logo
Yuridicheskaya_pedagogika

Специфика требований к личности и деятельности таможенника

Специфика таможенной деятельности определяет и специфику требований к личности таможенника и ее формированию.

Важнейшим требованием к личности сотрудника таможенного органа выступает высокая ответственность за строгое выполнение должностных обязанностей, определенных п.1 ст. 17 Федерального закона:

1) обеспечивать соблюдение Конституции Российской Федерации, исполнение федеральных конституционных законов и федеральных законов;

2) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интере­сов граждан;

3) выполнять приказы и распоряжения начальников таможен­ных органов, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных;

4) в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также государственных органов, органов местного самоуправле­ния и организаций;

5) соблюдать установленные в таможенном органе правила внут­реннего распорядка, порядок обращения со служебной информацией, выполнять должностные инструкции;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для ис­полнения должностных обязанностей;

7) хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполне­нием должностных обязанностей сведения, в том числе затраги­вающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Требования служебного долга закреплены в Присяге сотрудника таможенного органа (п. 1 ст. 19 Федерального закона), Кодексе чести таможенника Российской Федерации (Приказ ГТР России от 3 сен­тября 1997 г. № 530), которые определяют поведение сотрудников как общественно значимое, имеющее высоконравственное и глубоко целесообразное содержание. Так, Кодекс чести определяет мораль­ные принципы и правила поведения сотрудника. Гражданин России, избравший профессию таможенника, добровольно возлагает на себя обязанности неуклонно выполнять нормы и положения. Таможенник России должен:

• быть преданным своему Отечеству, защищать его экономиче­ские интересы и безопасность, сохранять верность Конституции и Присяге. Любовь к Родине, верность долгу — главные его качества и принципы поведения;

• быть примером законопослушания, дисциплинированности и исполнительности. Профессиональная честность, порядочность и безупречная репутация — основа доверия граждан к сотруднику та­моженного органа;

• в интересах службы всемерно укреплять коллективизм, быть всегда готовым бескорыстно прийти на помощь товарищам, со­служивцам;

• дорожить духовными и нравственными ценностями, завещан­ными нашими предками, хранить и приумножать лучшие традиции многовековой истории российской таможни, уважительно относить­ся к атрибутам государственной и таможенной символики;

• быть образцом воспитанности, высокой культуры общения и поведения, уважительного отношения к гражданам и коллегам. Ничто так не подрывает авторитет профессии таможенника, как взяточ­ничество, чванство, невежество;

• постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерст­во, передавать накопленный опыт и знания молодым сотрудникам;

• быть смелым и мужественным. Верх бесчестия — трусость и предательство. При выполнении служебных обязанностей таможен­ник должен действовать решительно и самоотверженно;

• гордиться и дорожить службой и честью таможенника Россий­ской Федерации, оправдывать право быть им добросовестной службой во благо Отечества. Помнить, что таможенник — это представитель государства. По его поведению, манерам и привычкам, внешнему виду и интеллекту люди судят не только о таможенной службе, но и о са­мой России.

Федеральным законом сотруднику таможенного органа за­прещено:

• заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педа­гогической, научной и иной творческой;

• совмещать службу с исполнением обязанностей депутата лю­бого законодательного органа власти и местного самоуправления;

• заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; состоять членом органа управления ком­мерческой организации, за исключением случаев, предусмотрен­ных законом;

• быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в таможенных органах;

• использовать в неслужебных целях средства материально-тех­нического и информационного обеспечения, финансовые средства, другое государственное имущество, а также служебную информацию;

• получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением должностных обязанностей;

• получать от физических и юридических лиц подарки, денеж­ные вознаграждения, ссуды, услуги, средства на оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей;

• принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;

• выезжать в служебные командировки за пределы Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исклю­чением служебных командировок;

• использовать свое служебное положение в интересах полити­ческих партий, общественных, в том числе религиозных, объедине­ний для пропаганды отношения к ним.

Квалификационные требования к сотрудникам таможенных орга­нов определены Перечнем должностей младшего состава, среднего начальствующего состава и старшего начальствующего состава и со­ответствующих им специальных званий, а также квалификационных требований к сотрудникам таможенных органов (Приказ ГТК Рос­сии от 20 марта 1998 г. № 160).

За несоблюдение требований и ограничений сотрудник подле­жит увольнению со службы в таможенных органах. Все это предъ­являет высокие требования к педагогическим и психологическим свойствам и качествам личности таможенника, его воспитанности, обученное™, образованности и развитости.

Особенности воспитательной работы с сотрудниками таможенной службы

В таможенных органах Российской Федерации сложилась и в целом оправдывает себя на практике система воспитательно-профилактической работы, ориентированная на формирование качеств личности сотрудников, отвечающих предъявляемым к ним требованиям. Она носит достаточно гибкий характер, учитывает складывающуюся социаль­но-экономическую обстановку в различных регионах, охватывает все структурные звенья таможенных органов и выступает важнейшим средством активизации человеческого потенциала в таможенных органах. Она включает в себя идейное, профессиональное, нравст­венное, правовое, патриотическое, эстетическое, физическое и дру­гие виды воспитания. Каждое из них реализуется с учетом особен­ностей, непосредственных задач, использованием общих и адаптиро­ванных средств и методов воспитания. Все составные части воспи­тания представляют разные грани диалектического воспитательного процесса и проводятся в жизнь комплексно.

Воспитание сотрудников таможенных органов — процесс мно­гофункциональный. Его базовой функцией является формирующе-развивающая, суть которой состоит в формировании у со­трудника новых и совершенствовании имеющихся качеств. Одно­временно с этим реализуются функции: мобилизации (побуждение сотрудников к активным действиям в конкретной обстановке), про­филактики (предупреждение, упреждение проявления негативных качеств и черт характера), перевоспитания (устранение, ликвидация, преодоление негативных качеств сотрудников при одновременном укреплении положительных), побуждения к самовоспитанию (подкре­пление мотивов и усилий, направленных на формирование лично­сти сотрудника). Все функции взаимообусловлены и реализуются во взаимодействии воспитателей и воспитуемых.

Процесс воспитания сотрудников организован в ГТК России дос­таточно четко: разработаны и введены в действие нормативные до­кументы, которые определяют порядок, формы и методы воспита­тельно-профилактической работы, ее содержание и основные на­правления. При этом предполагается, что воспитательная работа не самоцель, а средство для решения поставленных перед таможенной службой задач. Персональная ответственность за качество воспита­тельной работы возложена на начальника таможенного органа. В нормативных актах, регулирующих организацию и проведение вос­питательно-профилактической работы, предусмотрены ее обязатель­ные формы: государственное ориентирование, информирование со­трудников, профилактическая, социально-правовая, психологическая, кулыурно-досуговая и спортивно-массовая работа. На практике вне­дрен комплекс мер по методическому обеспечению воспитательной работы, совершенствуется организация взаимодействия всех струк­турных звеньев таможенных органов по повышению ее эффектив­ности. Подразделениями, непосредственно отвечающими за органи­зацию работы по воспитанию личного состава, являются: в ГТК России — отдел организации воспитательно-профилактической ра­боты, в Региональных таможенных управлениях и таможнях — от­делы и отделения воспитательно-профилактической работы. Обще­ственными институтами, активно участвующими в воспитательном процессе, являются: Союз ветеранов таможенной службы России, Советы наставников, Центральный музей таможенной службы. Вос­питательная роль придается собраниям сотрудников. В соответст­вии с приказом ГТК России в таможенных органах с 1996 г. дейст­вуют «телефоны доверия».