logo
Yuridicheskaya_pedagogika

4.8. Педагогическая требовательность

Требовательность к должному соблюдению норм поведения, уста­новленному порядку и отношениям является необходимым атрибутом всякой социальной системы, обеспечивающим ее нормальное функ­ционирование. Не составляют в этом плане исключение и педаго­гические системы. Известно афористичное высказывание А.С. Ма­каренко, что без требовательности нет воспитания. Это относится и к образованию, обучению и развитию. Основным субъектом требо­вательности призваны выступать педагог и педагогический коллек­тив. Требовательность может предъявлять и высокоразвитый кол­лектив обучающихся, товарищ к товарищу и каждый к самому себе. Требовательность очевидным образом несет в себе силу прину­ждения, но в педагогической деятельности ее недопустимо превра­щать в административный рычаг. Она должна стать подлинно педаго­гической благодаря стремлению и умению педагога сделать ее такой.

Педагогическая требовательность отличается особыми при­знаками (чертами): гуманностью, целесообразностью, понятно­стью, справедливостью, систематичностью, индивидуализированностью, вниманием к людям, заботой о них и уважением к человече­скому достоинству, щадящим характером. Она должна быть по необходимости минимально принудительной. Существуют в принципе четыре волевых способа поправить поведение человека: приказать, дать указание, дать совет, попросить. В той же последовательности снижается и их императивность, принудительность. Важно избирать способ с минимальной принудительностью, учитывая индивидуаль­ные особенности того, кому он адресован: одному достаточно сове­та, а то и просьбы, а другой без решительного указания и не поше­велится. В стратегии применения такого подхода надо стремиться увеличивать число тех, к которым можно предъявлять менее импе­ративные формы, рассчитывать на взаимопонимание и развитое чувство долга. Все это особенно важно, когда требовательность предъявляется к детям и подросткам.

При любых действиях, связанных с предъявлением требователь­ности, педагог должен придавать ей черты педагогичности. Так, вы­ражая требовательность соблюдать такт, не оскорблять человека, не изощряться в поисках унижающих высказываний, не кричать, а го­ворить твердо, без излишних эмоций, уверенно. Контроль педаго­гически эффективен, когда строится с конструктивной установкой педагога — для дела и помощи проверяемым, а не для того, чтобы «подловить» их и наказать. Не превращать контроль в повод для постоянных мелочных придирок и разносы. Нередко бывает полез­ным не заметить промах, если он сделан неумышленно. Бывает и так, что нарушение носит массовый характер. В таких случаях не следует обвинять всех, ибо это сплотит группу в противостоянии педагогу. Лучше выделить главных виновников либо быть убеди­тельным в том, что нарушения многих «не замечены», а предъявить высокую требовательность только к части замеченных.

Педагогическая оценка обладает большой силой воздействия для большинства обучающихся, но нельзя превращать ее в кнут погон­щика, пугало, ставя двойки направо и налево и проявляя несправедливость. Педагогические замечания, критика и напоминания должны ставить обучающегося на ноги, помочь улучшить его работу, а не опускать на колени, прибегая к унижениям.

Требовательность — не единственный метод воздействия на обу­чающихся, она должна сочетаться с другими методами и не преобла­дать, быть элементом в развитии стратегии педагогической доброжела­тельности, осознанной требовательности обучающихся к самим себе.

Бывает, что педагог начинает работу с новой учебной группой и В начале учебного года с либерального отношения к проявлениям недобросовестности в учебе или работе, только предупреждает, журит, Двоек не ставит и пр. Как правило, это приводит потом к необхо­димости «закручивать гайки», предъявлять сверхтребовательность, вносить в педагогическую работу повышенную нервозность, которые все равно оказываются запоздалыми и не приводят к достиже­нию максимального педагогического результата. Требовательность должна быть ровной и, соответственно, высокой с самого начала.

В требовательности, как может быть ни в чем другом, должно сказываться единство педагогического коллектива.

Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений

1. Что понимается под педагогическими действиями и техникой их выполнения?

2. Перечислите все психологические и педагогические действия. В чем их различия? Какие из них, на ваш взгляд, могут и должны выполняться в профессиональной деятельности, к которой вы готовитесь?

3. Чем педагогическое наблюдение отличается от обычного? Назовите

основные психологические приемы профессионального наблюдения.

4. Какие источники психологической информации и как можно использовать при составлении психологического портрета?

  1. Чем педагогическое решение отличается от других?

  2. Раскройте последовательность подготовки и принятия педагогического

решения.

  1. Как сделать, чтобы привлечение обучающихся, сотрудников к подготовке и исполнению педагогического решения сыграло для них обучающую и воспитывающую роль?

  2. Каковы пути установления педагогического сотрудничества?

9. Что подразумевается под психологической и педагогической техникой,

из каких компонентов она складывается?

  1. Дайте характеристику речевым средствам.

  2. В чем заключаются особенности техники использования неречевых

средств.

12. Что из описанного в технике педагогической речи с учетом имеющихся у вас индивидуальных особенностей вы считаете важным для себя?

13. Какими из неречевых средств вы умеете пользоваться и пользуетесь и отвечают ли они педагогическим требованиям?

14. Назовите основные особенности педагогического общения. Какой из технических приемов вам понравился больше всего? Какова техника психологического сближения собеседников и установления психологи­ческого контакта между ними?

15. Проанализируйте на примере преподавателя, который авторитетен для вас, что именно нравится вам в нем. Постарайтесь назвать 7—10

таких особенностей.

16. Какое педагогическое общение называют педагогическим сотрудничеством?

  1. Каковы основные пути приближения педагогического взаимодействия к педагогическому сотрудничеству?

  1. В чем особенности педагогической требовательности?

  2. Назовите основные приемы осуществления педагогического анализа.

Какую роль играет каждый из них?