Учебная база и средства экстремальной подготовки
Экстремальная подготовка нуждается в специальном и основательном обеспечении. Центром сосредоточения информации по всем ее вопросам и методических средств обеспечения выступают учебные кабинеты экстремальной подготовки. Во многих структурных подразделениях силовых министерств такие кабинеты созданы и успешно функционируют. Это специальные помещения, оборудованные для качественного проведения занятий (в том числе практических) по экстремальной подготовке. Комплектация основного кабинета (особенно если он единственный в учреждении, на предприятии, в части, отделе) включает: рабочие места для преподавателя и обучающихся; технические средства обучения (телевизор, видеоаппаратуру, магнитофон, экраны); обучающие и контролирующие устройства на учебных местах (телемониторы, пульты управления, индивидуальные наушники и др.); наборы наглядных пособий (слайдов, видеофильмов, копий кинофрагментов, схем, фотоальбомов, фотографий), тестов для психодиагностики индивидуальных особенностей обучающихся; библиотеку психологической, педагогической и экстремальной литературы; каталоги фильмов, средства наглядности, упражнений и др.
Возможно и целесообразно создание специализированных учебных кабинетов, например для обучения профессиональному общению, проведения психологического тренинга, моделирования дорожной обстановки, криминалистического и др. Из-за распространенной нехватки помещений такие учебные кабинеты в ряде мест оборудуются в подвальных и чердачных пространствах. Так, учебный кабинет общения представляет небольшую комнату, обстановка которой может быстро меняться и превращать ее то в служебный кабинет, то в жилую комнату. Комната оборудована телекамерами и микрофонами, приемники которых выведены в обычную учебную аудиторию. Учебная группа находится в классе, а в комнату по очереди направляются отдельные обучающиеся с определенным учебным заданием. Они встречаются там с «имитатором» — партнером по общению, заранее подготовленным руководителем и имеющим от него задания.
Каждое упражнение, наблюдаемое и слышимое группой, впоследствии подробно разбирается общими усилиями. В одном из учебных центров на чердаке здания создан кабинет дорожных ситуаций. Смоделирован семиметровый участок дороги. Интерьер: на полукруглой панели нарисован лес, из которого как бы и выходит дорога. Тут есть кусочек асфальтового покрытия, фунта, песка. В стороне наборы шин (их используют для изучения следов протектора на различных видах дорожного покрытия) и предметов, которые зачастую бывают на реальном месте дорожно-транспортного происшествия.
Все большее распространение получают тренажерные кабинеты. Они оборудованы автоматически действующими устройствами — тренажерами, моделирующими ситуации, максимально близкие к реальным. На тренажерах отрабатываются не только обычные навыки и умения, но и действия при возникновении экстремальных ситуаций; совершенствуются компоненты экстремальной устойчивости. Определенные возможности содержатся и у игровых автоматов, принцип работы которых можно использовать и для экстремальной подготовки.
Экстремальная подготовка к преодолению профессиональных трудностей может и должна проводиться и на базе других учебных кабинетов, а также на спортивных площадках и в спортивных залах. Большие перспективы у компьютерных классов, но опыт их использования для экстремальной подготовки пока беден.
