетом количества недельных часов на изучение учебного предмета, четко определялись цели, которые школьники должны достичь в течение отведенного времени. Так, учителем физики по теме «Молекулярно-кинетическая теория» ставились сле­дующие цели:

• систематизировать знания по следующим вопросам: «Основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытное обоснование», «Основное уравнение молекулярно-кинетической теории», «Температура - мера средней кинетической энергии»;

• закрепить навыки решения экспериментальных качественные графических задач;

• овладеть умениями рационально распределять время;

• закрепить умения работать с учебной, и научно-популярной литературой, а также исследовательские умения.

Примеры заданий для учащихся 10 класса

Задания первого уровня

1. Напишите главу для учебника 7 класса «Температура в жизни челове­ка и животных».

Используйте для этого научно-популярную литературу. Определите, какие сведения являются наиболее важными. Составьте план.

Текст не должен быть очень большим (2-3 страницы). Он должен содержать интересные, доступные сведения. Обратите внимание на построение предложений.

2. Объясните изменение уровня жидкости в коленах водяного манометра при опускании перевернутой воронки в банку с водой.

Оборудование: манометр, соединенный резиновой трубкой с бытовой воронкой, стеклянная банка с подкрашенной водой.

296

- Отчет о наблюдениях оформляйте, используя материал спец­курса.

3. Решите качественные задачи:

А) Иногда из бутылки, наполненной газированной водой, вылетает пробка, если бутылка поставлена в теплое место. Почему?

Б) Пустую консервную банку опускают в воду вверх дном на такую глубину, чтобы банка была в состоянии равновесия. Является ли оно устойчивым? Течение воды отсутствует. Температура воды остается неизменной.

4. Заполните таблицу: ____ ______

Назва­ние за­кона

Исто­рия от­крытия

Назва­ние процес­са

Какие величины

являются

постоян­ными?

Урав­нение

зако­на

График

Возмож-ные форму­лировки

закона

- Пользуйтесь записями в тетради, учебником по физике для 10 класса.

5. Выполните следующие задания:

- упражнения № 3(1), (4), (6) (учебник);

- задачи № 506, 508, 527 (Рымкевич).

Задания второго уровня

1. Пользуясь обобщенным планом, составьте рассказ на тему «Темпера­тура — физическая величина».

Обратите внимание на пункт «Способ измерения физической величины».

Используйте разные учебники, справочники.

2. Пронаблюдайте (а по возможности и выполните), а затем объясните с точки зрения МКТ все операции по установке медицинских банок на теле человека.

Повторите определения: МКТ, основные положения МКТ, идеальный газ, давление газа, основное уравнение МКТ.

3. В кастрюле с водой плавает пробирка, в которой налита вода. Поставьте кастрюлю на нагреватель. Закипит ли вода в пробирке при кипении воды в кастрюле? Изменится ли наблюдаемое явление, если в пробирку с водой добавить соли?

- Опыт можно проводить дома. Пробирку закажите у лаборанта. Соблюдайте правила по техники безопасности, инструкции №...

297

4. Решите следующие задачи из сборника Рымкевича: №№ 514, 515, 525, 534, 535, 527.

Задания третьего уровня

1. В настоящее время для изучения программного материала учащимся предлагают несколько учебников, справочные пособия. В каждом из них автор предлагает свой вариант одних и тех же законов, вывод одних и тех же формул. Попробуйте написать один параграф «Температура - мера средней кинетической энергии» нового учебника, автором которого являетесь вы.

- Параграф учебника должен быть лаконичен, доступен, содержать интересные, полезные сведения для учащихся.

- Сравните указанные материалы в разных учебниках.

2. Используя указанное оборудование, рассчитайте температуру нагретой воды.

- Оборудование: запаянная с одного конца стеклянная трубка диаметром 4-5 мм и длиной около 300 мм, линейка миллиметровая, 2 мензурки с водой комнатной температуры и нагретой до 60 градусов, термометр с пределом измерения 40-50 градусов Цельсия, кусок резины.

- Для решения задачи рассмотрите два случая: запаянный конец трубки находится вверху и внизу.

- Используйте закон Гей-Люссака.

- Оформите ответ как задачу (дано, чертеж, решение).

3. При нагревании газа получена зависимость давления от абсолютной температуры. Определите, сжимался или расширялся газ во время нагревания.

Р

2

1

0 Т

Определите, какой процесс происходил с газом. Подумайте над аргументацией вашего решения.

4. Решите следующие задачи:

А) Упражнение 3 (3) (учебник Мякишева).

298

Б) Какую часть газа выпустили из баллона, если давление в нем упало в три раза, а абсолютная температура уменьшилась в двое по отношению к первоначальным?

В) Газ находится в сосуде под поршнем. Поместив на поршень груз массы m, его объем изометрически уменьшился в k1 раз. Груз какой массы mх следует дополнительно положить на поршень, чтобы объем газа изометрически уменьшился еще в k2 раз?

