logo
Yuridicheskaya_pedagogika

Среда функционирование воспитательной системы органов, исполняющих наказания

Среда есть совокупность условий, определяющих жизнь и деятельность человека. Среда разделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя среда личности — это имманентно присущие ей связи и отношения: биологические процессы и психи­ческие состояния, сознание, духовность. Все, что лежит вне личности, в том числе и другой чело­век, группы людей, есть по отношению к ней среда внешняя.

Внутренняя и внешняя среда могут рассматриваться и по отно­шению к социальным группам, организациям, учреждениям.

Внутренняя среда воспитательной системы органов, исполняющих наказания, состоит из жизнедеятельности осужденных, служебной деятельности сотрудников и тех условий, в которых протекает их взаимодействие. Эта среда включает как природный, социальный, «вещный» компонент, так и духовный. При этом последний опре­деляется микросредой сотрудников и осужденных в их взаимодей­ствии и взаимовлиянии.

Материальная инфраструктура («вещный» компонент среды) в исправительных учреждениях весьма специфична, с одной стороны, в силу замкнутости самой системы, необходимости ее соответствия определенным правовым предписаниям (изоляция, охрана, надзор), с другой — необходимости удовлетворения элементарных человече­ских потребностей осужденных в пище, одежде, жилище, медицин­ском обслуживании. Она включает объекты производственного, коммунально-бытового, коммуникативного, культурно-массового, физкультурно-спортивного, медицинского, административного и режим­ного назначения. Несмотря на принимаемые меры, объекты жизне­деятельности осужденных во многих исправительных учреждениях до сих пор не отвечают международным стандартам, особенно в об­ласти санитарно-бытовых условий, в результате чего растет число различных заболеваний, в том числе туберкулез, дистрофия, усугуб­ляются различные психические патологии.

Осужденные в ИУ проживают в основном в общежитиях (кроме тюрьмы и колоний особого режима, где введено покамерное содер­жание). Вследствие этого осужденные практически лишены воз­можности побыть наедине с собой, т.е. имеет место так называемый избыток общения. Это не означает, однако, что одиночное заклю­чение более гуманно. Как известно, именно этот вид наказания был и остается наиболее тяжким. Только люди с очень сильной волей и ярко выраженной целеустремленностью способны без ущерба для психики выдержать продолжительное одиночное заключение.

Оптимальными можно считать условия, когда осужденные мо­гут не только общаться друг с другом, но и побыть наедине с собой. Частичное решение данной проблемы возможно, например, с помо щью кабинетов психологической разгрузки, действующих в некото­рых ИУ, услугами которых, кстати, пользуются не только осужден­ные, но и сотрудники.

Внешняя среда воспитательной системы органов, исполняющих на­казания, включает разнообразные социальные институты и организа­ции, участвующие в процессе перевоспитания осужденных, формаль­ные и неформальные объединения, семьи и родственников осужден­ных, а также материальную инфраструктуру ближайшего окружения по месту дислокации учреждений, природно-климатические условия.

Исторически не только в нашей стране, но и в других странах места лишения свободы располагались в районах, удаленных от ци­вилизации. У нас это Дальний Восток, Сибирь и Крайний Север. Здесь до сих пор высока концентрация исправительных учреждений, что усложняет криминологическую ситуацию в указанных регионах.

17.3. Объект, предмет, основные категории и гносеологические источники исправительной (пенитенциарной) педагогики