logo
Yuridicheskaya_pedagogika

Методическая работа на кафедре, цикле

Кафедра является основным учебно-научным подразделением вуза, а цикл - основным педагогическим коллективом, призванным решать учебно-воспитательные задачи в образо­вательных учреждениях начального и среднего профессионального образования. Они же выступают и центрами методической работы. Основными задачами методической работы на кафедрах и циклах являются:

• поиск путей повышения научного, теоретического, профессио­нального и методического уровня проведения занятий;

• выбор и использование в педагогическом процессе целевых форм, эффективных методов, рациональных приемов и средств обу­чения;

• интенсификация образовательного процесса за счет использо­вания различных технических средств, электронно-вычислительной техники и дидактических материалов к ним;

• повышение профессионального и педагогического уровня пре­подавателей, их методического мастерства;

• разработка учебно-методических материалов к различным ви­дам занятий;

• совершенствование системы педагогического контроля за дея­тельностью преподавателей, проверки и оценки знаний, навыков и умений обучающихся;

• повышение качества аудиторной и внеаудиторной самостоя­тельной работы слушателей, курсантов и студентов;

• обобщение и распространение передового опыта методической работы преподавателей кафедр, циклов;

• внедрение в педагогический процесс отечественного и миро­вого педагогического опыта.

Методическая работа организуется как в масштабе кафедры (цикла), так и в специально создаваемых предметных методических

секциях (комиссиях). Важной задачей их выступает разработка ча­стных методик преподаваемых учебных дисциплин. Она является ос­новным организационно-содержательным документом кафедры (цикла), в котором представлена методика проведения различных видов занятий по каждой учебной дисциплине (курсу). В структу­ре этого методического документа выделяют две части: теоре­тическую и прикладную.

Теоретическая часть — частной методики состоит из четырех разделов, каждый из которых имеет свое содержание.

Раздел I. Цели и задачи изучения учебной дисциплины (предмет изучения дисциплины, научные и теоретические основы ее препода­вания, роль профессиональной дисциплины в формировании специа­листов юридической профессии; взаимосвязь учебной дисциплины с другими смежными предметами учебного плана; образовательные цели изучения дисциплины).

Раздел И. Программное содержание дисциплины и структура учебно-воспитательного процесса по дисциплине. В разделе должны быть представлены:

• принципы формирования учебной программы по предмету: на­учность и системность, единство теории и практики, историзм науки и дисциплины, связь предмета с другими дисциплинами учебного плана;

• содержание каждой темы и учебной дисциплины в целом. Оно формируется путем отбора, систематизации и дидактической пере­работки материала конкретной науки с учетом целей обучения и воспитания, интеллектуальных возможностей обучающихся и обес­печения его (содержания обучения) соответствия задачам и уровню подготовки специалистов;

• технологические компоненты учебно-воспитательного процесса в структуре дисциплины (см. § 8.4);

• система контроля усвоения учебного материала по темам и дис­циплине в целом: текущий, рубежный, итоговый (тесты, контрольные вопросы, задачи, билеты).