Г) Запаянная с одного конца стеклянная трубка длиной L=100 см расположена вертикально открытым концом вверх и до краев заполнена ртутью так, что под столбиком ртути высотой Н=50 см находится воздух. Закрыв трубку, ее переворачивают, затем снова открывают. В результате часть ртути выливается. Найти высоту оставшегося столбика ртути h, если атмосферное давле­ние ро = 760 мм рт.ст.

Поскольку в Дальтон-технологии учащимся представляется большая свобода выбора, то естественно, что она должна сочетаться с формированием у них ответственности. На первых порах дети далеко не все, получив свободу, правильно ее используют. Поэтому необходим учет результатов работы и со­четание самоконтроля учащихся с контролем учителя.

Учет выполнения заданий и их качества осуществляется и учени­ком, и учителем. У школьника имеется карточка, в которой он отмечает наполнение заданий по дням недели. Учитель имеет специальный жур­нал по классу, где записываю все, что должно быть выполнено за неделю, две недели, месяц. В некоторых школах вводятся цвета дней. О выпол­ненной работе судят по закрашенному дню. В классный журнал выставляются итоговые отметки.

Критериями оценки результативности Дальтон-технологии являются следующие:

• познавательная самостоятельность ученика;

• стратегия поведения ученика в процессе взаимодействия с дру­гими;

• уровень сформированности у школьника умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент);

Результаты Дальтон-технологии выражаются в развитии познавательной самостоятельности ученика, навыков сотрудничества, в овла­дении школьником исследовательскими умениями. Кроме того, снижается перегрузка учащихся за счет учения с интересом в условиях индивиду­ального темпа работы. Важнейшим преимуществом Дальтон-технологии является возможность личностного развития за счет обогащения соци­альным опытом других учащихся и взрослых.

299

Следует отметить и интегративный характер данной технологии ─ в ней могут быть использованы технологии полного усвоения знаний, уровневой дифференциации, коллективного способа обучения, модульная и проектная технологии.

Ограничения в использовании технологии:

• материальные условия. Например, для общения детей необходимы отдельные столы, рабочие уголки. Рядом со столом учителя - стулья для учащихся, которые ждут своей очереди к учителю. Необходимо также иметь источники информации в классе или библиотеке, открытые кабинеты с наглядными пособиями;

• организационные условия. Важным является разработка вместе с детьми определенных правил: свободное передвижение по классу, не мешая друг другу; задания и сроки выполнения должны быть поняты каждым учеником; регламентация входа и выхода из класса и т.п.;

• готовность учителя к изменению своих функций. Роль учителя заключается в том, чтобы создать условия и «охранять» процесс самостоятельности учащихся, обеспечив их безопасность; стимулировать общение и сотрудничество как в гомогенных, так и гетерогенных группах, в том числе и разновозрастных. Он должен передать часть полномочий самим учащимся, а главное - часть ответственности за обучение. Естественно, что учитель должен быть готов к переходу от фронтального обучения к работе с малыми группами и самостоятельной деятельности каждого ученика;

• недостаточная мотивация учителей, учащихся и их родителей на принятие этой технологии;

• большие трудовые и временные затраты на разработку дидактических материалов, ориентированных на самостоятельную работу школьников.

КАК ОСУЩЕСТВИТЬ ПЕРЕХОД В ШКОЛЕ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАЛЬТОН-ТЕХНОЛОГИИ?

В этом процессе главная роль принадлежит руководителям школы и, прежде всего, ее директору. Приведем далее пример управленческой деятельности директора школы № 30 г. Магадана Т.А. Исаевой.

Коллектив пошел по пути введения новой технологии через Дальтон-недели. Первая такая неделя была проведена с 16 по 31 октября 1999 г: До этого в течение 1998-99 учебного года осуществлялась мотивации учителей, изучались теоретические основы этой технологии, которая для коллектива школы была не первой инновационной технологией. В школе широко использовались технологии уровневой дифференциации, коллективного способа обучения, модульная и проектная технологии, что, несомненно, являлось важным условием успеха педагогического коллектива.

300

В школе была организована творческая группа учителей, которая готовилась к практической реаализации Дальтон-недели. План лекций, семинаров, круглых столов включает в себя следующие вопросы:

• технология Дальтон-плана;

• психология о свободе выбора учащимися содержания, средств и способов обучения;

• требования к заданиям на Дальтон-неделю;

• организация «лабораторий»;

• организация коллективных уроков;

• организация конференций;

• роль классных руководителей и родителей в организации и про­ведении Дальтон-недеели;

• круглый стол по проблемам Дальтон-недели.

Кроме этого, творческой группой были разработаны различного рода рекомендации учителям, родителям, анкеты для учащихся и учителей. Приводим далее эти материалы.