6.3. Профессионализм педагога-профессионала
Высший уровень профессионализма – педагогическая культура
Наиболее высоким требованиям должны отвечать те, для кого педагогическая деятельность является основным видом деятельности. Это учителя, преподаватели, воспитатели, педагоги-инженеры, социальные педагоги по прямому наименованию своей должности или называемые иначе, но решающие исключительно или по преимуществу педагогические задачи: специалисты (эксперты) по педагогическим консультациям, работники детских комнат и приютов, интернатов, учебных отделов, факультетов и руководящий состав образовательных учреждений; часть сотрудников правоохранительных органов, работающих в структурах по профилактике правонарушений несовершеннолетних, по общей и специальной профилактике правонарушений поднадзорных лиц, часть сотрудников органов, исполняющих наказания; значительное число заместителей руководителей организаций по работе с персоналом (кадрами, менеджменту) и сотрудников их аппаратов; научные сотрудники педагогических исследовательских учреждений: некоторое число сотрудников социальных служб, служб помощи семье, спортивных тренеров и др. Им нужна профессиональная педагогическая образованность, воплощенная в педагогический профессионализм на уровне высокой профессиональной культуры.
Всякая деятельность, а сложная в особенности, может осуществляться с высокой успешностью лишь при условии, если профессионализм человека не ограничивается только знаниями, навыками и умениями, профессиональным ремесленничеством, а включает много большее — особенности его личности. Личность формирует личность, педагог повторяет себя в своих учениках, одаренный ученик начинается с одаренного учителя — эти древние истины многократно проверены и подтверждены практикой.
Педагогическая культура — высокая степень развития личных качеств и подготовки педагога, их полного соответствия специфике педагогического труда, обеспечивающего максимально возможную эффективность его. Она соединяет в себе педагогическую образованность с педагогической обученностью, воспитанностью и педагогической развитостью. Разная степень педагогической профессионализации личности и ее соответствия всем требованиям педагогической деятельности выражается в четырех уровнях развития педагогической культуры:
1) допрофессионалъном — имеется почти у всех людей, а тем более у лиц с высшим образованием. Они долго учились, передавали свой опыт другим, задумывались над проблемами невоспитанности, отставания в учебе, недоразвитости и пр., и у них есть определенные представления о том, что такое работа педагога, как проводятся занятия, и т.д. Но это не профессиональные педагогические, а эмпирические, обывательские, несистематизированные знания, имеющие многочисленные пробелы, неточности и даже ошибки. Они подобны знаниям любителя детективных фильмов, который полагает, что разбирается в работе следователя, оперативника, судьи, адвоката и мог бы сам поработать на их месте. Как говорят иронически, в футболе, медицине, психологии и педагогике разбираются все. Но для подлинно эффективной педагогической работы (как и юридической) таких знаний и самонадеянности абсолютно недостаточно;
2) начальном профессиональном — характеризуется наличием у человека педагогической образованнности, но слабой практической подготовленности и развитости педагогически значимых качеств личности. Про такого говорят: «молодой учитель», «неопытный педагог». Нередко такая оценка его сохраняется в течение трех лет практической работы;
3) среднем профессиональном — отличается уверенным профессионализмом, но все же не достигает подлинной высоты и не обеспечивает еще достижение безукоризненно высоких педагогических результатов;
4) высшем профессиональном — это уровень подлинной педагогической культуры.
Только высший уровень обеспечивает достижение полноценных педагогических результатов в деятельности педагога-профессионала. Он неразрывно связан с духовностью личности (см. § 6.2) педагога Если для студента, курсанта, слушателя педагогического вуза профессиональная духовность его личности — сверхзадача всего обучения, то для практикующего педагога, который обязан быть фактически способным к максимальной эффективности труда, она — насущная необходимость. Поэтому овладение высотами педагогической культуры каждым педагогом-профессионалом является приоритетной задачей.
Характеристика педагогического профессионализма и культуры
Профессионализм и его высшее проявление — профессиональная культура в любой профессии — это целостная характеристика личности профессионала, его особое комплексное свойство, в котором представлены самые разнообразные особенности, сказывающиеся на успехе его профессиональной деятельности. Основные педагогические свойства личности — воспитанность, обученность, образованность и развитость — отличаются у педагога-профессионала, особым развитием и предстают как педагогическая образованость, педагогическая воспитанность, педагогическая обученность и педагогическая развитость.
Педагогическая образованность в своем профессиональном выражении характеризуется широким видением в социальном пространстве общества и жизни людей поля педагогической реальности, глубоким пониманием его места, связей, зависимостей и влияний в настоящее время и на перспективу. Эта реальность для педагога не созерцательна, она внутренне связана с причастностью к большому и нужному делу, врастанием в него мыслями, интересами, чувствами, побуждениями. Он начинает жить в нем и его проблемами, относится к нему как к своему, испытывает потребность участия в его совершенствовании и связывает с этим планы своей жизни. Педагогическое образование приводит к актуализации имеющихся в педагоге возможностей и, будучи успешным, порождает убеждение, что педагогическая деятельность — самое благородное дело на земле, что это дело его жизни, где он может проявить свои способности, самореализовываться как личность и самоутвердиться как специалист, гражданин, патриот, испытать трудное счастье.
Педагогическая образованность сильна тем, что она базируется на разносторонних знаниях — системных (в которых нет «черных дыр»), научных, фундаментальных, глубоких, достоверных. Такая образованность приобретается в педагогических образовательных структурах, но она не исключает и другие формы приобретения, в том числе и самостоятельные.
Педагогическая образованность на уровне педагогической культуры, т.е. высших показателей ее, — это не диплом об окончании соответствующего образовательного учреждения, а характеристика совершенства знаний, взглядов, убеждений, отношений, мышления обладателя диплома. Не трудно представить, что будет творить со своими учениками «образованный педагог» с тройками в дипломе. Это примерно то же, что лечь под нож дипломированного хирурга-троечника.
Педагогическая воспитанность, имея общие с другими профессионалами патриотические, нравственные, трудовые, эстетические, культурные и другие основы, имеет существенное своеобразие. Очень точно выразил ее роль Л.Н. Толстой:
...Выводы, к которым я пришел, о воспитании, они следующие. Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо самому жить81.
Воспитанность педагога — это главным образом продукт самовоспитания, работы над собой. Педагог учит и воспитывает, учась и самовоспитываясь. Высокая требовательность к себе, острое чувство ответственности за свое поведение и действия, потребность к самосовершенствованию и неутомимость в такой работе — исходный показатель воспитанности подлинного педагога. К нему вполне применимы слова Аристотеля, сказанные им, по преданию, Александру Македонскому: «В науке нет царского пути». Педагогический профессионализм не дается по наследству, как престол престолонаследнику. Это упорный, трудный, непрерывный труд над собой, вылепливание себя как профессионала.
Характерная черта воспитанности — педагогическая направленность личности — неудержимая притягательность для педагога работы с людьми, помощи им, их учебы, развития, педагогической деятельности и полная включенность всех сил и способностей в нее. Такая направленность — не просто профессиональная, а жизненно-профессиональная позиция его во всех обстоятельствах и ситуациях.
Педагогическая направленность отвечает требованиям высокой профессиональной культуры, если базируется не на доморощенных представлениях, а на твердом знании и глубоком понимании Федеральных законов об образовании, мировых тенденций его развития, потребностей общества, данных педагогической и психологической наук и правильно осмысленного передового опыта преподавания. Принципы государственной политики России в области образования — гуманистичность, приоритет общечеловеческих ценностей, свободное развитие личности, плюрализм, демократичность и задачи подготовки специалистов, обладающих высокой общей, культурой, нравственностью, гражданственностью, интеллектом, любящих Родину, окружающую природу, семью, способных жить и трудиться в условиях современной цивилизации и демократии, уважающих права и свободы человека — непоколебимые опорные позиции современной профессиональной позиции каждого педагога, основы «нового педагогического мышления».
Успеха достигает только страстно увлеченный, любящий свое дело, испытывающий непреодолимую тягу к нему человек. Профессия преподавателя слабо связана с карьерой в обычном понимании.
Можно проработать и тридцать лет на одной должности. Педагогическая карьера — это карьера интеллектуальных и моральных достижений, карьера роста внутренней образованности и вкладов в научное знание, торжество ума, духовное развитие общества и человечества. Талантливый педагог — всегда человек высокой духовности. Он стремится к возвышенным духовным целям, сея, как выражаются, разумное, доброе, вечное. Даже понимая, что всего не добиться, он всеми силами пытается внести максимально возможный личный вклад в приближение лучшего будущего, борьбу с человеческой несправедливостью, аморальностью, глупостью и бездуховностью. Он стремится к торжеству человеческой цивилизованности и пытается передать свое отношение к жизни молодым. Он высоко морален, не меркантилен, а бескорыстен, личные выгоды не приоритетны, и со стороны он может выглядеть даже идеалистом, человеком «не от мира сего». Но такая позиция всегда подкупает молодых, ощущающих прикосновение к чистому источнику человеческой духовности, невольно вызывающему уважение, пробуждающему размышления о собственной жизненной позиции, веру в действительное существование высоких человеческих ценностей и импульсы к подражанию. Подлинное преподавание сродни подвижничеству. Это даже не профессия, а жизненное призвание.
Педагогическая воспитанность проявляется также в гуманности педагога, общительности, его доброжелательности к людям, стремлении и умении понять каждого человека, сострадательности и готовности прийти на помощь, демократичности, склонности и умении строить отношения на равных, на открытости, доступности, искренности, честности, на стремлении убеждать и увлекать, а не принуждать и пугать, умении верить и доверять людям.
Низкий уровень развития культуры педагогической направленности у отдельного преподавателя — глубокий и не компенсируемый ничем источник слабых результатов в преподавании, безразличия к ним и профессиональным тонкостям, формально-чиновничьего подхода к педагогическому долгу. Такой педагог не педагог, а функционер в педагогическом процессе, не только бесполезный, но вредный для него.
Профессиональная обученность педагога многогранна. Прежде всего, она связана с детальным пониманием структуры и содержания своей деятельности во всех деталях. Важную роль играет в ней профессиональная концепции педагогической деятельности: комплекс внутренне принятых идей и образных представлений о целях педагогической деятельности, объектах, содержании, системе, процессах, операциональных элементах, обеспечении и др. Отчетливыми и реалистичными должны быть также знания и представления об условиях, особенностях людей, среди которых и вместе с которыми придется или приходится работать.
Другими компонентами педагогической обученности выступают:
• педагогические интересы к постижению всех сложностей своей деятельности, человека, проблем его педагогического развития и совершенствования, путей их решения; к научным достижениям и рекомендациям педагогики и психологии и т.п.;
• педагогическая целеустремленность — глубокое и твердое уяснение, внутреннее принятие, одобрение и реализация «квадратуры» педагогической цели — единства воспитательных, обучающих, образовательных и развивающих элементов в любом проявлении своей педагогической активности;
• педагогическое мастерство — комплекс педагогических знаний, навыков и умений по общим вопросам организации педагогической работы и руководства педагогическим процессом, он связан также со специальными направлениями педагогической работы (например, в дошкольных учреждениях, в высшей школе, в органах, исполняющих наказания, и др.);
• методическое мастерство — владение всеми педагогическими действиями, педагогической техникой; умение искусно применять все методы обучения, воспитания и развития, воплощать педагогические принципы, требования нормативных документов в методику конкретного занятия, педагогического действия; умение проводить все формы занятий, выполнять все виды методической работы, осуществлять творческий методический поиск;
• спецально-педагогическая подготовленность — комплекс знаний по специальной отрасли педагогической науки и их практическому применению по своему направлению педагогической деятельности (например, преподаваемой учебной дисциплине, юридической педагогике, дошкольной педагогике), новинок науки и практики, наличие конструктивных идей по вопросам совершенствования деятельности;
• культура и техника личного педагогического труда — умения и привычки правильно и полно использовать свободное от плановой работы время для самосовершенствования и подготовки к очередным мероприятиям. Это культура планирования и бережливого отношения к свободному времени; постоянного слежения за новинками науки, практики, жизни общества; непрерывная работа по накоплению, хранению и систематизированию информационных, учебных и научных материалов.
Специфичный элемент обученности и воспитанности — культура и техника личного педагогического труда. Она связана со сформировавшимися умениями и привычками правильно и полно использовать свободное от плановых работ время для самосовершенствования и подготовки к готовящимся. Она складывается из: бережного отношения к свободному от занятий времени и продуманному его планированию; постоянного слежения за новинками науки, право-
охранительной практики, жизни общества; непрерывной работы по накоплению, хранению и систематизированию информационных, учебных и научных материалов; гигиены умственного труда. Если, например, у инженера, врача, строителя с окончанием рабочего времени начинается отдых и бытовые заботы, то у педагога высокой профессиональной культуры работа продолжается — работа по обогащению себя знаниями, совершенствованию умений, развитию привычек, проверке контрольных работ, рефератов и пр. Это время — основная школа самосовешенствования.
Педагогическая развитость чрезвычайно значима. Неоспоримо доказана роль педагогических способностей — индивидуально-психологических особенностей, благоприятствующих быстрому овладению профессией, непрерывному совершенствованию в ней и достижению высоких результатов. Педагогическая деятельность не для посредственностей, она — для людей талантливых, ярких, нестандартно мыслящих.
Выделяются две группы способностей: социально-педагогические и специально-педагогические.
По своему социальному положению педагог — социальный деятель, призванный выполнять социальный заказ общества и удовлетворять его потребность в людях, способных обеспечить благополучное будущее российского общества и его граждан. Он осуществляет связь поколений, передачу опыта старших молодым. Эти и другие социальные задачи он решает, если способен трансформировать их в педагогические — воспитательные, обучающие, образовательные и развивающие и воплотить их в жизнь. Это относится к сути социально-педагогических способностей, выражающихся в наличии у педагогического работника развитых качеств гражданственности, моральности, гуманистичность, духовности и деловитости.
Качества, входящие в структуру социально-педагогических способностей, нужны, конечно, и представителям других профессий. Однако в педагогическом труде они приобретают особую значимость, так как включаются в механизмы воздействий и влияний личности преподавателя на обучающихся, выступают обязательным условием успеха всех его усилий и сами дают дополнительный педагогический эффект. Без них педагог просто не имеет морального права работать с людьми, особенно с молодежью, его нельзя допускать к ней. Педагогам на практике принципиально важно контролировать проявления своей гражданственности, моральности, гуманистичности, духовности, деловитости и неустанно совершенствовать их.
Специально-педагогические способности преподавателя — это особые качества, необходимость которых для преподавателя определяется спецификой труда в образовательном учреждении. Основные группы Их — дидактические и воспитательные. Первые включают интеллигентность и развитый интеллект, развитое мышление и речевые способности, педагогическую наблюдательность и память, интерес к вопросам обучения и творчества и др. Вторые — предполагают склонность и интерес к работе с людьми, общительность, способность привлекать к себе людей, разбираться в людях, открытость и доступность, интерес к вопросам воспитания, сдержанность и терпеливость и др.
Могут быть и противопоказания к педагогическому труду: грубость, черствость, авторитарность, поверхностность и алогичность мышления, неумение четко и ясно выражать свои мысли в словах и рассуждать вслух, другие личные недостатки, затрудняющие контакт с участниками педагогического процесса.
- Часть I
- Глава 1 педагогика как наука
- 1.1. Предмет, основные категории и задачи педагогики
- Предмет педагогической науки
- Система основных понятий (категорий) педагогики
- 1.2. История педагогики и ее научные школы
- Педагогическая мысль в России
- Педагогика советского времени
- 1.3. Система отраслей педагогической науки
- Взаимосвязи педагогики с другими науками
- Педагогика и практика
- 1.4. Методология педагогики
- 1.5. Организация и методы педагогических исследований
- Процесс педагогического исследования
- Библиографический список
- Глава 2 личность и группа как субъекты и объекты педагогического процесса
- 2.1. Личность в педагогическом процессе
- Процесс формирования личности
- Личность как субъект педагогического процесса
- 2.2. Группа, коллектив в педагогике
- Группа и педагогика
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 3
- 3.1. Педагогическая система и ее основные элементы
- Единство систем воспитания, обучения, образования и развития человека
- 3.2. Педагогический процесс: его сущность, структура и закономерности Сущность и структура педагогического процесса
- Закономерности педагогического процесса
- Управление педагогическим процессом
- Морально - психологическое обеспечение педагогического процесса
- 3.3. Традиционные методы и технологии в педагогическом процессе
- Технологии образования
- Технологии обучения
- 3.4. Интенсивные педагогические технологии Теория и технология поэтапного формирования действий
- Компьютерные технологии
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 4 педагогические действия и техника их выполнения
- 4.1. Понятие о педагогических действиях и технике их выполнения
- 4.2. Педагогическое наблюдение Общая характеристика
- Педагогическая направленность наблюдения
- Организация педагогического наблюдения
- Обеспечение интенсивного и устойчивости педагогического наблюдения.
- Осмысливание результатов наблюдения
- 4.3. Педагогический анализ
- 4.4. Педагогическое решение Выделение педагогической проблемы, ее изучение и определение цели решения (желательного результата)
- Разработка вариантов педагогического решения и выбор лучшего из них
- Детальная проработка избранного варианта педагогического решения
- 4.5. Педагогическая речь Техника использования речевых средств
- Риторика51
- 4.6. Педагогическое общение Общая характеристика
- Техника педагогического общения
- Управление процессом педагогического общения
- 4.7. Педагогическое взаимодействие Сущность и значение педагогического взаимодействия педагога и обучающихся
- Пути установления педагогического сотрудничества
- 4.8. Педагогическая требовательность
- Библиографический список
- Глава 5
- 5.1. Семья и семейная педагогика Влияние семьи на процесс формирования
- Правовые положения и правовоспитательное влияние семьи
- Актуальные проблемы семейной педагогики
- 5.2. Дошкольные учреждения и дошкольная педагогика
- 5.3. Общеобразовательная школа и школьная педагогика
- Предмет и задачи школьной педагогики
- 5.4. Высшая школа и педагогика высшей школы Высшее образование и общество
- 5.5. Трудовой коллектив и профессиональная педагогика
- 5.6. Государственные, общественные, досугово-бытовые образования и социальная педагогика
- Социальная педагогика как отрасль педагогической науки
- 5.7. Педагогика самосовершенствования личности Самообразование личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 6 субъекты педагогической работы
- 6.1. Педагог, родитель, учитель, специалист, руководитель — субъекты педагогической работы
- Специалист
- Руководитель
- 6.2. Требования педагогической деятельности к ее субъекту
- 6.3. Профессионализм педагога-профессионала
- 6.4. Педагогическая подготовленность разных профессионалов, сотрудников, работников, должностных лиц
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть II
- Глава 7
- Правовая сфера и педагогическая система общества
- 7.2. Предмет, цели, задачи, система юридической педагогики Юридико-педагогическая действительность
- 7.3. Методология юридической педагогики
- Специальная (частная94) методология юридической педагогики
- 7.4. Право и педагогика Педагогический подход и функция права
- Педагогика в свойствах и механизмах права
- 7.5. Педагогика правовой социализации и культуры
- Педагогические компоненты правовой культуры личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 8 педагогическая система юридического образования
- 8.1. Система юридического образования в России и принципы ее построения
- Принципы построения системы юридического образования и факторы, влияющие на ее развитие
- 8.2. Педагогические модели специалистов — выпускников юридических образовательных учреждений различных уровней
- Профессиональные требования к качеству подготовки юристов
- Предметные квалификационные характеристики
- 8.3. Личностно-формирующий потенциал юридического образовательного учреждения
- 8.4. Педагогическая система юридического образовательного учреждения
- Сущность и макроструктура педагогической системы
- Научно-содержательная составляющая педагогического процесса
- Педагогические принципы высшего профессионального юридического образования
- Организационная составляющая образовательного процесса
- 8.5. Система методического обеспечения педагогического процесса122 Характеристика системы методического обеспечения
- Виды методической работы
- Методическая работа на кафедре, цикле
- Раздел III. Методика преподавания учебной дисциплины по видам занятий, предусмотренных тематическим планом:
- Раздел IV. Совершенствование частной методики преподавания дисциплины. Оно может осуществляться по следующим направлениям:
- 8.6. Основы методики преподавания юридических дисциплин
- Виды лекции
- 8.7. Профессионально-педагогическая подготовка обучающихся в юридических образовательных учреждениях126
- Содержание профессионально-педагогической подготовки
- 8.8. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и преподавателей в системе дополнительного профессионального образования
- 8.9. Профессиональное становление студентов-юристов в непрерывной производственной практике (рязанский опыт)
- Библиографический список
- Глава 9 педагогика воспитания в правоохранительном органе
- 9.1. Значение и организация воспитания сотрудников правоохранительного органа
- 9.2. Цели, задачи и принципы воспитания сотрудников
- Методические принципы и методы
- 9.3. Работа с коллективом правоохранительного органа
- Педагогическая технология формирования коллектива
- 9.4. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками
- Наставничество
- 9.5. Государственно-профессиональное воспитание Общая характеристика видов воспитания
- Патриотическое воспитание
- 9.6. Нравственно-профессиональное воспитание сотрудников
- Профессионально-этическое воспитание
- 9.7. Профессионально-правовое воспитание сотрудников Цели и задачи правового
- Правовое воспитание в процессе профессионального обучения
- 9.8. Педагогическая профилактика профессиональной деформации сотрудников
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 10
- 10.1. Педагогические задачи и особенности профессиональной подготовки
- 10.2. Педагогические принципы профессиональной подготовки
- Организационные педагогические принципы
- 10.3. Общая методика проведения занятий по профессиональной подготовке
- Этапы занятия и их методика
- 10.4. Методика формирования и совершенствования профессиональных знаний, навыков и умений сотрудников
- 10.5. Педагогические особенности групповой и организационной подготовки
- 10.6. Педагогические особенности тактической, огневой и физической подготовок
- 10.7. Подготовка сотрудников к обеспечению личной профессиональной безопасности
- 10.8. Педагогическая система профессионально-психологической подготовки
- 10.9. Профессионально-педагогическая подготовка руководителей занятий Значение, задача и формы профессионально- педагогической подготовки
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 11 экстремально-юридическая педагогика
- 11.1. Требования к экстремальной подготовленности сотрудников правоохранительных органов
- 11.2. Основы экстремальной подготовки сотрудников
- Учебная база и средства экстремальной подготовки
- 11.3. Методические особенности экстремальной подготовки
- 11.4. Основные виды экстремальной подготовки
- 11.5. Педагогическое обеспечение действий персонала правоохранительных органов в экстремальных условиях
- 11.6. Педагогические особенности работы с персоналом в постэкстремальный период
- Основы проведения постэкстремальной педагогической работы
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 12 педагогика управления правоохранительным органом
- 12.1. Педагогическая функция в управлении правоохранительным органом
- 12.2. Основы реализации педагогической функции управления
- Организационно-педагогические факторы
- 12.4. Педагогические технологии в текущем управлении
- 12.5. Педагогические технологии в реализации властных управленческих функций
- Педагогические технологии в управленческом контроле
- 12.6. Педагогика примера личности и стиля деятельности руководителя
- 12.7. Педагогическая этика руководителя Этика и педагогическая функция управления
- 12.8. Педагогические аспекты соблюдения прав человека в управлении деятельностью правоохранительных органов
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть III
- Педагогическое
- Обеспечение решения основных
- Правоохранительных задач
- Глава 13
- Правовое воспитание населения
- 13.1. Правовоспитанность граждан и система факторов, влияющих на нее Правовоспитанность и правовоспитание населения
- 13.2. Педагогическая система правовоспитательной работы с населением
- Направления правовоспитательной работы
- 13.3. Правовое воспитание в основных педагогических системах общества
- Правовоспитательная работа в общеобразовательной школе
- 13.4. Народная педагогика и правовоспитание
- 13.5. Правовое воспитание молодежи
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 14 криминологическая, криминальная и превентивная педагогики
- 14.1. Криминологическая педагогика
- Цель и задачи криминологической педагогики
- Криминогенные факторы в условиях жизнедеятелыюсти населения
- 14.2. Криминальная педагогика
- 14.3. Основы превентивной педагогики
- Основы педагогической системы профилактики
- Педагогика в общей профилаке тике преступлений
- 14.4. Профилактика рецидивных преступлений Постпенитенциарная педагогика
- Исторические уроки постпенитенциарной педагогики
- 14.5. Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 15 педагогическое обеспечение охраны порядка и безопасности
- 15.1. Педагогическое обеспечение деятельности сотрудников Федеральной службы безопасности
- 15.2. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников пограничной службы
- 15.3. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников таможенных органов
- Специфика требований к личности и деятельности таможенника
- Особенности обучения сотрудников таможенных органов
- 15.4. Педагогические особенности подготовки работников частных детективных и охранных служб
- Основы правовой подготовки
- Физическая подготовка и рукопашный бой
- Психологическая подготовка
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 16 педагогика в деятельности органов предварительного следствия, адвокатуры, прокуратуры и судов
- 16.1. Педагогика и судопроизводство
- Из истории педагогики судебного
- 16.2. Педагогические свойства и качества сотрудников органов правосудия
- 16.3. Педагогические аспекты деятельности органов досудебного производства
- 16.4. Вопросы правового просвещения граждан на стадии предварительного расследования
- Обеспечение прав участников предварительного расследования
- 16.5. Судебный процесс в правовом воспитании и просвещении граждан
- Воспитательное значение деятельности обвинителя на суде
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 17
- 17.1. Становление и развитие теории и практики пенитенциарной педагогики
- Пенитенциарной науки и практики с середины 80-х годов по настоящее время
- 17.2. Факторы, определяющие специфику пенитенциарной педагогики
- Неформальные общности осужденных
- Среда функционирование воспитательной системы органов, исполняющих наказания
- Объект и предмет исправительной педагогики
- Основные категории исправительной педагогики(пенитенциарной) педагогики
- 17.4. Принципы перевоспитания осужденных
- Система методов воспитания осужденных
- Методы на сознание и поведение осужденных
- Методы коррекции поведения
- Групповые формы воспитательного взаимодействия
- 17.7. Основные средства исправления осужденных Понятие основных средств исправления осужденных
- Общественное воздействие как средство исправления осужденных
- 17.8. Особенности перевоспитания различных категорий осужденных
- Библиографический список
- Глава 1о
- 18.1. Общая характеристика юридической педагогики за рубежом
- Основная терминология сравнительно – юридической педагогики
- 18.2. Юридическое образование за рубежом
- Юридическое образование в Европе
- Юридическое образование в сша
- Образование в системе работы с кадрами полиции
- Современное состояние полицейского образования
- 18.4. Обеспечение имиджа и престижа полицейских Проблема имиджа и престижа полицейских
- Обеспечение престижности профессии полицейского
- 18.5. Педагогические аспекты в решении полицией служебных задач
- 18.6. Психологическая подготовка сотрудников полиции за рубежом Возникновение развития психологической подготовки
- Педагогическая система психологической подготовки
- 18.7. Проблема ресоциализации осужденных за рубежом Пенитенциарная педагогика за рубежом
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений