Тема: повторение изученного в 5─9-х классах
Выполнив эту работу, ты:
1) научишься работать с дополнительной литературой по предмету;
2) познакомишься с основами искусства устного публичного выступления.
Подготовь доклад по одной из тем: «Роль языка в жизни общества», «Язык как развивающее явление», «Неологизмы», «Устаревшие слова», «Стили русского литературного языка», «Почему мы так говорим».
Формы контроля: выступление на уроке, участие в проведении радиогазеты или устного журнала, оформление странички рукописного журнала.
При подготовке задания используй следующую литературу.
1. Откупщиков Ю.В. К истокам слова,
2. Григорьева Л.Т. Язык мой — друг мой.
3. Успенский Л. Слово о словах.
4. Вартаньян Э.А. Слово о словах.
5. Горбачевич К.С. Нормы современного русского языка.
6. Барлас Т.Л. Русский язык. Стилистика.
7. Баранов Н.С: Русский язык. Справочные материалы.
292
В минской гимназии разработаны правила поведения учащихся на Дальтон-часе.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ДАЛЬТОН-ЧАСЕ
1. Получи Дальтон-задание по всем предметам заранее, проанализируй их и распредели по дням, по времени (какое задание, где и когда оно будет выполнено в течение 2-х недель).
2. На Дальтон-час выбери себе лабораторию, партнеров, место работы, предмет и порядок выполнения задания.
3. Работа может быть индивидуальной, парной, групповой.
4. Организуй рабочее место с хорошей освещенностью, с минимумом зрительных и звуковых раздражителей, необходимыми средствами обучения и начинай работать.
5. Вчитайся в задание, определи его цели. Работай интенсивно и независимо. Выполняй Дальтон-задание в удобном для себя темпе.
6. Будь настойчивым. Не позволяй мелочам отвлекать тебя.
7. Работай сейчас. Береги время. Ничего не откладывай на потом.
8. Можно пойти работать в библиотеку, но только с разрешения учителя или классного руководителя, для этого надо иметь карточку - допуск с указанием нужных книг.
9. Не допускай более 2-х переходов за урок из лаборатории в лабораторию (библиотеку).
10. Если непонятно, спрашивай у учителя, у товарищей, ищи в книгах, памятках. Используй взаимное с товарищем репетиторство. Спрашивай у одноклассников, объясняй им сам. Думайте вместе! Объясняя материал или решение кому-то, ты сам лучше его поймешь.
11. Записи по каждому предмету веди отдельно. Перепроверяй себя. Для записей можно использовать различные цвета.
12. Держи словарь или книгу по грамматике под рукой и пользуйся ими, как только в чем-то не уверен. Пользуйся справочниками и энциклопедиями.
13. Изучай себя. Делай акцент на положительном. Определи, на чем спотыкаешься, и реши, как этого избежать в следующий раз.
14. Учись на ошибках. Получив проверенную работу, не смотри только на отметку. Пройдись по каждому заданию, повтори, что знаешь, и обрати внимание, где надо приложить больше усилий.
15. Старайся выполненные задания сдавать по мере их выполнения до указанного учителем срока.
16. Помни, что от учителя ученик на Дальтон-часе получает только консультацию, подсказку, где найти ответ и т.п., но не готовый ответ.
293
17. Некоторые задания или упражнения можно выполнить дома. Важно выполнить их хорошо, вовремя и самостоятельно.
18. При возникновении серьезных проблем, обращайся к классному руководителю. Не выбрасывай собственный план (расписание) выполнения Дальтон-заданий в эти две недели. Планируя следующие две недели, ты сможешь кое-что улучшить.
19. Перед тем, как сдавать выполненное задание, посмотри еще раз, какие цели оно преследовало. Проанализируй, достиг ли ты их.
20. Контрольное (тестовое) задание выполняется только индивидуально!!!
21. Используй индивидуальный контрольный лист или карту самооценки.
ДОРОГОЙ ДРУГ! ДАЛЬТОН-ЧАС - это час серьезной самостоятельной работы в условиях СВОБОДЫ ВЫБОРА места, предмета, темы, партнера, источников знаний и т.п.
Воспользуйся разумно предоставленной СВОБОДОЙ и ДОВЕРИЕМ!!! Учись САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ! СОТРУДНИЧАЙ с коллегами! Будь ОТВЕТСТВЕННЫМ за результаты своей учебно-познавательной деятельности!
Предлагай, как лучше организовать работу по Дальтону-плану и как лучше составить Дальтон-задание.
УЧИСЬ УЧИТЬСЯ! УСПЕХОВ ТЕБЕ!
Другой формой проведения занятий является Дальтон-день. И этот день ставятся учебные занятия по предметам, на которых используется Дальтон-технология. Содержательной основой их проведения также являются задания, которые заранее даются учащимся. Непосредственно в Дальтон-день учащиеся могут работать над заданиями или отчитываться за их выполнение перед учителем.
Приведем далее пример Дальтон-дня из опыта работы Минской гимназии № 3.
ДАЛЬТОН-ДЕНЬ
Предметы: русский язык, математика, человек и мир.
Уровень: 2 класс.
Период: 27 ноября - 2 декабря.
Тема по русскому языку: звонкие и глухие согласные в конце и середине слова, стоящие в слабой позиции.
Тема по математике: круглые двузначные числа и действия с ними.
Тема по курсу «Человек и мир»: человек и общество.
294
МАТЕМАТИКА | ||
Задание 1 | Набрать сумму 100 тремя или четырьмя слагаемыми, проходя через трое или четверо ворот (6 баллов) | |
Составить и записать примеры: ..+...+ +..=100 | ||
Задание 2 Для украшения новогодней елки мама купила 10 шаров и 15 других стеклянных игрушек. Стали вешать игрушки на елку. 3 игрушки разбились. Сколько игрушек повесили на елку? | Решить задачу тремя способами (5 бал | |
лов}. | ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
РУССКИЙ ЯЗЫК | ||
Задание 1 Столб, столбы, сады, утюг, груз, этаж, этажи, голубь, мороз, подружка, ширина, грядка, пичужка, дорожка, сладкий, завтра. | 1. Прочитать внимательно слова. 2. Подчеркнуть те буквы, которые при письме надо проверять (4 балла). | |
Задание 2 Зима, мороз, сугроб, снеговик, нос, морковь, крепость, снежки. | 1. Составь небольшой текст, используя эти слова. 2. Пользуйся орфографическим словарем. 3. Напиши заглавие (6 баллов). | |
| ||
| ||
| ||
| ||
ЧЕЛОВЕК И МИР | ||
Задание 1 Смелость, уверенность, находчивость, приветливость,, доброта, вежливость, отзывчивость, любознательность, наблюдательность, внимательность, трудолюбие, настойчивость, аккуратность, честность, терпеливость. | 1. Подчеркнуть синим цветом те качества человека, которые ты особенно ценишь в людях. 2. Подчеркнуть зеленым цветом только 5 самых важных твоих качеств (5 баллов). | |
Задание 2 Мне нравиться заниматься ........ |
|
295
Мне хочется научиться ............. Пока я еще не умею ................. Я учусь ................................... | Составь рассказ о себе, закончив предложения (5 баллов)
|
А в опыте школы № 30 г. Магадана используется Дальтон-неделя, в которой принимают участие учителя физики, географии и информатики. Приведем пример организации такой Дальтон-недели в 10-м классе.
ДАЛЬТОН-НЕДЕЛЯ
Задания учащимся давались с учетом количества недельных часов на изучение учебного предмета, четко определялись цели, которые школьники должны достичь в течение отведенного времени. Так, учителем физики по теме «Молекулярно-кинетическая теория» ставились следующие цели:
• систематизировать знания по следующим вопросам: «Основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытное обоснование», «Основное уравнение молекулярно-кинетической теории», «Температура - мера средней кинетической энергии»;
• закрепить навыки решения экспериментальных качественные графических задач;
• овладеть умениями рационально распределять время;
• закрепить умения работать с учебной, и научно-популярной литературой, а также исследовательские умения.
