logo
Yuridicheskaya_pedagogika

Основы педагогической системы профилактики

Превентивная педагогика отрасль юридической педагогики исследующая проблемы педагогической профилактики правонарушений и преступлении и разрабатывающая эффектив­ные педагогические меры по ее осуществлению. Она видит свое на ринга криминогенных факторов, знание типичных и индивидуальных криминогенных причин и условий, часто способствующих крими­нализации личности человека и совершению им преступления. Соб­ственным объектом превентивной педагогики являются пути и спосо­бы недопущения и устранения в педагогических системах, включаю­щих условия, факторы, становление, развитие, жизнедеятельность человека в связи с возможностями, недостатков, имеющих крими­ногенное значение. Цель превентивной педагогики — разработ­ка и использование эффективных педагогических путей и способов превенции педагогических деформаций в жизнедеятельности и ха­рактеристиках групп и отдельных личностей, имеющих кримино­генное значение.

Криминологическая педагогика как частная теория основывается на методологии общей и юридической педагогики. Специальные прин­ципы превентивной педагогики — это руководящие идеи, исходные методологические положения, вытекающие из педагогической сущ­ности, закономерностей и особенностей работы по педагогической профилактике преступлений. Они определяют направленность, со­держание, методику педагогического процесса и педагогическую дея­тельность субъектов этого процесса.

Все принципы криминологической педагогики условно можно разделить на две группы:

• принципы, определяющие содержание педагогического про­цесса, направленного на предупреждение преступлений;

• принципы, определяющие педагогическую деятельность субъ­ектов предупреждения преступлений.

К принципам, определяющим содержание педагогического про­цесса, направленного на предупреждение преступлений, относятся:

1) педагогическая целенаправленность на предупреждение преступ­лений. Процесс должен строиться как педагогический и исходить из педагогической цели — укрепления гражданственности в сознании профилактируемых, развития чувств собственного достоинства, от­ветственности за свою жизнь, судьбу, благополучное будущее и гу­манистического отношения к окружающим, толерантности;

2) соответствие средств и методов воздействия на личность и со­циум в интересах предупреждения преступлений, самой личности, защи­ты прав других людей и всего общества. Таким средствам и методам должен быть присущ гуманистический, нравственный характер, со­ответствующий общечеловеческим ценностям;

3) целостность педагогического процесса предупреждения преступ­лений и его включенность в систему превентивных мер другого харак­тера. Педагогический процесс должен охватывать все криминогенные причины и условия, а все его элементы должны быть подчине­ны единой цели, взаимосвязаны, последовательны, рассчитаны на эффективность (а не представлять собой набор случайных или «модных» мер);

4) соблюдение законности. Этот принцип важен в рассматриваемой педагогической системе потому, что в ряде случаев воспитательный процесс протекает в рамках правовой регламентации (например, с освобожденными от уголовной ответственности, но привлеченными к административной; с осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы, и др.). Основное требование принципа состоит в том, что в определенных случаях педагогический процесс следует осуществлять на основе и в соответствии с действующими нормами права. Это предполагает знание этих норм субъектами педагогического процесса и умение их соблюдать. Значение этого принципа определяется и тем, что многие стороны жизни людей находятся в рамках правовых норм: труд, образование и др., которые носят по преимуществу регулятивный характер. Поэтому при необходимости каких-то ограничений профилактируемых лиц они могут и должны устанавливаться в строгом соответствии с законом, а равно и дозво­ления, при преимуществе запретов.

Принципы, определяющие педагогическую деятельность субъектов предупреждения преступлений:

1) включение профилактируемых в активную, социально и лично по­лезную деятельность. Значимость этого принципа определяется извест­ной педагогической закономерностью, состоящей в том, что личность формируется в деятельности263. От ее характера и содержания зави­сит всестороннее, и прежде всего нравственное, развитие личности. Давно известно, что криминальное поведение формируется в усло­виях «пустого» времени, времени, не заполненного трудом и други­ми социально значимыми занятиями. Вовлечение граждан в трудо­вую, учебную деятельность, активные досуговые дела способствует формированию и развитию позитивной мотивации правомерного поведения, положительных качеств личности, конструктивных от­ношений с окружающими. Активная деятельность профилактируе­мых способствует изменению системы их отношений, укреплению и развитию позитивных жизненных позиций;

2) профилактической коррекции личности в социально здоровой сре­де и активном участии в ее совершенствовании. Личность развивается в социуме, и это — непререкаемая истина. Характер социума сейчас изменился, и не всегда в положительную сторону, но решать вопросы, связанные с предупреждением преступлений, без участия трудовых, учебных, спортивных, общественных коллективов невозможно. Не­обходимость создания в нашей стране гражданского общества по­буждает к все большему участию сил общественности в профилак­тике преступлений. Изучение опыта работы по предупреждению преступлений в зарубежных странах показывает, что там интенсив­но используются общественные силы (общины), преимущественно по месту жительства. Для российской педагогики принцип воспи­тания в коллективе и через коллектив являлся всегда ключевым, не­зависимо от социально-политических реалий. Достаточно сказать, что он существовал еще в XIX в. Тогда же было отмечено, что од­ним из условий реализации данного принципа являются позитив­ные качественные характеристики среды: сплоченность, развитая система отношений, устойчивый благоприятный климат человече­ских отношений и др. Для того чтобы влияние коллектива было ре­зультативным, необходима целенаправленная организация его воспи­тательных воздействий на своих членов, и особенно на лиц, склон­ных к правонарушениям;

3) сочетания требовательности с уважением к человеку. Реализа­ция этого принципа позволяет применять к лицам с антиобщест­венной направленностью не только меры лояльного свойства, но и меры, основанные на государственном принуждении. Высокая тре­бовательность предполагает систематический контроль за поведени­ем лиц, в отношении которых осуществляется предупредительная работа. Уважение к личности указанных лиц обеспечивает успех, способствуя развитию доверия, готовности к восприятию педагоги­ческих рекомендаций и внутренней работе над собой. Требователь­ность без уважения к личности может восприниматься как жесто­кость, черствость, непонимание, пренебрежение и даже враждеб­ность. Соответственно такому восприятию может формироваться и отношение к субъектам педагогического процесса;

4) гуманности, заключающийся в вере в возможность изменения личности, ее жизненных и нравственных установок, справедливое запросов и достойности социальных притязаний, формировании осознанного дисциплинированного поведения, осмыслении правила демократии — «моя свобода и права кончаются там, где начинается свобода и права другого человека», побуждениях к самосовершенствованию и достижению уважения со стороны других людей, ведущих достойный и правомерный образ жизни;

5) опоры в профилактической работе на положительные качества личности. Принцип не означает снижения требовательности к лицам, с которыми ведется профилактическая работа, а тем более по­пустительства и всепрощенчества. Развитие и укрепление положи­тельных качеств личности способствуют изменению системы взгля­дов, ценностей и, как следствие, взаимоотношений с окружающи­ми, поведения в целом.

Педагогические средства, методы и приемы профилактики

В педагогическом процессе, направленном на предупреждение преступлений, используются традиционные средства, методы и приемы вос­питательного воздействия на правонарушите­лей. В качестве средств выступают раз­личные виды деятельности, в процессе которых личность как фор­мируется, так и изменяется: труд, учение, общение, спорт, игра и др. Однако ни одно из перечисленных средств само по себе не способ­но дать желаемых педагогических и профилактических результатов, если не будет применяться в комплексе, в соответствии с целями, задачами и принципами педагогической профилактики, а также с воспитывающей, развивающей и обучающей направленностью.

К основным методам и приемам педагогической профилактики относятся:

методы и приемы обучения, каковыми, как известно, являются рассказ, объяснение, убеждение, пример, упражнение и др.;

методы и приемы воспитания. Это объяснение, убеждение, при­нуждение, включение в деятельность, изменение среды и условий, разработка перспективных линий, поощрение, наказание, критика, самоуправление, опора на положительное в личности, упражнение в правильном поступке и др.;

методы и приемы развития. К ним относятся: пробуждение и укрепление чувства собственного достоинства, авансирование дове­рия и веры в успех, активизация и расширение культурных интере­сов, развитие мышления, укрепление воли, напряжение усилий, ак­тивизация творческих и трудовых способностей и др.

Образование расширяет кругозор человека, формирует у него на­учно-достоверную картину мира, способствует возникновению ду­ховных интересов и потребностей, потребностей в расширении кру­гозора и созидательном труде, предупреждает возникновение иска­женных представлений о сущности жизни, обществе, человеке, движущих его поведением силах, дает квалифицированную профес­сию, повышает уровень культуры и др., что ставит заслоны на пути криминализации сознания.

Как видно, методы профилактической педагогической работы — это те же общие методы воспитания, обучения, развития. Нет и тако­го метода общей педагогики, который нельзя было бы использовать в работе по предупреждению преступлений. Различия заключаются не в названиях и не в общих признаках методов, а в процессе их применения, обусловленном правовой регламентацией профилак­тической работы и особенностями личности профилактируемых, их психологии, степенью запущенности воспитанности, развитости, обученности и образованности, в использовании различных приемов. Так, метод убеждения связан с использованием приемов объяснения, изложения, разъяснения, поучения, наставления, примера; метод организации деятельности — с приемами поручения, упражнения, приучения, показа (демонстрации), требования; метод стимулиро­вания — поощрения, похвалы, организации перспектив, одобрения; метод принуждения — замечания, внушения, порицания, ограниче­ния прав (предусмотренных нормативными актами). Основная спе­цифика — в педагогических технологиях воспитания здоровых нрав­ственных и правовых убеждений (при наличии у профилактируемого искаженных), формирования потребностей к честному труду и же­лания жить не за счет насильственного отъема материальных и де­нежных средств, честно заработанных другими, развития духовных интересов в жизни в сочетании с материальными и др. Переходу от применения разрозненных методов и приемов к упорядоченным, научно и практически проверенным алгоритмам педагогических технологий принадлежит будущее, с ним могут быть связаны боль­шие успехи в профилактике преступлений. Пока разработка таких технологий находится лишь в планах.

Классификация методов и приемов является в определенной ме­ре условной, поскольку отдельные приемы входят в различные ме­тоды. Кроме того, некоторые приемы (например, доверие, поруче­ние) часто выступают как самостоятельные методы.

Методы педагогической профилактики реализуются через систему форм деятельности, направленную на предупреждение правонару­шений. Эти формы апробированы, методически и организационно обеспечены, научно обоснованы. К ним относятся: лекции, беседы, поручения, заседания, наставничество (шефство), тематические вечера, диспуты, дискуссии, «круглые столы», викторины, конкурсы, телефо­ны «доверия», юридические «клиники» и др. Предупреждению престу­плений способствует создание необходимых условий для социализа­ции несовершеннолетних и молодежи, а также ослабление и нейтрали­зация источников распространения криминальной субкультуры.

Одно из положений превентивной педагогики состоит в том, что использование методов, форм, приемов и средств педагогической профилактики должно основываться на соблюдении ряда педагоги­ческих требований. К ним относятся: уважение личности гражданина, вера в возможность его совершенствования и позитивного из­менения, педагогический оптимизм, гуманное отношение к людям, заинтересованность в их судьбе, индивидуальный подход к работе с подопечными; педагогическое сотрудничество в профилактической работе, деонтологичность в отношениях.

В целом при подходе к созданию и обеспечению функциониро­вания системы педагогической профилактики правонарушений не­обходимо исходить из того, что она призвана успешно противостоять системе антипедагогики криминальной среды, быть сильнее, эффектив­нее ее. Она должна быть всеохватной, действующей непрерывно и результативно и сама не содержать педагогических просчетов, недо­работок и недостатков. Такая система должна быть не только во всей стране, но и в каждой школе, институте, предприятии, учреж­дении, семье, населенном пункте, регионе. Эффективность ее опре­деляется в числе других причин юридико-педагогической подготов­ленностью руководителей всех уровней управления, всех специалистов и должностных лиц, занимающихся профилактикой, родителей, спе­циальной подготовленностью их всех к построению эффективного педагогического процесса антикриминальной профилактики, чувст­вом их гражданской ответственности, любовью к людям и детям.