logo
Yuridicheskaya_pedagogika

Особенности обучения сотрудников таможенных органов

На всех этапах развития таможенного дела в Российской Федерации Государственный таможенный комитет уделяет большое внимание вопросам повышения качества профессиональной подготовки сотрудников. При ее осущест­влении используются положения и рекомендации дидактики, ана­логичный опыт в других правоохранительных органах, Вооруженных Силах и за рубежом. На этой основе в таможенных органах созда­ются теоретические модели процесса обучения сотрудников, кото­рые находят свое выражение в методических системах обучения.

Обучение специалистов таможенного дела строится как социально -педагогический процесс, обусловленный потребностями нашего госу­дарства в хорошо подготовленных специалистах таможенного дела. Он строится так, чтобы выполнялись функции:

обучающая — вооружения специалистов системой знаний, на­выков и умений, необходимых для практической таможенной дея­тельности;

воспитательная — формирования и совершенствования качеств личности сотрудника;

развивающая — развития и совершенствования интеллектуаль­ных и физических сил сотрудников;

психологической подготовки — формирования у сотрудников внутренней психологической готовности к решению профессиональ­ных задач, преодолению психологических трудностей, к уверенным и надежным действиям в экстремальных условиях.

Все функции между собой взаимосвязаны и взаимообусловлены. В их реализации участвуют и руководители занятий и сами обу­чающиеся сотрудники, для которых изучение таможенного дела и совершенствование в нем является служебной обязанностью при высокой самостоятельности, активности и максимальном напряже­нии интеллектуальных и физических сил.

Система профессионального образования таможенных кадров

Эта система в соответствии с решениями ГТК России включает:

• профессиональную подготовку в таможен­ном органе (профессиональную, физическую, языковую);

• профессиональную подготовку и переподготовку на межзо­нальных и зональных курсах, на курсах при отделе подготовки кад­ров таможенного органа;

• профессиональную подготовку на базе учебно-тренировочных центров;

• переподготовку и повышение квалификации на базе учебных центров региональных таможенных управлений;

• переподготовку и повышение квалификации на базе учебных заведений ГТК России (ИПК Российской таможенной академии, факультеты повышения квалификации филиалов РТА, региональные учебные центры);

• переподготовку на базе учебных заведений ГТК России (ИПК РТА России, факультеты повышения квалификации филиалов РТА, региональные учебные центры);

• обучение в Российской таможенной академии, в филиалах РТА;

• стажировку в РТА, ГТК России, Региональных таможенных управлениях, таможнях.

Поддержание сотрудником таможенного органа уровня квалифи­кации, необходимого для исполнения должностных обязанностей, является обязанностью сотрудника таможенного органа. В целях обеспечения соответствующего уровня квалификации предусмотре­но право сотрудников на переподготовку (переквалификацию) и по­вышение квалификации за счет ГТК. Обучение в образовательных учреждениях высшего профессионального образования или средне­го профессионального образования Министерства образования РФ и других ведомств осуществляется на основе договоров. В таможен­ных органах РФ введен единый квалификационный аттестат сотруд­ника таможенного органа, который должен храниться в личном деле и сопровождать сотрудника на всем протяжении его службы. В него вносятся результаты по всем видам общей и профессиональной под­готовки (обучения) сотрудников.

Особенно большие требования предъявляются к обучению руко­водителей таможенных подразделений. Сотрудник, выдвигаемый на вышестоящую должность до назначения (или сразу же после назна­чения), обязан пройти соответствующую курсовую подготовку по направлению деятельности в одном из таможенных учебных заведе­ний или подразделений дополнительного профессионального обра­зования (институт повышения квалификации Российской таможен­ной академии, факультет повышения квалификации РТА, региональ­ный учебный центр, специализированный учебно-тренировочный центр) со сдачей квалификационного экзамена.

Наиболее существенно для руководителей получение дополни­тельного профессионального образования в Российской таможенной академии. Гибкое реагирование системы дополнительного профес­сионального образования руководящего состава таможенных орга­нов на изменения в таможенном деле требует постоянного развития научно-методического и информационного ее обеспечения:

• разрабатываются современные средства проектирования и управ­ления образовательными процессами в таможенной службе;

• ведутся работы по организации прогнозирования потребно­стей в профессиональной подготовке и переподготовке сотрудников с целью ускорения этих процессов;

• активизируется международное сотрудничество в области про­фессиональной подготовки кадров для таможенных органов.

Качество процесса дополнительного профессионального образо­вания достигается: приближением учебных программ к текущим за­дачам таможенных органов, использованием современных педаго­гических технологий, повышением педагогической подготовленности преподавателей, мотивацией обучающихся и активным включением внутренних личностных резервов слушателей для лучшего усвоения учебного материала, развитием материально-технической базы.

Важнейшей задачей в научно-методическом обеспечении допол­нительного профессионального образования руководящего состава таможенных органов становится разработка путей организации ак­тивного дистанционного обучения, которое позволяет реализовать идею непрерывного образования без отрыва от службы. Активное взаимо­действие обучающихся с преподавателями центра с помощью компь­ютерных сетей требует:

• развития материально-технической базы;

• разработки обучающих компьютерных программ в виде учеб­ных циклов, построенных по модульному принципу, вариативных по времени и по месту обучения.