logo
Yuridicheskaya_pedagogika

Объект и предмет исправительной педагогики

Вычленение самостоятельной отрасли знаний исправительной педагогики вызвано в первую очередь особенностью ее объекта и предмета, а также условии исполнения и отбывания уголов­ного наказания в виде лишения свободы лицами с высокой степенью социально-нравственной деформации и педагогической запущенности.

Свое название пенитенциарная педагогика получила от латинско­го слова penetio, что значит «править, исправлять». До 1990 г. данная отрасль называлась исправительно-трудовой педагогикой аналогично отрасли права — исправительно-трудового. С изменением названия этой отрасли на уголовно-исполнительное и расширением междуна­родных связей педагогика получила название «пенитенциарная».

Объектом исправительной (пенитенциарной) педагогики является воспитательная система исправительных учреждений, в число которых входят исправительные колонии различных видов режима (общего, строгого, особого), воспитательные колонии для несовершеннолетних, тюрьмы, лечебные исправительные учрежде­ния; колонии-поселения, в которых отбывают наказания осужден­ные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосто­рожности, а также осужденные, переведенные из исправительных колоний общего и строгого режимов.

Следственные изоляторы {СИЗО) выполняют функции исправи­тельных учреждений в отношении лиц, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (в пределах 80—100 человек в каждом СИЗО). Подследственные, содержащиеся в СИЗО, не яв­ляются осужденными по суду, обладают специфическим правовым статусом и потому составляют особую категорию лиц, воспитатель­ное воздействие на которых в условиях строгой покамерной изоля­ции минимально и не является объектом рассмотрения пенитенци­арной педагогики, поскольку эти лица относятся к юрисдикции следственных и судебных органов.

Не являются объектом изучения пенитенциарной педагогики и процессы, возникающие при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы (обязательные работы, штраф, лишение спе­циального, воинского звания или почетного звания, классного чина и государственных наград, конфискация имущества и др.).

Предметом исправительной (пенитенциарной) педагогики являются педагогические закономерности и особенности функциониро­вания систем исполнения уголовного наказания, связанного с лишением свободы, как меры государственного принуждения. Поскольку испра­вительная система «получает» результаты деятельности других вос­питательных систем, причем в деформированном виде, то процесс воспитания в ее рамках принято чаще всего обозначать термином «перевоспитание». Он употребляется и в других отраслях педагогики, предполагая устранение дефектов предыдущего развития личности, поскольку его нельзя представлять как непрерывное поступательное восхождение без отступлений и срывов. В результате стихийных, под­час непредсказуемых обстоятельств могут сформироваться негативные отношения личности к основным социальным ценностям, целена­правленным педагогическим воздействиям. Перед воспитателем в та­ких случаях стоит задача разрушения подобных отношений, формиро­вание социально одобряемого поведения. Однако разрушение каких-либо свойств и качеств личности не означает их простого устранения с тем, чтобы на освободившемся пространстве формировать новые (тео­рия «чистой доски»). Диалектика развития личности такова, что про­цесс замены идет как вытеснение одних свойств, качеств и взглядов другими. Например, преодоление эгоцентризма возможно только в случае формирования у личности альтруизма, коллективизма.