logo
Yuridicheskaya_pedagogika

13.2. Педагогическая система правовоспитательной работы с населением

Организационные основы

Статья 1 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию демократическим феде­ративным правовым государством, определяя его сущность и будущее. Постановка стратегической, всеобъемлющей задачи создания в стране подлинно демократического, правового го­сударства и общества, где права, свободы, жизнь, имущество граждан надежно защищены законом, где все решается по закону, где принцип неотвратимости наказания торжествует, без принятия радикальных мер по формированию правовой культуры населения, его основа­тельному правовоспитанию выглядит неделовым подходом, непро­думанной мечтой. Демократия и право, демократическое и правовое государство — «близнецы-братья». То, что существует в обществе и государстве в отсутствие диктатуры права, — по существу пародия на демократию. Поэтому строгая законность и правопорядок — приоритеты, выходящие далеко за рамки интересов юристов. Госу­дарство и общество должны рассматривать их достижение как свои первоочередные и неотложные приоритеты. Известно, что право сильно, когда народ на стороне права. Поэтому нужно мощное на­правление государственной деятельности, всего общества, его струк­тур и граждан по укреплению правовых основ жизни в сознании, привычках, нормах поведения населения, включая и правовоспита-ние. Правовоспитание — одна из важнейших функций большинства государственных органов, а тем более — правоохранительных и их сотрудников — работников милиции, следователей, прокуроров, су­дей и др., для которых оно еще и профессиональный долг.

К числу целесообразных и доступных к быстрой реализации мер можно отнести:

а) государственно-законодательные: федеральный закон о право-воспитании населения; психолого-педагогическую экспертизу важ­нейших законодательных актов и решений правительства; государ­ственную программу по правовоспитательной политике и работе; включение правовоспитания в качестве одного из главных направ­лений в молодежную политику; принятие региональных норматив­ных и организационных мер по консолидации имеющихся сил на правовоспитательную работу;

б) образовательные: усиление ориентированности образователь­ного процесса на подготовку к жизни в демократическом и право­вом обществе (а не только на обогащение знаниями); включение в учебные планы образовательных учреждений юридических дисцип­лин, необходимых для формирования правовой культуры обучаю­щихся; включение во все гуманитарные дисциплины разделов и тем по правовоспитанию; правовоспитательное изучение всех юридиче­ских дисциплин; обильное издание учебной и популярной литера­туры по вопросам правовой культуры и правовоспитания;

в) массово-информационные: лавинам аморальной и криминализи­рующей сознание и поведение людей, и особенно молодежи, инфор­мации, обрушиваемой на них круглосуточно с экранов телевизоров, из радиоприемников, со страниц периодической печати, противопос­тавить равную по мощи правовоспитывающую информацию. Свобо­де аморального и криминализирующего слова должна противостоять свобода морального, правового, культурного, цивилизованного слова, исходящего из принадлежащих государству средств массовой инфор­мации (увеличив их число), государственных и правоохранительных органов, здоровых и патриотичных общественных формирований, че­стных производственников и частных предпринимателей;

г) общественно-правозащитные и правоохранительные: вовлечение граждан в правотворческую деятельность; установление и постоян­ное усиление связей правоохранительных органов с учреждениями.

предприятиями, школами, вузами с организацией совместной пра­вовоспитательной работы; повсеместное создание пунктов общест­венной охраны правопорядка и защиты прав человека; законодатель­ное установление порядка и сроков рассмотрения жалоб и заявле­ний граждан всеми организациями и учреждениями (существующая система защиты прав потребителей работает с серьезными сбоями, вызывая недовольство граждан); повышение активности населения в раскрытии, расследовании преступлений и рассмотрении дел в су­дах, законодательно резкое повышение уголовной ответственности тех, кто мешает гражданам выполнить при этом свой гражданский долг, и др.;

д) правоохранительно-воспитывающие. придание ведущей роли пра­воохранительным органам в организации правовоспитательной ра­боты на обслуживаемых территориях; обеспечение целенаправленно­го и педагогически компетентного использования каждым сотрудни­ком правовоспитательных возможностей своих решений и действий в процессе своей профессиональной работы.

Система педагогического обеспечения формирования правовой культуры населения и правовой социализации молодежи организа­ционно должна иметь вертикальное и горизонтальное строение. По вертикали — это меры на федеральном уровне, региональном, город­ском (районном, сельском) и уровне отдельной организации, груп­пы населения. Каждый уровень — некая плоскость, на которой «по горизонтали» происходит согласованная педагогическая работа раз­личных органов и организаций, а также иных структур — носителей социально-педагогических воздействий, влияющих на правовую со­циализацию и правовую культуру населения. Каждое направление педагогического обеспечения имеет вертикальные и горизонтальные составляющие, а их комплекс обязан охватить все социально-педа­гогические влияния и их источники.

Обязательно кадровое и методическое обеспечение: распростра­ненность по всей системе социальных педагогов — специалистов по вопросам правовой социализации и формированию правовой куль­туры, а также других лиц, профессионально подготовленных к та­кому обеспечению.

Специальные педагогические принципы правовоспита­тельной работы

Как и всем педагогическим явлениям, правовоспитанию присущи свои причинно-след­ственные зависимости — между педагогиче­скими воздействиями и их результатами. Важ­нейшая из них: воспитывает не только кон­кретный человек — учитель или воспитатель — Но и повседневная жизнь, и важно, чтобы их воздействия были со гласованы. Эта причинно-следственная зависимость и другие наи­более важные, воплощающие квинтэссенцию имеющегося опыта пра-вовоспитания, находят выражение в специальных педа­гогических принципах, на основе которых рекоменду­ется строить практику правовоспитания.

1. Принцип поступательности. Задачу укрепления законности и правопорядка нельзя решать, плетясь в хвосте у событий, включаясь в работу только после совершения преступлений. Если упреждающе не заполнять духовный вакуум социально здоровым содержанием, он скорее всего заполнится стихийно тем, с чем потом придется бороться. Верна и народная поговорка — «люди портятся быстрее, чем исправляются». Кроме того, по психолого-педагогическим за­кономерностям плохое успешнее устраняется не прямым разруше­нием, а путем обогащения человека новыми знаниями, интересами, мотивами, убеждениями, привычками, которые, развиваясь и уси­ливаясь при поддержке педагога, приобретают доминирующее зна­чение в поведении и сами постепенно вытесняют, глушат, разру­шают плохое. Поэтому криминальные деформации в личности не устранимы только карательными мерами и удержанием людей стра­хом перед уголовным наказанием. Еще древнегреческий философ Демокрит (IV в. до н.э.) отмечал, что тот, кто воспитывает убеждени­ем и доводами рассудка, добьется большего, чем тот, кто применяет только закон и принуждение. В современных условиях необходима и созидательная правоутверждающая деятельность — усиленная рабо­та по созданию общественных, социальных, экономических и право­вых условий жизни населения (исключающих из них и кримино­генные причины и влияния), а также формирование должной пра­вовой культуры граждан и ее важнейшей составляющей — право-воспитаннности, которые только и могут быть надежным фунда­ментом того общества, которое называется демократическим и пра­вовым. Без прочных правовых начал в личности невозможны при­нятие ею демократических идей и реализация соответствующего им поведения. Если многие социальные, педагогически значимые фак­торы социальной среды не входят в компетенцию и возможности правоохранительных органов, то за состояние большинства юриди-ко-педагогических, а также криминогенных и криминальных они несут полную ответственность.

2. Принцип всеохватности и непрерывности. Выражает необходи­мость охватывать правовоспитательной работой по возможности все факторы, влияющие на ее эффективность, вести ее не эпизодически, кампаниями, по указанию, а постоянно, где имеется педагогиче­ский потенциал ее, руководствуясь чувствами гражданского долгп и гуманности.

3. Принцип государственно-правового подхода. Правовоспитание не может ограничиваться изучением одних норм права. Его цель — не в превращении всех в юристов, а тем более не в подготовке юри­дически грамотных правонарушителей. Оно призвано помочь всем стать достойными гражданами правового общества, соучастниками его создания и защиты, что отвечает общим интересам, кроме тех, кто противопоставил себя обществу и праву. Без государственно-правовой идеологии правовые нормы в рафинированном виде вос­принимаются как схоластические, оторванные от жизни, мудрено вы­раженные и малопонятные формулировки. Они приобретают иной смысл, когда открываются гражданам в единстве проблем государ­ства и права, как реалии жизни, как условия ее улучшения каждым членом общества. В правовоспитательный процесс широким пото­ком должна войти сама жизнь общества, как и правовоспитание — в эту жизнь.

Полезно использование кратких, запоминающихся формулировок, сохраняющихся в памяти людей даже с невысоким уровнем образо­ванности и приобретающих регулирующее влияние. Они могут быть такими: право морально; право обеспечивает справедливость к лю­дям и защищает их; право — благо, а не насилие; без соблюдения законности жить невозможно; сила права — в его поддержке насе­лением, в слиянии усилий государства, правоохранительных орга­нов и граждан; судить имеет право только суд; никто не может быть признан виновным без решения суда и др. Комплекс подобных формулировок, типа пословиц, поговорок, лозунгов, заслуживает де­тальной проработки и активного повседневного использования во всей системе правовой работы.

4. Принцип единства нравственного и правового воспитания. Вопло­щается в формировании у граждан правовых норм как моральных ценностей, как своих жизненных и поведенческих ориентиров. Право, как отмечалось в предыдущих главах, выступает фактически кон­кретизированным, законодательным выражением морали — норм добра и зла, справедливости и несправедливости, долга и ответствен­ности. Необходимо обеспечение глубокого усвоения всех правовых вопросов. Каждому подростку, юноше, гражданину нужны правовые знания и обязательно нравственно-ценностное отношение к ним и реальностям жизни, стоящим за ними. Это требует не информиро­вания людей, а формирования правовых и моральных убеждений, озаряемых в сознании каждого «светом» личностного смысла, значе­ния для себя лично, понимания как личных ценностей и норм, так и тогo, что нужно не кому-то «вверху», а себе. Через формирование в единстве правовых и нравственных убеждений лежит путь к мыслям и чувствам человека, к его «сердцу» и сознанию, приобретая регули­рующую силу. От права лежит путь к нравственности, но и от нрав­ственности — к правомерному поведению. Нравственный человек, естественно, ведет себя правомерно. Платону принадлежит утвер­ждение: «Мудрому не нужен закон — у него есть разум». Используя мысль И. Канта217, можно сказать, что нравственность — это практи­ческий разум, подчиняющий поведение человека закону добра.

Раскрытие права и его норм нуждается в постоянном практиче­ском, жизненном показе их справедливости, общественной и лич­ной ценности, ориентированности на защиту каждого гражданина и должны пронизывать весь фактологический, теоретический, стати­стический и любой иной материал, используемый для правового воспитания.

5. Принцип социально-правового обслуживания. Рекомендует рас­крывать вопросы права и его норм не как пугала, а как блага, не как угрозы наказания, а как надежной защиты от бед, как условия обеспечения личного успеха. Правовая воспитанность предполагает уважительное отношение к правоохранительным органам и их сотруд­никам, юристам, поддержку их работы и участие в ней. Но только словесными методами их не достигнуть. Опыт цивилизованных стран учит, что это достигается построением деятельности правоохрани­тельных органов на основе «концепции социального обслуживания», принципах «служения обществу», «защиты граждан», «помощи насе­лению» и т.п. В таком ракурсе вся их работа предстает в гуманном, более благоприятном, располагающем к себе свете, не вызывающем у граждан внутренней неприязни, враждебности или противодейст­вия. Наши правоохранительные органы также принимают концеп­цию социального обслуживания. Но в практической работе пока продолжает доминировать доставшийся от прошлого и подкрепляе­мый ожесточенностью борьбы с криминалом «силовой стиль»: «борьба с преступностью», «наказание правонарушителей», «неотвратимость наказания», «раскрытие, расследование, задержание, захват» и т.п. Хотя все это на деле представляет тоже обеспечение безопасности и защиту правопослушных граждан, но психологически воспринима­ется менее близким и убедительным. Отсюда следуют два вы­вода: первый — быстрее и решительнее переходить на практике к реализации концепции социального обслуживания; второй — в пра­вовоспитательной работе подчеркивать, обильно подкрепляя при­мерами из жизни и особенно проявлениями героизма сотрудников правоохранительных органов, их самоотверженность, преданность долгу, защите граждан в конкретных случаях, оказание помощи и человечность, их вклад в защиту каждого от угрозы криминальных посягательств.

Американский исследователь И. Анденес отмечает, что

неверие в честность политического руководства и правопримени­тельных органов, уроки того, что правительство продажно, беззаконие — путь к богатству, честность — заблуждение, а нравственность — капкан для простаков — вот основа отсутствия уважения к праву и склонности к общественно опасным действиям218.

Каждый гражданин не может и не должен помнить всех право­вых норм, но ему необходимо твердо знать, как правовая система обеспечивает его защиту, как восстанавливает справедливость, если его права нарушены, как она ограждает его от ломки судьбы, если у него возникает желание войти в противоречие с требованиями за­кона с надеждой на безнаказанность.

