logo
Yuridicheskaya_pedagogika

9.8. Педагогическая профилактика профессиональной деформации сотрудников

Профессиональная деформация лично­сти и деятельности сотрудника

Профессиональная деформация — это изменение в отрицательную сторону личных качеств сотрудника и профессиональных действий под влиянием осо­бенностей самой правоохранительной деятельности, служебных условий, опыта, ослабления его самокри­тичности и работы над собой. Профессиональная деформация проявляется в сферах: профессионально-нравственной, профессионально-интеллектуаль­ной, эмоционально-волевой, и как производное — в сфере профессио­нальных действий.

В профессионально-нравственной сфере деформация проявляется в потере представления о гражданском и нравственном смысле профессиональной деятельности, подмене ее норм в поведении ис­каженными узкокорпоративными нормами, а в конечном итоге — в нарушении законности.

В профессионально-интеллектуальной сфере деформация проявля­ется в шаблонности мышления, постепенной утере его широты, глубины, критичности, в преувеличении значимости собственного профессионального мнения и опыта, а иногда — их абсолютизации.

В сфере эмоционально-волевой деформация проявляется в разбалансированности и огрублении эмоционально-волевой сферы, по­явлении длительных депрессивных состояний, «накоплении устало­сти», росте внутренней и внешней конфликтности, агрессивности, ослаблении волевых качеств, потере способности к самоконтролю и саморегуляции.

Проявления деформации в сфере профессиональных действий — это, как правило, стремление к формализму, подмене делового под­хода псевдодеятельностью, гипертрофированное внимание к внеш­ней атрибутике ее, правовой нигилизм, произвольное толкование закона, сверхмерная подозрительность, «обвинительный уклон», стереотип закрытости («сверхсекретности»), стремление к силовым методам решения задач.

Развитие профессиональной деформации может привести, как минимум, к профессиональной непригодности (профессиональному бессилию) сотрудника, а самое худшее — сделать его опасным для профессиональной деятельности. Причины профессиональной де­формации лежат как в самой правоохранительной деятельности, ее условиях, так и в особенностях личности конкретного сотрудника. Поэтому проявления профессиональной деформации необходимо всегда рассматривать в контексте всей его личности, ибо в ней мо­гут быть найдены многие индивидуальные причины ее и «точки опоры» для профилактики и преодоления.

Есть два иных типа деформации личности сотрудника, проявления которых могут быть сходны с профессиональной, хотя причины их различны. Это — изначальная социальная деформация, проявляющаяся в сфере профессиональной деятельности, но сформировавшаяся до по­ступления на службу под влиянием факторов и причин, не имеющих непосредственного отношения к деятельности правоохранительных органов, например неблагоприятного социального окружения. Может также развиваться социальная деформация личности сотрудника во время службы, причины которой в негативных внеслужебных воздействиях, например со стороны семьи, неформального окружения вне службы и т.д. Поскольку подобные явления не имеют прямого отношения к ус­ловиям и опыту профессиональной деятельности и требуют иных, чем в случае профессиональной деформации, путей профилактики и пре­одоления, они не будут рассматриваться ниже.

Профилактика и преодоление профессиональной деформации является необходимой составной частью воспитательной работы с персоналом правоохранительных органов.

Факторы способствующие развитию профессиональной деформации

Нет фатальной неизбежности профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов. Практика дает немало примеров, когда многие, подвергаясь сильным профессионально деформирующим воздействиям в тече­ние долгого времени, избегали профессиональной деформации. Но в то же время в самой правоохранительной деятельности есть ряд объективных факторов, способствующих развитию профессиональ­ной деформации, и действие этих факторов может быть ослаблено (нейтрализовано) или усилено целым рядом причин субъективного или ситуативного свойства.

Развитию профессиональной деформации способствуют три основных группы факторов.

К объективным факторам правоохранительной деятельности относятся:

• эмоционально-психологические и физические перегрузки, стрессы;

• экстремальность, повышенный уровень опасности для жизни и здоровья сотрудников;

• властные полномочия (особенно в случае дисбаланса власт­ных полномочий и реальной персональной ответственности за ре­зультаты своих действий);

• объективно высокая ответственность за характер и результаты своей деятельности;

• работа в режиме дефицита времени;

• затруднения в решении личных проблем, в том числе восста­новлении сил и здоровья, связанном со спецификой профессиональной деятельности (например, регулярная работа в выходные и празд­ничные дни, невозможность использовать отпуск летом и т.д.);

• недостаточная правовая защищенность156.

Особым фактором, стимулирующим развитие профессиональ­ной деформации, является воздействие представителей асоциальных или криминальных групп. Можно выделить неорганизованное фоновое и организованное целевое воздействия. Сотрудник в процессе профес­сиональной деятельности постоянно имеет дело с людьми, для ко­торых характерна асоциальная или криминальная направленность, попытки обмануть его, подкупить, спровоцировать, шантажировать, запугать. При этом, нередко пытаются играть на лучших человече­ских качествах сотрудника: сочувствии к чужому горю, уважитель ном отношении к пожилым людям, любви к детям и т.д. Такой про­фессиональный опыт создает постоянный фон впечатлений и влия­ний, который может привести к развитию у сотрудника цинизма, жестокости, подозрительности, равнодушия; к огрублению эмоцио­нально-волевой сферы. Более опасно, однако, организованное це­левое воздействие на него со стороны криминальных структур по подкупу, шантажу, запугиванию, угрозам ему и семье и пр. Небла­гоприятное воздействие этих факторов на развитие профессиональ­ной деформации усиливается при наличии недостатков в двух дру­гих группах факторов.

К субъективным факторам управления и условий службы, спо­собствующим развитию профессиональной деформации у части со­трудников, относятся:

• неадекватный стиль руководства, т.е. несоответствие стиля руководства содержанию профессиональной деятельности и уровню развития коллектива сотрудников;

• негативный морально-психологический климат в коллективе;

• конфликтные отношения между сотрудниками;

• формальные отношения между сотрудниками в процессе про­фессиональной деятельности;

• противоречие между системой официальных и неофициальных отношений в коллективе, в структуре «формального» и «неформаль­ного лидерства»;

• отсутствие психологической защищенности личности в кол­лективе;

• гипертрофированная корпоративность;

• слабая социальная защищенность.

При действии этих факторов коллектив правоохранительной орга­низации не способен выступать позитивньм противовесом деформи­рующим влияниям. Ряд сотрудников обретает этот противовес в семье, среди друзей вне своей организации. Но в то же время недостатки ближайшего окружения могут усиливать деформирующие влияния.

Индивидуально-личностные факторы — особенности конкрет­ного сотрудника — могут способствовать развитию у него профес­сиональной деформации. Это:

• эгоизм, корыстолюбие, лень;

• агрессивность, подозрительность трусость;

• гипертрофированные властные амбиции;

• неспособность к адекватной самооценке и самоконтролю;

• пониженная сопротивляемость негативным влияниям и вред­ным соблазнам;

• недостаточная самостоятельность суждений, оценок и решений;

• слабость воли, повышенная внушаемость, конформизм;

• пониженная эмоционально-психологическая устойчивость;

• несоответствие личных способностей и профессиональной под­готовленности занимаемой должности.

Естественно, что все эти качества редко соединяются в конкретной личности, но даже наличие некоторых из них повышает опасность развития профессиональной деформации.

Опыт службы, профессиональный рост и профессио­нальная деформация

Зачастую не срок службы, не количество, а ка­чество опыта играет значимую роль в развитии или избежании сотрудником профессиональной деформации. Практика показывает, что сотруд­ники правоохранительных органов, прослужившие 10—20 лет, могут быть серьезно не затронуты профессиональ­ной деформацией, в то время как молодой сотрудник, прослужив­ший 2—3 года, демонстрирует порой ее вполне законченные образцы.

Особую роль играет первоначальный опыт службы, когда происхо­дит адаптация сотрудника к служебной деятельности, а его возмож­ности объективно оценить этот опыт ограничены. Здесь нередко встречается коллизия между уже накопленным жизненным опытом и опытом профессиональным, между знаниями, полученными при обучении, и реалиями службы. Важна успешность или неуспешность личного профессионального опыта. Первая сказывается на личности и службе позитивно, хотя есть и потенциальная опасность развития завышенной самооценки, снижения самокритичности. Неудачи, в зависимости от личных качеств сотрудника, могут стать стимулом профессионального развития, но чаще их роль отрицательна.

Если же оценивать роль стажа службы в правоохранительных ор­ганах, то наиболее важны профессиональные кризисы. Неопределен­ный кризис стимулирует развитие профессиональной деформации. Суть их в том, что на определенном этапе службы перед сотрудни­ком может встать вопрос о целесообразности ее продолжения, пер­спективах профессионального роста. Первый из них может насту­пить после 1—2-го года службы. За это время молодой сотрудник адаптируется, составляет определенное представление о характере службы, и перед ним встает вопрос о дальнейших перспективах. Если служба его не устраивает, он может поменять профессию. В случае, когда нет возможности найти работу, более отвечающую его желаниям, он может принять решение о формальном исполнении служебных обязанностей, об использовании служебного положения в личных целях. Это — шаг к развитию профессиональной дефор­мации. Второй профессиональный кризис относится чаще всего к 3—4-му году службы. За это время сотрудник уже не только адапти­руется к служебной деятельности, но и осваивает профессию. Перед ним встает вопрос о дальнейшем профессиональном росте. Если таких перспектив нет, он также может принять решение об уходе из правоохранительных органов или начать формально относиться к своим обязанностям и т.д., что в свою очередь стимулирует разви­тие профессиональной деформации. Третий профессиональный кризис может наступить на 10—12-м году службы. К этому времени сотрудник не только становится профессионалом, но и нередко ис­черпывает возможности своего профессионального роста, который, как правило, связан с должностным ростом. В то же время в этом возрасте уже сложнее кардинально менять профессию и опреде­лившийся жизненный уклад. Сотрудник остается на службе, но его отношение к службе может измениться в отрицательную сторону, что будет способствовать развитию профессиональной деформации. Критическим может стать и 20-летний рубеж, когда желание про­должить службу может вступить в противоречие с возможностями ее продолжения. Таким образом, не столько «накопление лет», сколько «накопление кризисов» может стать одной из причин раз­вития профессиональной деформации сотрудника, а при удаче — фактором профессионального роста.

Профилактика и преодоление профессиональной деформации

В случае, когда среди сотрудников не наблюдается проявлении профессиональной деформации, но их возникновение в принципе возможно, центральной линией работы является профилактика, т.е. формирование у сотрудни­ков правильного отношения к явлению профессиональной дефор­мации, обучение их приемам самодиагностики и самопрофилактики деформации (эмоционально-психологическая саморегуляция и др.) и общим мерам по диагностике проявлений профессиональной де­формации среди сотрудников. Когда серьезно осложняется оператив­ная обстановка, перед коллективом поставлены новые задачи, растет уровень эмоционально-психологических перегрузок, риска для жизни и здоровья сотрудников и т.д. (т.е. опасность развития профессио­нальной деформации возрастает), активная профилактика должна войти в число приоритетных направлений работы с персоналом. В случае, если в коллективе начинают наблюдаться проявления про­фессиональной деформации у отдельных сотрудников, групп или кол­лектива в целом (деформация общественного мнения, негативные изменения в эмоционально-психологическом климате коллектива, распад внутриколлективных связей, рост негативной групповой кор­поративности и т.д.), на первое место выходит работа по преодоле­нию профессиональной деформации при усилении мер по профилактике ее дальнейшего развития и распространения.

В педагогике нет каких-то специальных методов и форм работы по профилактике и преодолению профессиональной деформации. Здесь важна их специальная организация в целостную систему:

• конкретизация цели работы в зависимости от соотношения за­дач профилактики и преодоления профессиональной деформации;

• выявление объективных и субъективных факторов, способных вызвать развитие профессиональной деформации;

• выделение «групп риска», т.е. сотрудников, которые по услови­ям работы и личным качествам с большей вероятностью могут быть подвержены профессиональной деформации;

• выявление профессионально деформированных сотрудников и анализ особенностей развития у них профессиональной деформации;

• определение реальных возможностей профилактики и преодо­ления профессиональной деформации на уровне коллектива, группы, отдельной личности. Разработка отдельной программы, в которой спе­циально предусматривается формирование у сотрудников правильного отношения к явлению профессиональной деформации, их обучение приемам самодиагностики и самовоспитания с целью ее профилактики и преодоления, определение направлений форм и методов работы с коллективом в целом, «группами риска», отдельными сотрудниками и распределение обязанностей в этой работе;

• определение группы сотрудников, которая по уровню своей профессиональной и педагогической подготовленности, в силу долж­ностных обязанностей, по степени авторитетности в коллективе мо­жет вести специальную работу по профилактике и преодолению профессиональной деформации, специальное обучение их психоло­го-педагогическим методам и приемам этой работы;

• контроль работы по профилактике и преодолению профессио­нальной деформации, определение критериев ее успешности (совме­стно с психологической службой);

• периодический (например, раз в квартал) анализ хода, резуль­татов и наличия признаков профессиональной деформации среди личного состава и постановка новых задач.

Индивидуальный подход в профилак­тике и преодолении профессиональной деформации

Индивидуальный подход в виде специальной программы индивидуально-воспитательной ра­боты или в форме отдельных дополняющих и корректирующих воздействий на личность со­трудника является обязательным компонентом работы по профилактике и преодолению про­фессиональной деформации. Эта работа ведется обычными педаго­гическими методами (убеждение, стимулирование, принуждение и др.) и в принятых формах (индивидуальная беседа, индивидуальное поручение и др.). Специфика — в стратегии индивидуального под­хода. В первую очередь, она заключается в том, что профилактика и преодоление профессиональной деформации личности могут быть результативно осуществлены только самой личностью, т.е. средст­вами самовоспитания и самообразования. Сотруднику может и должна быть оказана в этом помощь, поддержка, созданы соответствующие педагогические условия, он должен находиться в системе действен­ного контроля, включая дисциплинарные меры воздействия.

В индивидуальной работе с «недеформированными» сотрудниками необходимо убеждение, что есть реальная опасность деформации для них лично, разъяснение факторов, ее вызывающих, признаков появ­ления, способов распознавания, профилактики и преодоления.

В индивидуальной работе с «деформированными» сотрудниками стра­тегия значительно сложнее. Здесь важно убедить его в наличии у них профессиональной деформации, придать личностный смысл ее пре­одолению. Понимание собственной профессиональной деформиро­ванное™ снижает самооценку личности, преодоление ее субъективно усложняет работу, разрушает властные амбиции и пр., а поэтому мо­жет привести в действие механизмы психологической защиты и ак­тивизировать «обоснования» несогласия. Лучший противовес профес­сиональной деформации — положительный личностный смысл до­стижения высокого профессионализма, повседневный товарищеский контроль и помощь со стороны коллектива, коллег, близких, семьи. «Точками опоры» в решении дилеммы — профессиональное развитие или профессиональная деформация — может стать индивидуальная ценность для сотрудника самоуважения и высокой самооценки, ува­жения со стороны других, похвала и поощрение за профессионально достигнутый успех, перспективы служебного роста. Для усиления индивидуальной работы в этом полезно использовать наставничест­во. Задача преодоления профессиональной деформации вплотную смыкается и с задачей развития личности, что подтверждает извест­ную педагогическую истину: развитие достоинств человека является лучшим способом преодоления его недостатков.