logo
Yuridicheskaya_pedagogika

10.2. Педагогические принципы профессиональной подготовки

Особенности принципов профессиональной подготовки

Педагогические принципы профессиональной подготовки — специальная система основных, исходных требовании к построению ее процесса выполнение которых обеспечивает решение стоящих перед ней задач. Они — обобщенный вывод из опыта подготовки, результатов научных исследований и одновременно главные рекомендации по ее проведению. Как и всякое педагогическое явление, профессиональная подготовка законо­мерна, характеризуется наличием причинно-следственных связей и зависимостей. В основе они — общедидактические, но не полно­стью идентичны им. В отличие от занятий в образовательных учре­ждениях профессиональная подготовка:

• проводится с людьми, у которых основная деятельность не учебная, а правоохранительная, и для участия в занятиях они на время отрываются от нее;

• ведется для людей, имеющих не только общее, но и профес­сиональное образование (от начального до высшего) и обладающих нередко немалым опытом решения профессиональных задач;

• отличается особыми целями, задачами, организацией, содер­жанием, формами, методами, условиями и критериями эффектив­ности ее;

• является не только обучением, но и подготовкой, включающей воспитание и развитие обучающихся.

Поэтому принципы профессиональной подготовки, базируясь на общепедагогических, имеют особенности и выступают частными пе­дагогическим принципами. К тому же это принципы не только обу­чения, они более емкие — педагогические, предполагающие одновре­менное решение воспитательных и развивающих задач. Их особен­ность и в том, что они не ограничиваются рамками усвоения знаний на отдельном занятии, а охватывают всю педагогическую систему подготовки. Наряду с принципами, относящимися ко всякой про­фессиональной подготовке в правоохранительных органах, нередко выделяют еще специальные, относящиеся к специфике разных видов подготовки, о которых речь шла выше.

Педагогические принципы профессиональной подготовки — не случайный набор формулировок, а отражение целостно функцио­нирующих в процессе подготовки и влияющих на ее результаты объективных педагогических закономерностей. Систем­ному их характеру и педагогической реальности подготовки соот­ветствует поэтому система принципов. В их совокупно­сти выделяются те, которые присущи основным компонентам педа­гогической системы подготовки, а именно, содержательные, органи­зационные и методические.

Содержательные педагогические принципы профессиональной подготовки

Они отражают зависимость подготовки от ее предназначения в деятельности правоохрани­тельного органа, и на этой основе определяют­ся ее цели, задачи и содержание. Их совокуп­ность позволяет ответить на первый важный педагогический вопрос: чему учить? Правиль­ная реализация принципов облегчается правилами (требованиями), конкретизирующими каждый принцип и обеспечивающими правиль­ный учет каждой из закономерностей, объединенных принципом.

Принцип профессионально-педагогической целеустремленности отражает закономерную связь отбора содержания подготовки от чет­ко осмысленных и сформулированных ее целей. Цель — исходный элемент любой педагогической системы. Подготовка без четких целей и вытекающих из нее задач сравнима с метаниями заблудившегося в дремучем лесу человека: силы и время разбазариваются, полезный ре­зультат маловероятен. Правила постановки целей таковы.

Правило концептуальности требует подходить к определению це­лей, задач, а затем и других элементов процесса подготовки не изо­лированно, не в отрыве друг от друга, а в целостной картине пред­стоящей подготовки, в единстве и взаимосвязи всех ее элементов. В разработке картины сливаются воедино требования государственности и социальности, директивные указания, рекомендации юридической педагогики, опыт разрабатывающих ее должностных лиц и специа­листов, советы и помощь специалистов по педагогике.

Правило педагогизации цели предполагает переход от общих фор­мулировок цели (типа «непрерывно повышать профессионализм личного состава, готовить профессионалов своего дела, обучать в соответствии с современными требованиями») к выраженности ее в виде совокупности конкретных характеристик профессионализма, которые должны приобрести или усовершенствовать обучающиеся в результате участия в подготовке, т.е. определения конкретных част­ных педагогических задач.

Правило триединой педагогической задачи определяет необходи­мость осуществлять педагогизацию цели в виде основных задач обу­чения, воспитания и развития обучающихся. Без этого процесс под­готовки сведется к куцей передаче информации. Эти задачи и их единство призваны быть основополагающими в отборе, продумы­вании, конкретизации, обогащении содержания, воплощении его не только в разделах и темах программы, но и в содержании каждого отдельного занятия, которому впоследствии подчиняется организа­ция и методика их.

Принцип профессионально-прикладной направленности — прин­цип, отвечающий основному предназначению подготовки, прово­димой в практических органах правоохраны. Принцип конкретизи­руется и реализуется в правилах:

профессионализации — соответствии содержания специфике пра­воохранительной деятельности и ее отдельных задач, проблем, усло­вий, действий и способов их осуществления;

специализации — полного подчинения содержания особенностям учебной группы и деятельности специалистов, обучающихся в ней;

практичности — преимущественной нацеленности на форми­рование навыков, умений и других компонентов практической уме­лости профессионалов.

Дело подготовки не может ограничиваться общими разговорами и советами, а призвано быть по преимуществу профессионально-тех­нологичным, обучать специалистов «мелочам», имеющим значение для достижения нужных результатов, т.е. конкретным действиям, способам, операциям, приемам, их последовательности, видоизме­нениям в разных условиях, при взаимодействии с другими специа­листами и т.д.

Принцип гражданственности соответствует закономерной под­чиненности правоохранительной деятельности социальным потреб­ностям общества. Профессионально действует лишь тот сотрудник, кто понимает, что каждое действие должно быть выверено на кри­териях общественных, гражданских интересов и отвечать им. Про­фессионально обучает тот руководитель занятий, кто учит сотрудни­ков, входящих в учебную группу, постоянно видеть за повседневными делами сверхзадачи построения гуманного, демократического, пра­вового, цивилизованного общества, отбирая соответствующим обра­зом содержание занятия и продумывая способы его раскрытия. Это уникальный принцип реализуется в правилах:

гражданственности, патриотизма, долга и ответственности при отборе и раскрытии содержания обучения. Каждый раздел или вид подготовки, каждая тема должны и могут вносить свою лепту в фор­мирование и совершенствование этой стороны профессионализма;

обучения знаниям, способам и стилю решения профессиональных за­дач, отвечающих требованиями и условиям создания в России гуман­ного, демократического, ориентированного на человека, цивилизован­ного, правового общества. Необходимо включение в каждую тему со­циальных, моральных, этических, культурных, профессионально-пси­хологических и профессионально-педагогических вопросов и отработ­ки связанных с ними способов и приемов решения задач;

формирования современного, цивилизованного профессионального правосознания, которым должен обладать любой профессионал пра­воохранительных органов и без наличия которого он просто не может считаться таковым. Правосознание есть у всех людей, даже у преступ­ников, только оно ложное, деформированное. Сотрудник должен об­ладать развитым правосознанием, основанным на точных, научных, достоверных знаниях, систематичных, полных, доказательно усвоен­ных, обеспечивающих строжайшее соблюдение законности, пони­мание и уважение прав граждан.

Принцип профессиональной основательности отвечает необходи­мости строить подготовку на достоверной, соответствующей требова­ниям жизни информации, знаниях, проверенном опыте; доводить формирование всех компонентов профессионализма до совершен­ного, в деталях отработанного, прочно сохраняющегося и устойчи­вого к разрушающим факторам уровня. Ему отвечают правила:

нормативно-правового соответствия — построения подготовки на основе существующего законодательства, подзаконных норматив­ных актов, требований приказов, директив, разработанных программ и планов;

научности — опоры на данные юридической науки, юридиче­ской педагогики, юридической психологии и других наук, имеющих отношение к правоохранительной сфере. Это правило относится к научности не только самого учебного материала, но и способов раз­работки концепции подготовки, определения целей и задач вплоть до каждого занятия, отбора учебного материала и решения других вопросов подготовки;

актуальности — соответствия содержания подготовки акту­альным, сегодняшним, наиболее важным задачам профессиональ­ной деятельности, трудным вопросам практики, более совершен­ным способам действий, подготавливаемым операциям;

поучительности — требования постоянно учиться на практи­ке, извлекать уроки из успехов и неудач и на этой основе улучшать работу сотрудников;

опоры на передовой опыт — своего и других правоохранитель­ных органов;

международной интегративности — требования при подготовке учитывать зарубежный опыт действий правоохранительных органов;

исключения педагогического волюнтаризма, формализма и показ­ного благополучия — правила, имеющего в системе профессиональ­ной подготовки личного состава особое значение, так как она сама проводится не ради проформы, а ради дела — сложного, ответст­венного и опасного.

Принцип профессиональной надежности нацелен на удовлетво­рение высоких требований к профессионализму сотрудников пра­воохранительных органов, необходимость учиться действовать не кое-как, а наилучшим образом, в любых условиях, преодолевать любые трудности. Надо учить так, чтобы постоянно отвечать на усложняю­щиеся вызовы времени, криминальной и оперативной обстановки в стране и на обслуживаемой территории. Этот принцип предполагает следующие правила:

автоматизма — необходимости- отработки сотрудниками всех стандартных действий до автоматизма, до установленных нормати­вов (если они нормативно установлены для конкретных действий);

закалки трудностями — надежны только те действия, которые отработаны в условиях трудностей, максимально приближенных к реальным. Упражнения при постоянном наращивании трудностей

приучают сотрудников мобилизовывать свои возможности, работать в состоянии напряжения, проявлять юлю и настойчивость, развиваться;

последовательности — опоры на достигнутый сотрудником (обучающимися учебной группы) уровень профессиональной подго­товленности, преемственности в отборе содержания, его постепен­ном расширении и углублении;

акмеологичности (высшего уровня профессионализма) — сис­тематичности в наращивании профессионализма, достижения его высот. Недопустимо топтаться на месте, из года в год повторять одни и те же простые темы и отрабатывать только «основы». Объяснения типа «персонал сильно обновился» не могут служить оправданием. Когда такой факт имеет место, надо выделять группы новичков и тех, чей профессионализм надо повышать еще выше, и проводить подготовку дифференцированно;

поддержания натренированности — введения в содержание и всю систему подготовки вопросов, тем, форм, методов, ориентиро­ванных на сохранение высокого уровня профессиональной подго­товленности сотрудников (их «профессиональной формы»), их спо­собности в любом месте и в любое время проявить все, чему они были научены. В условиях ведущегося сотрудниками правоохрани­тельных органов «непрерывного боя с преступностью» реализация этого принципа в системе подготовки имеет огромное значение, а сам он в своем роде уникален, как педагогический принцип.