6. Принцип единства прав и ответственности. Подчеркивает не­обходимость соединения уяснения личных прав гражданином со своей ответственностью за собственный выбор, за нарушение прав других. Нет прав без ответственности. Реализация прав предполагает ответственность за неуважение прав других. У других граждан тоже есть права на свободу, уважение личного достоинства, безопасность. Реализуя свои права без уважения прав других, без чувства ответст­венности перед другими, человек превращается в нарушителя куль­турных, моральных, а в определенных случаях и правовых норм. Великий философ Гегель писал, что свободный человек обладает правами постольку, поскольку у него есть права. Раб не может иметь обязанностей, ибо он бесправен, следовательно, только свободный человек одновременно имеет и права, и обязанности. Если бы у од­ной стороны были все права, а у другой — все обязанности, то це­лое распалось бы219.

При правовоспитании убедительному разъяснению подлежит рас­крытие единства прав и ответственности и формулы демократии «моя свобода и права кончаются там, где начинаются права и сво­бода другого человека». Формула, возникшая в эпоху Возрождения, «свобода есть право делать все, что дозволено законом» (Ш. Мон­тескье) — прогрессивная в свое время, устарела в эпоху современ­ной цивилизации. Она санкционирует нарушения моральных норм, за большинство из которых административных и уголовных санк­ций не предусмотрено.

Объективно и законодательно существует и баланс прав и ответст­венности гражданина. Чем больше у человека прав, тем больше обя­занностей и тем выше ответственность. Права без обязанностей и от­ветственности, неограниченность прав при убогости обязанностей и ответственности — нонсенс, правовой и моральный перекос. Не слу­чайно с возрастом человека возрастают его гражданские права и одно­временно ответственность: с 14 лет — первичная уголовно-правовая, с 16 лет она возрастает, а в 18 — наступает полная правовая ответст­венность. Возрастают права и обязанности и у разных специалистов (например, у сотрудников правоохранительных органов, у которых больше прав, чем у обычных граждан, но повышена и ответствен­ность), а также с повышением должности и уровня управления.

7. Принцип активного участия граждан в социальной, правоохра­нительной и правозащитной деятельности. Как принцип правового воспитания он важен, прежде всего, тем, что не на словах, а на деле происходит процесс укрепления и развития навыков, умений, при­вычек и качеств человека. Кроме того, лишь при полной поддержке гражданами деятельности государства и правоохранительных органов по укреплению законности и правопорядка только и могут быть достигнуты реальные результаты. В истории нашей страны имеется богатый опыт такой работы, который сейчас в немалой степени растерян, забыт или малообоснованно расценивается некоторыми как устаревший. Необходим не отказ от него, а разумное использо­вание с учетом современных условий220. Тут не нужно ждать указа­ний свыше, а организовывать работу ответственно и инициативно на местах, создавая и умножая общественные пункты правопорядка, товарищеские суды, народные дружины, патрулирование и дежурства у дома, отряды юных друзей милиции в школах, «зеленые» и «голу­бые» патрули и пр. Федеральный закон «Об общественных объеди­нениях» предусматривает и создает возможность активно участвовать в такой работе. Определенную роль могут сыграть и религиозные конфессии, печатные источники и верования которых содержат запре­ты на ряд преступлений и предусматривают наказания за них. В обра­зовательных учреждениях уместно сочетание аудиторных и внекласс­ных форм работы, обеспечивающих накопление социально-право­вого опыта. В этом плане поучителен и заслуживает широкого рас­пространения рязанский опыт непрерывной производственной прак­тики студентов (см. главу 9). Лекционные и агитационно-пропагандистские формы правовоспитательной работы призваны побуждать к участию в правоохранительной практике на общественных началах.

8. Принцип правового самовоспитания. Человеку, особенно моло­дому, нужно отчетливое понимание того, что он сам, прежде всего, ответственен перед собой. Судьба, благополучие, безопасность, отно­шения с правовой системой, неприятности, которые возникают при конфликтах с ней, зависят от него самого. Не следует никогда всту­пать в конфликты с законом и испытывать на себе его неумолимую силу. Закон только кажется тихим, далеким и слабым, но стоит только попасть под него, как человек ощущает его непреклонность и роковую неодолимую силу.

В жизни много путей, но один из них надо исключить — про­тивоправный. Для этого следует разбираться в необходимом объеме в вопросах права, знать имеющие отношение к жизни законы, уметь усматривать и понимать правовой аспект ситуаций и поступ­ков, вырабатывать у себя привычки уважать существующие в обще­стве правила и нормы поведения, быть на дистанции от крими­нальной среды и не пользоваться элементами ее субкультуры (язык, манеры, татуировки, нормы поведения и пр.), удерживать других от криминализации взглядов и качеств, активно содействовать устра­нению криминогенных проявлений в ближайшем окружении.