Примеры заданий для учащихся 10 класса
Задания первого уровня
1. Напишите главу для учебника 7 класса «Температура в жизни человека и животных».
• Используйте для этого научно-популярную литературу. Определите, какие сведения являются наиболее важными. Составьте план.
• Текст не должен быть очень большим (2-3 страницы). Он должен содержать интересные, доступные сведения. Обратите внимание на построение предложений.
2. Объясните изменение уровня жидкости в коленах водяного манометра при опускании перевернутой воронки в банку с водой.
• Оборудование: манометр, соединенный резиновой трубкой с бытовой воронкой, стеклянная банка с подкрашенной водой.
296
- Отчет о наблюдениях оформляйте, используя материал спецкурса.
3. Решите качественные задачи:
А) Иногда из бутылки, наполненной газированной водой, вылетает пробка, если бутылка поставлена в теплое место. Почему?
Б) Пустую консервную банку опускают в воду вверх дном на такую глубину, чтобы банка была в состоянии равновесия. Является ли оно устойчивым? Течение воды отсутствует. Температура воды остается неизменной.
4. Заполните таблицу: ____ ______
№
| Название закона
| История открытия
| Название процесса
| Какие величины являются постоянными? | Уравнение закона | График
| Возмож-ные формулировки закона |
|
|
|
|
|
|
|
|
- Пользуйтесь записями в тетради, учебником по физике для 10 класса.
5. Выполните следующие задания:
- упражнения № 3(1), (4), (6) (учебник);
- задачи № 506, 508, 527 (Рымкевич).
Задания второго уровня
1. Пользуясь обобщенным планом, составьте рассказ на тему «Температура — физическая величина».
— Обратите внимание на пункт «Способ измерения физической величины».
— Используйте разные учебники, справочники.
2. Пронаблюдайте (а по возможности и выполните), а затем объясните с точки зрения МКТ все операции по установке медицинских банок на теле человека.
— Повторите определения: МКТ, основные положения МКТ, идеальный газ, давление газа, основное уравнение МКТ.
3. В кастрюле с водой плавает пробирка, в которой налита вода. Поставьте кастрюлю на нагреватель. Закипит ли вода в пробирке при кипении воды в кастрюле? Изменится ли наблюдаемое явление, если в пробирку с водой добавить соли?
- Опыт можно проводить дома. Пробирку закажите у лаборанта. Соблюдайте правила по техники безопасности, инструкции №...
297
4. Решите следующие задачи из сборника Рымкевича: №№ 514, 515, 525, 534, 535, 527.
Задания третьего уровня
1. В настоящее время для изучения программного материала учащимся предлагают несколько учебников, справочные пособия. В каждом из них автор предлагает свой вариант одних и тех же законов, вывод одних и тех же формул. Попробуйте написать один параграф «Температура - мера средней кинетической энергии» нового учебника, автором которого являетесь вы.
- Параграф учебника должен быть лаконичен, доступен, содержать интересные, полезные сведения для учащихся.
- Сравните указанные материалы в разных учебниках.
2. Используя указанное оборудование, рассчитайте температуру нагретой воды.
- Оборудование: запаянная с одного конца стеклянная трубка диаметром 4-5 мм и длиной около 300 мм, линейка миллиметровая, 2 мензурки с водой комнатной температуры и нагретой до 60 градусов, термометр с пределом измерения 40-50 градусов Цельсия, кусок резины.
- Для решения задачи рассмотрите два случая: запаянный конец трубки находится вверху и внизу.
- Используйте закон Гей-Люссака.
- Оформите ответ как задачу (дано, чертеж, решение).
3. При нагревании газа получена зависимость давления от абсолютной температуры. Определите, сжимался или расширялся газ во время нагревания.
Р
2
1
0 Т
— Определите, какой процесс происходил с газом. Подумайте над аргументацией вашего решения.
4. Решите следующие задачи:
А) Упражнение 3 (3) (учебник Мякишева).
298
Б) Какую часть газа выпустили из баллона, если давление в нем упало в три раза, а абсолютная температура уменьшилась в двое по отношению к первоначальным?
В) Газ находится в сосуде под поршнем. Поместив на поршень груз массы m, его объем изометрически уменьшился в k1 раз. Груз какой массы mх следует дополнительно положить на поршень, чтобы объем газа изометрически уменьшился еще в k2 раз?
Г) Запаянная с одного конца стеклянная трубка длиной L=100 см расположена вертикально открытым концом вверх и до краев заполнена ртутью так, что под столбиком ртути высотой Н=50 см находится воздух. Закрыв трубку, ее переворачивают, затем снова открывают. В результате часть ртути выливается. Найти высоту оставшегося столбика ртути h, если атмосферное давление ро = 760 мм рт.ст.
Поскольку в Дальтон-технологии учащимся представляется большая свобода выбора, то естественно, что она должна сочетаться с формированием у них ответственности. На первых порах дети далеко не все, получив свободу, правильно ее используют. Поэтому необходим учет результатов работы и сочетание самоконтроля учащихся с контролем учителя.
Учет выполнения заданий и их качества осуществляется и учеником, и учителем. У школьника имеется карточка, в которой он отмечает наполнение заданий по дням недели. Учитель имеет специальный журнал по классу, где записываю все, что должно быть выполнено за неделю, две недели, месяц. В некоторых школах вводятся цвета дней. О выполненной работе судят по закрашенному дню. В классный журнал выставляются итоговые отметки.
Критериями оценки результативности Дальтон-технологии являются следующие:
• познавательная самостоятельность ученика;
• стратегия поведения ученика в процессе взаимодействия с другими;
• уровень сформированности у школьника умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент);
Результаты Дальтон-технологии выражаются в развитии познавательной самостоятельности ученика, навыков сотрудничества, в овладении школьником исследовательскими умениями. Кроме того, снижается перегрузка учащихся за счет учения с интересом в условиях индивидуального темпа работы. Важнейшим преимуществом Дальтон-технологии является возможность личностного развития за счет обогащения социальным опытом других учащихся и взрослых.
299
Следует отметить и интегративный характер данной технологии ─ в ней могут быть использованы технологии полного усвоения знаний, уровневой дифференциации, коллективного способа обучения, модульная и проектная технологии.
Ограничения в использовании технологии:
• материальные условия. Например, для общения детей необходимы отдельные столы, рабочие уголки. Рядом со столом учителя - стулья для учащихся, которые ждут своей очереди к учителю. Необходимо также иметь источники информации в классе или библиотеке, открытые кабинеты с наглядными пособиями;
• организационные условия. Важным является разработка вместе с детьми определенных правил: свободное передвижение по классу, не мешая друг другу; задания и сроки выполнения должны быть поняты каждым учеником; регламентация входа и выхода из класса и т.п.;
• готовность учителя к изменению своих функций. Роль учителя заключается в том, чтобы создать условия и «охранять» процесс самостоятельности учащихся, обеспечив их безопасность; стимулировать общение и сотрудничество как в гомогенных, так и гетерогенных группах, в том числе и разновозрастных. Он должен передать часть полномочий самим учащимся, а главное - часть ответственности за обучение. Естественно, что учитель должен быть готов к переходу от фронтального обучения к работе с малыми группами и самостоятельной деятельности каждого ученика;
• недостаточная мотивация учителей, учащихся и их родителей на принятие этой технологии;
• большие трудовые и временные затраты на разработку дидактических материалов, ориентированных на самостоятельную работу школьников.
КАК ОСУЩЕСТВИТЬ ПЕРЕХОД В ШКОЛЕ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАЛЬТОН-ТЕХНОЛОГИИ?
В этом процессе главная роль принадлежит руководителям школы и, прежде всего, ее директору. Приведем далее пример управленческой деятельности директора школы № 30 г. Магадана Т.А. Исаевой.
Коллектив пошел по пути введения новой технологии через Дальтон-недели. Первая такая неделя была проведена с 16 по 31 октября 1999 г: До этого в течение 1998-99 учебного года осуществлялась мотивации учителей, изучались теоретические основы этой технологии, которая для коллектива школы была не первой инновационной технологией. В школе широко использовались технологии уровневой дифференциации, коллективного способа обучения, модульная и проектная технологии, что, несомненно, являлось важным условием успеха педагогического коллектива.
300
В школе была организована творческая группа учителей, которая готовилась к практической реаализации Дальтон-недели. План лекций, семинаров, круглых столов включает в себя следующие вопросы:
• технология Дальтон-плана;
• психология о свободе выбора учащимися содержания, средств и способов обучения;
• требования к заданиям на Дальтон-неделю;
• организация «лабораторий»;
• организация коллективных уроков;
• организация конференций;
• роль классных руководителей и родителей в организации и проведении Дальтон-недеели;
• круглый стол по проблемам Дальтон-недели.
Кроме этого, творческой группой были разработаны различного рода рекомендации учителям, родителям, анкеты для учащихся и учителей. Приводим далее эти материалы.
- Содержание
- Введение
- Проблематика книги
- Структура книги
- Глава 1. Характеристика адаптивной школы
- 1.1. Состояние современного образования
- Хенрик Ягодзиньский
- 1.1.1. Глобальные кризисы мирового сообщества и образование.
- Образование является одним из основных факторов развития «культурного человека».
- Выходы из глобальных кризисов могут быть только глобальными. Только поняв и осмыслив, как нынешние локальные проблемы завязаны в планетарные узлы, мы сможем развязать их.
- Собственно говоря, эти основы и являются целями современного образования: помочь учащимся научиться познавать, научиться жить вместе, научиться работать, научиться жить в ладу с самим собою.
- Н аучиться учиться
- Научиться работать
- П рофессионал
- Мотивация Рефлексия Действия Эмоции
- Сущность адаптивной школы
- 1.2.1. «Адаптация», «социальная адаптация», ...«адаптивная школа».
- 1.2.2. Школа для личностей.
- Иначе, в адаптивной школе должна быть создана определенная образовательная среда, помогающая каждому ребенку быть личностью.
- Ресурсный подход ориентирует на то, что в школе должен присутствовать ребенок с его возможностями и желаниями, потребностями и мотивами, радостями и тревогами, удачами и неудачами.
- 1.2.3. Вариативные модели адаптивной школы.
- 1.3. Философия адаптивной жизни
- 1.3.1. Идея синергетического подхода.
- 1. Школа характеризуется открытостью: между школой и ее окружением существуют взаимосвязи»
- Динамичность школы (школа непрерывно адаптируется к изменяющимся условиям) и сложность (школа состоит из многочисленных подсистем, также являющихся
- 3. Самоуправляемое развитие школы характеризуется
- 1.3.2. Идея гуманитарно-культурологического подхода.
- 1.3.3. Идея личностно-деятельностного подхода.
- Иначе, на первое место выдвигается личностно-смысловая сфера ребенка, механизмы образования личностного опыта (рефлексия, переживание).
- Субъектный опыт есть опыт жизнедеятельности отдельного человека, приобретаемый и реализуемый в ходе познания окружающего мира, в общении, в различных видах деятельности.
- Таким образом, педагогу важно создавать условия для того, чтобы учащиеся формулировали образовательные цели самостоятельно с учетом своих учебных возможностей.
- Для этого следует организовать такое взаимодействие в системе «учитель - ученик», в котором школьник осуществляет самоуправление учением.
- 1.3.4. Идея рефлексивного подхода.
- Развитие рефлексивной культуры личности является одной из главных идей современного образования.
- Определяющей представляется рефлексия в сфере самосознания, так как только в этом случае можно обнаружить ученика, способного к самоизменению, учащего себя (31).
- 1.3.5. Идея диалогического подхода.
- Уместная в некоторых ситуациях в области предметного обучения, манипуляция может пагубно сказаться в сфере воспитания и на межличностных отношениях учителя и учащихся.
- 1.3.6. Идея открытости образовательной среды.
- Но тогда школа должна быть открытой социально-педагогической системой
- 1.3.8. Идея приоритета положительной обратной связи.
- Речь идет не об ускорении развития, не об усиленных затратах субъектов, а об использовании всех своих возможностей.
- Необходимо оценивать изменение состояния ученика, учителя, школы.
- 1.3.9. Идея интегративности образования.
- Охарактеризованные концептуальные идеи «задают» идеальный образ адаптивной школы. Все они взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга.
- 1.4. Функции адаптивной школы Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать
- Функция - это роль, которую выполняет школа, удовлетворяя потребности личности, общества и государства.
- 1.4.1. Функция сохранения и укрепления здоровья учащихся
- Взаимосвязь концептуальных идей и функций адаптивной школы
- Поэтому система оценивания должна позволять каждому ученику фиксировать любое свое продвижение.
- 1.4.2. Ориентационная функция.
- Иными словами, эта функция предполагает помощь человеку в самоопределении, выявлении и реализации его индивидуальных возможностей.
- Ориентационная функция адаптивной школы проявляется в помощи школьнику в его жизненном, личностном и профессиональном самоопределении.
- Ориентационная функция адаптивного образовательного учреждения реализуется и в создании внутришкольных служб ориентации (центров учебной и профессиональной ориентации и т.П.).
- 1.4.3. Реабилитационная функция.
- 1.4.4. Коррекционная функция.
- 1.4.5. Стимулирующая функция.
- 1.4.7. Кооперационная функция.
- Литература
- Глава 2. Управление образовательным процессом в адаптивной школе
- 2.1. Управление: традиции и инновации
- 2.1.1. Управление — это ...
- В этом смысле взаимодействие выступает способом функционирования управления.
- 2.1.2. Насильственное и ненасильственное управление.
- Именно в такой системе развивались представления о человеке как манипуляторе, о котором нужно много знать и которым нужно уметь управлять.
- Формы и виды насилия в школе
- Иными словами, ненасильственное действие должно быть построено таким образом, чтобы полностью сохранить свободу выбора решения личностью, на которую оно направлено.
- Поведение
- Отношение
- Состояние
- Рефлексивная позиция ученика позволяет осуществить эффективное разрешение проблемно-конфликтной ситуации за счет переосмысления своего прежнего учебного опыта.
- Стадия стабилизации
- Стадия системной рефлексии
- Рефлексию учителем своей деятельности и деятельности учащихся.
- 2.2. Образовательный процесс в адаптивной школе
- 2.2.1. Сущность образовательного процесса.
- Поэтому образовательный процесс можно рассматривать как смену состояний системы деятельности участников этого процесса. На разных его уровнях меняются роль и место его участников.
- 2.2.2. Образовательный, процесс как педагогическая система.
- Образовательный процесс
- Взаимодействие как проявление особенностей образовательного процесса
- 2.3. Моделирование содержания образовательного процесса
- Таким образом, учителю в процессе моделирования содержания образования необходимо ориентироваться на все четыре компонента, образующих структуру социального опыта.
- Таким образом, содержание образовательного процесса в целом можно представить в виде трехмерного пространства.
- Матрица построения содержания образовательного процесса на уровне учебного предмета
- Содержание интеллектуально-познавательной деятельности
- Формирование содержания образования в лингвистической гимназии № 5 г. Белгорода
- Обоснование учебного плана начальной школы
- Обоснование учебного плана средней школы № 47 г. Белгорода
- Стержневые идеи учебного предмета представляют собой, как правило, единство, менее общих, более общих, фундаментальных и всеобщих идей наук.
- 2.4. Управление образовательным процессом на основе технологических карт учителя
- 2.4.З. Технологическая карта — основа управления школьником своей учебно-познавательной деятельностью.
- Примерная форма ведения учеником тетради самоконтроля
- 2.4.4. Технологическая карта учителя — основа управления образовательным. Процессом, руководителем школы.
- 2.5. Конструирование образовательного процесса на учебном занятии
- К.Д. Ушинский
- Учебное занятие рассматривается как целое, состоящее из взаимосвязанных, взаимодействующих частей. Именно это взаимодействие обеспечивает получение интегративного результата учебного занятия.
- 2.5.1 Цели современного учебного занятия.
- Структурирование содержания учебного предмета
- Таким образом, в образовательных целях учебного занятия выделяются цели, направленные на развитие личности ребенка и предметные цели.
- Итак, лишь единство в реализации отмеченных предметных целей обеспечит усвоение изучаемого учебного материала.
- 2.5.2. Типология учебных, занятий.
- Структура процесса усвоения Восприятие Осмысление Запоминание Применение Обобщение
- Восприятие
- 2.5.3. Линейная и разветвленная макроструктура учебного занятия.
- Поскольку любое учебное занятие есть искусственно создаваемая учителем под конкретную цель система, то, следовательно, из этого набора этапов можно создавать самые разнообразные комбинации.
- Примерная структура вводного учебного занятия
- Возможные макроструктуры учебного занятия по изучению нового материала Линейные макроструктуры
- 1 Вариант 2 вариант 3 вариант
- 4 Вариант 5 вариант 6 вариант
- 2.5.4. Конструирование учебного занятия. Опорная карта для конструирования учебного занятия.
- 1. Организационный этап
- 2. Этап проверки домашнего задания
- 3. Этап актуализации субъектного опыта учащихся
- 4. Этап изучения нового материала Образовательные задачи этапа
- Содержание этапа учебного занятия
- Показатели выполнения образовательных задач
- Условия выполнения образовательных задач
- «Мудрые совы»
- 5. Этап первичной проверки новых знаний и способов деятельности Образовательные задачи этапа
- Содержание этапа учебного занятия
- Условия выполнения образовательных задач
- 6. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности Образовательные задачи этапа
- Содержание этапа учебного занятия
- Показатели выполнения образовательных задач
- Условия выполнения образовательных задач
- Педагогические техники, позволяющие решать
- 7. Этап применения знаний и способов деятельности Образовательные задачи
- Содержание этапа учебного занятия
- Показатели выполнения образовательных задач
- 8. Этап обобщения и систематизации знаний и способов деятельности
- 9. Этап контроля и самоконтроля
- 10. Этап коррекции
- 11. Этап информации о домашнем задании
- 12. Этап подведения итогов учебного занятия
- 13. Этап рефлексии
- Содержательная основа учебного занятия: Содержание
- Макроструктура учебного занятия План учебного занятия
- Качество каждого учебного занятия как системы зависит от уровня его целостности, которая определяется оптимальным набором элементов и силой тесноты связи между ними.
- 2.6. Реальный образовательный процесс
- Таким образом, ученик осуществляет самоуправление своей деятельностью.
- Управление образовательным процессом
- 2.7. Качество образовательного процесса
- Таким образом, отслеживание качества образовательной подготовки на разных ступенях обучения необходимо и личности, и обществу, и государству.
- Качество - это целостная совокупность относительно устойчивых свойств, определяющая специфику того или иного предмета.
- Понятие «качество образования»
- В этой связи под «качеством знании» мы понимаем целостную совокупность относительно устойчивых свойств знаний, характеризующих результат учебно-познавательной деятельности учащихся.
- 2.8. Образовательный мониторинг
- Оценка качества образовательного процесса на учебном занятии
- Мониторинг качества образования в школе (продуктивность образовательного процесса) (разработан школой № 22 г. Белгорода)
- (Разработан школой № 22 г. Белгорода)
- Литература
- Глава 3. Образовательные технологии
- 3.1. Классификация содержательных образовательных технологий
- 3.2. Технологии традиционной школы
- 3.2.1. Технология уровневого обучения
- Системы действий учителя и ученика
- 3.2.2. Технология модульного обучения
- Системы действий учителя и ученика
- Технологическая карта по каждой параллели классов
- Тематический блок «Взаимодействие тел»
- Литература
- Лабораторная работа «Измерение массы тела на рычажных весах»
- Модуль «Взаимодействие тел. Масса тела»
- 3.3. Технология «школы развития»
- 3.3.1. Технология проектного обучения
- Системы действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом
- Тема проекта: «наш пруд»
- Этапы работы над проектом
- 1 Этап: «Разработка проектного задания» /два урока /
- 2 Этап: «Разработка проекта» /три урока и самостоятельные занятия в медиатеке/
- 3 Этап: «Оценка результатов» /два урока/
- 4 Этап: «Защита проекта» /два урока/
- 5 Этап: «Рефлексия» /один урок/
- Тема проекта «питьевая вода: хлорировать, озонировать, или..?»
- Этапы работы над проектом
- 3.3.2. Дальтон-технология
- Исходные теоретические позиции Дальтон-технологии
- Системы действий учителя и учащихся
- Тема: анализ лирического произведения
- Тема: повторение изученного в 5─9-х классах
- Рекомендацнии к составлению плана учителя-экспериментатора
- Рекомендации к анализу заданий по Дальтон-плану
- Анкета для учащихся
- Анкета для учащихся
- Информация для родителей
- 3.3.3. Технология развития критического мышления учащихся
- Системы действий учителя и учащихся
- Вводное учебное занятие с использованием технологии развития критического мышления
- Тема: петр I и его эпоха
- 1 Этап: «вызов»
- 2 Этап: «осмысление»
- 3 Этап: «чтение с пометками»
- 4 Этап: «рефлексия»
- 3.4. Технология «школы социализации»
- Исходные научные идеи
- 7. «Рефлексия»
- Краткая аннотация документа
- Информационная справка о школе
- Количественная характеристика
- Характеристика педагогического коллектива
- Особенности управления школой
- Состояние материально-технической базы
- Содержание образовательного процесса
- Характеристика действующего учебного плана школы
- Содержание внеурочной воспитательной работы в школе
- Организация образовательного процесса
- 1. Социальная среда школы
- 2. Субъекты и источники социального заказа школы
- Анализ достижений школы
- Проблемно-ориентированный анализ работы школы
- Приоритетные проблемы школы
- Концепция модели адаптивной школы
- Характеристика начальной школы
- Характеристика неполной средней школы
- Характеристика полной средней школы
- Содержательная модель образовательного процесса
- Обоснование учебного плана
- Управленческая модель
- Линейно-функциональная модель организационной структуры управления школой
- Модель обеспечивающих процессов
- Стратегии и задачи перехода школы к новой модели
- Задачи, вытекающие из направления «формирование содержания образования»
- Задачи, вытекающие из направления «совершенствование образовательного процесса
- Экспериментальный учебный план школы на 1998/99 учебный год
- II. Анализ и прогноз изменений социального и индивидуального заказа школе
- III. Анализ достижений школы
- IV. Проблемно-ориентированный анализ работы школы
- Приоритетные проблемы
- Концепция новой модели лингвистической школы. Философия лингвистической школы
- Миссия лингвистической школы
- Теоретические подходы к построению модели лингвистической школы (образовательная политика)
- Идея рефлексивности
- Идея включения субъектного опыта личности в образовательный процесс
- Идея интегративности
- Общая характеристика образовательной модели
- Первый аспект - личностное развитие ребенка.
- I. Обоснование учебного плана
- II. Содержание воспитательного процесса
- Организационная модель образовательного процесса
- Организационно-исполнительская деятельность
- Контрольно-регулировочная деятельность
- Стратегия реализации концепции новой модели
- 2. Аналитическое обоснование образовательной программы
- 1. Сформированность личностно-смыслового отношения учащихся к содержанию учебных 1редметов и процессу деятельности
- 2. Сформированность ценностных отношений учащихся
- 3. Обученность учащихся школы
- Приоритетные проблемы школы