16.2. Педагогические свойства и качества сотрудников органов правосудия
Педагогические профессионально значимые свойства и качества участников судопроизводства
Задача совершения правосудия дает всем участникам судопроизводства широкие возможности не только к осуществлению правоприменительных и правоохранительных, но и педагогических функций. Высокая ответственность и большая общественная значимость деятельности следователей, прокуроров, судей и адвокатов, исключительное многообразие и сложность выполняемых ими профессиональных функций делают необходимым наличие у них целого комплекса педагогических свойств личности, к которым относятся общая культура, всесторонняя образованность и воспитанность, широкая развитость во многих областях деятельности, обученность профессионально значимым умениям и навыкам. Каждое из этих педагогических свойств, в свою очередь, выражается в наличии у субъекта ряда качеств и черт характера.
Рис. 16.1. Педагогические основы судопроизводства по уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации
Чтобы соответствовать современному уровню и потребностям общественного развития, участникам судопроизводства необходимо обладать самыми разными знаниями и умениями: разбираться в философских и политико-социальных течениях; знать законы и правовые концепции; владеть культурой межличностного общения и навыками управления; быть готовыми к проявлению корпоративности и честному взаимодействию друг с другом; уметь владеть собой в самых экстремальных ситуациях; знать иностранные языки; быть технически грамотными; уметь работать на компьютере. Реагируя на запросы и требования быстроменяющейся действительности, они должны быть все более компетентными, ответственными, чтобы обеспечить безусловное соблюдение законности и справедливости в правовом, цивилизованном государстве. Кроме того, им необходимо уметь быстро адаптироваться к постоянным изменениям в профессии. И при этом они не должны забывать, что играют важнейшую роль в осуществлении правосудия, состоят на службе обществу и государству, поэтому имеют обязанности перед гражданами и перед правовой системой в целом. Исторически русская юриспруденция всегда была неотъемлемой частью духовной культуры страны, оказывала воспитывающее и обучающее воздействие на общество.
Однако нельзя рассчитывать, что все эти разнообразные свойства и качества автоматически появятся в будущем, обязательно «придут с опытом» — к судопроизводственной деятельности надо специально готовиться, формировать, постоянно развивать и совершенствовать личностно значимые и профессионально необходимые педагогические свойства и качества, которые являются продуктом образования, воспитания, развития и обучения. Сформировав и развив у себя эти свойства и качества, юрист затем сам в процессе профессиональной деятельности начинает отдавать имеющиеся накопленные знания и опыт, оказывая тем самым педагогическое влияние на окружающих.
Профессиональная компетентность следователя, прокурора, адвоката находится в прямой зависимости от их человековедческой компетентности, сформированности гуманистического мировоззрения. Их призвание — служить благополучию людей, укреплять правосознание граждан, их правоисполнительное поведение. Успешное
выполнение этой высокой социальной задачи возможно лишь на основе комплекса юридических и человековедческих знаний.
Образованный юрист, — отмечал А.Ф. Кони, — должен быть человеком, в котором общее образование идет впереди специального289.
Следователю, прокурору, судье или адвокату помимо общеюридической подготовки необходимо владеть широким мышлением; разбираться в вопросах медицины; знать и предвидеть уловки лиц, занимающихся браконьерством, равно как и уловки предпринимателей, уклоняющихся от налогов; ясно представлять себе, каким образом был совершен подлог завещания, как произошло автотранспортное происшествие; как действовали в карточной игре шулера. Следователь, прокурор должны быть осведомлены в бухучете, аудите, кадровой работе и производстве, должны понимать преступный жаргон и разбирать зашифрованные тексты и т.д. Перечисленных умений и знаний достаточно, чтобы утверждать, что следователю, прокурору для профессиональной успешности необходимо быть всесторонне образованной личностью.
Вот что писал об этом основоположник криминалистики, австрийский юрист Ганс Гросс:
Я требую от судебного следователя не только юридической специальной подготовки, общего образования и особых знаний... и их постоянного расширения, чтобы стремление его учиться и обогащать знания никогда не покидало его, даже если бы он хотя на мгновение не находился при исполнении обязанностей службы.<...> Каждый день, каждая минута могут представить ему эту возможность учиться своему делу290.
Сотруднику органов правосудия необходима высокая правовая образованность, которая характеризуется наличием определенных знаний, взглядов и убеждений, позволяющих понимать существующую в жизни общества правовую сферу, роль права, правопорядка, оценивать их как благо, как необходимое условие нормальной жизни и развития общества и защиты граждан. Глубокое и всестороннее знание права — обязательное требование к профессии следователя, прокурора, судьи, адвоката. И именно поэтому высшее юридическое образование является непременным условием назначения на должность, так же, например, как высшее медицинское образование является непременным условием занятия врачебной практикой.
В настоящее время в связи с изменением экономического уклада сотрудникам органов правосудия необходимы фундаментальные знания не только в области традиционных юридических наук: уголовного, гражданского, международного законодательства, но и таких его отраслей, которые лишь в последнее время стали играть заметную роль в жизни общества — налогового, таможенного, земельного, арбитражного, космического, дипломатического и др. Более того, обилие правовой базы, многообразие сложившейся и меняющейся практики применения права, неординарность и сложность разрешаемых коллизий вынудили участников судопроизводства специализироваться не только по отдельным отраслям права, но и по категориям дел. Сейчас требуются специалисты, умеющие не только работать с законодательными актами, но и активно участвовать в переговорных процессах, искать варианты юридического обеспечения экономических проектов, отстаивать интересы юридических и физических лиц в судах.
Сложность профессии следователя, прокурора, судьи или адвоката при работе с людьми состоит в том, что, например, учитель сам был когда-то учеником и способен войти в его положение, а следователь и прокурор не бывали в положении лица, совершившего преступления, не переживали ареста или предъявления обвинения. Это обусловливает повышенные требования к их теоретическим психолого-педагогическим, человековедческим знаниям. Знакомство с обстоятельствами дела в основном через свидетельства различных лиц требует от участников судопроизводства существенных знаний закономерностей психологической науки. Наличие психологических знаний дает возможность правильно определять отношение к источнику сообщаемых сведений, выяснить возможные причины искажения им имевших место в действительности фактов. все психические особенности данной личности, понять мотивы его деятельности как в исследуемом событии, так и в настоящее время, воздействовать на личность.
Одним из показателей образованности участника судопроизводства является профессионализм, который очень часто выражается тремя словами: знать, уметь, мочь. Профессионализм участника судопроизводства определяется как совокупность общезначимых и специфических профессиональных знаний и умений, позволяющих выполнять присущие ему правоохранительные функции, а также неуклонно следовать правилам и принципам, составляющим Кодекс профессиональной этики. Это — единство профессиональной образованности и воспитанности.
Воспитанность участников судопроизводства
Даже самый образованный человек не сможет достойно применить свои знания и опыт, если он недостаточно воспитан. Годы обучения всевозможным наукам можно считать потраченными впустую, если выходящий из стен вуза специалист не вынес элементарных понятий о добре, нравственности, уважении человеческого достоинства, если свои знания он ставил на службу низменным целям.
Студент, — писал А.Ф. Кони, — обязан выносить из университета не один багаж систематизированных сведений, но и нравственные заветы, которые почерпываются в источнике добра, правды и серьезного знания, называемого наукой; эти заветы и в конце жизни светят студенту и умиляют его при мысли об университете291.
Кроме общей воспитанности, присущей любому цивилизованному человеку, юристы, являющиеся участниками судопроизводства, должны обладать необходимыми для их деятельности нравственными качествами, так как одной из важнейших задач их деятельности является оказание ими воспитательного воздействия на конкретного гражданина и общество в целом. Громкие судебные процессы, как правило, получают широкий резонанс в обществе, обсуждаются в средствах массовой информации, являются предметом разговоров и дискуссий, в результате чего общественное сознание получает либо нравственные уроки, либо глубокое разочарование.
Положительное воздействие на людей может оказывать только та личность, которая отличается высоким моральным обликом, сама хорошо воспитана. Юристу-практику — участнику судопроизводства — необходимы высокая культура, корректность, особая требовательность к себе и окружающим, добросовестность, высокое сознание служебного долга, справедливость. Воспитанность участников судопроизводства служит важной гарантией выполнения ими своих обязанностей и включает профессиональную совесть, осознание ими своего долга и ответственности. Средством воспитания этих качеств является не только внутренний, но и внешний контроль, проявляемый, в частности, со стороны общества, государства и граждан, которые не должны оставлять без внимания каждый случай очевидной необъективности, необоснованности и непринципиальности участников судопроизводства.
Постоянно помня о своем профессиональном долге, участникам судопроизводства важно обладать высокой степенью ответственности за свою деятельность, за все последствия реализации принятых им решений. Это вырабатывается на основе формирования высоких моральных качеств и правосознания.
Успех в расследовании преступлений немыслим без таких качеств следователя, прокурора, судьи, адвоката, как беспристрастность и тактичность. Вот что пишет об этих качествах Д.П. Котов:
В отношении любого человека — опасного преступника и обычного скандалиста, рецидивиста и бытового склочника, потерпевшего и простого обиженного — лица, осуществляющие производство по уголовному делу, обязаны быть максимально выдержанными, тактичными, хладнокровными, собранными, спокойными, корректными и целеустремленными в осуществлении задач судопроизводства. И как бы при этом ни велико эмоциональное и умственное напряжение, как бы ни тяжело было сдерживать гнев по отношению к убийце, насильнику, грабителю, срыв не допустим так же, как недопустимы угрозы, грубость, обман, какими бы соображениями и причинами они ни объяснялись292.
Особенность деятельности судьи, к примеру, заключается в том, что он не может и не должен навязывать свое мнение как другим судьям, так и иным участникам процесса. Это обеспечивается исключительно развитым чувством такта, воспитываемого в процессе профессиональной деятельности. Это чувство вырабатывается на основании глубокого убеждения судьи в том, что только свободно выраженное мнение каждого участника процесса даст возможность в конечном итоге правильно познать истину, принять правильное решение.
Особенно большое значение имеет такое нравственное качество, как скромность. Чем скромнее следователь, прокурор, судья, адвокат, тем сдержаннее и строже они в оценке своих достижений и заслуг, тем с большим уважением к ним относятся окружающие, тем больших успехов они добьются при решении правовоспитательных задач.
Однако переход России к рыночной экономике нередко прямолинейно проецируется на правоприменительную и судопроизводственную деятельность, что негативно сказывается на ее результатах, ведет к профессиональной и личностной деградации. Мерилом жизненной и социальной успешности прочно становится достижение благополучия, основанного на всемогущественной частной собственности, обладании недвижимостью, крупными счетами в иностранных банках, роскоши и пр. К сожалению, «героями» скандалов, искусно «подогретых» средствами массовой информации, уже были и следователи, и прокуроры, и судьи, и замминистры, и даже министры, не устоявшие перед соблазнами dolce vita293. А ведь Закон устанавливает, что прокуроры, судьи, следователи являются лицами, занимающими государственные должности. Адвокатская деятельность также не является предпринимательской.
Тем не менее довольно распространенной реалией современной российской действительности стал образ самоуверенного, циничного, преуспевающего, дорогостоящего адвоката, который вопреки общественному мнению, устоям морали, принципам совести и общечеловеческим ценностям с удивительным рвением защищает откровенно криминальных клиентов, проявляя при этом блестящую образованность, исключительную изощренность ума и твердость характера, требуя у суда оправдательного приговора для своих подопечных.
А.Ф. Кони справедливо отмечал, что
защита представляет больше поводов для предъявления требований, почерпнутых из области нравственной, чем деятельность обвинительная, ввиду сложных многозначных отношений к своему клиенту-подсудимому и к обществу294.
Уголовный защитник должен быть муж добрый, опытный в слове, вооруженный знанием и глубокой честностью, бескорыстный и независимый в суждениях; он правозаступник, но не слуга своего клиента и не пособник ему уйти от заслуженной кары295.
Поэтому необходимо предусмотреть меры защиты участников судопроизводства от рисков коррупции, а также предотвратить их участие в организованной преступности. Все они должны придерживаться строгих правил, которые запрещают им быть прямо или косвенно вовлеченными в преступные сделки или отмывание денег296.
Надо помнить, что в большинстве случаев первое знакомство людей с правосудием начинается с посещения суда, прокуратуры, милиции, юридической консультации. И от того, как там встретили человека, нуждающегося в юридической помощи, во многом зависит его дальнейшее отношение к участникам судопроизводства. Общество кровно заинтересовано в том, чтобы на страже законных прав и интересов каждого гражданина стояли специалисты, обладающие не только глубокими знаниями, мастерством, но и высокими нравственными принципами.
Независимость, честность, способность к соблюдению следственной тайны — суть профессиональной воспитанности прокурора, судьи, следователя, адвоката.
Одним из решающих факторов успешной деятельности следователя, прокурора является организованность, которая включает в себя ряд характерологических компонентов: выдержку, настойчивость, бдительность, уверенность в себе, дисциплинированность, исполнительность, аккуратность.
Многообразные функции судьи могут быть выполнены только в том случае, если он развил в себе аккуратность в выполнении каждого отдельного действия, каждого элемента общей структуры судебной деятельности.
В судебном заседании его участникам приходится вступать в общение с большим количеством лиц, относящихся к самым различным возрастным категориям, имеющим различное образование, опыт, уровень развития и т.д. Каждое выражение, каждую фразу участников судопроизводства важно привести в соответствие с принятыми в обществе нормами этики, корректного отношения ко всему, что требует уважения (преклонный возраст, звание, заслуги перед отечеством и т.д.).
Развитость сотрудников органов правосудия
Всем участникам судопроизводства — следователю, прокурору, судье, адвокату — необходимы духовность, гуманность, справедливость, высоко развитые умственные способности, интеллект: особый склад мышления, что определяется специфичностью познаваемых объектов и условий познания, аналитические способности, воля, быстрота реакций и другие качества. Аналитические способности предполагают умение видеть и понимать мелочи, обращать внимание на мельчайшие детали, особенно при осмотре, обыске, выделять те из них, которые остаются незамеченными для более поверхностного взгляда. Вместе с тем нужно и умение видеть сразу и целое, т.е. развитая синтетическая способность (умение создавать такие синтетические образования, как динамическую модель проблемной ситуации, картину преступления, версию, план расследования); гармоническое сочетание анализа и синтеза; быстрота и четкость мышления; умение быстро переходить от размышления к действию и обратно (но не торопливость и поспешность, которые могут привести к непродуманным решениям и действиям, к серьезным ошибкам). Действуя подчас в чрезвычайно сложной обстановке и испытывая к тому же часто дефицит времени, необходимо уметь быстро разбираться в сложной ситуации и находить правильное решение.
Создание мысленной картины преступления во всех деталях и особенностях развития событий требует от следователя, прокурора высокого развития воображения. В расследовании преступлений нет проторенных путей; расследование — всегда творчество297, и это способствует развитию творческих способностей, умения выходить из, казалось бы, тупиковых ситуаций и находить нестандартные решения.
Участникам судопроизводства необходимо обладать тактом и выдержкой, навыками управления своими эмоциями, умением в нужный момент собраться с мыслями и силами. Это достигается постоянной работой над собой, жестким самоконтролем, целенаправленными тренировками по специальным методикам. Судья, адвокат, прокурор постоянно находятся в центре внимания всех участников судебного процесса. На них большей частью обращены взоры всех присутствующих. Каждое их слово, жест воспринимаются как имеющие большое значение для дела. При таком положении судьи, прокурора, адвоката особое значение приобретает развитость таких качеств, как выдержка, спокойствие, беспристрастность.
Судебная деятельность не может проходить вне эмоций. Нельзя, к примеру, требовать, чтобы судья был бесстрастным. Но надо иметь в виду, что эмоции судьи при восприятии тех или иных фактов всегда находятся в центре внимания всех присутствующих в зале, которые могут сделать самые различные выводы в результате внешнего проявления судьей своего внутреннего эмоционального состояния. Необходимо, чтобы судья, будучи внутренне эмоциональным при восприятии фактов, при общении, в своем внешнем поведении оставался всегда объективным298. Только такое поведение судьи обеспечит и процесс познания истины, и воспитательное воздействие судебного процесса. Постоянное контролирование своего поведения, своих эмоций, их выражения является неотъемлемой чертой деятельности судьи.
Подобные требования к деятельности судьи могут быть выполнены только при наличии высоких волевых качеств, которые он постоянно воспитывает, контролируя свое поведение, учась анализировать и направлять свои эмоции и состояния.
Особенностью деятельности судьи является и необходимость восприятия и анализа большого объема самой разнообразной информации в краткий период времени судебного заседания. Такая особенность требует от судьи умения предельно концентрировать внимание, активизировать свою мыслительную деятельность. Судья должен уметь бороться с утомляемостью, с рассеиванием внимания, не должен отвлекаться на посторонние раздражители в ходе рассмотрения дела, одновременно осуществлять процесс восприятия информации, ее анализа и продолжать руководить ходом судебного процесса, деятельностью всех участников процесса.
Особенность деятельности судьи заключается и в том, что он должен, принимая решение, предвидеть его последствия. Надо предугадывать результаты своего решения для общества в целом, для кон каретного коллектива, подсудимого, его семьи, потерпевшего и т.д. Ему нужно предвидеть и то, как будет воспринято его решение присутствующими в зале. Это всецело зависит от широты и глубины мышления, развитых способностей к обобщению и анализу большого числа фактов и взаимосвязей.
Одной из существенных особенностей уголовно-процессуальной деятельности выступает наличие элементов борьбы и противодействия со стороны заинтересованных в исходе дела лиц, и в первую очередь — обвиняемого. В ходе расследования часто создаются ситуации, в которых действуют лица с различными интересами. В связи с этим для следователя, прокурора, судьи, адвоката важно обладать рефлексивным мышлением, которое позволяет разгадывать, предвосхищать действия обвиняемого. Нужно им и развитое внимание, недостаточность которого, как об этом свидетельствует практика, приводит к серьезным процессуальным ошибкам. Оно служит основой профессиональной наблюдательности и проницательности.
Важнейшим профессиональным качеством успешного следователя и прокурора является целеустремленность, которая проявляется в умении в нужный момент находить и сосредоточивать свои усилия на главной проблеме, решение которой подготовляет и облегчает решение остальных проблем.
С целеустремленностью тесно связано такое качество, как последовательность — способность твердо и неуклонно следовать намеченному плану действий, доводить начатое дело до конца. С решительностью тесно связана оперативность. Необходимость ее обусловливается прежде всего характером процесса расследования, требованием своевременного производства процессуальных действий. Она связана с этапом реализации принятого решения, его быстрого, неуклонного и действенного осуществления.
Нередко в деятельности следователя, прокурора обстоятельства складываются таким образом, что они вынуждены работать в «экстремальных условиях». Здесь огромная роль принадлежит таким качествам, как длительная работоспособность, психическая выносливость, способность к длительному сосредоточению, переключаемостъ, быстрая ориентировка в новых условиях, «помехоустойчивость» (способность работать при действии посторонних раздражителей).
Обученность участников судопроизводства
Современная российская действительность, для которой характерны динамичные преобразования в самых различных сферах нашей жизни, выдвигает сегодня повышенные требования к степени обученности начинающих работников судопроизводства. От них требуется умение после учебы приступить в короткие сроки к практической деятельности, сократить до минимума период профессиональной адаптации и становления. Основная цель юридических вузов и факультетов — выпускники должны суметь проявить себя с лучшей стороны в практической работе в максимально короткий срок, без долгой раскачки стать профессионалами высокого класса.
Правовая обученность участников судопроизводства выражается в глубоком знании необходимых нормативных документов, следственной и судебной практики, а также в способности постоянно обновлять эти знания, навыки и умения.
Успех в осуществлении правовоспитательной, правообучающей деятельности участников судопроизводства в значительной степени зависит от того, умеют ли они заставить разговориться молчаливого, скрытного от природы человека, ввести в надлежащие рамки чрезмерно болтливого, найти подход к ребенку, малограмотному человеку.
Ясно, что для достижения названных целей важно не только знать психологию допрашиваемых лиц, но и уметь легко вступать в контакт с незнакомыми лицами, расположить к себе человека. Анализируя правовоспитательный, правообучающий аспекты труда следователя и прокурора, можно выделить два разных класса ситуаций и соответствующие им два типа взаимодействия, в рамках которых осуществляется педагогическое общение. Во-первых, это межличностное взаимодействие в диаде или малой группе (например, при приеме жалоб, заявлений у граждан); во-вторых, публичное выступление перед аудиторией (например, выступления по результатам конкретных уголовных дел, а также по результатам обобщений по уголовным делам по телевидению и в коллективах, чтение лекций по правовой тематике). Каждая из этих ситуаций требует от следователя, прокурора специфических навыков. Так, в первом случае необходимы хорошее владение средствами межличностного познания — механизмами рефлексии, идентификации, эмпатии, умение слушать партнера по диалогу, способность правильно понимать и интерпретировать его невербальные проявления, мотивы и механизмы поведения, уметь отличать правдивые и ложные показания. Во второй ситуации наиболее важно мастерство публичного выступления, развитая культура речи, ее четкость, понятность, правильность, убедительность, выразительность и образность, хорошее владение техникой коммуникативного воздействия на слушателей.
Вся деятельность следователя — это непрерывный процесс принятия решений и их реализации. Ему часто бывает необходимо принять неотложные меры, чтобы пресечь преступление, сохранить его следы, задержать преступника, оказать помощь пострадавшим и т.д. Совершенно ясно, что растерянность, нерешительность могут привести в подобных ситуациях к самым пагубным последствиям.
Помимо высших форм интеллектуальной деятельности, профессия требует от следователя, прокурора множества чисто технических и манипулятивных умений и действий: аккуратно подшить дело, перепечатать документ, составить топографический план местности, произвести фотосъемку и т.д.
Принимая во внимание интернационализацию судопроизводственной и правоохранительной деятельности, а также бизнеса и компаний, следователи, прокуроры, судьи, адвокаты должны улучшать свои лингвистические навыки. Так, потенциальный успех адвокатов в глазах зарубежных клиентов зависит от их владения иностранными языками. Современным адвокатам, кроме того, необходимо творчески разбираться в вопросах маркетинга и на основе принципа свободы слова уметь рекламировать свои услуги. При этом личная реклама не должна противоречить правилам профессиональной этики, а отвечать нуждам профессии и обеспечивать справедливую конкуренцию между отечественными и зарубежными адвокатами и иными консультантами.
Специфичность деятельности и общения в суде приводит к необходимости выработки участниками судопроизводства специфических коммуникативных свойств, которые обеспечивают установление контактов и необходимых отношений со всеми участниками процесса, уважение к правосудию. К примеру, поведение судьи должно свидетельствовать о его стремлении познать сущность имевших место событий, взаимоотношений, личностей, принимавших участие в этих событиях. Главное в коммуникативных свойствах судьи — не стремление быть приятным в общении (мягкая улыбка, доброжелательный, сочувственный взгляд и т.д.), а умение своим видом показать способность, желание досконально разобраться во всех обстоятельствах данного дела, сосредоточенность мыслительных и волевых усилий. Именно это внушает уважение и к судье, и к правосудию в целом, является стимулом для всех участников процесса тщательно, подробно излагать факты, свою оценку, свое понимание тех или иных событий.
Было бы ошибочным думать, что роль судьи сводится только к внимательному выслушиванию объяснений, ответов на задаваемые вопросы. Ему необходимо обладать и умением активно воздействовать на подсудимых, свидетелей, дающих ложные показания, подсказать норму поведения, показать противоречивость, логическую неоправданность действий того или иного лица в суде.
Участники судопроизводства с развитыми педагогическими свойствами способны внушить к себе уважение и создать у всех присутствующих убеждение в законности и справедливости правосудия. В умении проявлять эти качества заключается одна из специфических особенностей педагогической компетентности участников судопроизводства.
- Часть I
- Глава 1 педагогика как наука
- 1.1. Предмет, основные категории и задачи педагогики
- Предмет педагогической науки
- Система основных понятий (категорий) педагогики
- 1.2. История педагогики и ее научные школы
- Педагогическая мысль в России
- Педагогика советского времени
- 1.3. Система отраслей педагогической науки
- Взаимосвязи педагогики с другими науками
- Педагогика и практика
- 1.4. Методология педагогики
- 1.5. Организация и методы педагогических исследований
- Процесс педагогического исследования
- Библиографический список
- Глава 2 личность и группа как субъекты и объекты педагогического процесса
- 2.1. Личность в педагогическом процессе
- Процесс формирования личности
- Личность как субъект педагогического процесса
- 2.2. Группа, коллектив в педагогике
- Группа и педагогика
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 3
- 3.1. Педагогическая система и ее основные элементы
- Единство систем воспитания, обучения, образования и развития человека
- 3.2. Педагогический процесс: его сущность, структура и закономерности Сущность и структура педагогического процесса
- Закономерности педагогического процесса
- Управление педагогическим процессом
- Морально - психологическое обеспечение педагогического процесса
- 3.3. Традиционные методы и технологии в педагогическом процессе
- Технологии образования
- Технологии обучения
- 3.4. Интенсивные педагогические технологии Теория и технология поэтапного формирования действий
- Компьютерные технологии
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 4 педагогические действия и техника их выполнения
- 4.1. Понятие о педагогических действиях и технике их выполнения
- 4.2. Педагогическое наблюдение Общая характеристика
- Педагогическая направленность наблюдения
- Организация педагогического наблюдения
- Обеспечение интенсивного и устойчивости педагогического наблюдения.
- Осмысливание результатов наблюдения
- 4.3. Педагогический анализ
- 4.4. Педагогическое решение Выделение педагогической проблемы, ее изучение и определение цели решения (желательного результата)
- Разработка вариантов педагогического решения и выбор лучшего из них
- Детальная проработка избранного варианта педагогического решения
- 4.5. Педагогическая речь Техника использования речевых средств
- Риторика51
- 4.6. Педагогическое общение Общая характеристика
- Техника педагогического общения
- Управление процессом педагогического общения
- 4.7. Педагогическое взаимодействие Сущность и значение педагогического взаимодействия педагога и обучающихся
- Пути установления педагогического сотрудничества
- 4.8. Педагогическая требовательность
- Библиографический список
- Глава 5
- 5.1. Семья и семейная педагогика Влияние семьи на процесс формирования
- Правовые положения и правовоспитательное влияние семьи
- Актуальные проблемы семейной педагогики
- 5.2. Дошкольные учреждения и дошкольная педагогика
- 5.3. Общеобразовательная школа и школьная педагогика
- Предмет и задачи школьной педагогики
- 5.4. Высшая школа и педагогика высшей школы Высшее образование и общество
- 5.5. Трудовой коллектив и профессиональная педагогика
- 5.6. Государственные, общественные, досугово-бытовые образования и социальная педагогика
- Социальная педагогика как отрасль педагогической науки
- 5.7. Педагогика самосовершенствования личности Самообразование личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 6 субъекты педагогической работы
- 6.1. Педагог, родитель, учитель, специалист, руководитель — субъекты педагогической работы
- Специалист
- Руководитель
- 6.2. Требования педагогической деятельности к ее субъекту
- 6.3. Профессионализм педагога-профессионала
- 6.4. Педагогическая подготовленность разных профессионалов, сотрудников, работников, должностных лиц
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть II
- Глава 7
- Правовая сфера и педагогическая система общества
- 7.2. Предмет, цели, задачи, система юридической педагогики Юридико-педагогическая действительность
- 7.3. Методология юридической педагогики
- Специальная (частная94) методология юридической педагогики
- 7.4. Право и педагогика Педагогический подход и функция права
- Педагогика в свойствах и механизмах права
- 7.5. Педагогика правовой социализации и культуры
- Педагогические компоненты правовой культуры личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 8 педагогическая система юридического образования
- 8.1. Система юридического образования в России и принципы ее построения
- Принципы построения системы юридического образования и факторы, влияющие на ее развитие
- 8.2. Педагогические модели специалистов — выпускников юридических образовательных учреждений различных уровней
- Профессиональные требования к качеству подготовки юристов
- Предметные квалификационные характеристики
- 8.3. Личностно-формирующий потенциал юридического образовательного учреждения
- 8.4. Педагогическая система юридического образовательного учреждения
- Сущность и макроструктура педагогической системы
- Научно-содержательная составляющая педагогического процесса
- Педагогические принципы высшего профессионального юридического образования
- Организационная составляющая образовательного процесса
- 8.5. Система методического обеспечения педагогического процесса122 Характеристика системы методического обеспечения
- Виды методической работы
- Методическая работа на кафедре, цикле
- Раздел III. Методика преподавания учебной дисциплины по видам занятий, предусмотренных тематическим планом:
- Раздел IV. Совершенствование частной методики преподавания дисциплины. Оно может осуществляться по следующим направлениям:
- 8.6. Основы методики преподавания юридических дисциплин
- Виды лекции
- 8.7. Профессионально-педагогическая подготовка обучающихся в юридических образовательных учреждениях126
- Содержание профессионально-педагогической подготовки
- 8.8. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и преподавателей в системе дополнительного профессионального образования
- 8.9. Профессиональное становление студентов-юристов в непрерывной производственной практике (рязанский опыт)
- Библиографический список
- Глава 9 педагогика воспитания в правоохранительном органе
- 9.1. Значение и организация воспитания сотрудников правоохранительного органа
- 9.2. Цели, задачи и принципы воспитания сотрудников
- Методические принципы и методы
- 9.3. Работа с коллективом правоохранительного органа
- Педагогическая технология формирования коллектива
- 9.4. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками
- Наставничество
- 9.5. Государственно-профессиональное воспитание Общая характеристика видов воспитания
- Патриотическое воспитание
- 9.6. Нравственно-профессиональное воспитание сотрудников
- Профессионально-этическое воспитание
- 9.7. Профессионально-правовое воспитание сотрудников Цели и задачи правового
- Правовое воспитание в процессе профессионального обучения
- 9.8. Педагогическая профилактика профессиональной деформации сотрудников
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 10
- 10.1. Педагогические задачи и особенности профессиональной подготовки
- 10.2. Педагогические принципы профессиональной подготовки
- Организационные педагогические принципы
- 10.3. Общая методика проведения занятий по профессиональной подготовке
- Этапы занятия и их методика
- 10.4. Методика формирования и совершенствования профессиональных знаний, навыков и умений сотрудников
- 10.5. Педагогические особенности групповой и организационной подготовки
- 10.6. Педагогические особенности тактической, огневой и физической подготовок
- 10.7. Подготовка сотрудников к обеспечению личной профессиональной безопасности
- 10.8. Педагогическая система профессионально-психологической подготовки
- 10.9. Профессионально-педагогическая подготовка руководителей занятий Значение, задача и формы профессионально- педагогической подготовки
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 11 экстремально-юридическая педагогика
- 11.1. Требования к экстремальной подготовленности сотрудников правоохранительных органов
- 11.2. Основы экстремальной подготовки сотрудников
- Учебная база и средства экстремальной подготовки
- 11.3. Методические особенности экстремальной подготовки
- 11.4. Основные виды экстремальной подготовки
- 11.5. Педагогическое обеспечение действий персонала правоохранительных органов в экстремальных условиях
- 11.6. Педагогические особенности работы с персоналом в постэкстремальный период
- Основы проведения постэкстремальной педагогической работы
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 12 педагогика управления правоохранительным органом
- 12.1. Педагогическая функция в управлении правоохранительным органом
- 12.2. Основы реализации педагогической функции управления
- Организационно-педагогические факторы
- 12.4. Педагогические технологии в текущем управлении
- 12.5. Педагогические технологии в реализации властных управленческих функций
- Педагогические технологии в управленческом контроле
- 12.6. Педагогика примера личности и стиля деятельности руководителя
- 12.7. Педагогическая этика руководителя Этика и педагогическая функция управления
- 12.8. Педагогические аспекты соблюдения прав человека в управлении деятельностью правоохранительных органов
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть III
- Педагогическое
- Обеспечение решения основных
- Правоохранительных задач
- Глава 13
- Правовое воспитание населения
- 13.1. Правовоспитанность граждан и система факторов, влияющих на нее Правовоспитанность и правовоспитание населения
- 13.2. Педагогическая система правовоспитательной работы с населением
- Направления правовоспитательной работы
- 13.3. Правовое воспитание в основных педагогических системах общества
- Правовоспитательная работа в общеобразовательной школе
- 13.4. Народная педагогика и правовоспитание
- 13.5. Правовое воспитание молодежи
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 14 криминологическая, криминальная и превентивная педагогики
- 14.1. Криминологическая педагогика
- Цель и задачи криминологической педагогики
- Криминогенные факторы в условиях жизнедеятелыюсти населения
- 14.2. Криминальная педагогика
- 14.3. Основы превентивной педагогики
- Основы педагогической системы профилактики
- Педагогика в общей профилаке тике преступлений
- 14.4. Профилактика рецидивных преступлений Постпенитенциарная педагогика
- Исторические уроки постпенитенциарной педагогики
- 14.5. Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 15 педагогическое обеспечение охраны порядка и безопасности
- 15.1. Педагогическое обеспечение деятельности сотрудников Федеральной службы безопасности
- 15.2. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников пограничной службы
- 15.3. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников таможенных органов
- Специфика требований к личности и деятельности таможенника
- Особенности обучения сотрудников таможенных органов
- 15.4. Педагогические особенности подготовки работников частных детективных и охранных служб
- Основы правовой подготовки
- Физическая подготовка и рукопашный бой
- Психологическая подготовка
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 16 педагогика в деятельности органов предварительного следствия, адвокатуры, прокуратуры и судов
- 16.1. Педагогика и судопроизводство
- Из истории педагогики судебного
- 16.2. Педагогические свойства и качества сотрудников органов правосудия
- 16.3. Педагогические аспекты деятельности органов досудебного производства
- 16.4. Вопросы правового просвещения граждан на стадии предварительного расследования
- Обеспечение прав участников предварительного расследования
- 16.5. Судебный процесс в правовом воспитании и просвещении граждан
- Воспитательное значение деятельности обвинителя на суде
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 17
- 17.1. Становление и развитие теории и практики пенитенциарной педагогики
- Пенитенциарной науки и практики с середины 80-х годов по настоящее время
- 17.2. Факторы, определяющие специфику пенитенциарной педагогики
- Неформальные общности осужденных
- Среда функционирование воспитательной системы органов, исполняющих наказания
- Объект и предмет исправительной педагогики
- Основные категории исправительной педагогики(пенитенциарной) педагогики
- 17.4. Принципы перевоспитания осужденных
- Система методов воспитания осужденных
- Методы на сознание и поведение осужденных
- Методы коррекции поведения
- Групповые формы воспитательного взаимодействия
- 17.7. Основные средства исправления осужденных Понятие основных средств исправления осужденных
- Общественное воздействие как средство исправления осужденных
- 17.8. Особенности перевоспитания различных категорий осужденных
- Библиографический список
- Глава 1о
- 18.1. Общая характеристика юридической педагогики за рубежом
- Основная терминология сравнительно – юридической педагогики
- 18.2. Юридическое образование за рубежом
- Юридическое образование в Европе
- Юридическое образование в сша
- Образование в системе работы с кадрами полиции
- Современное состояние полицейского образования
- 18.4. Обеспечение имиджа и престижа полицейских Проблема имиджа и престижа полицейских
- Обеспечение престижности профессии полицейского
- 18.5. Педагогические аспекты в решении полицией служебных задач
- 18.6. Психологическая подготовка сотрудников полиции за рубежом Возникновение развития психологической подготовки
- Педагогическая система психологической подготовки
- 18.7. Проблема ресоциализации осужденных за рубежом Пенитенциарная педагогика за рубежом
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений