logo
Yuridicheskaya_pedagogika

18.2. Юридическое образование за рубежом

Возникновение юридического образования

Представители юридических профессий, к ко­торым относятся судьи, прокуроры, адвокаты, нотариусы, правовые советники (юрисконсуль­ты), следователи, дознаватели и др., образуют за рубежом значительную по численности профессиональную группу, которая оказывает существенное влияние на обеспечение выполне­ния функций государства. Знакомство с биографиями зарубежных государственных деятелей, ведущих политиков, представителей нау­ки, религии, культуры и бизнеса свидетельствует о том, что немалая часть из них имеет юридическое образование383. Эта традиция сохра­няется и в наши дни. Интерес к изучению юридических наук можно объяснить юридизацией всех общественных отношений в современ­ном обществе и государстве. Профессор В. Бергманн (Германия), определяя понятие «юристы», приходит к выводу, что «это специа­листы, сферу деятельности которых составляют технологии рацио­нального разрешения социальных конфликтов»384.

За рубежом традиционно юридические специальности относятся к числу наиболее престижных и высокооплачиваемых, что далеко не всегда вызывает к «законникам» добрые чувства у рядовых граж­дан. В США граждане не любят также врачей, адвокатов и автоме­хаников, считая, что слишком сильно их быт зависит от услуг именно этих специалистов.

В настоящее время подавляющее большинство стран имеет соб­ственные системы образования, в том числе и юридического. При всем их многообразии юридическое образование разных стран име­ет как общие, так и свои особенные, национальные черты. Боль­шой интерес в этом отношении представляет юридическое образо­вание в Европе, где оно имеет давние традиции и богатую историю.

Еще во времена средневековья правители многочисленных фео­дальных владений испытывали потребность в грамотных юристах, что и послужило причиной тщательной разработки системы юриди­ческого образования. Суть его состояла в том, что, во-первых, оно возлагалось на университеты, а во-вторых, теоретическая часть зна­ний должна была представлять собой единое целое с юридической практикой. Ранее всего (XI в.) средневековые высшие школы поя­вились в Италии, например Болонская правовая школа, которая в 1158 г. получила статус университета. Уже в первых европейских университетах наряду с медицинским и теологическим факультета­ми обязательным был факультет права.

В Западной Европе юридическое образование начинает свою историю со словесно-логических упражнений. Так, в период около 1200 г. в юридической школе в Болонье, где тогда обучалось 10 тыс. человек, основной формой учебных занятий были диспуты. Два студента перед преподавателем разыгрывали роль лиц, которые пу­тем обсуждения проблемы с противоположных позиций содействовали бы ее решению. Участники такого диспута должны были в произвольной форме изложить существо дела, затем самостоятельно сформулировать правовую проблему в виде конкретного вопроса, а потом предложить возможные варианты решения спора со ссылкой на те или иные ключевые слова в законе. В итоге надо было соста­вить письменный документ, где решение было бы представлено в систематическом, удобном для восприятия виде385.

В Пруссии и Бранденбурге в конце XVII в. кандидату, претендую­щему на занятие должности советника при дворе или суде высшей ин­станции, предстояло испытание государственным экзаменом. В даль­нейшем квалификационный экзамен стал применяться не только к будущим судьям, но и к кандидатам на должности прокуроров, адво­катов и нотариусов. В Пруссии 6 мая 1862 г. был принят закон «О юридических экзаменах и подготовке к занятию высших должностей».