14.5. Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних
Проблемы совершенствования профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних
С 90-х годов прошлого века в России наметился реальный переход от так называемой каратель-. ной превентивной практики к охранно-защитной, выражающейся в комплексе мер медико-психолого-педагогической и социально-правовой поддержки семей и детей группы риска. Карательная превентивная практика имела свою длительную историю в нашем государстве, но на фоне происходящих сейчас в стране социально-политических и социально-экономических перемен, сопровождающихся процессом интеграции России в передовое международное содружество, карательная превенция явно изжила себя, и требуются новые подходы в решении проблемы профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Указ Президента РФ от 6 сентября 1993 г. «О предупреждении отклоняющегося поведения и охране прав несовершеннолетних» положил начало в России новой социальной практики и легализовал создание инфраструктуры, ориентированной на социальную профилактику, помощь, поддержку при профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Позднее основные принципы охранно-защитной превенции были закреплены на законодательном уровне Федеральным законом № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1993).
За короткий срок, начиная с 1993 г., в России сформировалась значительная сеть социальных учреждений нового типа, имеющих разноведомственную подчиненность и отражающих специфику, функции и характер деятельности каждого ведомства. В общей сложности к 2000 г. сеть государственных учреждений социального обслуживания достигла 3000 единиц; было открыто 119 факультетов, готовящих социальных работников, а число факультетов психологии с 5, действовавших во всем Советском Союзе, возросло до 400; в учреждениях системы образования введены штатные единицы социальных педагогов и широко развернута их подготовка. Таким образом, в основном заложены основы реализации охранно-защитной превенции в России, но многое предстоит еще сделать, чтобы она заработала эффективно.
Характеристика детей и семей группы риска и работа с ними
В основе охранно-защитной превенции наряду с охраной правнесовершеннолетних стоит задача оказания комплексных мер социально-правовой, медико-психолого-педагогической помощи и поддержки детям и семьям группы риска, осуществляемых государством на межведомственном уровне. К группе риска относятся дети и подростки, у которых в силу неблагоприятных психофизиологических особенностей или в силу неблагоприятных условий воспитания затруднен процесс нормальной социализации и социальной адаптации и которые в связи с этим требуют дополнительных программ помощи, поддержки, коррекции и реабилитации. Это:
• дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-сироты, дети — социальные сироты, безнадзорные и беспризорные дети;
• дезадаптированные дети и подростки;
• дети и подростки с аддитивным поведением, характеризующимся наркотической зависимостью от алкоголя, наркотиков, токсических веществ. Именно для детей группы риска наиболее вероятен процесс дальнейшей криминализации и различные формы девиантности.
К семьям группы риска относятся так называемые функционально несостоятельные семьи, которые в силу различных неблагоприятных социально-экономических, социально-демографических, психолого-педагогических и других факторов не могут создать надлежащие условия для воспитания детей и которые также нуждаются в социальной поддержке и помощи для более успешного выполнения своих репродуктивных функций по содержанию и воспитанию детей.
Очевидно, что профилактика правонарушений и отклоняющегося поведения несовершеннолетних предполагает прежде всего своевременное выявление и оказание адекватной помощи семьям и детям группы риска, которые в данном случае и выступают основными объектами профилактики. Вместе с тем эффективность профилактических мер зависит от того, насколько адекватны эти меры тем проблемам, которые испытывают семьи и дети группы риска. В свою очередь различные социальные учреждения, имеющие различную подведомственную подчиненность, должны работать прежде всего со своим контингентом.
Наиболее уязвимой группой, занимающей значительное место в структуре преступности несовершеннолетних, являются дети, оставшиеся без попечения родителей. Причем характерной особенностью является то, что 95% из них — это так называемые социальные сироты, сироты при живых родителях, частично или полностью утратившие связь с семьей и родителями, которые в результате своей деградации не выполняют своих родительских обязанностей.
Сеть государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представлена в разных ведомствах. Так, в Министерстве здравоохранения — это 250 домов ребенка, где содержатся дети от 0 до 3 лет, которых матери оставили в роддоме либо они были подброшены. В системе Министерства труда и социального развития созданы социальные приюты и центры социально-педагогической реабилитации. Социальные приюты выполняют функции экстренной помощи беспризорным детям и подросткам, оставшимся без попечения родителей. Это могут быть потерявшиеся либо брошенные родителями, либо сбежавшие из дома дети. Социально-реабилитационные центры предназначены для деви-антных подростков, условия семейного воспитания которых также характеризуются серьезным социальным неблагополучием. Они занимаются работой с семьей, а иногда и временной изоляцией подростка от семьи. Принципиальной новизной характеризуются центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Здесь про изводится подбор и отбор родителей-усыновителей и оформление детей, оставшихся без родителей, на воспитание в эти семьи.
Основным недостатком воспитания в государственных учреждениях являются казенные условия, затрудняющие социальную адаптацию детей, особенно в сфере социально-бытовых отношений. Поэтому детские дома стали преобразовываться в Дома детства, где условия максимально приближены к семейным: дети живут в небольших разновозрастных семьях-группах, получают возможность принимать участие в обслуживающем труде, самостоятельно приобретать личные вещи и предметы интерьера, заботиться о младших.
Наряду с государственными формами содержания и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, существуют различные формы передачи детей на воспитание в семьи, где создаются более благоприятные условия для развития и воспитания детей. Оправдывает себя передача детей на усыновление либо под опеку (попечительство), это позволяет ребенку обрести семью и уравнивает его права в отношении родителей со всеми другими детьми. Сохранение тайны усыновления в ряде случаев позволяет оградить ребенка от психотравмирующих жизненных проблем, обеспечить наиболее оптимальные семейные условия воспитания и развития личности ребенка. Правовые взаимоотношения усыновленных и усыновителей сохраняются в течение всей жизни. Усыновители полностью принимают обязанности по воспитанию, содержанию и защите прав и законных интересов усыновленных детей.
Наиболее распространенной формой устройства детей остается опека (попечительство), под которую уходит более половины детей, оставшихся без попечения родителей. Опекун (попечитель) осуществляет опеку (попечительство) над детьми до достижения подопечным 18-летнего возраста. Опекун (попечитель) получает на воспитание ребенка необходимые средства в виде пенсий, пособий, алиментов, предусмотренных действующим законодательством. Проживание в семье опекуна позволяет ребенку приобрести неоценимый опыт семейных отношений, адаптироваться в окружающем социуме, сохранить имущество, оставшееся ему от родителей. Опекунами (попечителями) в большинстве случаев становятся родственники детей. По исполнении подопечному ребенку 14 лет опекун становится попечителем и предоставляет ребенку возможность проживать отдельно, но продолжает осуществлять защиту его прав и законных интересов, контроль за его жизнью и здоровьем.
Особой формой воспитания детей в условиях семьи является создаваемый институт приемных семей, который включает элементы государственного учреждения (выплату заработной платы приемным родителям, обеспечение питанием и мягким инвентарем за счет муниципальных средств и др.) и одновременно позволяет осуществлять воспитание детей в условиях семьи. Количество детей, находящихся на воспитании в таких семьях, составляет 2,4 тыс.
А сравнительно недавно (с 1996 г.) в России появилась новая организация, принимающая на воспитание осиротевших детей, — Детские деревни-SOS. Это негосударственные детские дома с семейным типом воспитания. Строительством и содержанием Детских деревень во всем мире занимается международная благотворительная организация SOS-Киндердорф Интернациональ, ее средства складываются из добровольных пожертвований миллионов неравнодушных людей. В России работают уже четыре Детские деревни-SOS — в подмосковном Томилино, в Лаврово (под Орлом), в Пушкине (Царском Селе) и в Кандалакше. В каждой российской Детской деревне 11—12 семейных домов, в которых живут 7—8 разновозрастных родных и нареченных братьев и сестер вместе с мамой-воспитательницей. В Детские деревни-SOS направляют прежде всего осиротевших ребят из многодетных семей (для них сложно найти патронатную семью, а государственная система предполагает проживание в одном детском доме детей одной возрастной группы); отказных детей, которые не смогли прижиться в патронатных семьях; ребят с неопределенным статусом (они не могут быть усыновлены, так как их родители живы, не лишены родительских прав, но их местонахождение в данный момент неизвестно). Есть и еще одна категория детей, для которых предпочтительной формой воспитания является именно материнский детский дом, — это дети, пережившие насилие. Цель воспитательной работы в Детских деревнях — человеческая и социальная интеграция сирот, а также противодействие тому, чтобы дети социальных сирот тоже становились социальными сиротами. Данные международных исследований свидетельствуют: 96% детей бывших воспитанников Детских деревень живут вместе с родителями.
Выявлять и устраивать детей, оставшихся без попечения родителей, отстаивать законные интересы несовершеннолетних, координировать действия всех служб по вопросам выявления таких детей обязаны органы опеки и попечительства. Важную роль в выявлении беспризорных детей, детей, брошенных родителями, детей, жизни которых в силу жестокого обращения родителей угрожает опасность, играют правоохранительные органы, и прежде всего участковые и сотрудники отделов профилактики правонарушений несовершеннолетних (ОПП). В табл. 14.1 представлена система взаимодействия различных органов и учреждений при устройстве детей, оставшихся по разным причинам без попечения родителей. Здесь представлены центры временного пребывания в системе МВД, которые законодательно обязаны заниматься лишь несовершеннолетними правонарушителями, но они оказывают помощь другим государственным органам в работе с беспризорниками, подобранными на улицах и вокзалах.
Таблица14.1
Система взаимодействия различных органов и учреждений при устройстве детей, оставшихся без попечения родителей
В числе субъектов профилактической работы наиболее широко представлены дезадаптированные дети и подростки — их поведение неадекватно нормам и требованиям ближайшего окружения, которое выполняет функцию институтов социализации (семья, школа). В условиях школьного, семейного и общественного воспитания те или иные формы детско-подростковой дезадаптации воспринимаются педагогами и родителями как трудновоспитуемость.
В зависимости от природы и характера дезадаптации можно выделить патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию (рис. 14.1), которая, в свою очередь, требует разных диагностико-коррекционных программ. В чистом виде тот или иной основной вид дезадаптации встречается нечасто, обычно в разном сочетании как: патогенная и социальная дезадаптация; психосоциальная и социальная; патогенная, психосоциальная и социальная; патогенная и психосоциальная.
Рис. 14.1. Основные виды дезадаптации несовершеннолетних
Условные обозначения: 1 — социальная; 2 — патогенная; 3 — психосоциальная
Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения нервной системы. То есть в одном случае патогенная дезадаптация может выражаться в разных по своей степени и глубине нервно-психических заболеваниях, в другом — в разной степени выраженности олигофрении, отставании в умственном развитии. Первые нуждаются в стационарном лечении с применением психолого-педагогических реабилитационных программ, а вторые — в мерах медико-психолого-педагогического оздоровительного характера в условиях учебно-воспитательных учреждений (детские сады, школы, детские дома и т.д.). Все более остро встает вопрос о развитии так называемой лечебной педагогики, использующей коррекционно-развивающие дидактические программы и такие формы, как игротерапия. При применении их олигофрены в состоянии осваивать определенные социальные нормы поведения, получать несложные профессии, быть полезными членами общества. Наиболее успешное обучение и социальная адаптация детей-олигофренов осуществляется в специальных вспомогательных школах.
Психосоциальная дезадаптация вызвана половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями несовершеннолетних, которые обусловливают их определенную нестандартность, трудно-воспитуемость, требующую индивидуального подхода и в отдельных случаях специальных психосоциальных и психолого-педагогических коррекционных программ. Затруднять их социальную адаптацию могут различные акцентуации характера, неадекватная самооценка, нарушение эмоционально-волевой и коммуникативной сферы, неосознаваемые регуляторы поведения, вытесненные в подсознание комплексы, фиксированные установки, фобии, тревожность, агрессивность. Наряду с индивидуальным педагогическим подходом, применяемым к ним в семье и школе, весьма эффективны адекватные психокоррекционные техники и психосоциальные технологии.
Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальном поведении и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации, социальных установок. В зависимости от степени и глубины деформации процесса социализации можно выделить две стадии социальной дезадаптации.
Стадия школьной дезадаптации представлена педагогически запущенными учащимися, для которых характерно хроническое отставание по ряду предметов школьной программы, сопротивление педагогическим воздействиям, дерзость с учителем, различные асоциальные проявления (сквернословие, курение, хулиганские проступки, пропуски уроков). Вместе с тем значительная часть педагогически запущенных подростков стремится к получению профессии, экономической самостоятельности, они готовы трудиться. Коррекционная работа с ними может вестись в рамках учебно-воспитательных учреждений, общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, социальных учреждений для молодежи и подростков, молодежных бирж труда, клубов по интересам, центров экстремальной социально-психологической помощи. В системе народного образования имеется опыт создания центров социально-педагогической реабилитации для трудновоспитуемых подростков, которые создаются на базе вечерне-сменных школ и учебно-производственных комплексов — они хорошо зарекомендовали себя.
Более глубокую стадию социальной дезадаптации представляют социально запущенные подростки. Социальная запущенность характеризуется глубоким отчуждением подростков от семьи и школы, как основных институтов социализации; их формирование идет в основном под влиянием асоциальных и криминогенных групп, для них характерна глубокая деформация ценностно-нормативной сферы, асоциальное поведение и противоправные действия (бродяжничество, наркомания, пьянство, вымогательство). Они, как правило, профессионально не ориентированы, негативно относятся к труду и склонны к паразитическому существованию. В условиях учебно-воспитательных учреждений трудно добиться успеха в работе с такими подростками. Уместна постановка их на учет в инспекции по делам несовершеннолетних и помещение в специальные закрытые учебно-воспитательные учреждения, выполняющие функции социальной реабилитации.
В зависимости от вида дезадаптации подростков применяются разные профилактические меры в рамках разных межведомственных учреждений. Очевидно, что все участники воспитательно-профилактического процесса — учителя, психологи, сотрудники ОВД и комиссий по делам несовершеннолетних должны хорошо представлять их психологические и педагогические слабости и систему социальных учреждений, способных предоставить им адекватную помощь (табл. 14.2).
Особую озабоченность в настоящее время вызывают дети и подростки с аддитивным, и прежде всего наркозависимым, поведением. И если профилактика аддитивного поведения — это прежде всего дело учреждений социального обслуживания детей и молодежи, то лечение и реабилитация наркоманов должна осуществляться в системе Минздрава, где, к сожалению, пока нет необходимой и достаточной базы, чтобы справиться с этой резко обострившейся проблемой.
При этом помимо первичной реабилитации, проводимой наркологическими диспансерами, крайне важна и вторичная реабилитация, осуществляемая психотерапевтическими и социально-педагогическими программами как для наркозависимых детей и подростков, так и их ближайшего окружения, и в первую очередь родителей. Как показывает опыт, особенно эффективно протекают реабилитационные программы, когда наркозависимые отрываются от своего привычного улично-дворового окружения и включаются в другую среду с другой системой ценностей и отношений.
Выше отмечалось, что семьи группы риска так же, как и дети группы риска, являются основными объектами профилактического воздействия. Без поддержки и помощи семье, которая не справляется с задачами воспитания, проблема детско-подростковых девиаций не решается. К факторам социального риска, отрицательно сказывающимся на репродуктивных функциях семьи, можно отнести следующие:
Профилактическая и коррекционная работа с различными типами детско-подростковой дезадаптации
Таблица 14.2
• социально-экономические: низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия; парадоксом времени является то, что и сверхвысокие доходы «новых русских» также являются фактором риска в воспитании детей;
• медико-социальные: экологически неблагоприятные условия, инвалидность, хронические заболевания родителей, других членов семьи, вредные условия работы родителей, и особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами;
• социально-демографические: неполная или многодетная семья, семьи с несовершеннолетними либо престарелыми родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми;
• социально-психологические и психолого-педагогические: семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями;
• криминальные: алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни, семейные дебоши, проявление жестокости и садизма, наличие судимых членов семьи, разделяющих нормы и традиции преступной субкультуры.
Наличие того или иного фактора социального риска в семье не означает обязательного возникновения социальных отклонений в поведении детей, оно лишь указывает на большую степень вероятности их. Вероятность возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска; особенно влиятелен низкий прожиточный уровень в сочетании с низким общекультурным и общеобразовательным уровнем родителей. Но у семьи, имеющей скромные доходы, но достаточно высокий уровень духовной культуры, значительно больше шансов воспитать нормального ребенка, чем в семье с высоким жизненным уровнем, но низкой духовной культурой и неблагоприятным морально-психологическим климатом. Остры проблемы в многодетных и неполных семьях (ныне в России около 30% детей рождается при незарегистрированном браке, и доля таких детей постоянно растет). Среди семей, не справляющихся с воспитанием детей, — до 60% конфликтные, нестабильные семьи, характеризующиеся неблагоприятными социально-психологическими факторами (ежегодно около 600 тыс. семей разводится, при этом в разрушившихся семьях остается свыше 400 тыс. детей).
Назрела необходимость введения адресной помоши разным семьям: социальной, материальной, психологической, педагогической, преимущественно по обращению (помощь запрашивается добровольно). Такую помощь призваны оказывать центры психологической, социально-психологической и психолого-педагогической помощи, «телефоны доверия». В функции правоохранительных органов прежде всего входит работа с семьями, в которых представлены криминальные факторы риска, где жизни детей порой угрожает опасность, где допускается жестокое обращение с детьми, женщинами, физическое, психологическое, сексуальное насилие, пренебрежительное отношение к здоровью и жизни детей. В настоящее время на учете в органах внутренних дел состоит около 200 тыс. родителей и лиц, их заменяющих, не выполняющих обязанности по воспитанию детей. В данном случае работа с такими семьями должна строиться не только по принципу обращаемости, но и по принципу выявления.
Социальный патронат семьи, допускающей насилие, жестокость и пренебрежительное отношение к здоровью и жизни детей, необходимо вести с младенческого возраста ребенка. Очевидно, наиболее удобно эти функции выполнять через медико-социальный патронаж, который при дополнительной подготовке и оплате могут вести медсестры и врачи-педиатры. Социально-педагогический патронат неблагоприятных семей вменен также в функции социальных педагогов общеобразовательных школ и дошкольных учреждений. В случае обнаружения семьи с криминальными факторами необходим в дальнейшем социально-правовой патронат, проводимый правоохранительными органами. Если социально-правовой патронат оказывается безрезультатным, необходимо через органы опеки передать ребенка на воспитание в приемные семьи либо в государственные воспитательные учреждения. Законом также предусмотрено привлечение к уголовной ответственности родителей, допускающих крайние формы насилия. Это, в свою очередь, также осуществляется правоохранительными органами.
Превенция отклоняющегося поведения и правонарушений несовершеннолетних правоохранительными органами
В соответствии с Законом РФ от 24 апреля 1991 г. «О милиции» профилактическая деятельность органов внутренних дел распространяется прежде всего на подростков, совершивших преступление и правонарушение. В их подразделениях по профилактике правонарушений несовершеннолетних (ПППН) ставятся на учет: освобожденные из мест лишения свободы; осужденные к лишению свободы условно; совершившие преступления, но освобожденные от уголовной ответственности в связи с применением мер общественного или административного воздействия или вследствие акта амнистии; совершившие общественно-опасные действия до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность; обвиняемые в совершении преступлений и не заключенные под стражу в период предварительного следствия; вернувшиеся из специальных воспитательных учреждений, систематически совершающие правонарушения, влекущие наложение административных взысканий. Общая численность стоящих на профилактическом учете в 2000 г. подростков превышала 400 тыс. человек, из них около 23% — дети до 13 лет. Ежегодно снимается с учета в связи с исправлением около 30—33% подростков.
Органы внутренних дел весьма ограничены в арсенале профилактических средств, особенно в отношении детей до 14 лет, здесь прежде всего нужны меры медико-психолого-педагогического характера. Поэтому, с одной стороны, постановка на учет детей до 13 лет должна происходить лишь в крайних случаях при совершении ими опасных деяний, с другой — сотрудникам ПППН необходимо взаимодействие с другими социальными учреждениями и службами (медико-психолого-педагогического центрами, социально-психологическими консультациями, подростковыми клубами и т.д.). Настораживает значительное число несовершеннолетних (свыше 1 млн человек), доставляемых по разным поводам в органы внутренних дел, причем около половины из них — с расплывчатой формулировкой («за совершение правонарушений, влекущих меры административного и общественного порядка»). Органами внутренних дел ежегодно готовится около 25 тыс. материалов о лишении родительских прав, что в 6 раз превышает показатели 1992 г. Возрастает число родителей, у которых отобраны дети без лишения родительских прав. Это свидетельствует не только об увеличении социального неблагополучия, но и об усилении охранно-защитных функций органов МВД, опеки и попечительства.
Вместе с тем органам профилактики, функционирующим в структуре органов внутренних дел трудно перестраивать свою деятельность в рамках охранно-защитной концепции. Срабатывают нередко традиционные установки, ориентированные, прежде всего, на меры административного и уголовного наказания. Оказывает влияние и тот факт, что сотрудники профилактических служб много отвлекаются на оперативно-розыскную деятельность по раскрытию преступлений. Так, по отдельным выборочным данным, непосредственно профилактическая работа сотрудников ПППН занимает только 15—20% рабочего времени. Очевидно, что в условиях, когда профилактика правонарушений несовершеннолетних в России начала выстраиваться на принципах охранно-защитной концепции, нормативная регламентация деятельности ПППН должна в полной мере соответствовать ее обеспечению. Первоочередное внимание необходимо уделять социально-правовому патронату семей, условия
в которых угрожают жизни и здоровью детей. Омоложение преступности, большой процент стоящих на учете детей до 13 лет, большая распространенность подростковой безнадзорности и социального сиротства свидетельствуют о необходимости профилактической работы с семьей задолго до того, как ребенок дорастает до подросткового возраста и становится способным сбегать из дому, совершать преступления и т.д. Поскольку органы внутренних дел (в том числе и подразделения, занимающиеся профилактикой правонарушений среди несовершеннолетних) должны вести работу с криминогенно опасной частью населения, то в поле их зрения должны находиться семьи группы риска, имеющие детей, — они выявляются самостоятельно либо находятся под медико-социальным патронажем, патронатом социальных служб и органов народного образования. Значительное внимание и время должно уделяться партнерскому взаимодействию с этими и другими организациями, тоже занимающимися профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (кроме названных — попечительства, служб занятости, комиссий по делам несовершеннолетних, общественных организаций, благотворительных фондов, социально-образовательных учреждений негосударственного сектора). Необходимо усилить охрану несовершеннолетних от посягательств взрослых лиц, проявлений жестокости, насилия, в том числе сексуального, а также защиту прав несовершеннолетних, в том числе и от отдельных необоснованных действий правоохранительных органов.
Важную роль в предупреждении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних играют центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей, которые ранее назывались приемниками-распределителями. До принятия Закона РФ от 21 мая 1999 г. «Об основах системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних» они обслуживали социальных сирот больше, чем несовершеннолетних правонарушителей, но закон освободил их от обслуживания беспризорных и социальных сирот, что, как показывает опыт, ослабило социально-правовую поддержку последних. Необходимо повысить эффективность работы и патрульно-постовой службы с уличными и вокзальными детьми, попрошайками и бродягами.
Межведомственное взаимодействие в превенции отклоняющегося поведения несовершеннолетних
Самое важное в реализации охранно-защитной превенции ее кадровое обеспечение — формирование соответствующих установок и социально-психологически-педагогической подготовленности всех, призванных заниматься ею, — учителей, воспитателей, медиков, сотрудников правоохранительных органов и государственных чиновников. Важно недопущение агрессивного и бездушного отношения к трудным детям, умение видеть не столько их вину, сколько беду. Охранно-защитная превенция прежде всего предполагает выявление неблагоприятных условий, которые деформируют психосоциальное развитие ребенка, и помощь в их устранении.
Специальные принципы современной охранно-защитной превенции:
• социально-правовая и медико-психолого-педагогическая поддержка, коррекция и реабилитация детей и семей группы риска как основополагающий подход и важнейшее звено в современной системе профилактики отклоняющегося поведения и правонарушений несовершеннолетних;
• законодательное и нормативно-правовое обеспечение превентивной, охранно-защитной и коррекционно-реабилитационной практики, взаимосвязь и согласование федеральных и региональных законодательных актов, ведомственных нормативов;
• межведомственная интеграция и дифференциация деятельности социальных учреждений разных федеральных министерств и комитетов, осуществляющих функции социально-правовой защиты, медико-психолого-педагогической поддержки, коррекции и реабилитации детей и семей группы риска;
• соотнесение превентивных и коррекционно-реабилитацион-ных функций социальных учреждений различных ведомств со спецификой профилактируемых детей и подростков;
• профессионализация охранно-защитной, превентивной и коррекционно-реабилитационной практики за счет введения в штаты учреждений специалистов по социальной, психосоциальной и социально-педагогической работе;
• создание и развитие социальной инфраструктуры разноведомственной сети социальных учреждений, направленных на коррекцию, реабилитацию, медико-психолого-педагогическую поддержку, социально-правовую охрану и защиту социально дезадаптированных несовершеннолетних;
• осуществление государственного федерального и регионального управления с помощью системы профилактических мер на основе информационно-аналитической базы, включающей информацию о состоянии и структуре детско-подростковых девиаций и о ресурсно-финансовом обеспечении превентивной практики;
• взаимодействие социально-образовательных учреждений, государственного и негосударственного сектора, общественных организаций в реализации охранно-защитной превенции отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
Исходя из приведенных принципов можно сказать, что для успешной реализации охранно-защитной превенции необходимы следующие условия.
1. Создание информационно-аналитического обеспечения функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на федеральном и региональном уровнях:
• разработка внутриведомственной статистики, отражающей характер и состояние детско-подростковых девиаций, включая Министерства: МВД, здравоохранения, образования, труда и социального развития;
• введение внутриведомственной статистики, отражающей характер и состояние детско-подростковых девиаций, в реестр ежегодной государственной статистики;
• обеспечение доступности информации о детско-подростковой девиации для органов социального управления, представителей науки и прессы.
2. Ресурсно-финансовое обеспечение превентивной, охранно-защитной и коррекционно-реабилитационной практики:
• включение во внутриведомственные статотчеты информации о наличии различных социальных учреждений, осуществляющих коррекцию, реабилитацию, медико-психолого-педагогическую поддержку, охрану и защиту детей и семей группы риска;
• составление государственного межведомственного реестра вышеуказанных учреждений;
• оценка на федеральном и региональном уровнях соответствия имеющихся учреждений и реальных потребностей превентивной практики, выявление узких мест и прогнозирование дальнейшего развития сети социальных учреждений, работающих на превентивную практику;
• расчет финансовых затрат на региональном и федеральном уровнях, необходимых для функционирования существующих социальных учреждений превентивной и коррекционно-реабилитационной направленности и дальнейшего развития настоящей социальной инфраструктуры;
• внесение предложений по использованию средств существующих федеральных целевых программ и по разработке новых целевых программ.
3. Нормативно-правовое обеспечение превентивной охранно-защитной и коррекционно-реабилитационной практики:
• анализ федеральных и региональных законодательных актов и приведение их в соответствие с задачами превентивной практики и международными правовыми стандартами;
• анализ ведомственных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность учреждений и социальных служб, выполняюших функции коррекции, реабилитации, медико-психолого-педагогической поддержки, охраны и защиты семей и детей группы риска. Осуществление межведомственного согласования внутриведомственных нормативно-правовых актов с целью исключения дублирования и восполнения пробелов в существующей межведомственной социальной инфраструктуре.
4. Кадровое обеспечение превентивной, охранно-защитной и корреционно-реабилитационной практики:
• анализ кадрового состава существующих социальных учреждений, имеющих превентивную направленность, выявление кадрового дефицита специалистов по социальной, психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работе по разным ведомствам;
• анализ существующей системы подготовки и переподготовки специалистов по социальной, психосоциальной, коррекционно-реабилитационной и педагогической работе в системе государственных и негосударственных образовательных учреждений;
• формирование государственного заказа на федеральном и региональном уровне по подготовке и переподготовке кадров;
• совершенствование системы оплаты и социальных льгот специалистам, занятым в превентивной, охранно-защитной и коррекционно-реабилитационной практике.
5. Научно-методическое обеспечение превентивной и коррекционно-реабилитационной практики:
• формирование заказа в рамках целевых государственных программ по разработке и изданию коррекционно-реабилитационных, психосоциальных и педагогических технологий, методик и практикумов для работы с детьми и семьями группы риска;
• организация международных, общероссийских и межрегиональных научно-практических конференций по проблемам превентивной и коррекционно-реабилитационной практики;
• научное обобщение отечественного и зарубежного опыта превентивной, охранно-защитной и коррекционно-реабилитационной практики; взаимодействие с международными организациями;
• государственная финансовая поддержка существующих специализированных журналов, специальных изданий, отражающих отечественный и зарубежный опыт превентивной и коррекционно-реабилитационной работы, а также психосоциальные и педагогические коррекционно-реабилитационные методики и технологии.
6. Организационно-управленческое обеспечение функционирования. координации и взаимодействия органов профилактики:
• определение Комиссии по делам несовершеннолетних как основного органа, выполняющего функции координации и контроля
за деятельностью различных ведомств и подведомственных учреждений по профилактике, коррекции и реабилитации девиантного поведения детей и подростков;
• введение с целью усиления организационно-управленческих функций Комиссии по делам несовершеннолетних специального рабочего органа, состоящего из штатных сотрудников и выполняющего функции по анализу информации о состоянии и структуре детско-подростковых девиаций, о состоянии и перспективах развития финансово-ресурсного, нормативно-правового обеспечения превентивной практики, а также осуществляющего межведомственный контроль за профилактической деятельностью органов и учреждений различных ведомств;
• проведение на федеральном и региональном уровне как внутриведомственных, так и межведомственных конкурсов-смотров различных социальных программ, а также социальных учреждений, осуществляющих превентивную, охранно-защитную и коррекционно-реабилитационную психолого-педагогическую практику;
• осуществление на уровне Комиссии по делам несовершеннолетних, ведомств и подведомственных учреждений тесного взаимодействия с общественными, благотворительными и негосударственными учреждениями, фондами, ассоциациями с целью создания единой общественно-государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
7. Обеспечение демократического принципа деятельности системы профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
• реализация принципа гласности в работе системы;
• формирование общественного мнения, поддерживающего цели и задачи системы профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
• привлечение и использование средств массовой информации в профилактических мероприятиях с обобщением лучшего опыта превентивной социальной и педагогической практики;
• поддержка деятельности общественных и негосударственных учреждений по профилактике беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
• эффективное использование средств массовой информации с целью формирования взвешенного отношения к проблемам профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
- Часть I
- Глава 1 педагогика как наука
- 1.1. Предмет, основные категории и задачи педагогики
- Предмет педагогической науки
- Система основных понятий (категорий) педагогики
- 1.2. История педагогики и ее научные школы
- Педагогическая мысль в России
- Педагогика советского времени
- 1.3. Система отраслей педагогической науки
- Взаимосвязи педагогики с другими науками
- Педагогика и практика
- 1.4. Методология педагогики
- 1.5. Организация и методы педагогических исследований
- Процесс педагогического исследования
- Библиографический список
- Глава 2 личность и группа как субъекты и объекты педагогического процесса
- 2.1. Личность в педагогическом процессе
- Процесс формирования личности
- Личность как субъект педагогического процесса
- 2.2. Группа, коллектив в педагогике
- Группа и педагогика
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 3
- 3.1. Педагогическая система и ее основные элементы
- Единство систем воспитания, обучения, образования и развития человека
- 3.2. Педагогический процесс: его сущность, структура и закономерности Сущность и структура педагогического процесса
- Закономерности педагогического процесса
- Управление педагогическим процессом
- Морально - психологическое обеспечение педагогического процесса
- 3.3. Традиционные методы и технологии в педагогическом процессе
- Технологии образования
- Технологии обучения
- 3.4. Интенсивные педагогические технологии Теория и технология поэтапного формирования действий
- Компьютерные технологии
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 4 педагогические действия и техника их выполнения
- 4.1. Понятие о педагогических действиях и технике их выполнения
- 4.2. Педагогическое наблюдение Общая характеристика
- Педагогическая направленность наблюдения
- Организация педагогического наблюдения
- Обеспечение интенсивного и устойчивости педагогического наблюдения.
- Осмысливание результатов наблюдения
- 4.3. Педагогический анализ
- 4.4. Педагогическое решение Выделение педагогической проблемы, ее изучение и определение цели решения (желательного результата)
- Разработка вариантов педагогического решения и выбор лучшего из них
- Детальная проработка избранного варианта педагогического решения
- 4.5. Педагогическая речь Техника использования речевых средств
- Риторика51
- 4.6. Педагогическое общение Общая характеристика
- Техника педагогического общения
- Управление процессом педагогического общения
- 4.7. Педагогическое взаимодействие Сущность и значение педагогического взаимодействия педагога и обучающихся
- Пути установления педагогического сотрудничества
- 4.8. Педагогическая требовательность
- Библиографический список
- Глава 5
- 5.1. Семья и семейная педагогика Влияние семьи на процесс формирования
- Правовые положения и правовоспитательное влияние семьи
- Актуальные проблемы семейной педагогики
- 5.2. Дошкольные учреждения и дошкольная педагогика
- 5.3. Общеобразовательная школа и школьная педагогика
- Предмет и задачи школьной педагогики
- 5.4. Высшая школа и педагогика высшей школы Высшее образование и общество
- 5.5. Трудовой коллектив и профессиональная педагогика
- 5.6. Государственные, общественные, досугово-бытовые образования и социальная педагогика
- Социальная педагогика как отрасль педагогической науки
- 5.7. Педагогика самосовершенствования личности Самообразование личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 6 субъекты педагогической работы
- 6.1. Педагог, родитель, учитель, специалист, руководитель — субъекты педагогической работы
- Специалист
- Руководитель
- 6.2. Требования педагогической деятельности к ее субъекту
- 6.3. Профессионализм педагога-профессионала
- 6.4. Педагогическая подготовленность разных профессионалов, сотрудников, работников, должностных лиц
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть II
- Глава 7
- Правовая сфера и педагогическая система общества
- 7.2. Предмет, цели, задачи, система юридической педагогики Юридико-педагогическая действительность
- 7.3. Методология юридической педагогики
- Специальная (частная94) методология юридической педагогики
- 7.4. Право и педагогика Педагогический подход и функция права
- Педагогика в свойствах и механизмах права
- 7.5. Педагогика правовой социализации и культуры
- Педагогические компоненты правовой культуры личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 8 педагогическая система юридического образования
- 8.1. Система юридического образования в России и принципы ее построения
- Принципы построения системы юридического образования и факторы, влияющие на ее развитие
- 8.2. Педагогические модели специалистов — выпускников юридических образовательных учреждений различных уровней
- Профессиональные требования к качеству подготовки юристов
- Предметные квалификационные характеристики
- 8.3. Личностно-формирующий потенциал юридического образовательного учреждения
- 8.4. Педагогическая система юридического образовательного учреждения
- Сущность и макроструктура педагогической системы
- Научно-содержательная составляющая педагогического процесса
- Педагогические принципы высшего профессионального юридического образования
- Организационная составляющая образовательного процесса
- 8.5. Система методического обеспечения педагогического процесса122 Характеристика системы методического обеспечения
- Виды методической работы
- Методическая работа на кафедре, цикле
- Раздел III. Методика преподавания учебной дисциплины по видам занятий, предусмотренных тематическим планом:
- Раздел IV. Совершенствование частной методики преподавания дисциплины. Оно может осуществляться по следующим направлениям:
- 8.6. Основы методики преподавания юридических дисциплин
- Виды лекции
- 8.7. Профессионально-педагогическая подготовка обучающихся в юридических образовательных учреждениях126
- Содержание профессионально-педагогической подготовки
- 8.8. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и преподавателей в системе дополнительного профессионального образования
- 8.9. Профессиональное становление студентов-юристов в непрерывной производственной практике (рязанский опыт)
- Библиографический список
- Глава 9 педагогика воспитания в правоохранительном органе
- 9.1. Значение и организация воспитания сотрудников правоохранительного органа
- 9.2. Цели, задачи и принципы воспитания сотрудников
- Методические принципы и методы
- 9.3. Работа с коллективом правоохранительного органа
- Педагогическая технология формирования коллектива
- 9.4. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками
- Наставничество
- 9.5. Государственно-профессиональное воспитание Общая характеристика видов воспитания
- Патриотическое воспитание
- 9.6. Нравственно-профессиональное воспитание сотрудников
- Профессионально-этическое воспитание
- 9.7. Профессионально-правовое воспитание сотрудников Цели и задачи правового
- Правовое воспитание в процессе профессионального обучения
- 9.8. Педагогическая профилактика профессиональной деформации сотрудников
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 10
- 10.1. Педагогические задачи и особенности профессиональной подготовки
- 10.2. Педагогические принципы профессиональной подготовки
- Организационные педагогические принципы
- 10.3. Общая методика проведения занятий по профессиональной подготовке
- Этапы занятия и их методика
- 10.4. Методика формирования и совершенствования профессиональных знаний, навыков и умений сотрудников
- 10.5. Педагогические особенности групповой и организационной подготовки
- 10.6. Педагогические особенности тактической, огневой и физической подготовок
- 10.7. Подготовка сотрудников к обеспечению личной профессиональной безопасности
- 10.8. Педагогическая система профессионально-психологической подготовки
- 10.9. Профессионально-педагогическая подготовка руководителей занятий Значение, задача и формы профессионально- педагогической подготовки
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 11 экстремально-юридическая педагогика
- 11.1. Требования к экстремальной подготовленности сотрудников правоохранительных органов
- 11.2. Основы экстремальной подготовки сотрудников
- Учебная база и средства экстремальной подготовки
- 11.3. Методические особенности экстремальной подготовки
- 11.4. Основные виды экстремальной подготовки
- 11.5. Педагогическое обеспечение действий персонала правоохранительных органов в экстремальных условиях
- 11.6. Педагогические особенности работы с персоналом в постэкстремальный период
- Основы проведения постэкстремальной педагогической работы
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 12 педагогика управления правоохранительным органом
- 12.1. Педагогическая функция в управлении правоохранительным органом
- 12.2. Основы реализации педагогической функции управления
- Организационно-педагогические факторы
- 12.4. Педагогические технологии в текущем управлении
- 12.5. Педагогические технологии в реализации властных управленческих функций
- Педагогические технологии в управленческом контроле
- 12.6. Педагогика примера личности и стиля деятельности руководителя
- 12.7. Педагогическая этика руководителя Этика и педагогическая функция управления
- 12.8. Педагогические аспекты соблюдения прав человека в управлении деятельностью правоохранительных органов
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть III
- Педагогическое
- Обеспечение решения основных
- Правоохранительных задач
- Глава 13
- Правовое воспитание населения
- 13.1. Правовоспитанность граждан и система факторов, влияющих на нее Правовоспитанность и правовоспитание населения
- 13.2. Педагогическая система правовоспитательной работы с населением
- Направления правовоспитательной работы
- 13.3. Правовое воспитание в основных педагогических системах общества
- Правовоспитательная работа в общеобразовательной школе
- 13.4. Народная педагогика и правовоспитание
- 13.5. Правовое воспитание молодежи
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 14 криминологическая, криминальная и превентивная педагогики
- 14.1. Криминологическая педагогика
- Цель и задачи криминологической педагогики
- Криминогенные факторы в условиях жизнедеятелыюсти населения
- 14.2. Криминальная педагогика
- 14.3. Основы превентивной педагогики
- Основы педагогической системы профилактики
- Педагогика в общей профилаке тике преступлений
- 14.4. Профилактика рецидивных преступлений Постпенитенциарная педагогика
- Исторические уроки постпенитенциарной педагогики
- 14.5. Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 15 педагогическое обеспечение охраны порядка и безопасности
- 15.1. Педагогическое обеспечение деятельности сотрудников Федеральной службы безопасности
- 15.2. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников пограничной службы
- 15.3. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников таможенных органов
- Специфика требований к личности и деятельности таможенника
- Особенности обучения сотрудников таможенных органов
- 15.4. Педагогические особенности подготовки работников частных детективных и охранных служб
- Основы правовой подготовки
- Физическая подготовка и рукопашный бой
- Психологическая подготовка
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 16 педагогика в деятельности органов предварительного следствия, адвокатуры, прокуратуры и судов
- 16.1. Педагогика и судопроизводство
- Из истории педагогики судебного
- 16.2. Педагогические свойства и качества сотрудников органов правосудия
- 16.3. Педагогические аспекты деятельности органов досудебного производства
- 16.4. Вопросы правового просвещения граждан на стадии предварительного расследования
- Обеспечение прав участников предварительного расследования
- 16.5. Судебный процесс в правовом воспитании и просвещении граждан
- Воспитательное значение деятельности обвинителя на суде
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 17
- 17.1. Становление и развитие теории и практики пенитенциарной педагогики
- Пенитенциарной науки и практики с середины 80-х годов по настоящее время
- 17.2. Факторы, определяющие специфику пенитенциарной педагогики
- Неформальные общности осужденных
- Среда функционирование воспитательной системы органов, исполняющих наказания
- Объект и предмет исправительной педагогики
- Основные категории исправительной педагогики(пенитенциарной) педагогики
- 17.4. Принципы перевоспитания осужденных
- Система методов воспитания осужденных
- Методы на сознание и поведение осужденных
- Методы коррекции поведения
- Групповые формы воспитательного взаимодействия
- 17.7. Основные средства исправления осужденных Понятие основных средств исправления осужденных
- Общественное воздействие как средство исправления осужденных
- 17.8. Особенности перевоспитания различных категорий осужденных
- Библиографический список
- Глава 1о
- 18.1. Общая характеристика юридической педагогики за рубежом
- Основная терминология сравнительно – юридической педагогики
- 18.2. Юридическое образование за рубежом
- Юридическое образование в Европе
- Юридическое образование в сша
- Образование в системе работы с кадрами полиции
- Современное состояние полицейского образования
- 18.4. Обеспечение имиджа и престижа полицейских Проблема имиджа и престижа полицейских
- Обеспечение престижности профессии полицейского
- 18.5. Педагогические аспекты в решении полицией служебных задач
- 18.6. Психологическая подготовка сотрудников полиции за рубежом Возникновение развития психологической подготовки
- Педагогическая система психологической подготовки
- 18.7. Проблема ресоциализации осужденных за рубежом Пенитенциарная педагогика за рубежом
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений