13.2. Педагогическая система правовоспитательной работы с населением
Организационные основы
Статья 1 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию демократическим федеративным правовым государством, определяя его сущность и будущее. Постановка стратегической, всеобъемлющей задачи создания в стране подлинно демократического, правового государства и общества, где права, свободы, жизнь, имущество граждан надежно защищены законом, где все решается по закону, где принцип неотвратимости наказания торжествует, без принятия радикальных мер по формированию правовой культуры населения, его основательному правовоспитанию выглядит неделовым подходом, непродуманной мечтой. Демократия и право, демократическое и правовое государство — «близнецы-братья». То, что существует в обществе и государстве в отсутствие диктатуры права, — по существу пародия на демократию. Поэтому строгая законность и правопорядок — приоритеты, выходящие далеко за рамки интересов юристов. Государство и общество должны рассматривать их достижение как свои первоочередные и неотложные приоритеты. Известно, что право сильно, когда народ на стороне права. Поэтому нужно мощное направление государственной деятельности, всего общества, его структур и граждан по укреплению правовых основ жизни в сознании, привычках, нормах поведения населения, включая и правовоспита-ние. Правовоспитание — одна из важнейших функций большинства государственных органов, а тем более — правоохранительных и их сотрудников — работников милиции, следователей, прокуроров, судей и др., для которых оно еще и профессиональный долг.
К числу целесообразных и доступных к быстрой реализации мер можно отнести:
а) государственно-законодательные: федеральный закон о право-воспитании населения; психолого-педагогическую экспертизу важнейших законодательных актов и решений правительства; государственную программу по правовоспитательной политике и работе; включение правовоспитания в качестве одного из главных направлений в молодежную политику; принятие региональных нормативных и организационных мер по консолидации имеющихся сил на правовоспитательную работу;
б) образовательные: усиление ориентированности образовательного процесса на подготовку к жизни в демократическом и правовом обществе (а не только на обогащение знаниями); включение в учебные планы образовательных учреждений юридических дисциплин, необходимых для формирования правовой культуры обучающихся; включение во все гуманитарные дисциплины разделов и тем по правовоспитанию; правовоспитательное изучение всех юридических дисциплин; обильное издание учебной и популярной литературы по вопросам правовой культуры и правовоспитания;
в) массово-информационные: лавинам аморальной и криминализирующей сознание и поведение людей, и особенно молодежи, информации, обрушиваемой на них круглосуточно с экранов телевизоров, из радиоприемников, со страниц периодической печати, противопоставить равную по мощи правовоспитывающую информацию. Свободе аморального и криминализирующего слова должна противостоять свобода морального, правового, культурного, цивилизованного слова, исходящего из принадлежащих государству средств массовой информации (увеличив их число), государственных и правоохранительных органов, здоровых и патриотичных общественных формирований, честных производственников и частных предпринимателей;
г) общественно-правозащитные и правоохранительные: вовлечение граждан в правотворческую деятельность; установление и постоянное усиление связей правоохранительных органов с учреждениями.
предприятиями, школами, вузами с организацией совместной правовоспитательной работы; повсеместное создание пунктов общественной охраны правопорядка и защиты прав человека; законодательное установление порядка и сроков рассмотрения жалоб и заявлений граждан всеми организациями и учреждениями (существующая система защиты прав потребителей работает с серьезными сбоями, вызывая недовольство граждан); повышение активности населения в раскрытии, расследовании преступлений и рассмотрении дел в судах, законодательно резкое повышение уголовной ответственности тех, кто мешает гражданам выполнить при этом свой гражданский долг, и др.;
д) правоохранительно-воспитывающие. придание ведущей роли правоохранительным органам в организации правовоспитательной работы на обслуживаемых территориях; обеспечение целенаправленного и педагогически компетентного использования каждым сотрудником правовоспитательных возможностей своих решений и действий в процессе своей профессиональной работы.
Система педагогического обеспечения формирования правовой культуры населения и правовой социализации молодежи организационно должна иметь вертикальное и горизонтальное строение. По вертикали — это меры на федеральном уровне, региональном, городском (районном, сельском) и уровне отдельной организации, группы населения. Каждый уровень — некая плоскость, на которой «по горизонтали» происходит согласованная педагогическая работа различных органов и организаций, а также иных структур — носителей социально-педагогических воздействий, влияющих на правовую социализацию и правовую культуру населения. Каждое направление педагогического обеспечения имеет вертикальные и горизонтальные составляющие, а их комплекс обязан охватить все социально-педагогические влияния и их источники.
Обязательно кадровое и методическое обеспечение: распространенность по всей системе социальных педагогов — специалистов по вопросам правовой социализации и формированию правовой культуры, а также других лиц, профессионально подготовленных к такому обеспечению.
Специальные педагогические принципы правовоспитательной работы
Как и всем педагогическим явлениям, правовоспитанию присущи свои причинно-следственные зависимости — между педагогическими воздействиями и их результатами. Важнейшая из них: воспитывает не только конкретный человек — учитель или воспитатель — Но и повседневная жизнь, и важно, чтобы их воздействия были со гласованы. Эта причинно-следственная зависимость и другие наиболее важные, воплощающие квинтэссенцию имеющегося опыта пра-вовоспитания, находят выражение в специальных педагогических принципах, на основе которых рекомендуется строить практику правовоспитания.
1. Принцип поступательности. Задачу укрепления законности и правопорядка нельзя решать, плетясь в хвосте у событий, включаясь в работу только после совершения преступлений. Если упреждающе не заполнять духовный вакуум социально здоровым содержанием, он скорее всего заполнится стихийно тем, с чем потом придется бороться. Верна и народная поговорка — «люди портятся быстрее, чем исправляются». Кроме того, по психолого-педагогическим закономерностям плохое успешнее устраняется не прямым разрушением, а путем обогащения человека новыми знаниями, интересами, мотивами, убеждениями, привычками, которые, развиваясь и усиливаясь при поддержке педагога, приобретают доминирующее значение в поведении и сами постепенно вытесняют, глушат, разрушают плохое. Поэтому криминальные деформации в личности не устранимы только карательными мерами и удержанием людей страхом перед уголовным наказанием. Еще древнегреческий философ Демокрит (IV в. до н.э.) отмечал, что тот, кто воспитывает убеждением и доводами рассудка, добьется большего, чем тот, кто применяет только закон и принуждение. В современных условиях необходима и созидательная правоутверждающая деятельность — усиленная работа по созданию общественных, социальных, экономических и правовых условий жизни населения (исключающих из них и криминогенные причины и влияния), а также формирование должной правовой культуры граждан и ее важнейшей составляющей — право-воспитаннности, которые только и могут быть надежным фундаментом того общества, которое называется демократическим и правовым. Без прочных правовых начал в личности невозможны принятие ею демократических идей и реализация соответствующего им поведения. Если многие социальные, педагогически значимые факторы социальной среды не входят в компетенцию и возможности правоохранительных органов, то за состояние большинства юриди-ко-педагогических, а также криминогенных и криминальных они несут полную ответственность.
2. Принцип всеохватности и непрерывности. Выражает необходимость охватывать правовоспитательной работой по возможности все факторы, влияющие на ее эффективность, вести ее не эпизодически, кампаниями, по указанию, а постоянно, где имеется педагогический потенциал ее, руководствуясь чувствами гражданского долгп и гуманности.
3. Принцип государственно-правового подхода. Правовоспитание не может ограничиваться изучением одних норм права. Его цель — не в превращении всех в юристов, а тем более не в подготовке юридически грамотных правонарушителей. Оно призвано помочь всем стать достойными гражданами правового общества, соучастниками его создания и защиты, что отвечает общим интересам, кроме тех, кто противопоставил себя обществу и праву. Без государственно-правовой идеологии правовые нормы в рафинированном виде воспринимаются как схоластические, оторванные от жизни, мудрено выраженные и малопонятные формулировки. Они приобретают иной смысл, когда открываются гражданам в единстве проблем государства и права, как реалии жизни, как условия ее улучшения каждым членом общества. В правовоспитательный процесс широким потоком должна войти сама жизнь общества, как и правовоспитание — в эту жизнь.
Полезно использование кратких, запоминающихся формулировок, сохраняющихся в памяти людей даже с невысоким уровнем образованности и приобретающих регулирующее влияние. Они могут быть такими: право морально; право обеспечивает справедливость к людям и защищает их; право — благо, а не насилие; без соблюдения законности жить невозможно; сила права — в его поддержке населением, в слиянии усилий государства, правоохранительных органов и граждан; судить имеет право только суд; никто не может быть признан виновным без решения суда и др. Комплекс подобных формулировок, типа пословиц, поговорок, лозунгов, заслуживает детальной проработки и активного повседневного использования во всей системе правовой работы.
4. Принцип единства нравственного и правового воспитания. Воплощается в формировании у граждан правовых норм как моральных ценностей, как своих жизненных и поведенческих ориентиров. Право, как отмечалось в предыдущих главах, выступает фактически конкретизированным, законодательным выражением морали — норм добра и зла, справедливости и несправедливости, долга и ответственности. Необходимо обеспечение глубокого усвоения всех правовых вопросов. Каждому подростку, юноше, гражданину нужны правовые знания и обязательно нравственно-ценностное отношение к ним и реальностям жизни, стоящим за ними. Это требует не информирования людей, а формирования правовых и моральных убеждений, озаряемых в сознании каждого «светом» личностного смысла, значения для себя лично, понимания как личных ценностей и норм, так и тогo, что нужно не кому-то «вверху», а себе. Через формирование в единстве правовых и нравственных убеждений лежит путь к мыслям и чувствам человека, к его «сердцу» и сознанию, приобретая регулирующую силу. От права лежит путь к нравственности, но и от нравственности — к правомерному поведению. Нравственный человек, естественно, ведет себя правомерно. Платону принадлежит утверждение: «Мудрому не нужен закон — у него есть разум». Используя мысль И. Канта217, можно сказать, что нравственность — это практический разум, подчиняющий поведение человека закону добра.
Раскрытие права и его норм нуждается в постоянном практическом, жизненном показе их справедливости, общественной и личной ценности, ориентированности на защиту каждого гражданина и должны пронизывать весь фактологический, теоретический, статистический и любой иной материал, используемый для правового воспитания.
5. Принцип социально-правового обслуживания. Рекомендует раскрывать вопросы права и его норм не как пугала, а как блага, не как угрозы наказания, а как надежной защиты от бед, как условия обеспечения личного успеха. Правовая воспитанность предполагает уважительное отношение к правоохранительным органам и их сотрудникам, юристам, поддержку их работы и участие в ней. Но только словесными методами их не достигнуть. Опыт цивилизованных стран учит, что это достигается построением деятельности правоохранительных органов на основе «концепции социального обслуживания», принципах «служения обществу», «защиты граждан», «помощи населению» и т.п. В таком ракурсе вся их работа предстает в гуманном, более благоприятном, располагающем к себе свете, не вызывающем у граждан внутренней неприязни, враждебности или противодействия. Наши правоохранительные органы также принимают концепцию социального обслуживания. Но в практической работе пока продолжает доминировать доставшийся от прошлого и подкрепляемый ожесточенностью борьбы с криминалом «силовой стиль»: «борьба с преступностью», «наказание правонарушителей», «неотвратимость наказания», «раскрытие, расследование, задержание, захват» и т.п. Хотя все это на деле представляет тоже обеспечение безопасности и защиту правопослушных граждан, но психологически воспринимается менее близким и убедительным. Отсюда следуют два вывода: первый — быстрее и решительнее переходить на практике к реализации концепции социального обслуживания; второй — в правовоспитательной работе подчеркивать, обильно подкрепляя примерами из жизни и особенно проявлениями героизма сотрудников правоохранительных органов, их самоотверженность, преданность долгу, защите граждан в конкретных случаях, оказание помощи и человечность, их вклад в защиту каждого от угрозы криминальных посягательств.
Американский исследователь И. Анденес отмечает, что
неверие в честность политического руководства и правоприменительных органов, уроки того, что правительство продажно, беззаконие — путь к богатству, честность — заблуждение, а нравственность — капкан для простаков — вот основа отсутствия уважения к праву и склонности к общественно опасным действиям218.
Каждый гражданин не может и не должен помнить всех правовых норм, но ему необходимо твердо знать, как правовая система обеспечивает его защиту, как восстанавливает справедливость, если его права нарушены, как она ограждает его от ломки судьбы, если у него возникает желание войти в противоречие с требованиями закона с надеждой на безнаказанность.
6. Принцип единства прав и ответственности. Подчеркивает необходимость соединения уяснения личных прав гражданином со своей ответственностью за собственный выбор, за нарушение прав других. Нет прав без ответственности. Реализация прав предполагает ответственность за неуважение прав других. У других граждан тоже есть права на свободу, уважение личного достоинства, безопасность. Реализуя свои права без уважения прав других, без чувства ответственности перед другими, человек превращается в нарушителя культурных, моральных, а в определенных случаях и правовых норм. Великий философ Гегель писал, что свободный человек обладает правами постольку, поскольку у него есть права. Раб не может иметь обязанностей, ибо он бесправен, следовательно, только свободный человек одновременно имеет и права, и обязанности. Если бы у одной стороны были все права, а у другой — все обязанности, то целое распалось бы219.
При правовоспитании убедительному разъяснению подлежит раскрытие единства прав и ответственности и формулы демократии «моя свобода и права кончаются там, где начинаются права и свобода другого человека». Формула, возникшая в эпоху Возрождения, «свобода есть право делать все, что дозволено законом» (Ш. Монтескье) — прогрессивная в свое время, устарела в эпоху современной цивилизации. Она санкционирует нарушения моральных норм, за большинство из которых административных и уголовных санкций не предусмотрено.
Объективно и законодательно существует и баланс прав и ответственности гражданина. Чем больше у человека прав, тем больше обязанностей и тем выше ответственность. Права без обязанностей и ответственности, неограниченность прав при убогости обязанностей и ответственности — нонсенс, правовой и моральный перекос. Не случайно с возрастом человека возрастают его гражданские права и одновременно ответственность: с 14 лет — первичная уголовно-правовая, с 16 лет она возрастает, а в 18 — наступает полная правовая ответственность. Возрастают права и обязанности и у разных специалистов (например, у сотрудников правоохранительных органов, у которых больше прав, чем у обычных граждан, но повышена и ответственность), а также с повышением должности и уровня управления.
7. Принцип активного участия граждан в социальной, правоохранительной и правозащитной деятельности. Как принцип правового воспитания он важен, прежде всего, тем, что не на словах, а на деле происходит процесс укрепления и развития навыков, умений, привычек и качеств человека. Кроме того, лишь при полной поддержке гражданами деятельности государства и правоохранительных органов по укреплению законности и правопорядка только и могут быть достигнуты реальные результаты. В истории нашей страны имеется богатый опыт такой работы, который сейчас в немалой степени растерян, забыт или малообоснованно расценивается некоторыми как устаревший. Необходим не отказ от него, а разумное использование с учетом современных условий220. Тут не нужно ждать указаний свыше, а организовывать работу ответственно и инициативно на местах, создавая и умножая общественные пункты правопорядка, товарищеские суды, народные дружины, патрулирование и дежурства у дома, отряды юных друзей милиции в школах, «зеленые» и «голубые» патрули и пр. Федеральный закон «Об общественных объединениях» предусматривает и создает возможность активно участвовать в такой работе. Определенную роль могут сыграть и религиозные конфессии, печатные источники и верования которых содержат запреты на ряд преступлений и предусматривают наказания за них. В образовательных учреждениях уместно сочетание аудиторных и внеклассных форм работы, обеспечивающих накопление социально-правового опыта. В этом плане поучителен и заслуживает широкого распространения рязанский опыт непрерывной производственной практики студентов (см. главу 9). Лекционные и агитационно-пропагандистские формы правовоспитательной работы призваны побуждать к участию в правоохранительной практике на общественных началах.
8. Принцип правового самовоспитания. Человеку, особенно молодому, нужно отчетливое понимание того, что он сам, прежде всего, ответственен перед собой. Судьба, благополучие, безопасность, отношения с правовой системой, неприятности, которые возникают при конфликтах с ней, зависят от него самого. Не следует никогда вступать в конфликты с законом и испытывать на себе его неумолимую силу. Закон только кажется тихим, далеким и слабым, но стоит только попасть под него, как человек ощущает его непреклонность и роковую неодолимую силу.
В жизни много путей, но один из них надо исключить — противоправный. Для этого следует разбираться в необходимом объеме в вопросах права, знать имеющие отношение к жизни законы, уметь усматривать и понимать правовой аспект ситуаций и поступков, вырабатывать у себя привычки уважать существующие в обществе правила и нормы поведения, быть на дистанции от криминальной среды и не пользоваться элементами ее субкультуры (язык, манеры, татуировки, нормы поведения и пр.), удерживать других от криминализации взглядов и качеств, активно содействовать устранению криминогенных проявлений в ближайшем окружении.
- Часть I
- Глава 1 педагогика как наука
- 1.1. Предмет, основные категории и задачи педагогики
- Предмет педагогической науки
- Система основных понятий (категорий) педагогики
- 1.2. История педагогики и ее научные школы
- Педагогическая мысль в России
- Педагогика советского времени
- 1.3. Система отраслей педагогической науки
- Взаимосвязи педагогики с другими науками
- Педагогика и практика
- 1.4. Методология педагогики
- 1.5. Организация и методы педагогических исследований
- Процесс педагогического исследования
- Библиографический список
- Глава 2 личность и группа как субъекты и объекты педагогического процесса
- 2.1. Личность в педагогическом процессе
- Процесс формирования личности
- Личность как субъект педагогического процесса
- 2.2. Группа, коллектив в педагогике
- Группа и педагогика
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 3
- 3.1. Педагогическая система и ее основные элементы
- Единство систем воспитания, обучения, образования и развития человека
- 3.2. Педагогический процесс: его сущность, структура и закономерности Сущность и структура педагогического процесса
- Закономерности педагогического процесса
- Управление педагогическим процессом
- Морально - психологическое обеспечение педагогического процесса
- 3.3. Традиционные методы и технологии в педагогическом процессе
- Технологии образования
- Технологии обучения
- 3.4. Интенсивные педагогические технологии Теория и технология поэтапного формирования действий
- Компьютерные технологии
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 4 педагогические действия и техника их выполнения
- 4.1. Понятие о педагогических действиях и технике их выполнения
- 4.2. Педагогическое наблюдение Общая характеристика
- Педагогическая направленность наблюдения
- Организация педагогического наблюдения
- Обеспечение интенсивного и устойчивости педагогического наблюдения.
- Осмысливание результатов наблюдения
- 4.3. Педагогический анализ
- 4.4. Педагогическое решение Выделение педагогической проблемы, ее изучение и определение цели решения (желательного результата)
- Разработка вариантов педагогического решения и выбор лучшего из них
- Детальная проработка избранного варианта педагогического решения
- 4.5. Педагогическая речь Техника использования речевых средств
- Риторика51
- 4.6. Педагогическое общение Общая характеристика
- Техника педагогического общения
- Управление процессом педагогического общения
- 4.7. Педагогическое взаимодействие Сущность и значение педагогического взаимодействия педагога и обучающихся
- Пути установления педагогического сотрудничества
- 4.8. Педагогическая требовательность
- Библиографический список
- Глава 5
- 5.1. Семья и семейная педагогика Влияние семьи на процесс формирования
- Правовые положения и правовоспитательное влияние семьи
- Актуальные проблемы семейной педагогики
- 5.2. Дошкольные учреждения и дошкольная педагогика
- 5.3. Общеобразовательная школа и школьная педагогика
- Предмет и задачи школьной педагогики
- 5.4. Высшая школа и педагогика высшей школы Высшее образование и общество
- 5.5. Трудовой коллектив и профессиональная педагогика
- 5.6. Государственные, общественные, досугово-бытовые образования и социальная педагогика
- Социальная педагогика как отрасль педагогической науки
- 5.7. Педагогика самосовершенствования личности Самообразование личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 6 субъекты педагогической работы
- 6.1. Педагог, родитель, учитель, специалист, руководитель — субъекты педагогической работы
- Специалист
- Руководитель
- 6.2. Требования педагогической деятельности к ее субъекту
- 6.3. Профессионализм педагога-профессионала
- 6.4. Педагогическая подготовленность разных профессионалов, сотрудников, работников, должностных лиц
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть II
- Глава 7
- Правовая сфера и педагогическая система общества
- 7.2. Предмет, цели, задачи, система юридической педагогики Юридико-педагогическая действительность
- 7.3. Методология юридической педагогики
- Специальная (частная94) методология юридической педагогики
- 7.4. Право и педагогика Педагогический подход и функция права
- Педагогика в свойствах и механизмах права
- 7.5. Педагогика правовой социализации и культуры
- Педагогические компоненты правовой культуры личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 8 педагогическая система юридического образования
- 8.1. Система юридического образования в России и принципы ее построения
- Принципы построения системы юридического образования и факторы, влияющие на ее развитие
- 8.2. Педагогические модели специалистов — выпускников юридических образовательных учреждений различных уровней
- Профессиональные требования к качеству подготовки юристов
- Предметные квалификационные характеристики
- 8.3. Личностно-формирующий потенциал юридического образовательного учреждения
- 8.4. Педагогическая система юридического образовательного учреждения
- Сущность и макроструктура педагогической системы
- Научно-содержательная составляющая педагогического процесса
- Педагогические принципы высшего профессионального юридического образования
- Организационная составляющая образовательного процесса
- 8.5. Система методического обеспечения педагогического процесса122 Характеристика системы методического обеспечения
- Виды методической работы
- Методическая работа на кафедре, цикле
- Раздел III. Методика преподавания учебной дисциплины по видам занятий, предусмотренных тематическим планом:
- Раздел IV. Совершенствование частной методики преподавания дисциплины. Оно может осуществляться по следующим направлениям:
- 8.6. Основы методики преподавания юридических дисциплин
- Виды лекции
- 8.7. Профессионально-педагогическая подготовка обучающихся в юридических образовательных учреждениях126
- Содержание профессионально-педагогической подготовки
- 8.8. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и преподавателей в системе дополнительного профессионального образования
- 8.9. Профессиональное становление студентов-юристов в непрерывной производственной практике (рязанский опыт)
- Библиографический список
- Глава 9 педагогика воспитания в правоохранительном органе
- 9.1. Значение и организация воспитания сотрудников правоохранительного органа
- 9.2. Цели, задачи и принципы воспитания сотрудников
- Методические принципы и методы
- 9.3. Работа с коллективом правоохранительного органа
- Педагогическая технология формирования коллектива
- 9.4. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками
- Наставничество
- 9.5. Государственно-профессиональное воспитание Общая характеристика видов воспитания
- Патриотическое воспитание
- 9.6. Нравственно-профессиональное воспитание сотрудников
- Профессионально-этическое воспитание
- 9.7. Профессионально-правовое воспитание сотрудников Цели и задачи правового
- Правовое воспитание в процессе профессионального обучения
- 9.8. Педагогическая профилактика профессиональной деформации сотрудников
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 10
- 10.1. Педагогические задачи и особенности профессиональной подготовки
- 10.2. Педагогические принципы профессиональной подготовки
- Организационные педагогические принципы
- 10.3. Общая методика проведения занятий по профессиональной подготовке
- Этапы занятия и их методика
- 10.4. Методика формирования и совершенствования профессиональных знаний, навыков и умений сотрудников
- 10.5. Педагогические особенности групповой и организационной подготовки
- 10.6. Педагогические особенности тактической, огневой и физической подготовок
- 10.7. Подготовка сотрудников к обеспечению личной профессиональной безопасности
- 10.8. Педагогическая система профессионально-психологической подготовки
- 10.9. Профессионально-педагогическая подготовка руководителей занятий Значение, задача и формы профессионально- педагогической подготовки
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 11 экстремально-юридическая педагогика
- 11.1. Требования к экстремальной подготовленности сотрудников правоохранительных органов
- 11.2. Основы экстремальной подготовки сотрудников
- Учебная база и средства экстремальной подготовки
- 11.3. Методические особенности экстремальной подготовки
- 11.4. Основные виды экстремальной подготовки
- 11.5. Педагогическое обеспечение действий персонала правоохранительных органов в экстремальных условиях
- 11.6. Педагогические особенности работы с персоналом в постэкстремальный период
- Основы проведения постэкстремальной педагогической работы
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 12 педагогика управления правоохранительным органом
- 12.1. Педагогическая функция в управлении правоохранительным органом
- 12.2. Основы реализации педагогической функции управления
- Организационно-педагогические факторы
- 12.4. Педагогические технологии в текущем управлении
- 12.5. Педагогические технологии в реализации властных управленческих функций
- Педагогические технологии в управленческом контроле
- 12.6. Педагогика примера личности и стиля деятельности руководителя
- 12.7. Педагогическая этика руководителя Этика и педагогическая функция управления
- 12.8. Педагогические аспекты соблюдения прав человека в управлении деятельностью правоохранительных органов
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть III
- Педагогическое
- Обеспечение решения основных
- Правоохранительных задач
- Глава 13
- Правовое воспитание населения
- 13.1. Правовоспитанность граждан и система факторов, влияющих на нее Правовоспитанность и правовоспитание населения
- 13.2. Педагогическая система правовоспитательной работы с населением
- Направления правовоспитательной работы
- 13.3. Правовое воспитание в основных педагогических системах общества
- Правовоспитательная работа в общеобразовательной школе
- 13.4. Народная педагогика и правовоспитание
- 13.5. Правовое воспитание молодежи
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 14 криминологическая, криминальная и превентивная педагогики
- 14.1. Криминологическая педагогика
- Цель и задачи криминологической педагогики
- Криминогенные факторы в условиях жизнедеятелыюсти населения
- 14.2. Криминальная педагогика
- 14.3. Основы превентивной педагогики
- Основы педагогической системы профилактики
- Педагогика в общей профилаке тике преступлений
- 14.4. Профилактика рецидивных преступлений Постпенитенциарная педагогика
- Исторические уроки постпенитенциарной педагогики
- 14.5. Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 15 педагогическое обеспечение охраны порядка и безопасности
- 15.1. Педагогическое обеспечение деятельности сотрудников Федеральной службы безопасности
- 15.2. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников пограничной службы
- 15.3. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников таможенных органов
- Специфика требований к личности и деятельности таможенника
- Особенности обучения сотрудников таможенных органов
- 15.4. Педагогические особенности подготовки работников частных детективных и охранных служб
- Основы правовой подготовки
- Физическая подготовка и рукопашный бой
- Психологическая подготовка
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 16 педагогика в деятельности органов предварительного следствия, адвокатуры, прокуратуры и судов
- 16.1. Педагогика и судопроизводство
- Из истории педагогики судебного
- 16.2. Педагогические свойства и качества сотрудников органов правосудия
- 16.3. Педагогические аспекты деятельности органов досудебного производства
- 16.4. Вопросы правового просвещения граждан на стадии предварительного расследования
- Обеспечение прав участников предварительного расследования
- 16.5. Судебный процесс в правовом воспитании и просвещении граждан
- Воспитательное значение деятельности обвинителя на суде
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 17
- 17.1. Становление и развитие теории и практики пенитенциарной педагогики
- Пенитенциарной науки и практики с середины 80-х годов по настоящее время
- 17.2. Факторы, определяющие специфику пенитенциарной педагогики
- Неформальные общности осужденных
- Среда функционирование воспитательной системы органов, исполняющих наказания
- Объект и предмет исправительной педагогики
- Основные категории исправительной педагогики(пенитенциарной) педагогики
- 17.4. Принципы перевоспитания осужденных
- Система методов воспитания осужденных
- Методы на сознание и поведение осужденных
- Методы коррекции поведения
- Групповые формы воспитательного взаимодействия
- 17.7. Основные средства исправления осужденных Понятие основных средств исправления осужденных
- Общественное воздействие как средство исправления осужденных
- 17.8. Особенности перевоспитания различных категорий осужденных
- Библиографический список
- Глава 1о
- 18.1. Общая характеристика юридической педагогики за рубежом
- Основная терминология сравнительно – юридической педагогики
- 18.2. Юридическое образование за рубежом
- Юридическое образование в Европе
- Юридическое образование в сша
- Образование в системе работы с кадрами полиции
- Современное состояние полицейского образования
- 18.4. Обеспечение имиджа и престижа полицейских Проблема имиджа и престижа полицейских
- Обеспечение престижности профессии полицейского
- 18.5. Педагогические аспекты в решении полицией служебных задач
- 18.6. Психологическая подготовка сотрудников полиции за рубежом Возникновение развития психологической подготовки
- Педагогическая система психологической подготовки
- 18.7. Проблема ресоциализации осужденных за рубежом Пенитенциарная педагогика за рубежом
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений