logo
Yuridicheskaya_pedagogika

14.5. Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних

Проблемы совершенствования профилактики отклоняющегося поведения несовер­шеннолетних

С 90-х годов прошлого века в России наметился реальный переход от так называемой каратель-. ной превентивной практики к охранно-защитной, выражающейся в комплексе мер медико-психолого-педагогической и социально-правовой поддержки семей и детей группы риска. Кара­тельная превентивная практика имела свою дли­тельную историю в нашем государстве, но на фоне происходящих сейчас в стране социально-политических и социально-экономичес­ких перемен, сопровождающихся процессом интеграции России в передовое международное содружество, карательная превенция яв­но изжила себя, и требуются новые подходы в решении проблемы профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Указ Президента РФ от 6 сентября 1993 г. «О предупреждении от­клоняющегося поведения и охране прав несовершеннолетних» по­ложил начало в России новой социальной практики и легализовал создание инфраструктуры, ориентированной на социальную про­филактику, помощь, поддержку при профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Позднее основные принципы охранно-защитной превенции были закреплены на законодательном уровне Федеральным законом № 120 «Об основах системы профилак­тики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1993).

За короткий срок, начиная с 1993 г., в России сформировалась значительная сеть социальных учреждений нового типа, имеющих разноведомственную подчиненность и отражающих специфику, функ­ции и характер деятельности каждого ведомства. В общей сложно­сти к 2000 г. сеть государственных учреждений социального обслу­живания достигла 3000 единиц; было открыто 119 факультетов, го­товящих социальных работников, а число факультетов психологии с 5, действовавших во всем Советском Союзе, возросло до 400; в учре­ждениях системы образования введены штатные единицы социаль­ных педагогов и широко развернута их подготовка. Таким образом, в основном заложены основы реализации охранно-защитной пре­венции в России, но многое предстоит еще сделать, чтобы она за­работала эффективно.

Характеристика детей и семей группы риска и работа с ними

В основе охранно-защитной превенции наряду с охраной правнесовершеннолетних стоит задача оказания комплексных мер социально-правовой, медико-психолого-педагогической помо­щи и поддержки детям и семьям группы риска, осуществляемых государством на межведомственном уровне. К груп­пе риска относятся дети и подростки, у которых в силу неблагопри­ятных психофизиологических особенностей или в силу неблагопри­ятных условий воспитания затруднен процесс нормальной социали­зации и социальной адаптации и которые в связи с этим требуют дополнительных программ помощи, поддержки, коррекции и реаби­литации. Это:

• дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-сироты, де­ти — социальные сироты, безнадзорные и беспризорные дети;

• дезадаптированные дети и подростки;

• дети и подростки с аддитивным поведением, характеризующим­ся наркотической зависимостью от алкоголя, наркотиков, токсических веществ. Именно для детей группы риска наиболее вероятен процесс дальнейшей криминализации и различные формы девиантности.

К семьям группы риска относятся так называемые функционально несостоятельные семьи, которые в силу различных неблагоприят­ных социально-экономических, социально-демографических, психо­лого-педагогических и других факторов не могут создать надлежащие условия для воспитания детей и которые также нуждаются в социаль­ной поддержке и помощи для более успешного выполнения своих репродуктивных функций по содержанию и воспитанию детей.

Очевидно, что профилактика правонарушений и отклоняющего­ся поведения несовершеннолетних предполагает прежде всего свое­временное выявление и оказание адекватной помощи семьям и де­тям группы риска, которые в данном случае и выступают основными объектами профилактики. Вместе с тем эффективность профилак­тических мер зависит от того, насколько адекватны эти меры тем проблемам, которые испытывают семьи и дети группы риска. В свою очередь различные социальные учреждения, имеющие различную подведомственную подчиненность, должны работать прежде всего со своим контингентом.

Наиболее уязвимой группой, занимающей значительное место в структуре преступности несовершеннолетних, являются дети, ос­тавшиеся без попечения родителей. Причем характерной особенно­стью является то, что 95% из них — это так называемые социаль­ные сироты, сироты при живых родителях, частично или полностью утратившие связь с семьей и родителями, которые в результате сво­ей деградации не выполняют своих родительских обязанностей.

Сеть государственных учреждений для детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей, представлена в разных ведомст­вах. Так, в Министерстве здравоохранения — это 250 домов ребенка, где содержатся дети от 0 до 3 лет, которых матери оставили в род­доме либо они были подброшены. В системе Министерства труда и социального развития созданы социальные приюты и центры соци­ально-педагогической реабилитации. Социальные приюты выполня­ют функции экстренной помощи беспризорным детям и подрост­кам, оставшимся без попечения родителей. Это могут быть поте­рявшиеся либо брошенные родителями, либо сбежавшие из дома дети. Социально-реабилитационные центры предназначены для деви-антных подростков, условия семейного воспитания которых также характеризуются серьезным социальным неблагополучием. Они за­нимаются работой с семьей, а иногда и временной изоляцией под­ростка от семьи. Принципиальной новизной характеризуются цен­тры помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Здесь про изводится подбор и отбор родителей-усыновителей и оформление детей, оставшихся без родителей, на воспитание в эти семьи.

Основным недостатком воспитания в государственных учрежде­ниях являются казенные условия, затрудняющие социальную адап­тацию детей, особенно в сфере социально-бытовых отношений. Поэтому детские дома стали преобразовываться в Дома детства, где условия максимально приближены к семейным: дети живут в не­больших разновозрастных семьях-группах, получают возможность принимать участие в обслуживающем труде, самостоятельно приоб­ретать личные вещи и предметы интерьера, заботиться о младших.

Наряду с государственными формами содержания и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, существуют различные формы передачи детей на воспитание в семьи, где создаются более благоприятные условия для развития и воспитания детей. Оправды­вает себя передача детей на усыновление либо под опеку (попечи­тельство), это позволяет ребенку обрести семью и уравнивает его права в отношении родителей со всеми другими детьми. Сохране­ние тайны усыновления в ряде случаев позволяет оградить ребенка от психотравмирующих жизненных проблем, обеспечить наиболее оптимальные семейные условия воспитания и развития личности ребенка. Правовые взаимоотношения усыновленных и усыновителей сохраняются в течение всей жизни. Усыновители полностью при­нимают обязанности по воспитанию, содержанию и защите прав и законных интересов усыновленных детей.

Наиболее распространенной формой устройства детей остается опека (попечительство), под которую уходит более половины детей, оставшихся без попечения родителей. Опекун (попечитель) осуще­ствляет опеку (попечительство) над детьми до достижения подопеч­ным 18-летнего возраста. Опекун (попечитель) получает на воспи­тание ребенка необходимые средства в виде пенсий, пособий, алимен­тов, предусмотренных действующим законодательством. Проживание в семье опекуна позволяет ребенку приобрести неоценимый опыт семейных отношений, адаптироваться в окружающем социуме, со­хранить имущество, оставшееся ему от родителей. Опекунами (по­печителями) в большинстве случаев становятся родственники детей. По исполнении подопечному ребенку 14 лет опекун становится по­печителем и предоставляет ребенку возможность проживать отдельно, но продолжает осуществлять защиту его прав и законных интересов, контроль за его жизнью и здоровьем.

Особой формой воспитания детей в условиях семьи является создаваемый институт приемных семей, который включает элемен­ты государственного учреждения (выплату заработной платы при­емным родителям, обеспечение питанием и мягким инвентарем за счет муниципальных средств и др.) и одновременно позволяет осу­ществлять воспитание детей в условиях семьи. Количество детей, находящихся на воспитании в таких семьях, составляет 2,4 тыс.

А сравнительно недавно (с 1996 г.) в России появилась новая организация, принимающая на воспитание осиротевших детей, — Детские деревни-SOS. Это негосударственные детские дома с семейным типом воспитания. Строительством и содержани­ем Детских деревень во всем мире занимается международная бла­готворительная организация SOS-Киндердорф Интернациональ, ее средства складываются из добровольных пожертвований миллионов неравнодушных людей. В России работают уже четыре Детские де­ревни-SOS — в подмосковном Томилино, в Лаврово (под Орлом), в Пушкине (Царском Селе) и в Кандалакше. В каждой российской Детской деревне 11—12 семейных домов, в которых живут 7—8 раз­новозрастных родных и нареченных братьев и сестер вместе с ма­мой-воспитательницей. В Детские деревни-SOS направляют прежде всего осиротевших ребят из многодетных семей (для них сложно найти патронатную семью, а государственная система предполагает проживание в одном детском доме детей одной возрастной груп­пы); отказных детей, которые не смогли прижиться в патронатных семьях; ребят с неопределенным статусом (они не могут быть усыновлены, так как их родители живы, не лишены родительских прав, но их местонахождение в данный момент неизвестно). Есть и еще одна категория детей, для которых предпочтительной формой воспитания является именно материнский детский дом, — это дети, пережившие насилие. Цель воспитательной работы в Детских де­ревнях — человеческая и социальная интеграция сирот, а также противодействие тому, чтобы дети социальных сирот тоже станови­лись социальными сиротами. Данные международных исследований свидетельствуют: 96% детей бывших воспитанников Детских дере­вень живут вместе с родителями.

Выявлять и устраивать детей, оставшихся без попечения родите­лей, отстаивать законные интересы несовершеннолетних, координи­ровать действия всех служб по вопросам выявления таких детей обязаны органы опеки и попечительства. Важную роль в выявлении беспризорных детей, детей, брошенных родителями, детей, жизни которых в силу жестокого обращения родителей угрожает опасность, играют правоохранительные органы, и прежде всего участковые и со­трудники отделов профилактики правонарушений несовершенно­летних (ОПП). В табл. 14.1 представлена система взаимодействия различных органов и учреждений при устройстве детей, оставшихся по разным причинам без попечения родителей. Здесь представлены центры временного пребывания в системе МВД, которые законодательно обязаны заниматься лишь несовершеннолетними правонарушителями, но они оказывают помощь другим государственным органам в работе с беспризорниками, подобранными на улицах и вокзалах.

Таблица14.1

Система взаимодействия различных органов и учреждений при устройстве детей, оставшихся без попечения родителей

В числе субъектов профилактической работы наиболее широко представлены дезадаптированные дети и подростки — их поведение неадекватно нормам и требованиям ближайшего окружения, которое выполняет функцию институтов социализации (семья, школа). В ус­ловиях школьного, семейного и общественного воспитания те или иные формы детско-подростковой дезадаптации воспринимаются педагогами и родителями как трудновоспитуемость.

В зависимости от природы и характера дезадаптации можно вы­делить патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию (рис. 14.1), которая, в свою очередь, требует разных диагностико-коррекционных программ. В чистом виде тот или иной основной вид дезадаптации встречается нечасто, обычно в разном сочетании как: патогенная и социальная дезадаптация; психосоциальная и социальная; патогенная, психосоциальная и социальная; патогенная и психосоциальная.

Рис. 14.1. Основные виды дезадаптации несовершеннолетних

Условные обозначения: 1 — социальная; 2 — патогенная; 3 — психосоциальная

Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в ос­нове которых лежат функционально-органические поражения нерв­ной системы. То есть в одном случае патогенная дезадаптация может выражаться в разных по своей степени и глубине нервно-психичес­ких заболеваниях, в другом — в разной степени выраженности оли­гофрении, отставании в умственном развитии. Первые нуждаются в стационарном лечении с применением психолого-педагогических реабилитационных программ, а вторые — в мерах медико-психо­лого-педагогического оздоровительного характера в условиях учеб­но-воспитательных учреждений (детские сады, школы, детские до­ма и т.д.). Все более остро встает вопрос о развитии так называемой лечебной педагогики, использующей коррекционно-развивающие ди­дактические программы и такие формы, как игротерапия. При применении их олигофрены в состоянии осваивать определенные со­циальные нормы поведения, получать несложные профессии, быть полезными членами общества. Наиболее успешное обучение и со­циальная адаптация детей-олигофренов осуществляется в специаль­ных вспомогательных школах.

Психосоциальная дезадаптация вызвана половозрастными и ин­дивидуально-психологическими особенностями несовершеннолетних, которые обусловливают их определенную нестандартность, трудно-воспитуемость, требующую индивидуального подхода и в отдельных случаях специальных психосоциальных и психолого-педагогических коррекционных программ. Затруднять их социальную адаптацию могут различные акцентуации характера, неадекватная самооценка, нарушение эмоционально-волевой и коммуникативной сферы, не­осознаваемые регуляторы поведения, вытесненные в подсознание комплексы, фиксированные установки, фобии, тревожность, агрес­сивность. Наряду с индивидуальным педагогическим подходом, при­меняемым к ним в семье и школе, весьма эффективны адекватные психокоррекционные техники и психосоциальные технологии.

Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм мо­рали и права, в асоциальном поведении и деформации системы внут­ренней регуляции, референтных и ценностных ориентации, социаль­ных установок. В зависимости от степени и глубины деформации процесса социализации можно выделить две стадии соци­альной дезадаптации.

Стадия школьной дезадаптации представлена педагогиче­ски запущенными учащимися, для которых характерно хроническое отставание по ряду предметов школьной программы, сопротивление педагогическим воздействиям, дерзость с учителем, различные асо­циальные проявления (сквернословие, курение, хулиганские проступ­ки, пропуски уроков). Вместе с тем значительная часть педагогически запущенных подростков стремится к получению профессии, эконо­мической самостоятельности, они готовы трудиться. Коррекционная работа с ними может вестись в рамках учебно-воспитательных учре­ждений, общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, социальных учреждений для молодежи и подростков, мо­лодежных бирж труда, клубов по интересам, центров экстремальной социально-психологической помощи. В системе народного образова­ния имеется опыт создания центров социально-педагогической реа­билитации для трудновоспитуемых подростков, которые создаются на базе вечерне-сменных школ и учебно-производственных ком­плексов — они хорошо зарекомендовали себя.

Более глубокую стадию социальной дезадаптации представляют социально запущенные подростки. Социальная запущенность характеризуется глубоким отчуждением подростков от се­мьи и школы, как основных институтов социализации; их форми­рование идет в основном под влиянием асоциальных и кримино­генных групп, для них характерна глубокая деформация ценностно-нормативной сферы, асоциальное поведение и противоправные дей­ствия (бродяжничество, наркомания, пьянство, вымогательство). Они, как правило, профессионально не ориентированы, негативно отно­сятся к труду и склонны к паразитическому существованию. В ус­ловиях учебно-воспитательных учреждений трудно добиться успеха в работе с такими подростками. Уместна постановка их на учет в инспекции по делам несовершеннолетних и помещение в специаль­ные закрытые учебно-воспитательные учреждения, выполняющие функции социальной реабилитации.

В зависимости от вида дезадаптации подростков применяются разные профилактические меры в рамках разных межведомственных учреждений. Очевидно, что все участники воспитательно-профилак­тического процесса — учителя, психологи, сотрудники ОВД и комис­сий по делам несовершеннолетних должны хорошо представлять их психологические и педагогические слабости и систему социальных уч­реждений, способных предоставить им адекватную помощь (табл. 14.2).

Особую озабоченность в настоящее время вызывают дети и под­ростки с аддитивным, и прежде всего наркозависимым, поведением. И если профилактика аддитивного поведения — это прежде всего дело учреждений социального обслуживания детей и молодежи, то лече­ние и реабилитация наркоманов должна осуществляться в системе Минздрава, где, к сожалению, пока нет необходимой и достаточной базы, чтобы справиться с этой резко обострившейся проблемой.

При этом помимо первичной реабилитации, проводимой нар­кологическими диспансерами, крайне важна и вторичная реабили­тация, осуществляемая психотерапевтическими и социально-педа­гогическими программами как для наркозависимых детей и подро­стков, так и их ближайшего окружения, и в первую очередь родите­лей. Как показывает опыт, особенно эффективно протекают реаби­литационные программы, когда наркозависимые отрываются от сво­его привычного улично-дворового окружения и включаются в другую среду с другой системой ценностей и отношений.

Выше отмечалось, что семьи группы риска так же, как и дети группы риска, являются основными объектами профилактического воздействия. Без поддержки и помощи семье, которая не справляется с задачами воспитания, проблема детско-подростковых девиаций не решается. К факторам социального риска, отрицательно сказывающим­ся на репродуктивных функциях семьи, можно отнести следующие:

Профилактическая и коррекционная работа с различными типами детско-подростковой дезадаптации

Таблица 14.2

социально-экономические: низкий материальный уровень жиз­ни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия; пара­доксом времени является то, что и сверхвысокие доходы «новых русских» также являются фактором риска в воспитании детей;

медико-социальные: экологически неблагоприятные условия, инвалидность, хронические заболевания родителей, других членов семьи, вредные условия работы родителей, и особенно матери, пре­небрежение санитарно-гигиеническими нормами;

социально-демографические: неполная или многодетная семья, семьи с несовершеннолетними либо престарелыми родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми;

социально-психологические и психолого-педагогические: семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями суп­ругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью роди­телей и их низким общеобразовательным уровнем, деформирован­ными ценностными ориентациями;

криминальные: алкоголизм, наркомания, аморальный и пара­зитический образ жизни, семейные дебоши, проявление жестокости и садизма, наличие судимых членов семьи, разделяющих нормы и традиции преступной субкультуры.

Наличие того или иного фактора социального риска в семье не означает обязательного возникновения социальных отклонений в поведении детей, оно лишь указывает на большую степень вероят­ности их. Вероятность возрастает по мере увеличения числа факто­ров социального риска; особенно влиятелен низкий прожиточный уровень в сочетании с низким общекультурным и общеобразова­тельным уровнем родителей. Но у семьи, имеющей скромные дохо­ды, но достаточно высокий уровень духовной культуры, значитель­но больше шансов воспитать нормального ребенка, чем в семье с высоким жизненным уровнем, но низкой духовной культурой и не­благоприятным морально-психологическим климатом. Остры пробле­мы в многодетных и неполных семьях (ныне в России около 30% де­тей рождается при незарегистрированном браке, и доля таких детей постоянно растет). Среди семей, не справляющихся с воспитанием детей, — до 60% конфликтные, нестабильные семьи, характери­зующиеся неблагоприятными социально-психологическими факто­рами (ежегодно около 600 тыс. семей разводится, при этом в раз­рушившихся семьях остается свыше 400 тыс. детей).

Назрела необходимость введения адресной помоши разным семь­ям: социальной, материальной, психологической, педагогической, преимущественно по обращению (помощь запрашивается добро­вольно). Такую помощь призваны оказывать центры психологической, социально-психологической и психолого-педагогической по­мощи, «телефоны доверия». В функции правоохранительных органов прежде всего входит работа с семьями, в которых представлены кри­минальные факторы риска, где жизни детей порой угрожает опас­ность, где допускается жестокое обращение с детьми, женщинами, физическое, психологическое, сексуальное насилие, пренебрежи­тельное отношение к здоровью и жизни детей. В настоящее время на учете в органах внутренних дел состоит около 200 тыс. родителей и лиц, их заменяющих, не выполняющих обязанности по воспитанию детей. В данном случае работа с такими семьями должна строиться не только по принципу обращаемости, но и по принципу выявления.

Социальный патронат семьи, допускающей насилие, жестокость и пренебрежительное отношение к здоровью и жизни детей, необ­ходимо вести с младенческого возраста ребенка. Очевидно, наиболее удобно эти функции выполнять через медико-социальный патро­наж, который при дополнительной подготовке и оплате могут вести медсестры и врачи-педиатры. Социально-педагогический патронат неблагоприятных семей вменен также в функции социальных педа­гогов общеобразовательных школ и дошкольных учреждений. В слу­чае обнаружения семьи с криминальными факторами необходим в дальнейшем социально-правовой патронат, проводимый правоохра­нительными органами. Если социально-правовой патронат оказы­вается безрезультатным, необходимо через органы опеки передать ребенка на воспитание в приемные семьи либо в государственные воспитательные учреждения. Законом также предусмотрено привле­чение к уголовной ответственности родителей, допускающих край­ние формы насилия. Это, в свою очередь, также осуществляется правоохранительными органами.

Превенция отклоняющегося поведения и правонарушений несовершеннолетних правоохранительными органами

В соответствии с Законом РФ от 24 апреля 1991 г. «О милиции» профилактическая дея­тельность органов внутренних дел распростра­няется прежде всего на подростков, совер­шивших преступление и правонарушение. В их подразделениях по профилактике правонаруше­ний несовершеннолетних (ПППН) ставятся на учет: освобожденные из мест лишения свободы; осужденные к ли­шению свободы условно; совершившие преступления, но освобож­денные от уголовной ответственности в связи с применением мер общественного или административного воздействия или вследствие акта амнистии; совершившие общественно-опасные действия до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответствен­ность; обвиняемые в совершении преступлений и не заключенные под стражу в период предварительного следствия; вернувшиеся из специальных воспитательных учреждений, систематически совер­шающие правонарушения, влекущие наложение административных взысканий. Общая численность стоящих на профилактическом уче­те в 2000 г. подростков превышала 400 тыс. человек, из них около 23% — дети до 13 лет. Ежегодно снимается с учета в связи с ис­правлением около 30—33% подростков.

Органы внутренних дел весьма ограничены в арсенале профилак­тических средств, особенно в отношении детей до 14 лет, здесь пре­жде всего нужны меры медико-психолого-педагогического характера. Поэтому, с одной стороны, постановка на учет детей до 13 лет долж­на происходить лишь в крайних случаях при совершении ими опас­ных деяний, с другой — сотрудникам ПППН необходимо взаимо­действие с другими социальными учреждениями и службами (медико-психолого-педагогического центрами, социально-психологическими консультациями, подростковыми клубами и т.д.). Настораживает значительное число несовершеннолетних (свыше 1 млн человек), доставляемых по разным поводам в органы внутренних дел, причем около половины из них — с расплывчатой формулировкой («за со­вершение правонарушений, влекущих меры административного и общественного порядка»). Органами внутренних дел ежегодно гото­вится около 25 тыс. материалов о лишении родительских прав, что в 6 раз превышает показатели 1992 г. Возрастает число родителей, у которых отобраны дети без лишения родительских прав. Это свиде­тельствует не только об увеличении социального неблагополучия, но и об усилении охранно-защитных функций органов МВД, опеки и попечительства.

Вместе с тем органам профилактики, функционирующим в струк­туре органов внутренних дел трудно перестраивать свою деятель­ность в рамках охранно-защитной концепции. Срабатывают неред­ко традиционные установки, ориентированные, прежде всего, на меры административного и уголовного наказания. Оказывает влия­ние и тот факт, что сотрудники профилактических служб много от­влекаются на оперативно-розыскную деятельность по раскрытию преступлений. Так, по отдельным выборочным данным, непосред­ственно профилактическая работа сотрудников ПППН занимает только 15—20% рабочего времени. Очевидно, что в условиях, когда профилактика правонарушений несовершеннолетних в России на­чала выстраиваться на принципах охранно-защитной концепции, нормативная регламентация деятельности ПППН должна в полной мере соответствовать ее обеспечению. Первоочередное внимание необходимо уделять социально-правовому патронату семей, условия

в которых угрожают жизни и здоровью детей. Омоложение пре­ступности, большой процент стоящих на учете детей до 13 лет, большая распространенность подростковой безнадзорности и соци­ального сиротства свидетельствуют о необходимости профилактиче­ской работы с семьей задолго до того, как ребенок дорастает до подросткового возраста и становится способным сбегать из дому, совершать преступления и т.д. Поскольку органы внутренних дел (в том числе и подразделения, занимающиеся профилактикой право­нарушений среди несовершеннолетних) должны вести работу с кри­миногенно опасной частью населения, то в поле их зрения должны находиться семьи группы риска, имеющие детей, — они выявляются самостоятельно либо находятся под медико-социальным патрона­жем, патронатом социальных служб и органов народного образова­ния. Значительное внимание и время должно уделяться партнер­скому взаимодействию с этими и другими организациями, тоже за­нимающимися профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (кроме названных — попечительства, служб занятости, комиссий по делам несовершеннолетних, общественных организаций, благотворительных фондов, социально-образователь­ных учреждений негосударственного сектора). Необходимо усилить охрану несовершеннолетних от посягательств взрослых лиц, прояв­лений жестокости, насилия, в том числе сексуального, а также за­щиту прав несовершеннолетних, в том числе и от отдельных необос­нованных действий правоохранительных органов.

Важную роль в предупреждении безнадзорности и правонару­шений несовершеннолетних играют центры временной изоляции несо­вершеннолетних правонарушителей, которые ранее назывались прием­никами-распределителями. До принятия Закона РФ от 21 мая 1999 г. «Об основах системы профилактики и правонарушений несовер­шеннолетних» они обслуживали социальных сирот больше, чем не­совершеннолетних правонарушителей, но закон освободил их от обслуживания беспризорных и социальных сирот, что, как показывает опыт, ослабило социально-правовую поддержку последних. Необхо­димо повысить эффективность работы и патрульно-постовой служ­бы с уличными и вокзальными детьми, попрошайками и бродягами.

Межведомственное взаимодействие в превенции отклоняющегося поведения несовершеннолетних

Самое важное в реализации охранно-защитной превенции ее кадровое обеспечение — формирование соответствующих установок и социально-психологически-педагогической подготовленности всех, призванных заниматься ею, — учителей, воспитателей, медиков, сотрудников пра­воохранительных органов и государственных чиновников. Важно недопущение агрессивного и бездушного отношения к трудным детям, умение видеть не столько их вину, сколько беду. Охранно-защитная превенция прежде всего предполагает выявление небла­гоприятных условий, которые деформируют психосоциальное раз­витие ребенка, и помощь в их устранении.

Специальные принципы современной охранно-защитной превенции:

• социально-правовая и медико-психолого-педагогическая под­держка, коррекция и реабилитация детей и семей группы риска как основополагающий подход и важнейшее звено в современной сис­теме профилактики отклоняющегося поведения и правонарушений несовершеннолетних;

• законодательное и нормативно-правовое обеспечение превен­тивной, охранно-защитной и коррекционно-реабилитационной прак­тики, взаимосвязь и согласование федеральных и региональных за­конодательных актов, ведомственных нормативов;

• межведомственная интеграция и дифференциация деятельно­сти социальных учреждений разных федеральных министерств и комитетов, осуществляющих функции социально-правовой защиты, медико-психолого-педагогической поддержки, коррекции и реаби­литации детей и семей группы риска;

• соотнесение превентивных и коррекционно-реабилитацион-ных функций социальных учреждений различных ведомств со спе­цификой профилактируемых детей и подростков;

• профессионализация охранно-защитной, превентивной и кор­рекционно-реабилитационной практики за счет введения в штаты учреждений специалистов по социальной, психосоциальной и соци­ально-педагогической работе;

• создание и развитие социальной инфраструктуры разноведом­ственной сети социальных учреждений, направленных на коррекцию, реабилитацию, медико-психолого-педагогическую поддержку, соци­ально-правовую охрану и защиту социально дезадаптированных не­совершеннолетних;

• осуществление государственного федерального и региональ­ного управления с помощью системы профилактических мер на ос­нове информационно-аналитической базы, включающей информа­цию о состоянии и структуре детско-подростковых девиаций и о ресурсно-финансовом обеспечении превентивной практики;

• взаимодействие социально-образовательных учреждений, го­сударственного и негосударственного сектора, общественных орга­низаций в реализации охранно-защитной превенции отклоняюще­гося поведения несовершеннолетних.

Исходя из приведенных принципов можно сказать, что для успеш­ной реализации охранно-защитной превенции необходимы следую­щие условия.

1. Создание информационно-аналитического обеспечения функцио­нирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на федеральном и региональном уровнях:

• разработка внутриведомственной статистики, отражающей ха­рактер и состояние детско-подростковых девиаций, включая Мини­стерства: МВД, здравоохранения, образования, труда и социального развития;

• введение внутриведомственной статистики, отражающей ха­рактер и состояние детско-подростковых девиаций, в реестр еже­годной государственной статистики;

• обеспечение доступности информации о детско-подростковой девиации для органов социального управления, представителей нау­ки и прессы.

2. Ресурсно-финансовое обеспечение превентивной, охранно-защит­ной и коррекционно-реабилитационной практики:

• включение во внутриведомственные статотчеты информации о наличии различных социальных учреждений, осуществляющих коррекцию, реабилитацию, медико-психолого-педагогическую под­держку, охрану и защиту детей и семей группы риска;

• составление государственного межведомственного реестра вы­шеуказанных учреждений;

• оценка на федеральном и региональном уровнях соответствия имеющихся учреждений и реальных потребностей превентивной прак­тики, выявление узких мест и прогнозирование дальнейшего развития сети социальных учреждений, работающих на превентивную практику;

• расчет финансовых затрат на региональном и федеральном уровнях, необходимых для функционирования существующих соци­альных учреждений превентивной и коррекционно-реабилитационной направленности и дальнейшего развития настоящей социальной инфра­структуры;

• внесение предложений по использованию средств существую­щих федеральных целевых программ и по разработке новых целевых программ.

3. Нормативно-правовое обеспечение превентивной охранно-защит­ной и коррекционно-реабилитационной практики:

• анализ федеральных и региональных законодательных актов и приведение их в соответствие с задачами превентивной практики и международными правовыми стандартами;

• анализ ведомственных нормативно-правовых актов, регули­рующих деятельность учреждений и социальных служб, выполняюших функции коррекции, реабилитации, медико-психолого-педаго­гической поддержки, охраны и защиты семей и детей группы риска. Осуществление межведомственного согласования внутриведомст­венных нормативно-правовых актов с целью исключения дублиро­вания и восполнения пробелов в существующей межведомственной социальной инфраструктуре.

4. Кадровое обеспечение превентивной, охранно-защитной и корреционно-реабилитационной практики:

• анализ кадрового состава существующих социальных учреж­дений, имеющих превентивную направленность, выявление кадро­вого дефицита специалистов по социальной, психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работе по разным ведомствам;

• анализ существующей системы подготовки и переподготовки специалистов по социальной, психосоциальной, коррекционно-реаби­литационной и педагогической работе в системе государственных и негосударственных образовательных учреждений;

• формирование государственного заказа на федеральном и ре­гиональном уровне по подготовке и переподготовке кадров;

• совершенствование системы оплаты и социальных льгот спе­циалистам, занятым в превентивной, охранно-защитной и коррек­ционно-реабилитационной практике.

5. Научно-методическое обеспечение превентивной и коррекционно-реабилитационной практики:

• формирование заказа в рамках целевых государственных про­грамм по разработке и изданию коррекционно-реабилитационных, психосоциальных и педагогических технологий, методик и практи­кумов для работы с детьми и семьями группы риска;

• организация международных, общероссийских и межрегиональ­ных научно-практических конференций по проблемам превентив­ной и коррекционно-реабилитационной практики;

• научное обобщение отечественного и зарубежного опыта пре­вентивной, охранно-защитной и коррекционно-реабилитационной практики; взаимодействие с международными организациями;

• государственная финансовая поддержка существующих специа­лизированных журналов, специальных изданий, отражающих отече­ственный и зарубежный опыт превентивной и коррекционно-реа­билитационной работы, а также психосоциальные и педагогические коррекционно-реабилитационные методики и технологии.

6. Организационно-управленческое обеспечение функционирования. координации и взаимодействия органов профилактики:

• определение Комиссии по делам несовершеннолетних как ос­новного органа, выполняющего функции координации и контроля

за деятельностью различных ведомств и подведомственных учреж­дений по профилактике, коррекции и реабилитации девиантного поведения детей и подростков;

• введение с целью усиления организационно-управленческих функций Комиссии по делам несовершеннолетних специального ра­бочего органа, состоящего из штатных сотрудников и выполняющего функции по анализу информации о состоянии и структуре детско-подростковых девиаций, о состоянии и перспективах развития фи­нансово-ресурсного, нормативно-правового обеспечения превентив­ной практики, а также осуществляющего межведомственный кон­троль за профилактической деятельностью органов и учреждений различных ведомств;

• проведение на федеральном и региональном уровне как внут­риведомственных, так и межведомственных конкурсов-смотров раз­личных социальных программ, а также социальных учреждений, осу­ществляющих превентивную, охранно-защитную и коррекционно-реабилитационную психолого-педагогическую практику;

• осуществление на уровне Комиссии по делам несовершенно­летних, ведомств и подведомственных учреждений тесного взаимо­действия с общественными, благотворительными и негосударствен­ными учреждениями, фондами, ассоциациями с целью создания единой общественно-государственной системы профилактики без­надзорности и правонарушений несовершеннолетних.

7. Обеспечение демократического принципа деятельности системы профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений не­совершеннолетних:

• реализация принципа гласности в работе системы;

• формирование общественного мнения, поддерживающего це­ли и задачи системы профилактики беспризорности, безнадзорно­сти и правонарушений несовершеннолетних;

• привлечение и использование средств массовой информации в профилактических мероприятиях с обобщением лучшего опыта пре­вентивной социальной и педагогической практики;

• поддержка деятельности общественных и негосударственных учреждений по профилактике беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

• эффективное использование средств массовой информации с целью формирования взвешенного отношения к проблемам профи­лактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несо­вершеннолетних.