9.8. Педагогическая профилактика профессиональной деформации сотрудников
Профессиональная деформация личности и деятельности сотрудника
Профессиональная деформация — это изменение в отрицательную сторону личных качеств сотрудника и профессиональных действий под влиянием особенностей самой правоохранительной деятельности, служебных условий, опыта, ослабления его самокритичности и работы над собой. Профессиональная деформация проявляется в сферах: профессионально-нравственной, профессионально-интеллектуальной, эмоционально-волевой, и как производное — в сфере профессиональных действий.
В профессионально-нравственной сфере деформация проявляется в потере представления о гражданском и нравственном смысле профессиональной деятельности, подмене ее норм в поведении искаженными узкокорпоративными нормами, а в конечном итоге — в нарушении законности.
В профессионально-интеллектуальной сфере деформация проявляется в шаблонности мышления, постепенной утере его широты, глубины, критичности, в преувеличении значимости собственного профессионального мнения и опыта, а иногда — их абсолютизации.
В сфере эмоционально-волевой деформация проявляется в разбалансированности и огрублении эмоционально-волевой сферы, появлении длительных депрессивных состояний, «накоплении усталости», росте внутренней и внешней конфликтности, агрессивности, ослаблении волевых качеств, потере способности к самоконтролю и саморегуляции.
Проявления деформации в сфере профессиональных действий — это, как правило, стремление к формализму, подмене делового подхода псевдодеятельностью, гипертрофированное внимание к внешней атрибутике ее, правовой нигилизм, произвольное толкование закона, сверхмерная подозрительность, «обвинительный уклон», стереотип закрытости («сверхсекретности»), стремление к силовым методам решения задач.
Развитие профессиональной деформации может привести, как минимум, к профессиональной непригодности (профессиональному бессилию) сотрудника, а самое худшее — сделать его опасным для профессиональной деятельности. Причины профессиональной деформации лежат как в самой правоохранительной деятельности, ее условиях, так и в особенностях личности конкретного сотрудника. Поэтому проявления профессиональной деформации необходимо всегда рассматривать в контексте всей его личности, ибо в ней могут быть найдены многие индивидуальные причины ее и «точки опоры» для профилактики и преодоления.
Есть два иных типа деформации личности сотрудника, проявления которых могут быть сходны с профессиональной, хотя причины их различны. Это — изначальная социальная деформация, проявляющаяся в сфере профессиональной деятельности, но сформировавшаяся до поступления на службу под влиянием факторов и причин, не имеющих непосредственного отношения к деятельности правоохранительных органов, например неблагоприятного социального окружения. Может также развиваться социальная деформация личности сотрудника во время службы, причины которой — в негативных внеслужебных воздействиях, например со стороны семьи, неформального окружения вне службы и т.д. Поскольку подобные явления не имеют прямого отношения к условиям и опыту профессиональной деятельности и требуют иных, чем в случае профессиональной деформации, путей профилактики и преодоления, они не будут рассматриваться ниже.
Профилактика и преодоление профессиональной деформации является необходимой составной частью воспитательной работы с персоналом правоохранительных органов.
Факторы способствующие развитию профессиональной деформации
Нет фатальной неизбежности профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов. Практика дает немало примеров, когда многие, подвергаясь сильным профессионально деформирующим воздействиям в течение долгого времени, избегали профессиональной деформации. Но в то же время в самой правоохранительной деятельности есть ряд объективных факторов, способствующих развитию профессиональной деформации, и действие этих факторов может быть ослаблено (нейтрализовано) или усилено целым рядом причин субъективного или ситуативного свойства.
Развитию профессиональной деформации способствуют три основных группы факторов.
