17.2. Факторы, определяющие специфику пенитенциарной педагогики
Соотношение права и педагогики в процессе перевоспитания осужденных331
Специфика пенитенциарной педагогики заключается в ее соотношении с уголовным и уголовно-исполнительным правом. Педагогическая практика в органах, исполняющих наказания, регламентирована правовыми рамками, которые устанавливают различного рода ограничения, не всегда способствующие, а подчас и препятствующие раскрытию потенций педагогических форм, средств и методов воздействия на осужденных. Эта регламентация вызвана, прежде всего, необходимостью соблюдения законности при исполнении уголовного наказания. Правовому регулированию подвергаются практически все основные элементы воспитательной системы: производственная, общественная, учебная, бытовая и другие сферы жизни осужденных; служебная деятельность сотрудников, воспитателей; взаимоотношения сотрудников, воспитателей и осужденных. Строгие правовые рамки имеют и положительную сторону. Так, права и обязанности осужденных (гл. 2 УИК РФ) способствуют выработке соответствующего отношения к закону и его исполнению не только осужденными, но и сотрудниками; способствуют формированию дисциплинированности и ответственности, умения соотносить свои потребности с потребностями других людей, групп.
Однако в реальном процессе перевоспитания часто возникают противоречия между педагогической целесообразностью и правовыми предписаниями. Подобное явление объяснимо. Педагогический процесс — процесс творческий и индивидуально ориентированный, а правовая норма — явление довольно консервативное. Она не может отразить в себе всю индивидуальность и многообразие возникающих педагогических ситуаций, является обобщающим предписанием; педагогические же решения всегда персонифицированы и во многом определяются ситуацией, особенностями личностей осужденного и воспитателя. Разрешение этих противоречий идет не по линии игнорирования «мешающих» правовых норм, а по линии совершенствования самого законодательства, с одной стороны, и повышения профессионального уровня воспитателей — с другой. Так, педагогизация исполнения уголовного наказания нашла отражение в целом ряде статей УИК РФ, касающихся цели наказания, принципов деятельности уголовно-исполнительной системы (гуманизма, законности, демократизма, рационального применения мер принуждения), условий содержания, расширения связей с общественностью, родственниками и др.
На воспитательном процессе отражается и такой фактор, как частичная или полная изоляция осужденных от общества. Вызванная необходимостью защиты общества от преступных элементов, изоляция как воспитательное средство весьма противоречива. С одной стороны, она препятствует продолжению преступной деятельности, пьянству и наркомании, с другой — ведет к нарушению социально-полезных связей, порождает особые психические состояния личности — от полной фрустрации до аффективной озлобленности и агрессивности.
Срок наказания определяется судом в зависимости в основном от вида и тяжести преступления. Однако реализация исправления личности, как правило, с ним не совпадает. Для одних лиц этот срок может быть недостаточным, для других — превышает необходимый, особенно если раскаяние, признание своей вины произошло еще в период следствия и суда. Если в других воспитательных системах временные рамки определяются учебно-воспитательными задачами и практически для всех обучаемых одинаковы (пять, десять, два и т.д. года), то в исправительных учреждениях временные рамки воспитательного воздействия для каждого осужденного различны. Практика показала, что как длительные (свыше 10 лет), так и краткие сроки (меньше года) лишения свободы в воспитательном отношении малоэффективны. Поэтому законодатель предусматривает возможность варьирования сроками уже в период отбывания уголовного наказания как в сторону их уменьшения (условное, условно-досрочное освобождение, помилование), так и в сторону увеличения, если осужденный совершил новое преступление.
Поскольку процесс перевоспитания организуется в условиях исполнения наказания, то субъективно он воспринимается осужденными через призму кары, отрицательное отношение к которой переносится и на другие воспитательные воздействия. Все это влияет на формирование отношений между администрацией и осужденными и зачастую вызывает внутреннее сопротивление даже позитивным воспитательным воздействиям.
Осужденный как объект воспитательной системы исправительных учреждений332
Осужденные как личности обладают особыми типообразующими признаками, которых нет у других социальных групп. К ним, прежде всего относится сам факт осуждения, причем не только государством в лице судебных органов, но и обществом. Следующий признак — это применение к личности уголовно-правовых санкций в виде лишения свободы, что ведет к изменению социального статуса, социальных ролей. Именно эти внешние по отношению к личности факторы, а также ее криминальная зараженность и педагогическая запущенность определяют особенности осужденного как объекта воспитательных воздействий. Большинство исследователей личности осужденного (причем не только педагоги и психологи, но и юристы) отмечают узкоэгоистичные мотивы их поведения, недостаточно развитые духовные потребности, неспособность к сопереживанию и др. Им, особенно рецидивистам, свойственны злобность, мстительность, лживость, влечение к аморальным, порочным страстям: алкоголизму, наркомании, половой распущенности.
Для характеристики осужденных как личности большое значение имеют ее социально-демографические признаки: пол, возраст, образование, социальное положение, состояние здоровья, трудоспособность и др.
Удельный вес женщин в общей численности осужденных на протяжении многих лет гораздо ниже мужчин, однако изменение социальных условий, рост алкоголизма, наркомании, проституции ведут к росту женской преступности, которая в последние годы имеет стабильную тенденцию к увеличению (до 10%).
Среди осужденных представлены все возрастные группы начиная с 14 лет. Самые представительные из них располагаются в интервале от 18 до 39 лет. За последние десятилетия преступность, образно говоря, помолодела. Особенно тревожен факт, что растет преступность среди несовершеннолетних, даже не достигших возраста судимости (10—13 лет), что во многом порождено условиями настоящего периода в жизни нашего государства, разрушением социально значимых нравственных идеалов, культом насилия и разврата.
Сравнивая уровень образования осужденных и всего населения, можно проследить довольно устойчивую тенденцию: снижение образовательного уровня населения в целом ведет и к снижению образовательного уровня осужденных. Так, если в 70—80-е годы осужденные имели в основном незаконченное среднее, среднее и даже высшее образование, то в настоящее время значительное число осужденных малограмотны или неграмотны вообще.
В местах лишения свободы растет представительство категории лиц без определенного рода занятий и места жительства. В период отбывания наказания практически распадается каждый третий брак, появляется все больше лиц, которые утрачивают всякие социально полезные связи и отношения.
Осужденные, как и все люди, наделены в той или иной степени памятью, воображением, им свойственны проявления эмоций, чувств, воли. Однако как прежний образ жизни, так и пребывание в местах лишения свободы отрицательно отражаются на проявлении этих качеств. Для психических состояний осужденных характерными являются апатия, тоска, обреченность, повышенная напряженность, озлобленность, страх и др.
Весьма важной характеристикой личности является ее направленность, основным ядром которой является «смысл жизни» (А. Ратинов, В. Франкл). Многие исследователи отмечают у осужденных узко эгоистичные мотивы их поведения, слабо развитые духовные потребности, завышенная или, напротив, заниженная самооценка своей личности, преклонение перед культом насилия, жестокости, материальными благами.
В то же время наиболее значимые человеческие ценности присущи и осужденным (табл. 17.1).
Таблица 17.1 Наиболее значимые ценности осужденных
Наличие общих типообразующих признаков не означает, однако, что осужденные как личности одинаковы. Общность осужденных в целом весьма разнородна.
Субъекты воспитательной системы исправительных учреждений333
Сотрудники исправительных учреждений делятся на две большие группы — аттестованные и вольнонаемные. Полифункциональность задач, стоящих перед исправительными учреждениями предопределяет и разнохарактерный состав сотрудников, среди которых можно выделить семь групп, в зависимости от их непосредственного участия в воспитательном процессе.
Первую группу составляют субъекты, которые призваны заниматься непосредственно организацией воспитательного процесса в силу своего должностного положения. Эту группу возглавляет руководитель, начальник исправительного учреждения. В нее входят также его заместитель по воспитательной работе со своим аппаратом и начальники отрядов. Начальник учреждения, кроме того, выступает и как воспитатель сотрудников, коллективов различных частей и служб.
Вторую группу составляют другие заместители начальника учреждения, руководители частей и служб,, весь аттестованный начальствующий и рядовой состав. Степень участия их в воспитательном процессе опосредована и реализуется посредством выполнения ими своих функциональных обязанностей и требования, не потерявшего значения и в настоящее время: «Каждый сотрудник — воспитатель».
Третья группа представлена лицами из числа вольнонаемных сотрудников (рабочие, мастера производства, врачи и другие служащие), роль которых в организации воспитательного процесса еще менее значима, чем представителей второй группы, однако и на них распространяется вышеприведенное требование, которое чаще всего реализуется путем непосредственных контактов с осужденными, а также личным примером.
В четвертую группу входят коллективы общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, консультационных пунктов, обладающие значительным воспитательным потенциалом в силу педагогической направленности своих непосредственных функциональных обязанностей.
Пятую группу составляют представители общественных благотворительных и религиозных организаций, которые не являются сотрудниками исправительных учреждений, но тем не менее оказывают в большинстве случаев позитивное воспитательное воздействие как на отдельных осужденных, так и на их группы.
Шестая группа включает родственников осужденных, их близких, роль которых в воспитательном процессе может быть весьма значительной.
Седьмая группа — это формализованные общности самих осужденных, их самодеятельные организации, позитивная роль которых возможна только в случае нормального морально-психологического климата в учреждении, высокого педагогического уровня развития как коллектива сотрудников учреждения, так и самих осужденных.
Особая роль в организации воспитательного процесса в ИУ принадлежит начальникам отрядов. Это ближайшие для осужденных представители администрации. Круг их функциональных обязанностей широк и разнообразен, им приходится кроме воспитательных решать организационные, производственные, бытовые, административные и другие задачи, т.е. отвечать за организацию всей жизни и деятельности осужденных, их групп, как формальных (самодеятельных организаций), так и неформальных. Поэтому именно к этой категории сотрудников предъявляются повышенные педагогические требования.
Наиболее значимым в нравственном облике начальника отряда осужденных является осознание им общественной значимости своей профессии. Внутреннее убеждение, т.е. сознательное отношение к выполнению своих весьма нелегких как в физическом, так и в психическом плане обязанностей, должно составлять одну из отличительных черт нравственного облика сотрудника ИУ. Вторым по значимости является такое нравственное качество, как честность, которое предполагает правдивость и принципиальность, верность служебному долгу, строгое соблюдение законности, искренность перед другими и перед собой. К понятию честность непосредственно примыкают понятия справедливость и порядочность. Несомненно, что и гуманизм как качество личности должен быть присущ любому воспитателю, в том числе и воспитателю осужденных, несмотря на многие отрицательные качества и поступки последних. Гуманный характер труда работников исправительных учреждений вытекает из самих принципов уголовно-исполнительной политики и законодательства (ст. 8 УИК РФ) и предполагает гуманизм как нравственную черту его профессиональной этики. Способы И приемы проявления гуманизма воспитателями осужденных многогранны, однако он не должен отождествляться с низкой требовательностью, недозволенными связями с осужденными или их родственниками, заигрыванию с осужденными, желанием расположить их к себе с помощью употребления «воровского жаргона» и тем более путем нарушения закона. Гуманизм не исключает, а наоборот, предполагает высокий уровень требовательности, строгость, но и справедливость, выработку тактичного стиля обращения с осужденными, исключающего тем не менее панибратство. Уметь при этом «держать дистанцию» — необходимое требование к личным качествам воспитателя. Высокую оценку у осужденных получает простота и скромность начальника отряда в общении с ними. Подлинная скромность характеризуется самокритичностью, но вместе с тем не имеет ничего общего с самоуничижением и самобичеванием. Твердость характера, основанная на сознательности, понимании правоты своего дела, благородства цели и необходимости ее достижения, — важнейшее нравственное качество субъекта организации воспитательных воздействий в ИУ.
Начальник отряда осужденных кроме высоких моральных качеств должен обладать организаторскими, специфическими педагогическими способностями, профессиональной памятью, внимательностью, зоркостью, умением ориентироваться в сложнейших жизненных ситуациях и конфликтах, смелостью и находчивостью, поскольку его деятельность * проходит в обстановке риска, возможности групповых и массовых неповиновений, побегов и захватов заложников. К сожалению, эта категория сотрудников часто имеет незначительный опыт работы (стаж в должности в среднем 3—5 лет, возраст 25—30 лет) и образование в основном юридическое (59%) и техническое (20%). С высшим и средним педагогическим образованием всего около 10% начальников отряда. Решение проблемы повышения качественного состава начальников отряда осуществляется:
• введением в специализированных учебных заведениях Минюста, готовящих кадры для уголовно-исполнительной системы, курсов по пенитенциарной педагогике, общей, социальной и юридической психологии;
• прохождением курсантами педагогической практики в отрядах осужденных;
• организацией стажировки в должности новых сотрудников в течение 3—4 месяцев;
• введением в исправительных учреждениях института наставничества;
• участием начальников отрядов в систематически проводимых занятиях в рамках профессиональной подготовки.
- Часть I
- Глава 1 педагогика как наука
- 1.1. Предмет, основные категории и задачи педагогики
- Предмет педагогической науки
- Система основных понятий (категорий) педагогики
- 1.2. История педагогики и ее научные школы
- Педагогическая мысль в России
- Педагогика советского времени
- 1.3. Система отраслей педагогической науки
- Взаимосвязи педагогики с другими науками
- Педагогика и практика
- 1.4. Методология педагогики
- 1.5. Организация и методы педагогических исследований
- Процесс педагогического исследования
- Библиографический список
- Глава 2 личность и группа как субъекты и объекты педагогического процесса
- 2.1. Личность в педагогическом процессе
- Процесс формирования личности
- Личность как субъект педагогического процесса
- 2.2. Группа, коллектив в педагогике
- Группа и педагогика
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 3
- 3.1. Педагогическая система и ее основные элементы
- Единство систем воспитания, обучения, образования и развития человека
- 3.2. Педагогический процесс: его сущность, структура и закономерности Сущность и структура педагогического процесса
- Закономерности педагогического процесса
- Управление педагогическим процессом
- Морально - психологическое обеспечение педагогического процесса
- 3.3. Традиционные методы и технологии в педагогическом процессе
- Технологии образования
- Технологии обучения
- 3.4. Интенсивные педагогические технологии Теория и технология поэтапного формирования действий
- Компьютерные технологии
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 4 педагогические действия и техника их выполнения
- 4.1. Понятие о педагогических действиях и технике их выполнения
- 4.2. Педагогическое наблюдение Общая характеристика
- Педагогическая направленность наблюдения
- Организация педагогического наблюдения
- Обеспечение интенсивного и устойчивости педагогического наблюдения.
- Осмысливание результатов наблюдения
- 4.3. Педагогический анализ
- 4.4. Педагогическое решение Выделение педагогической проблемы, ее изучение и определение цели решения (желательного результата)
- Разработка вариантов педагогического решения и выбор лучшего из них
- Детальная проработка избранного варианта педагогического решения
- 4.5. Педагогическая речь Техника использования речевых средств
- Риторика51
- 4.6. Педагогическое общение Общая характеристика
- Техника педагогического общения
- Управление процессом педагогического общения
- 4.7. Педагогическое взаимодействие Сущность и значение педагогического взаимодействия педагога и обучающихся
- Пути установления педагогического сотрудничества
- 4.8. Педагогическая требовательность
- Библиографический список
- Глава 5
- 5.1. Семья и семейная педагогика Влияние семьи на процесс формирования
- Правовые положения и правовоспитательное влияние семьи
- Актуальные проблемы семейной педагогики
- 5.2. Дошкольные учреждения и дошкольная педагогика
- 5.3. Общеобразовательная школа и школьная педагогика
- Предмет и задачи школьной педагогики
- 5.4. Высшая школа и педагогика высшей школы Высшее образование и общество
- 5.5. Трудовой коллектив и профессиональная педагогика
- 5.6. Государственные, общественные, досугово-бытовые образования и социальная педагогика
- Социальная педагогика как отрасль педагогической науки
- 5.7. Педагогика самосовершенствования личности Самообразование личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 6 субъекты педагогической работы
- 6.1. Педагог, родитель, учитель, специалист, руководитель — субъекты педагогической работы
- Специалист
- Руководитель
- 6.2. Требования педагогической деятельности к ее субъекту
- 6.3. Профессионализм педагога-профессионала
- 6.4. Педагогическая подготовленность разных профессионалов, сотрудников, работников, должностных лиц
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть II
- Глава 7
- Правовая сфера и педагогическая система общества
- 7.2. Предмет, цели, задачи, система юридической педагогики Юридико-педагогическая действительность
- 7.3. Методология юридической педагогики
- Специальная (частная94) методология юридической педагогики
- 7.4. Право и педагогика Педагогический подход и функция права
- Педагогика в свойствах и механизмах права
- 7.5. Педагогика правовой социализации и культуры
- Педагогические компоненты правовой культуры личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 8 педагогическая система юридического образования
- 8.1. Система юридического образования в России и принципы ее построения
- Принципы построения системы юридического образования и факторы, влияющие на ее развитие
- 8.2. Педагогические модели специалистов — выпускников юридических образовательных учреждений различных уровней
- Профессиональные требования к качеству подготовки юристов
- Предметные квалификационные характеристики
- 8.3. Личностно-формирующий потенциал юридического образовательного учреждения
- 8.4. Педагогическая система юридического образовательного учреждения
- Сущность и макроструктура педагогической системы
- Научно-содержательная составляющая педагогического процесса
- Педагогические принципы высшего профессионального юридического образования
- Организационная составляющая образовательного процесса
- 8.5. Система методического обеспечения педагогического процесса122 Характеристика системы методического обеспечения
- Виды методической работы
- Методическая работа на кафедре, цикле
- Раздел III. Методика преподавания учебной дисциплины по видам занятий, предусмотренных тематическим планом:
- Раздел IV. Совершенствование частной методики преподавания дисциплины. Оно может осуществляться по следующим направлениям:
- 8.6. Основы методики преподавания юридических дисциплин
- Виды лекции
- 8.7. Профессионально-педагогическая подготовка обучающихся в юридических образовательных учреждениях126
- Содержание профессионально-педагогической подготовки
- 8.8. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и преподавателей в системе дополнительного профессионального образования
- 8.9. Профессиональное становление студентов-юристов в непрерывной производственной практике (рязанский опыт)
- Библиографический список
- Глава 9 педагогика воспитания в правоохранительном органе
- 9.1. Значение и организация воспитания сотрудников правоохранительного органа
- 9.2. Цели, задачи и принципы воспитания сотрудников
- Методические принципы и методы
- 9.3. Работа с коллективом правоохранительного органа
- Педагогическая технология формирования коллектива
- 9.4. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками
- Наставничество
- 9.5. Государственно-профессиональное воспитание Общая характеристика видов воспитания
- Патриотическое воспитание
- 9.6. Нравственно-профессиональное воспитание сотрудников
- Профессионально-этическое воспитание
- 9.7. Профессионально-правовое воспитание сотрудников Цели и задачи правового
- Правовое воспитание в процессе профессионального обучения
- 9.8. Педагогическая профилактика профессиональной деформации сотрудников
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 10
- 10.1. Педагогические задачи и особенности профессиональной подготовки
- 10.2. Педагогические принципы профессиональной подготовки
- Организационные педагогические принципы
- 10.3. Общая методика проведения занятий по профессиональной подготовке
- Этапы занятия и их методика
- 10.4. Методика формирования и совершенствования профессиональных знаний, навыков и умений сотрудников
- 10.5. Педагогические особенности групповой и организационной подготовки
- 10.6. Педагогические особенности тактической, огневой и физической подготовок
- 10.7. Подготовка сотрудников к обеспечению личной профессиональной безопасности
- 10.8. Педагогическая система профессионально-психологической подготовки
- 10.9. Профессионально-педагогическая подготовка руководителей занятий Значение, задача и формы профессионально- педагогической подготовки
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 11 экстремально-юридическая педагогика
- 11.1. Требования к экстремальной подготовленности сотрудников правоохранительных органов
- 11.2. Основы экстремальной подготовки сотрудников
- Учебная база и средства экстремальной подготовки
- 11.3. Методические особенности экстремальной подготовки
- 11.4. Основные виды экстремальной подготовки
- 11.5. Педагогическое обеспечение действий персонала правоохранительных органов в экстремальных условиях
- 11.6. Педагогические особенности работы с персоналом в постэкстремальный период
- Основы проведения постэкстремальной педагогической работы
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 12 педагогика управления правоохранительным органом
- 12.1. Педагогическая функция в управлении правоохранительным органом
- 12.2. Основы реализации педагогической функции управления
- Организационно-педагогические факторы
- 12.4. Педагогические технологии в текущем управлении
- 12.5. Педагогические технологии в реализации властных управленческих функций
- Педагогические технологии в управленческом контроле
- 12.6. Педагогика примера личности и стиля деятельности руководителя
- 12.7. Педагогическая этика руководителя Этика и педагогическая функция управления
- 12.8. Педагогические аспекты соблюдения прав человека в управлении деятельностью правоохранительных органов
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть III
- Педагогическое
- Обеспечение решения основных
- Правоохранительных задач
- Глава 13
- Правовое воспитание населения
- 13.1. Правовоспитанность граждан и система факторов, влияющих на нее Правовоспитанность и правовоспитание населения
- 13.2. Педагогическая система правовоспитательной работы с населением
- Направления правовоспитательной работы
- 13.3. Правовое воспитание в основных педагогических системах общества
- Правовоспитательная работа в общеобразовательной школе
- 13.4. Народная педагогика и правовоспитание
- 13.5. Правовое воспитание молодежи
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 14 криминологическая, криминальная и превентивная педагогики
- 14.1. Криминологическая педагогика
- Цель и задачи криминологической педагогики
- Криминогенные факторы в условиях жизнедеятелыюсти населения
- 14.2. Криминальная педагогика
- 14.3. Основы превентивной педагогики
- Основы педагогической системы профилактики
- Педагогика в общей профилаке тике преступлений
- 14.4. Профилактика рецидивных преступлений Постпенитенциарная педагогика
- Исторические уроки постпенитенциарной педагогики
- 14.5. Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 15 педагогическое обеспечение охраны порядка и безопасности
- 15.1. Педагогическое обеспечение деятельности сотрудников Федеральной службы безопасности
- 15.2. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников пограничной службы
- 15.3. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников таможенных органов
- Специфика требований к личности и деятельности таможенника
- Особенности обучения сотрудников таможенных органов
- 15.4. Педагогические особенности подготовки работников частных детективных и охранных служб
- Основы правовой подготовки
- Физическая подготовка и рукопашный бой
- Психологическая подготовка
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 16 педагогика в деятельности органов предварительного следствия, адвокатуры, прокуратуры и судов
- 16.1. Педагогика и судопроизводство
- Из истории педагогики судебного
- 16.2. Педагогические свойства и качества сотрудников органов правосудия
- 16.3. Педагогические аспекты деятельности органов досудебного производства
- 16.4. Вопросы правового просвещения граждан на стадии предварительного расследования
- Обеспечение прав участников предварительного расследования
- 16.5. Судебный процесс в правовом воспитании и просвещении граждан
- Воспитательное значение деятельности обвинителя на суде
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 17
- 17.1. Становление и развитие теории и практики пенитенциарной педагогики
- Пенитенциарной науки и практики с середины 80-х годов по настоящее время
- 17.2. Факторы, определяющие специфику пенитенциарной педагогики
- Неформальные общности осужденных
- Среда функционирование воспитательной системы органов, исполняющих наказания
- Объект и предмет исправительной педагогики
- Основные категории исправительной педагогики(пенитенциарной) педагогики
- 17.4. Принципы перевоспитания осужденных
- Система методов воспитания осужденных
- Методы на сознание и поведение осужденных
- Методы коррекции поведения
- Групповые формы воспитательного взаимодействия
- 17.7. Основные средства исправления осужденных Понятие основных средств исправления осужденных
- Общественное воздействие как средство исправления осужденных
- 17.8. Особенности перевоспитания различных категорий осужденных
- Библиографический список
- Глава 1о
- 18.1. Общая характеристика юридической педагогики за рубежом
- Основная терминология сравнительно – юридической педагогики
- 18.2. Юридическое образование за рубежом
- Юридическое образование в Европе
- Юридическое образование в сша
- Образование в системе работы с кадрами полиции
- Современное состояние полицейского образования
- 18.4. Обеспечение имиджа и престижа полицейских Проблема имиджа и престижа полицейских
- Обеспечение престижности профессии полицейского
- 18.5. Педагогические аспекты в решении полицией служебных задач
- 18.6. Психологическая подготовка сотрудников полиции за рубежом Возникновение развития психологической подготовки
- Педагогическая система психологической подготовки
- 18.7. Проблема ресоциализации осужденных за рубежом Пенитенциарная педагогика за рубежом
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений