logo
Yuridicheskaya_pedagogika

10.7. Подготовка сотрудников к обеспечению личной профессиональной безопасности

Необходимость и сущность подготовки

В большинстве западных стран подготовке со­трудников правоохранительных органов к обес­печению личной профессиональной безопасно­сти уделяют внимание уже лет двадцать. Этим, в частности, объясняется значительно меньшее число погибших со­трудников по сравнению с нашей страной168. В России необходимость решения такой педагогической задачи была поставлена в связи с обострением криминальной ситуации в стране, частым использова­нием преступниками оружия, увеличением случаев гибели мили­ционеров. Она приобрела особый смысл в условиях гуманизации общества, где жизнь человека признается высшей ценностью. Ини­циатива в педагогической постановке этой проблемы принадлежит профессору А.В. Буданову, а ее разработка относится к 1995—1997 гг.169 В результате анализа были выявлены следующие причины гибе­ли и ранений сотрудников: потеря бдительности, неумение предви­деть и оценить опасность, игнорирование очевидных признаков опас­ности, переоценка своей подготовленности, отсутствие контроля за другими людьми, а также опасения стать объектом нападения и др. Иначе говоря, недостатки в подготовке и качествах определяют предрасположенность сотрудника к несчастным случаям при нахо­ждении в экстремальных ситуациях, его профессиональную виктимность. Чем выше уровень подготовленности к обеспечению личной безопасности, тем выше шансы сотрудника остаться невредимым. Эта новая для нас разновидность профессиональной подготовки стала потребностью сегодняшнего дня. В определенном объеме она нужна всем категориям сотрудников и должна проводиться с уче­том специфики угроз и опасностей в их работе170.

Содержание подготовки

Подготовленность к обеспечению безопасности, бесспорно, связана с высоким уровнем профес­сионализма сотрудника. Но нужна еще и особая подготовленность, направленная на понижение уровня профессио­нальной виктимности. Она предполагает:

• отчетливое понимание профессионалом наличия постоянного риска, угроз, опасностей, возможных внезапных, порой мгновен­ных осложнений служебных ситуаций и психологическую установку на выживание;

• умение правильно оценить наличие и признаки повышения опасности в ситуациях профессиональной деятельности, ее степень, возможности нарастания и формы реального проявления;

• понимание роли постоянной бдительности и способов ее лич­ного обеспечения;

• умение использовать экипировку, повышающую личную безо­пасность;

• владение тактикой постоянного превентивного обеспечения личной безопасности при повседневном выполнении служебных функций;

• владение тактикой, методами и приемами обеспечения безо­пасности при решении типичных задач, сопряженных с повышен­ной опасностью;

• владение тактикой, методами и приемами усиления мер лич­ной профессиональной безопасности при повышении опасности;

• владение тактикой, методами и приемами пресечения пико­вого нарастания угрозы;

• умение поддерживать постоянную личную готовность к немед­ленному реагированию на любые неожиданные угрозы личной безо­пасности;

• умение опережать правонарушителя во всех действиях, в том числе и в использовании оружия.

Формирование этих компонентов подготовленности определяет задачи и подбор содержания занятий по повышению личной про­фессиональной безопасности персонала.

Методика подготовки

По современным представлениям, осуществле­ние подготовки сотрудников правоохранитель­ных органов к обеспечению личной безопас­ности носит психолого-педагогический, учебно-воспитательный, практический характер.

Прежде всего, необходимо сформировать у обучаемых установку на выживание, исключающую беспечность, недооценку существующей опасности, умышленное блокирование мыслей об угрозе и важно­сти личной защиты от нее. Для ее формирования рекомендуется использовать «Обязательство о выживании»171, проводить специаль­ные занятия по анализу угроз и опасностей в различных учебных ситуациях, приближенных к реальным, проводить разъяснительную работу и убеждать обучающихся в необходимости соблюдения мер предосторожности.

Сотрудники обучаются пользованию индивидуальными средства­ми защиты: головы (пулестойкий защитный шлем, пулестойкий ра­диофицированный шлем, средство для маскировки и защиты лица и шеи и др.), туловища (бронежилет, пулезащитная куртка, штур­мовые защитные комплекты и др.), конечностей (противоударная рукавица, кольчужные перчатки, защитный комплект «Щиток» и др.), а также выполнению профессиональных действий при пользо­вании ими. Важно уметь удобно крепить предметы экипировки и так, чтобы они не издавали звуков и не демаскировали сотрудника. В экипировку части сотрудников входят и резиновая палка, наруч­ники, средства принудительной остановки транспорта, щиты, специальные окрашивающие и светозвуковые средства и др., навыки владения которыми тоже необходимо формировать.

Практика подтвердила значимость обучения тактике, методам и приемам безопасного поведения в опасных ситуациях, отработки дей­ствий с выполнением алгоритма рекомендаций для ситуаций риска, например, таких172:

Проверь перед работой оружие, амуницию, транспорт, связь.

Практикуйся быстро перезаряжать оружие в движении, в темноте.

Знай своего напарника.

Один прикрывает, другой движется.

Прикрывают товарищи, укрывайся сам.

Придерживайся планов, разработанных с напарником.

Имей план на худший вариант.

Звуки и видимое глазами искажается под влиянием стресса.

«Время запаздывания» — это разница между мыслью и действием. Знай свое «время на выстрел».

Используй фонарь для создания преимущества: свети сверху и пря­мо в глаза.

Носи дополнительный ключ от наручников.

Постоянно имей жетон для телефона-автомата.

Ожидай неожиданное.

Не открывай спину.

Не забывай смотреть вверх.

Не стой перед дверью или окном.

Открой дверь полностью, прежде чем войти.

При опасности действуй, не застывай и т.д.

Конструктивны и профессиональны разработки отечественных авторов по тактике обеспечения безопасности173. Например, так опи­сывается порядок действий сотрудника, выполняющего задачи при вооруженных конфликтах и обнаружении им растяжек мин и взры­воопасных предметов:

Если вы идете пешком:

• остановитесь;

• внимательно осмотрите местность;

• определите характер и состояние обнаруженного предмета, не ка­саясь его;

• на бросайте в падозрительный предмет камень и не стреляйте в него;

• поверните назад, оставаясь на той же тропе, по которой вы пришли;

• отметьте заминированный участок тем, что окажется под рукой;

• сообщите командиру, в штаб, в дежурную часть;

• оповестите окружающих174.

Отработка тактики действий осуществляется по методике фор­мирования навыков и умений. Сложности могут возникнуть потому, что тактик действий и рекомендаций по ним бывает много, а реко­мендации по отдельным включают до 50 позиций. Во всех случаях необходима отработка самых важных для безопасной деятельности данного специалиста с использованием комплексной системы форми­рования навыков (см. § 10.4). Практическая отработка тактики ве­дется на учебных полигонах или на местности. Руководитель дает задание обучающимся двигаться по определенному маршруту. На нем с помощью заранее расставленных помощников воспроизво­дятся все ситуации, предусмотренные рекомендациями, а за ошиб­ки следуют «наказания» в виде агрессии со стороны.

По разработкам А.В. Буданова система форм обучения определя­ется логикой: информировать — убедить — научить действию. Пре­обладающие формы (помимо лекций, бесед и дискуссий) — прак­тические занятия, игры, учения. Обучение будет тем более эффек­тивным, чем больше процесс его будет перерастать в целостный и пролонгированный педагогический тренинг, в ходе которого форми­руются соответствующие профессиональные установки и привычки, усваиваются необходимые знания, навыки и умения.

В системе методов преобладают практические методы (упраж­нения, решение ситуаций, игра, тренинг) в сочетании с нагляд­ными (показ, демонстрация, иллюстрация) и при ведущей роли словесных.

Существует необходимость обучения сотрудников мерам обеспе­чения безопасности и при повседневном руководстве ими: при инст­руктировании и постановке служебных задач, связанных с профес­сиональным риском, оказании помощи, разборах и включении во­просов безопасности в приказы, инструкции и другие документы. Огромное значение имеет укрепление дисциплины и законности в деятельности сотрудников, развитие товарищеских отношений в коллективах, разъяснение прав и обязанностей сотрудников, в том числе их права на самооборону, разъяснение гражданам их обязан­ностей и прав по отношению к сотрудникам, а также уголовной от­ветственности за насильственные действия против них.