logo
Yuridicheskaya_pedagogika

Закономерности педагогического процесса

Динамичный, развивающийся педагогический процесс противоречив и диалектичен. В нем проявляются свои законы, закономерности и противоречия. Последние возникают при несо­ответствии между устаревающими педагогическими воззрениями, ошибочными решениями педагогических ситуаций и новыми раз­вивающимися концепциями, методами и факторами образования, воспитания, обучения и развития обучающихся, между необходи­мыми результатами процесса и реально достигаемыми, между объ­ективными закономерностями, по которым должен строиться про­цесс, и тем, как он строится педагогом, руководителем и обучаю­щимися. В диалектическом плане выявление и разрешение противо­речий — главная движущая сила педагогического процесса, его раз­вития и совершенствования.

Педагогические противоречия обычно делят на две группы: внешние и внутренние. Первые связаны с несоответствием внешних условий (социальных, экономических, социально-педагогических, психоло­гических, материальных) и условий оптимального построения педа­гогического процесса. Субъективные противоречия возникают при несоответствии реально существующих личных качеств (образован­ности, воспитанности, обученное™ и развитости) участвующих в конкретном педагогическом процессе лиц необходимым — это их отношение к процессу, степень активного и целесообразного уча­стия в нем, допускаемые в ходе его ошибки. Субъективные проти­воречия возникают и в результате отставания педагогической тео­рии и практики от требований времени, организации и руководства процессом от новых объективных требований к подготовке образо­ванного, воспитанного, обученного и развитого специалиста, про­фессионала. Своевременное осознание и разрешение всех видов противоречий необходимо для поддержания и повышения эффек­тивности педагогического процесса.

Педагогический процесс должен организовываться и проводиться с учетом психологических закономерностей формирования знаний, на­выков, умений, привычек, способностей, качеств у обучающихся, а также социально-психологических влияний педагога, психологии учеб­ной группы и более крупных групп и общностей. Педагогическому процессу присущи и свои педагогические закономерности при­чинно-следственные зависимости между всеми элементами системы педагогического процесса, факторами, воздействующими на него, и педагогическими результатами. В их числе:

• многофункциональность процесса;

• единство воспитания (самовоспитания), обучения (самообуче­ния), развития (саморазвития) и образования (самообразования);

• соответствие педагогических действий особенностям и харак­теру деятельности обучающихся, их потребностям, познавательным и физическим возможностям, степени сплоченности и слаженности группы. Эта закономерность диктует необходимость приводить в со­ответствие педагогическую деятельность и содержание подготовки специалистов, учитывать особенности контингента обучающихся, их познавательные и эмоционально-волевые возможности, обеспечи­вать соответствие жизни и быта задачам формирования личности;

• зависимость построения процесса поставленным целям и за­дачам.

Учет закономерностей педагогического процесса предполагает его научно-обоснованную технологию, т.е. организационно-методичес­кий инструментарий — методы, формы, средства, технологические цепочки, а также средства (учебные и наглядные пособия, различные приборы, аппараты, компьютерные устройства и др.), используемые для достижения намеченного педагогического результата. Педагоги­ческая технология превращает педагогику в более «точную» науку, а педагогическую практику делает четко организуемым, управляемым и результативным процессом.

Непременные элементы педагогического процесса — контроль за его протеканием, регулирование и оценка достигаемых результатов.