logo
Yuridicheskaya_pedagogika

4.4. Педагогическое решение Выделение педагогической проблемы, ее изучение и определение цели решения (желательного результата)

Педагогическое решение представляет собой поиск и выбор путей для достижения нужного педагогического результата.

Первый прием в его подготовке и приня­тии — выделение педагогической проблемы, ее изу­чение, уяснение, определение цели ее решения. Пе­дагог, столкнувшись с какой-то трудностью в работе или обнаружив, что достигаемые результаты не те, которые хотелось бы иметь, задумывается над причинами их. В чем суть про­блемы, где может находиться причина, что надо делать? Отвечая на эти вопросы, он начинает пристально анализировать проблему, при­бегая к ее анализу.

Не все педагогические решения предваряет педагогический ана­лиз, проводимый в полном объеме описанных выше приемов и правил. Но он должен быть таковым для принятия важных, ответ­ственных, масштабных и рассчитанных на долговременное действие решений. Более того, наиболее важные должны основываться на анализе, носящем характер научного исследования, с соблюдением всех строгих требований к нему (см. главу 1).

Педагогический анализ при подготовке решения — не обязательно единоличный акт специалиста, учителя, преподавателя, руководителя. При подготовке многих решений следует с воспитатель­ ными целями привлекать и обучающихся, членов коллектива. Кроме того, это имеет и психологический смысл: участвующие в подготовке решения начинают воспринимать решение как свое, а не принудительно навязанное им «свыше», а поэтому с большей добросовестностью проводят его в жизнь.