Учебный полигон психологической и боевой подготовки может иметь размеры от 100x100 м до десятков километров. Небольшие полигоны обычно включают: учебный городок, полосу препятствий, площадку для эмоционально-волевых упражнений, тир и др. Учебный городок — модель (-и) реальной территории с сооружениями, где могут происходить экстремальные события, типичные для вида деятельности, к которой готовится определенная категория обучающихся. Это может быть городской перекресток с расположенными по углам жилым домом, банком, магазином, дискотекой и подземным переходом; дымокамера, дом для тренировок специальных подразделений, помещения таможни, макет пропускного пункта и др. Сооружения на нем делаются в натуральную величину, возможно, и из подручных легких материалов. Ставятся на полигоне по потребности и другие сооружения: телефонная будка, киоск, обменный пункт валюты, палатка, машина «Скорой помощи» и т.п. Их можно взять из числа списанных на различных предприятиях и в учреждениях города. На полигоне в обстановке, близкой к реальной, отрабатываются профессиональные действия в любых по сложности учебных ситуациях. Психологическая полоса препятствий — цепь учебных позиций в виде расположенных последовательно на расстоянии 3—5 м друг от друга различных препятствий, типичных для деятельности подготавливаемых профессионалов. Например, это могут быть ямы, ямы с водой и перекинутым через них бревном, дымоогневая позиция, качающийся мостик, карниз на высоте 3—4 м, подземный лаз, подвал, лабиринт, домик, автомашина, ров, бум и др. Задача обучающихся — успешно преодолеть все препятствия в кратчайший срок. Чтобы разнообразить обстановку при повторных упражнениях, наряду со стационарными, применяются переносные препятствия. Их место на полосе меняется, как и концентрация на разных участках. Это могут быть: стенка высотой 1,5—2 м, заборчик высотой около метра, оконный проем (отверстие в вертикально расположенном щите) размером 70x120 см, сваленное дерево с ветвями, кучи автомобильных покрышек, тары, старой мебели и пр. Полезны и вращающиеся по вертикали или горизонтали большие цилиндрические конструкции, позволяющие быстро менять размеры окна, через которое надо пролезть, двери, ширину бума, бревна. Учебные позиции можно располагать по прямой линии, кривой или близкой к кругу. Хорошо сделать две параллельные линии препятствий, что позволяет выводить на старт двух человек, между которыми возникают соревновательные отношения и повышается напряжение.
Упражнения на полосе усложняются прохождением ее: без отдыха несколько раз, вдогонку (с гандикапом: первый обучающийся стартует с опережением второго на 5—15 с), в прямом и обратном направлении, парами, группой, группой с переносом «раненого», с имитацией огня, дыма, резких запахов, газов, шумовых эффектов, криков, взрывов, яркого света в лицо и др., имитацией разрушений, «погибших» животных и людей (муляжи), в затрудненных условиях — в сумерки, темноте, при контрастном освещении, сильном ветре, дожде, снеге, гололеде.
Чтобы прохождение полосы не сводилось к физическим и волевым нагрузкам и увеличивались психологические, применяют дополнительные учебные задания: оказать первую медицинскую помощь «пострадавшему» на пути следования, вынести из огня «пострадавшего» или имущество (тяжелые предметы), быть бдительным и отражать нападения «противника» (на полосе скрытно располагаются 2—3 помощника руководителя занятий из числа обучающихся, осуществляющих внезапное нападение), изучить обстановку по пути следования и доложить о ее особенностях по возращении, запомнить по маршруту все мелкие детали обстановки (номера автомашин, особенности предметов на «месте происшествия», надписи или плакаты на стенах, столбах и пр., внешние данные лиц, встретившихся по пути следования (на вывешенных портретах). Полезно периодически включать в маршрут прохождения полосы стрелковый тир и выполнять в нем упражнения по стрельбе (на специальном тренажере или боевыми патронами), находясь в состоянии учащенного сердцебиения и усталости.
При моделировании экстремальных ситуаций на учебном полигоне и психологической полосе не всегда удается создать ситуацию, когда бы человеку приходилось преодолевать тревогу, страх, проявлять самообладание и умение пересилить свою нерешительность, заставить себя. Компенсирует этот недостаток площадка для эмоционально-волевых упражнений, позволяющая моделировать некоторые опасности и угрозы. Она оборудуется специальными устройствами, которые подбираются тоже с максимально возможным профессиональным уподоблением. Устройства представляют собой конструкции, размещенные компактно на площадке. Это, например, трамплины для прыжков с высоты 3, 4, 5 м на землю; лестницы разной высоты, наклона, конструкции и прочности (качающиеся); трапеции с подвешенными к ним 5—10-метровыми шестами, канатами, веревочными лестницами и расходящимися наклонно на 20—25 м; бревна, расположенные горизонтально на высоте 2, 3, 4 м; шатающийся мостик без поручней, перекинутый через небольшой водоем, и тут же горизонтально натянутый и вертикально подвешенный канат; длинный шест, чтобы перебраться через водоем прыжком; 15-метровая башня с полого тянущимися от нее с разной высоты и в разные стороны металлическими тросами, спусковыми и страховочными устройствами на них и пр. Везде, где обучающиеся могут упасть и получить серьезную травму, используется песок, опилки, мягкие маты, водоемы, страховочные концы, здесь же должны находиться страхующие люди и медработник. Для многих профессий упражнения на таких устройствах не типичны по характеру опасностей и рисков, но отрицать их бесполезность неверно. А.С. Макаренко справедливо считал, что воспитать мужественного человека можно, ставя его в ситуации, когда бы ему приходилось испытывать и преодолевать опасения и страх, «все равно в чем». Человек, регулярно попадавший в разные трудные ситуации, имеет больше шансов выйти с успехом и из очередной, чем никогда не попадавший в них. Важно, чтобы человек пережил «волнение первого раза» в учебной обстановке, а не в реальной.
Стрелковые тиры создаются там, где использование оружия в профессиональной деятельности предусмотрено законодательно.
Где нет возможности создавать учебные кабинеты и полигоны, следует максимально и изобретательно использовать учебные, служебные и производственные сооружения на территории предприятия, учреждения, правоохранительного органа, воинской части. Определенные экстремальные ситуации можно создавать практически во всех помещениях, особенно на контрольно-пропускном пункте, чердаке, пожарной лестнице, в подвале, у финансовой части, в магазине, столовой, на стоянке автомашин (в гараже), в общежитии и т.п. Обычно для руководителей занятий разрабатывается документ, содержащий список помещений и участков территории с указанием против каждого тех экстремальных ситуаций, которые могут тут создаваться.
К учебным средствам экстремальной подготовки, помимо обычных, относятся документальные съемки экстремальных событий, фотографии, фотоальбомы, слайды, видео- и кинофрагменты, видеофильмы, различные предметы, бывающие на местах событий, учебная техника, макеты, муляжи, средства имитации, реальные технические средства, инструменты, приборы, учебное оружие, средства индивидуальной защиты и т.п. Целесообразно иметь фонограммы с записями звуков, типичных для реальной экстремальной обстановки: моторов транспортных средств, шума улицы, толпы, боя, ночного города, шорохов, пожара, стрельбы, бытового скандала и др. Хорошие результаты дает изготовление фотоальбомов по разным вопросам, например передвижений и действий сотрудников в темноте, мест происшествий, охраняемого объекта, следов, людей и др. Можно попарно размещать фотоснимки одного и того же объекта, сделанные с небольшим интервалом времени, и использовать их для выполнения упражнений по нахождению сходства и различия между ними, что будет развивать профессиональную наблюдательность.
Очень действенны и практичны учебно-тренировочные видеофильмы. Например, фильм по розыску лиц на основе словесного портрета демонстрирует в начале кадр с соответствующим заданием. Второй кадр — текст словесного портрета, время демонстрации для запоминания 10—15 с. Далее кадры с упражнениями: третий — «Упражнение №1», пять разных фотографий, 10 с; четвертый — «Упражнение №2», десять разных фотографий, 15 с; пятый — «Упражнение №3», динамический видеокадр трех разговаривающих людей, 10 с; шестой — «Упражнение №4», видеокадр одиночных прохожих, 30 с; седьмой — «Упражнение №5», видеокадр проверки сотрудником документов у пяти граждан, 30 с; восьмой — «Упражнение №6», видеокадр выходящих из автобуса десяти пассажиров, 30 с; девятый — «Упражнение №7», толпа покупателей в магазине, 30 с и т.д. Перерыв между упражнениями 5—10 с для записи ответа обучающимися (отметки в заранее подготовленных бланках). Усложнения осуществляются изменением одежды, прически, ношением очков, постепенным сокращением времени, усложнением обстановки на кадре. На одном видеофильме возможно использование трех и более серий кадров с меняющимися словесными портретами, которые тоже могут быть разной сложности. Стоит учитывать, что чрезмерная сложность в начале, с которой обучающиеся не справляются, отбивает охоту продолжать упражнения, а успех радует и мотивирует. Кстати, вопросы могут касаться не только прохожих, но и обстановки на улице (дома, транспорт, реклама, названия магазинов и пр.). Такие фильмы сейчас легко снимать самостоятельно с помощью видеокамер.
Для создания обстановки, близкой к реальной, нужен комплекс средств имитации — дыма, огня, плохой видимости, неприятных запахов, взрывов, стрельбы, свиста пуль, криков, крови, муляжей погибших и раненых, макеты разрушений, препятствий, завалов. Средствами имитации вооруженного столкновения бывают имитационные мины и фугасы, учебные гранаты, взрывпакеты, сигнальные и осветительные ракеты, огнесмеси, холостые патроны и выстрелы, источники сильного слепящего света и др. Для имитации использования оружия стали использовать лазерные имитаторы стрельбы, компьютерные тренажеры с использованием эффектов виртуальной реальности, цветовые отметки на одежде и при попадании «пули» — луча лазера. Для имитации противостоящей стороны используются люди-имитаторы или специальные группы, имитирующие противника.
Важное значение в экстремальной подготовке, особенно при моделировании риска, опасности и использования оружия, имеет забота о мерах безопасности, исключение несчастных случаев с обучающимися. К числу обязательных мер безопасности относятся:
• включение во все планы подготовки и каждого занятия (в виде отдельной позиции) продуманного и адекватного их условиям и методике комплекса мер безопасности;
• исключение из занятий упражнений, при которых риск несчастных случаев очень велик, а снизить его мерами безопасности невозможно;
• допуск к выполнению травмоопасных упражнений обучающихся, готовых по уровню подготовленности к их выполнению;
• инструктирование участников занятий о личных мерах безопасности;
• наличие и полное состояние готовности к использованию средств тушения пожаров, спасения на воде, предупреждения падений с большой высоты, падения на могущие вызвать травму поверхности, удушения газами, получения сильных ожогов, завалов и др., отбираемых с учетом особенностей занятий;
• выделения специальных лиц («страховщиков), обеспечивающих принятие мер безопасности на отдельных учебных позициях, этапах занятий, при задействовании конкретных средств имитации при выполнении упражнений; подбор их осуществляется с учетом личных качеств и способности обеспечить безопасность; осуществление специальной подготовки и инструктирования перед началом занятия;
• присутствие на повышенно опасных для здоровья обучающихся занятиях медицинского работника с необходимыми для оказания неотложной помощи средствами и медикаментами;
• личный контроль руководителя занятий за обеспечением мер безопасности; проверка готовности всех мер и лиц перед началом занятий.
К мерам безопасности экстремальной подготовки относится и обеспечение психогигиены. Это сложный, «жесткий» вид подготовки, сопряженный с большими физическими и морально-психологическими нагрузками, биологическими и психологическими стрессами, переживаниями, страхами и др. Бездумный подход к нагрузкам, негативным факторам учебной обстановки порой порождает неблагоприятные психологические и педагогические последствия: фрустрационные состояния у некоторых обучающихся, эмоциональные срывы, утрату веры в себя; формирование мнения, что посвящать свою жизнь профессии, связанной с такими неприятностями, нецелесообразно; принятие решения о смене профессии, переходе в другое образовательное учреждение, увольнение с работы; принятие негласного решения для себя при возникновении экстремальных ситуаций думать только о спасении; невротизация и др. Они не только наносят вред психическому здоровью, но являются угрозой для успешных действий в реальных экстремальных ситуациях. Поэтому организаторам экстремальной подготовки и руководителям занятий не следует заниматься запугиванием, подходить индивидуально, последовательно увеличивать физические и психологические нагрузки, пересматривать методику занятий, если обнаруживаются признаки негативных проявлений, усиливать конструктивность занятий, воспитывать веру в преодолимость экстремальных трудностей при серьезном отношении к подготовке и самоподготовке.
- Часть I
- Глава 1 педагогика как наука
- 1.1. Предмет, основные категории и задачи педагогики
- Предмет педагогической науки
- Система основных понятий (категорий) педагогики
- 1.2. История педагогики и ее научные школы
- Педагогическая мысль в России
- Педагогика советского времени
- 1.3. Система отраслей педагогической науки
- Взаимосвязи педагогики с другими науками
- Педагогика и практика
- 1.4. Методология педагогики
- 1.5. Организация и методы педагогических исследований
- Процесс педагогического исследования
- Библиографический список
- Глава 2 личность и группа как субъекты и объекты педагогического процесса
- 2.1. Личность в педагогическом процессе
- Процесс формирования личности
- Личность как субъект педагогического процесса
- 2.2. Группа, коллектив в педагогике
- Группа и педагогика
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 3
- 3.1. Педагогическая система и ее основные элементы
- Единство систем воспитания, обучения, образования и развития человека
- 3.2. Педагогический процесс: его сущность, структура и закономерности Сущность и структура педагогического процесса
- Закономерности педагогического процесса
- Управление педагогическим процессом
- Морально - психологическое обеспечение педагогического процесса
- 3.3. Традиционные методы и технологии в педагогическом процессе
- Технологии образования
- Технологии обучения
- 3.4. Интенсивные педагогические технологии Теория и технология поэтапного формирования действий
- Компьютерные технологии
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 4 педагогические действия и техника их выполнения
- 4.1. Понятие о педагогических действиях и технике их выполнения
- 4.2. Педагогическое наблюдение Общая характеристика
- Педагогическая направленность наблюдения
- Организация педагогического наблюдения
- Обеспечение интенсивного и устойчивости педагогического наблюдения.
- Осмысливание результатов наблюдения
- 4.3. Педагогический анализ
- 4.4. Педагогическое решение Выделение педагогической проблемы, ее изучение и определение цели решения (желательного результата)
- Разработка вариантов педагогического решения и выбор лучшего из них
- Детальная проработка избранного варианта педагогического решения
- 4.5. Педагогическая речь Техника использования речевых средств
- Риторика51
- 4.6. Педагогическое общение Общая характеристика
- Техника педагогического общения
- Управление процессом педагогического общения
- 4.7. Педагогическое взаимодействие Сущность и значение педагогического взаимодействия педагога и обучающихся
- Пути установления педагогического сотрудничества
- 4.8. Педагогическая требовательность
- Библиографический список
- Глава 5
- 5.1. Семья и семейная педагогика Влияние семьи на процесс формирования
- Правовые положения и правовоспитательное влияние семьи
- Актуальные проблемы семейной педагогики
- 5.2. Дошкольные учреждения и дошкольная педагогика
- 5.3. Общеобразовательная школа и школьная педагогика
- Предмет и задачи школьной педагогики
- 5.4. Высшая школа и педагогика высшей школы Высшее образование и общество
- 5.5. Трудовой коллектив и профессиональная педагогика
- 5.6. Государственные, общественные, досугово-бытовые образования и социальная педагогика
- Социальная педагогика как отрасль педагогической науки
- 5.7. Педагогика самосовершенствования личности Самообразование личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 6 субъекты педагогической работы
- 6.1. Педагог, родитель, учитель, специалист, руководитель — субъекты педагогической работы
- Специалист
- Руководитель
- 6.2. Требования педагогической деятельности к ее субъекту
- 6.3. Профессионализм педагога-профессионала
- 6.4. Педагогическая подготовленность разных профессионалов, сотрудников, работников, должностных лиц
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть II
- Глава 7
- Правовая сфера и педагогическая система общества
- 7.2. Предмет, цели, задачи, система юридической педагогики Юридико-педагогическая действительность
- 7.3. Методология юридической педагогики
- Специальная (частная94) методология юридической педагогики
- 7.4. Право и педагогика Педагогический подход и функция права
- Педагогика в свойствах и механизмах права
- 7.5. Педагогика правовой социализации и культуры
- Педагогические компоненты правовой культуры личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 8 педагогическая система юридического образования
- 8.1. Система юридического образования в России и принципы ее построения
- Принципы построения системы юридического образования и факторы, влияющие на ее развитие
- 8.2. Педагогические модели специалистов — выпускников юридических образовательных учреждений различных уровней
- Профессиональные требования к качеству подготовки юристов
- Предметные квалификационные характеристики
- 8.3. Личностно-формирующий потенциал юридического образовательного учреждения
- 8.4. Педагогическая система юридического образовательного учреждения
- Сущность и макроструктура педагогической системы
- Научно-содержательная составляющая педагогического процесса
- Педагогические принципы высшего профессионального юридического образования
- Организационная составляющая образовательного процесса
- 8.5. Система методического обеспечения педагогического процесса122 Характеристика системы методического обеспечения
- Виды методической работы
- Методическая работа на кафедре, цикле
- Раздел III. Методика преподавания учебной дисциплины по видам занятий, предусмотренных тематическим планом:
- Раздел IV. Совершенствование частной методики преподавания дисциплины. Оно может осуществляться по следующим направлениям:
- 8.6. Основы методики преподавания юридических дисциплин
- Виды лекции
- 8.7. Профессионально-педагогическая подготовка обучающихся в юридических образовательных учреждениях126
- Содержание профессионально-педагогической подготовки
- 8.8. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и преподавателей в системе дополнительного профессионального образования
- 8.9. Профессиональное становление студентов-юристов в непрерывной производственной практике (рязанский опыт)
- Библиографический список
- Глава 9 педагогика воспитания в правоохранительном органе
- 9.1. Значение и организация воспитания сотрудников правоохранительного органа
- 9.2. Цели, задачи и принципы воспитания сотрудников
- Методические принципы и методы
- 9.3. Работа с коллективом правоохранительного органа
- Педагогическая технология формирования коллектива
- 9.4. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками
- Наставничество
- 9.5. Государственно-профессиональное воспитание Общая характеристика видов воспитания
- Патриотическое воспитание
- 9.6. Нравственно-профессиональное воспитание сотрудников
- Профессионально-этическое воспитание
- 9.7. Профессионально-правовое воспитание сотрудников Цели и задачи правового
- Правовое воспитание в процессе профессионального обучения
- 9.8. Педагогическая профилактика профессиональной деформации сотрудников
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 10
- 10.1. Педагогические задачи и особенности профессиональной подготовки
- 10.2. Педагогические принципы профессиональной подготовки
- Организационные педагогические принципы
- 10.3. Общая методика проведения занятий по профессиональной подготовке
- Этапы занятия и их методика
- 10.4. Методика формирования и совершенствования профессиональных знаний, навыков и умений сотрудников
- 10.5. Педагогические особенности групповой и организационной подготовки
- 10.6. Педагогические особенности тактической, огневой и физической подготовок
- 10.7. Подготовка сотрудников к обеспечению личной профессиональной безопасности
- 10.8. Педагогическая система профессионально-психологической подготовки
- 10.9. Профессионально-педагогическая подготовка руководителей занятий Значение, задача и формы профессионально- педагогической подготовки
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 11 экстремально-юридическая педагогика
- 11.1. Требования к экстремальной подготовленности сотрудников правоохранительных органов
- 11.2. Основы экстремальной подготовки сотрудников
- Учебная база и средства экстремальной подготовки
- 11.3. Методические особенности экстремальной подготовки
- 11.4. Основные виды экстремальной подготовки
- 11.5. Педагогическое обеспечение действий персонала правоохранительных органов в экстремальных условиях
- 11.6. Педагогические особенности работы с персоналом в постэкстремальный период
- Основы проведения постэкстремальной педагогической работы
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 12 педагогика управления правоохранительным органом
- 12.1. Педагогическая функция в управлении правоохранительным органом
- 12.2. Основы реализации педагогической функции управления
- Организационно-педагогические факторы
- 12.4. Педагогические технологии в текущем управлении
- 12.5. Педагогические технологии в реализации властных управленческих функций
- Педагогические технологии в управленческом контроле
- 12.6. Педагогика примера личности и стиля деятельности руководителя
- 12.7. Педагогическая этика руководителя Этика и педагогическая функция управления
- 12.8. Педагогические аспекты соблюдения прав человека в управлении деятельностью правоохранительных органов
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть III
- Педагогическое
- Обеспечение решения основных
- Правоохранительных задач
- Глава 13
- Правовое воспитание населения
- 13.1. Правовоспитанность граждан и система факторов, влияющих на нее Правовоспитанность и правовоспитание населения
- 13.2. Педагогическая система правовоспитательной работы с населением
- Направления правовоспитательной работы
- 13.3. Правовое воспитание в основных педагогических системах общества
- Правовоспитательная работа в общеобразовательной школе
- 13.4. Народная педагогика и правовоспитание
- 13.5. Правовое воспитание молодежи
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 14 криминологическая, криминальная и превентивная педагогики
- 14.1. Криминологическая педагогика
- Цель и задачи криминологической педагогики
- Криминогенные факторы в условиях жизнедеятелыюсти населения
- 14.2. Криминальная педагогика
- 14.3. Основы превентивной педагогики
- Основы педагогической системы профилактики
- Педагогика в общей профилаке тике преступлений
- 14.4. Профилактика рецидивных преступлений Постпенитенциарная педагогика
- Исторические уроки постпенитенциарной педагогики
- 14.5. Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 15 педагогическое обеспечение охраны порядка и безопасности
- 15.1. Педагогическое обеспечение деятельности сотрудников Федеральной службы безопасности
- 15.2. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников пограничной службы
- 15.3. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников таможенных органов
- Специфика требований к личности и деятельности таможенника
- Особенности обучения сотрудников таможенных органов
- 15.4. Педагогические особенности подготовки работников частных детективных и охранных служб
- Основы правовой подготовки
- Физическая подготовка и рукопашный бой
- Психологическая подготовка
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 16 педагогика в деятельности органов предварительного следствия, адвокатуры, прокуратуры и судов
- 16.1. Педагогика и судопроизводство
- Из истории педагогики судебного
- 16.2. Педагогические свойства и качества сотрудников органов правосудия
- 16.3. Педагогические аспекты деятельности органов досудебного производства
- 16.4. Вопросы правового просвещения граждан на стадии предварительного расследования
- Обеспечение прав участников предварительного расследования
- 16.5. Судебный процесс в правовом воспитании и просвещении граждан
- Воспитательное значение деятельности обвинителя на суде
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 17
- 17.1. Становление и развитие теории и практики пенитенциарной педагогики
- Пенитенциарной науки и практики с середины 80-х годов по настоящее время
- 17.2. Факторы, определяющие специфику пенитенциарной педагогики
- Неформальные общности осужденных
- Среда функционирование воспитательной системы органов, исполняющих наказания
- Объект и предмет исправительной педагогики
- Основные категории исправительной педагогики(пенитенциарной) педагогики
- 17.4. Принципы перевоспитания осужденных
- Система методов воспитания осужденных
- Методы на сознание и поведение осужденных
- Методы коррекции поведения
- Групповые формы воспитательного взаимодействия
- 17.7. Основные средства исправления осужденных Понятие основных средств исправления осужденных
- Общественное воздействие как средство исправления осужденных
- 17.8. Особенности перевоспитания различных категорий осужденных
- Библиографический список
- Глава 1о
- 18.1. Общая характеристика юридической педагогики за рубежом
- Основная терминология сравнительно – юридической педагогики
- 18.2. Юридическое образование за рубежом
- Юридическое образование в Европе
- Юридическое образование в сша
- Образование в системе работы с кадрами полиции
- Современное состояние полицейского образования
- 18.4. Обеспечение имиджа и престижа полицейских Проблема имиджа и престижа полицейских
- Обеспечение престижности профессии полицейского
- 18.5. Педагогические аспекты в решении полицией служебных задач
- 18.6. Психологическая подготовка сотрудников полиции за рубежом Возникновение развития психологической подготовки
- Педагогическая система психологической подготовки
- 18.7. Проблема ресоциализации осужденных за рубежом Пенитенциарная педагогика за рубежом
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений