logo
Yuridicheskaya_pedagogika

5.3. Общеобразовательная школа и школьная педагогика

Общеобразовательная школа в России

Средняя общеобразовательная школа призвана обеспечить становление и развитие личности ребенка, его подготовку к самостоятельной жиз­ни, сознательному выбору профессии и продолжению образования в профессиональных и высших учебных заведениях64.

Закон «Об образовании» закрепляет государственно-обществен­ный статус средней общеобразовательной школы. В нем определе­ны гарантии общества молодым гражданам в приобщении к культу­ре, социальному опыту, научным и нравственным ценностям, а также обязанности овладевать ими в той мере, в какой это доступно им по способностям. Закон ориентирует на многообразие форм обучения, предоставляет большие права руководителям школ в вы­боре технологии обучения, позволяет корректировать учебный план при обеспечении уровня знаний и умений, установленных государ­ственным образовательным стандартом.

Общеобразовательная школа призвана обеспечить реализацию важнейшей социальной функции — передачи подрастающим поко­лениям такого содержания образования, которое может быть освое­но в рамках возрастных возможностей школьников в установлен­ные сроки обучения. Обучение в ней направлено: на формирование социально значимых качеств личности, черт личности, сочетающих социальную направленность и способность удовлетворить личные потребности; на дальнейшее развитие культуры; на приобщение подрастающих поколений к общекультурным и национальным цен­ностям; на воспитание у молодежи эмоциональной культуры, гума­нистических установок, гражданственности и любви к Родине.

Деятельность средней общеобразовательной школы во многом определяется тем, что она является частью целостной системы не­прерывного образования: общеобразовательная подготовка всегда выступает как база профессиональной подготовки. Реализация об­щеобразовательной школой общественных потребностей и соци­альных установок поставлена в достаточно жесткие содержательные рамки, ибо невозможно учить всему. Главное — это усвоение того содержания, которое доступно большинству учащихся и вместе с тем достаточно для выполнения индивидом общих для всех граждан функций независимо от их специфической деятельности (напри­мер, производственной), а также для осознанной ориентации в из­меняющихся условиях и адаптации к ним.

Средняя общеобразовательная школа Российской Федерации со­стоит из трех ступеней: начальной, неполной средней (или основной) и полной средней. Начальная школа вооружает учащихся элементар­ными навыками учебного труда и общения, знакомит 6—9-летних де­тей в доступной для них форме с достижениями отечественной и ми­ровой культуры. Неполная средняя (основная) школа дает учащимся зна­ния и умения в объеме, определяемом государственным образователь­ным стандартом, закладывает основы общей культуры, обеспечивает выпускникам возможности для жизненной ориентации и осознанного участия в последующем общем и профессиональном образовании. В полной средней школе обеспечивается профильное обучение в соответ­ствии с потребностями, склонностями и способностями учащихся, что подразумевает расширение объема, углубление теоретического уровня и направленность профильных учебных дисциплин. При этом сохра­няется базисный объем изучаемых непрофильных учебных предметов.

В начале 90-х годов XX столетия в Российской Федерации, на­ряду со средней общеобразовательной школой, получили распространение и другие типы общеобразовательных учреждений — гимназии, лицеи, колледжи. Были созданы и успешно функционируют него­сударственные средние общеобразовательные школы, в том числе ориентированные на работу по альтернативным и авторским про­граммам обучения.

Осуществляемое в последние годы реформирование средней общеобразовательной школы исходит из того, что содержание обра­зования, отвечающее запросам современной цивилизации, требует 11—12-летнего срока обучения. Деятельность школы должна быть направлена на изучение учащимися базового содержания учебных предметов, которое обеспечивало бы единый общекультурный уро­вень, а также овладение дифференцированной частью общего обра­зования, отвечающей склонностям, интересам, способностям учащих­ся и соответствовало бы национально-региональной специфике. Переход от набора конкретных учебных предметов к образователь­ным областям открывает возможности для повышения вариативно­сти общеобразовательной школы, что в свою очередь позволяет полнее удовлетворять разнообразные образовательные потребности отдельных категорий учащихся, а в старших классах — обеспечи­вать допрофессиональную подготовку.

Анализ закономерностей и противоречий функционирования средней общеобразовательной школы, выработку рекомендаций по оптимизации ее деятельности осуществляет самостоятельная отрасль педагогической науки — педагогика школы (школьная педагогика).