К объективным факторам правоохранительной деятельности относятся:
• эмоционально-психологические и физические перегрузки, стрессы;
• экстремальность, повышенный уровень опасности для жизни и здоровья сотрудников;
• властные полномочия (особенно в случае дисбаланса властных полномочий и реальной персональной ответственности за результаты своих действий);
• объективно высокая ответственность за характер и результаты своей деятельности;
• работа в режиме дефицита времени;
• затруднения в решении личных проблем, в том числе восстановлении сил и здоровья, связанном со спецификой профессиональной деятельности (например, регулярная работа в выходные и праздничные дни, невозможность использовать отпуск летом и т.д.);
• недостаточная правовая защищенность156.
Особым фактором, стимулирующим развитие профессиональной деформации, является воздействие представителей асоциальных или криминальных групп. Можно выделить неорганизованное фоновое и организованное целевое воздействия. Сотрудник в процессе профессиональной деятельности постоянно имеет дело с людьми, для которых характерна асоциальная или криминальная направленность, попытки обмануть его, подкупить, спровоцировать, шантажировать, запугать. При этом, нередко пытаются играть на лучших человеческих качествах сотрудника: сочувствии к чужому горю, уважитель ном отношении к пожилым людям, любви к детям и т.д. Такой профессиональный опыт создает постоянный фон впечатлений и влияний, который может привести к развитию у сотрудника цинизма, жестокости, подозрительности, равнодушия; к огрублению эмоционально-волевой сферы. Более опасно, однако, организованное целевое воздействие на него со стороны криминальных структур по подкупу, шантажу, запугиванию, угрозам ему и семье и пр. Неблагоприятное воздействие этих факторов на развитие профессиональной деформации усиливается при наличии недостатков в двух других группах факторов.
К субъективным факторам управления и условий службы, способствующим развитию профессиональной деформации у части сотрудников, относятся:
• неадекватный стиль руководства, т.е. несоответствие стиля руководства содержанию профессиональной деятельности и уровню развития коллектива сотрудников;
• негативный морально-психологический климат в коллективе;
• конфликтные отношения между сотрудниками;
• формальные отношения между сотрудниками в процессе профессиональной деятельности;
• противоречие между системой официальных и неофициальных отношений в коллективе, в структуре «формального» и «неформального лидерства»;
• отсутствие психологической защищенности личности в коллективе;
• гипертрофированная корпоративность;
• слабая социальная защищенность.
При действии этих факторов коллектив правоохранительной организации не способен выступать позитивньм противовесом деформирующим влияниям. Ряд сотрудников обретает этот противовес в семье, среди друзей вне своей организации. Но в то же время недостатки ближайшего окружения могут усиливать деформирующие влияния.
Индивидуально-личностные факторы — особенности конкретного сотрудника — могут способствовать развитию у него профессиональной деформации. Это:
• эгоизм, корыстолюбие, лень;
• агрессивность, подозрительность трусость;
• гипертрофированные властные амбиции;
• неспособность к адекватной самооценке и самоконтролю;
• пониженная сопротивляемость негативным влияниям и вредным соблазнам;
• недостаточная самостоятельность суждений, оценок и решений;
• слабость воли, повышенная внушаемость, конформизм;
• пониженная эмоционально-психологическая устойчивость;
• несоответствие личных способностей и профессиональной подготовленности занимаемой должности.
Естественно, что все эти качества редко соединяются в конкретной личности, но даже наличие некоторых из них повышает опасность развития профессиональной деформации.
Опыт службы, профессиональный рост и профессиональная деформация
Зачастую не срок службы, не количество, а качество опыта играет значимую роль в развитии или избежании сотрудником профессиональной деформации. Практика показывает, что сотрудники правоохранительных органов, прослужившие 10—20 лет, могут быть серьезно не затронуты профессиональной деформацией, в то время как молодой сотрудник, прослуживший 2—3 года, демонстрирует порой ее вполне законченные образцы.
Особую роль играет первоначальный опыт службы, когда происходит адаптация сотрудника к служебной деятельности, а его возможности объективно оценить этот опыт ограничены. Здесь нередко встречается коллизия между уже накопленным жизненным опытом и опытом профессиональным, между знаниями, полученными при обучении, и реалиями службы. Важна успешность или неуспешность личного профессионального опыта. Первая сказывается на личности и службе позитивно, хотя есть и потенциальная опасность развития завышенной самооценки, снижения самокритичности. Неудачи, в зависимости от личных качеств сотрудника, могут стать стимулом профессионального развития, но чаще их роль отрицательна.
Если же оценивать роль стажа службы в правоохранительных органах, то наиболее важны профессиональные кризисы. Неопределенный кризис стимулирует развитие профессиональной деформации. Суть их в том, что на определенном этапе службы перед сотрудником может встать вопрос о целесообразности ее продолжения, перспективах профессионального роста. Первый из них может наступить после 1—2-го года службы. За это время молодой сотрудник адаптируется, составляет определенное представление о характере службы, и перед ним встает вопрос о дальнейших перспективах. Если служба его не устраивает, он может поменять профессию. В случае, когда нет возможности найти работу, более отвечающую его желаниям, он может принять решение о формальном исполнении служебных обязанностей, об использовании служебного положения в личных целях. Это — шаг к развитию профессиональной деформации. Второй профессиональный кризис относится чаще всего к 3—4-му году службы. За это время сотрудник уже не только адаптируется к служебной деятельности, но и осваивает профессию. Перед ним встает вопрос о дальнейшем профессиональном росте. Если таких перспектив нет, он также может принять решение об уходе из правоохранительных органов или начать формально относиться к своим обязанностям и т.д., что в свою очередь стимулирует развитие профессиональной деформации. Третий профессиональный кризис может наступить на 10—12-м году службы. К этому времени сотрудник не только становится профессионалом, но и нередко исчерпывает возможности своего профессионального роста, который, как правило, связан с должностным ростом. В то же время в этом возрасте уже сложнее кардинально менять профессию и определившийся жизненный уклад. Сотрудник остается на службе, но его отношение к службе может измениться в отрицательную сторону, что будет способствовать развитию профессиональной деформации. Критическим может стать и 20-летний рубеж, когда желание продолжить службу может вступить в противоречие с возможностями ее продолжения. Таким образом, не столько «накопление лет», сколько «накопление кризисов» может стать одной из причин развития профессиональной деформации сотрудника, а при удаче — фактором профессионального роста.
Профилактика и преодоление профессиональной деформации
В случае, когда среди сотрудников не наблюдается проявлении профессиональной деформации, но их возникновение в принципе возможно, центральной линией работы является профилактика, т.е. формирование у сотрудников правильного отношения к явлению профессиональной деформации, обучение их приемам самодиагностики и самопрофилактики деформации (эмоционально-психологическая саморегуляция и др.) и общим мерам по диагностике проявлений профессиональной деформации среди сотрудников. Когда серьезно осложняется оперативная обстановка, перед коллективом поставлены новые задачи, растет уровень эмоционально-психологических перегрузок, риска для жизни и здоровья сотрудников и т.д. (т.е. опасность развития профессиональной деформации возрастает), активная профилактика должна войти в число приоритетных направлений работы с персоналом. В случае, если в коллективе начинают наблюдаться проявления профессиональной деформации у отдельных сотрудников, групп или коллектива в целом (деформация общественного мнения, негативные изменения в эмоционально-психологическом климате коллектива, распад внутриколлективных связей, рост негативной групповой корпоративности и т.д.), на первое место выходит работа по преодолению профессиональной деформации при усилении мер по профилактике ее дальнейшего развития и распространения.
В педагогике нет каких-то специальных методов и форм работы по профилактике и преодолению профессиональной деформации. Здесь важна их специальная организация в целостную систему:
• конкретизация цели работы в зависимости от соотношения задач профилактики и преодоления профессиональной деформации;
• выявление объективных и субъективных факторов, способных вызвать развитие профессиональной деформации;
• выделение «групп риска», т.е. сотрудников, которые по условиям работы и личным качествам с большей вероятностью могут быть подвержены профессиональной деформации;
• выявление профессионально деформированных сотрудников и анализ особенностей развития у них профессиональной деформации;
• определение реальных возможностей профилактики и преодоления профессиональной деформации на уровне коллектива, группы, отдельной личности. Разработка отдельной программы, в которой специально предусматривается формирование у сотрудников правильного отношения к явлению профессиональной деформации, их обучение приемам самодиагностики и самовоспитания с целью ее профилактики и преодоления, определение направлений форм и методов работы с коллективом в целом, «группами риска», отдельными сотрудниками и распределение обязанностей в этой работе;
• определение группы сотрудников, которая по уровню своей профессиональной и педагогической подготовленности, в силу должностных обязанностей, по степени авторитетности в коллективе может вести специальную работу по профилактике и преодолению профессиональной деформации, специальное обучение их психолого-педагогическим методам и приемам этой работы;
• контроль работы по профилактике и преодолению профессиональной деформации, определение критериев ее успешности (совместно с психологической службой);
• периодический (например, раз в квартал) анализ хода, результатов и наличия признаков профессиональной деформации среди личного состава и постановка новых задач.
Индивидуальный подход в профилактике и преодолении профессиональной деформации
Индивидуальный подход в виде специальной программы индивидуально-воспитательной работы или в форме отдельных дополняющих и корректирующих воздействий на личность сотрудника является обязательным компонентом работы по профилактике и преодолению профессиональной деформации. Эта работа ведется обычными педагогическими методами (убеждение, стимулирование, принуждение и др.) и в принятых формах (индивидуальная беседа, индивидуальное поручение и др.). Специфика — в стратегии индивидуального подхода. В первую очередь, она заключается в том, что профилактика и преодоление профессиональной деформации личности могут быть результативно осуществлены только самой личностью, т.е. средствами самовоспитания и самообразования. Сотруднику может и должна быть оказана в этом помощь, поддержка, созданы соответствующие педагогические условия, он должен находиться в системе действенного контроля, включая дисциплинарные меры воздействия.
В индивидуальной работе с «недеформированными» сотрудниками необходимо убеждение, что есть реальная опасность деформации для них лично, разъяснение факторов, ее вызывающих, признаков появления, способов распознавания, профилактики и преодоления.
В индивидуальной работе с «деформированными» сотрудниками стратегия значительно сложнее. Здесь важно убедить его в наличии у них профессиональной деформации, придать личностный смысл ее преодолению. Понимание собственной профессиональной деформированное™ снижает самооценку личности, преодоление ее субъективно усложняет работу, разрушает властные амбиции и пр., а поэтому может привести в действие механизмы психологической защиты и активизировать «обоснования» несогласия. Лучший противовес профессиональной деформации — положительный личностный смысл достижения высокого профессионализма, повседневный товарищеский контроль и помощь со стороны коллектива, коллег, близких, семьи. «Точками опоры» в решении дилеммы — профессиональное развитие или профессиональная деформация — может стать индивидуальная ценность для сотрудника самоуважения и высокой самооценки, уважения со стороны других, похвала и поощрение за профессионально достигнутый успех, перспективы служебного роста. Для усиления индивидуальной работы в этом полезно использовать наставничество. Задача преодоления профессиональной деформации вплотную смыкается и с задачей развития личности, что подтверждает известную педагогическую истину: развитие достоинств человека является лучшим способом преодоления его недостатков.
- Часть I
- Глава 1 педагогика как наука
- 1.1. Предмет, основные категории и задачи педагогики
- Предмет педагогической науки
- Система основных понятий (категорий) педагогики
- 1.2. История педагогики и ее научные школы
- Педагогическая мысль в России
- Педагогика советского времени
- 1.3. Система отраслей педагогической науки
- Взаимосвязи педагогики с другими науками
- Педагогика и практика
- 1.4. Методология педагогики
- 1.5. Организация и методы педагогических исследований
- Процесс педагогического исследования
- Библиографический список
- Глава 2 личность и группа как субъекты и объекты педагогического процесса
- 2.1. Личность в педагогическом процессе
- Процесс формирования личности
- Личность как субъект педагогического процесса
- 2.2. Группа, коллектив в педагогике
- Группа и педагогика
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 3
- 3.1. Педагогическая система и ее основные элементы
- Единство систем воспитания, обучения, образования и развития человека
- 3.2. Педагогический процесс: его сущность, структура и закономерности Сущность и структура педагогического процесса
- Закономерности педагогического процесса
- Управление педагогическим процессом
- Морально - психологическое обеспечение педагогического процесса
- 3.3. Традиционные методы и технологии в педагогическом процессе
- Технологии образования
- Технологии обучения
- 3.4. Интенсивные педагогические технологии Теория и технология поэтапного формирования действий
- Компьютерные технологии
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 4 педагогические действия и техника их выполнения
- 4.1. Понятие о педагогических действиях и технике их выполнения
- 4.2. Педагогическое наблюдение Общая характеристика
- Педагогическая направленность наблюдения
- Организация педагогического наблюдения
- Обеспечение интенсивного и устойчивости педагогического наблюдения.
- Осмысливание результатов наблюдения
- 4.3. Педагогический анализ
- 4.4. Педагогическое решение Выделение педагогической проблемы, ее изучение и определение цели решения (желательного результата)
- Разработка вариантов педагогического решения и выбор лучшего из них
- Детальная проработка избранного варианта педагогического решения
- 4.5. Педагогическая речь Техника использования речевых средств
- Риторика51
- 4.6. Педагогическое общение Общая характеристика
- Техника педагогического общения
- Управление процессом педагогического общения
- 4.7. Педагогическое взаимодействие Сущность и значение педагогического взаимодействия педагога и обучающихся
- Пути установления педагогического сотрудничества
- 4.8. Педагогическая требовательность
- Библиографический список
- Глава 5
- 5.1. Семья и семейная педагогика Влияние семьи на процесс формирования
- Правовые положения и правовоспитательное влияние семьи
- Актуальные проблемы семейной педагогики
- 5.2. Дошкольные учреждения и дошкольная педагогика
- 5.3. Общеобразовательная школа и школьная педагогика
- Предмет и задачи школьной педагогики
- 5.4. Высшая школа и педагогика высшей школы Высшее образование и общество
- 5.5. Трудовой коллектив и профессиональная педагогика
- 5.6. Государственные, общественные, досугово-бытовые образования и социальная педагогика
- Социальная педагогика как отрасль педагогической науки
- 5.7. Педагогика самосовершенствования личности Самообразование личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 6 субъекты педагогической работы
- 6.1. Педагог, родитель, учитель, специалист, руководитель — субъекты педагогической работы
- Специалист
- Руководитель
- 6.2. Требования педагогической деятельности к ее субъекту
- 6.3. Профессионализм педагога-профессионала
- 6.4. Педагогическая подготовленность разных профессионалов, сотрудников, работников, должностных лиц
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть II
- Глава 7
- Правовая сфера и педагогическая система общества
- 7.2. Предмет, цели, задачи, система юридической педагогики Юридико-педагогическая действительность
- 7.3. Методология юридической педагогики
- Специальная (частная94) методология юридической педагогики
- 7.4. Право и педагогика Педагогический подход и функция права
- Педагогика в свойствах и механизмах права
- 7.5. Педагогика правовой социализации и культуры
- Педагогические компоненты правовой культуры личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 8 педагогическая система юридического образования
- 8.1. Система юридического образования в России и принципы ее построения
- Принципы построения системы юридического образования и факторы, влияющие на ее развитие
- 8.2. Педагогические модели специалистов — выпускников юридических образовательных учреждений различных уровней
- Профессиональные требования к качеству подготовки юристов
- Предметные квалификационные характеристики
- 8.3. Личностно-формирующий потенциал юридического образовательного учреждения
- 8.4. Педагогическая система юридического образовательного учреждения
- Сущность и макроструктура педагогической системы
- Научно-содержательная составляющая педагогического процесса
- Педагогические принципы высшего профессионального юридического образования
- Организационная составляющая образовательного процесса
- 8.5. Система методического обеспечения педагогического процесса122 Характеристика системы методического обеспечения
- Виды методической работы
- Методическая работа на кафедре, цикле
- Раздел III. Методика преподавания учебной дисциплины по видам занятий, предусмотренных тематическим планом:
- Раздел IV. Совершенствование частной методики преподавания дисциплины. Оно может осуществляться по следующим направлениям:
- 8.6. Основы методики преподавания юридических дисциплин
- Виды лекции
- 8.7. Профессионально-педагогическая подготовка обучающихся в юридических образовательных учреждениях126
- Содержание профессионально-педагогической подготовки
- 8.8. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и преподавателей в системе дополнительного профессионального образования
- 8.9. Профессиональное становление студентов-юристов в непрерывной производственной практике (рязанский опыт)
- Библиографический список
- Глава 9 педагогика воспитания в правоохранительном органе
- 9.1. Значение и организация воспитания сотрудников правоохранительного органа
- 9.2. Цели, задачи и принципы воспитания сотрудников
- Методические принципы и методы
- 9.3. Работа с коллективом правоохранительного органа
- Педагогическая технология формирования коллектива
- 9.4. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками
- Наставничество
- 9.5. Государственно-профессиональное воспитание Общая характеристика видов воспитания
- Патриотическое воспитание
- 9.6. Нравственно-профессиональное воспитание сотрудников
- Профессионально-этическое воспитание
- 9.7. Профессионально-правовое воспитание сотрудников Цели и задачи правового
- Правовое воспитание в процессе профессионального обучения
- 9.8. Педагогическая профилактика профессиональной деформации сотрудников
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 10
- 10.1. Педагогические задачи и особенности профессиональной подготовки
- 10.2. Педагогические принципы профессиональной подготовки
- Организационные педагогические принципы
- 10.3. Общая методика проведения занятий по профессиональной подготовке
- Этапы занятия и их методика
- 10.4. Методика формирования и совершенствования профессиональных знаний, навыков и умений сотрудников
- 10.5. Педагогические особенности групповой и организационной подготовки
- 10.6. Педагогические особенности тактической, огневой и физической подготовок
- 10.7. Подготовка сотрудников к обеспечению личной профессиональной безопасности
- 10.8. Педагогическая система профессионально-психологической подготовки
- 10.9. Профессионально-педагогическая подготовка руководителей занятий Значение, задача и формы профессионально- педагогической подготовки
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 11 экстремально-юридическая педагогика
- 11.1. Требования к экстремальной подготовленности сотрудников правоохранительных органов
- 11.2. Основы экстремальной подготовки сотрудников
- Учебная база и средства экстремальной подготовки
- 11.3. Методические особенности экстремальной подготовки
- 11.4. Основные виды экстремальной подготовки
- 11.5. Педагогическое обеспечение действий персонала правоохранительных органов в экстремальных условиях
- 11.6. Педагогические особенности работы с персоналом в постэкстремальный период
- Основы проведения постэкстремальной педагогической работы
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 12 педагогика управления правоохранительным органом
- 12.1. Педагогическая функция в управлении правоохранительным органом
- 12.2. Основы реализации педагогической функции управления
- Организационно-педагогические факторы
- 12.4. Педагогические технологии в текущем управлении
- 12.5. Педагогические технологии в реализации властных управленческих функций
- Педагогические технологии в управленческом контроле
- 12.6. Педагогика примера личности и стиля деятельности руководителя
- 12.7. Педагогическая этика руководителя Этика и педагогическая функция управления
- 12.8. Педагогические аспекты соблюдения прав человека в управлении деятельностью правоохранительных органов
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть III
- Педагогическое
- Обеспечение решения основных
- Правоохранительных задач
- Глава 13
- Правовое воспитание населения
- 13.1. Правовоспитанность граждан и система факторов, влияющих на нее Правовоспитанность и правовоспитание населения
- 13.2. Педагогическая система правовоспитательной работы с населением
- Направления правовоспитательной работы
- 13.3. Правовое воспитание в основных педагогических системах общества
- Правовоспитательная работа в общеобразовательной школе
- 13.4. Народная педагогика и правовоспитание
- 13.5. Правовое воспитание молодежи
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 14 криминологическая, криминальная и превентивная педагогики
- 14.1. Криминологическая педагогика
- Цель и задачи криминологической педагогики
- Криминогенные факторы в условиях жизнедеятелыюсти населения
- 14.2. Криминальная педагогика
- 14.3. Основы превентивной педагогики
- Основы педагогической системы профилактики
- Педагогика в общей профилаке тике преступлений
- 14.4. Профилактика рецидивных преступлений Постпенитенциарная педагогика
- Исторические уроки постпенитенциарной педагогики
- 14.5. Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 15 педагогическое обеспечение охраны порядка и безопасности
- 15.1. Педагогическое обеспечение деятельности сотрудников Федеральной службы безопасности
- 15.2. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников пограничной службы
- 15.3. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников таможенных органов
- Специфика требований к личности и деятельности таможенника
- Особенности обучения сотрудников таможенных органов
- 15.4. Педагогические особенности подготовки работников частных детективных и охранных служб
- Основы правовой подготовки
- Физическая подготовка и рукопашный бой
- Психологическая подготовка
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 16 педагогика в деятельности органов предварительного следствия, адвокатуры, прокуратуры и судов
- 16.1. Педагогика и судопроизводство
- Из истории педагогики судебного
- 16.2. Педагогические свойства и качества сотрудников органов правосудия
- 16.3. Педагогические аспекты деятельности органов досудебного производства
- 16.4. Вопросы правового просвещения граждан на стадии предварительного расследования
- Обеспечение прав участников предварительного расследования
- 16.5. Судебный процесс в правовом воспитании и просвещении граждан
- Воспитательное значение деятельности обвинителя на суде
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 17
- 17.1. Становление и развитие теории и практики пенитенциарной педагогики
- Пенитенциарной науки и практики с середины 80-х годов по настоящее время
- 17.2. Факторы, определяющие специфику пенитенциарной педагогики
- Неформальные общности осужденных
- Среда функционирование воспитательной системы органов, исполняющих наказания
- Объект и предмет исправительной педагогики
- Основные категории исправительной педагогики(пенитенциарной) педагогики
- 17.4. Принципы перевоспитания осужденных
- Система методов воспитания осужденных
- Методы на сознание и поведение осужденных
- Методы коррекции поведения
- Групповые формы воспитательного взаимодействия
- 17.7. Основные средства исправления осужденных Понятие основных средств исправления осужденных
- Общественное воздействие как средство исправления осужденных
- 17.8. Особенности перевоспитания различных категорий осужденных
- Библиографический список
- Глава 1о
- 18.1. Общая характеристика юридической педагогики за рубежом
- Основная терминология сравнительно – юридической педагогики
- 18.2. Юридическое образование за рубежом
- Юридическое образование в Европе
- Юридическое образование в сша
- Образование в системе работы с кадрами полиции
- Современное состояние полицейского образования
- 18.4. Обеспечение имиджа и престижа полицейских Проблема имиджа и престижа полицейских
- Обеспечение престижности профессии полицейского
- 18.5. Педагогические аспекты в решении полицией служебных задач
- 18.6. Психологическая подготовка сотрудников полиции за рубежом Возникновение развития психологической подготовки
- Педагогическая система психологической подготовки
- 18.7. Проблема ресоциализации осужденных за рубежом Пенитенциарная педагогика за рубежом
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений