12.1. Педагогическая функция в управлении правоохранительным органом
Социальные системы и управление в них
Любая система нуждается в управлении, обеспечивающем ее существование, целостность, поддержание в определенном состоянии или перевод в другое, соответствующее обстановке, условиям или целям системы. Основные типы существующих систем — биологические, технические, социальные. Отличительный признак социальной системы в том, что она образована людьми, объединенными общими условиями жизни и деятельности, и представляет целостную, относительно обособленную человеческую общность. Это социальный организм, живой, динамичный, функционирующий по присущим ему социальным законам и закономерностям. К таким системам относится и каждый правоохранительный орган.
Управление в социальных системах по своему происхождению, сущности, целям, формам, методам и другим характеристикам — социальное явление. Оно осуществляется в рамках конкретного общества, определенного исторического отрезка его развития, особенностей живущего поколения людей. Управление осуществляется людьми и носит поэтому объективно-субъективный характер, что проявляется в отличительных особенностях, которые оно приобретает в конкретной социальной системе, в том числе и правоохранительном органе. Не все вариации этих особенностей, вызванные субъективными причинами, являются оправданными и эффективными. Социальный, человеческий характер управления определяет и главные критерии эффективности управления в каждой социальной системе:
• соответствие ценностям общества;
• удовлетворение социальных, духовных и материальных потребностей каждого человека.
Для правоохранительного органа второй критерий выражается не только в ориентации на социальное обслуживание граждан, обеспечение безопасности их жизнедеятельности, охрану прав и свобод, но .и на самих сотрудников. Последнее выражается, с одной стороны, в обеспечении успешности и безопасности их профессиональной деятельности, а с другой — в обеспечении индивидуальных потребностей в самореализации, самоутверждении, личной жизни и жизни их семей.
Педагогическая реальность в управлении
Социальные системы гетерогенны196. Они состоят из качественно своеобразных элементов. подсистем, отличающихся по свойствам, качественным особенностям, своеобразным явлениям и присущим им закономерностям и механизмам (рис. 12.П. Для управления это имеет принципиальное значение, ибо оно призвано держать под контролем и направлять динамику всех компонентов, из которых состоит система. Если какие-то элементы в ней не поддаются управлению, то неизбежны слабости, упущения, неуправляемые и зачастую нежелательные изменения, частичная и даже полная утрата контроля за динамикой системы. Одним из признаков системности управления является такое построение ее, при котором все компоненты охвачены общим влиянием и вполне управляемы. Комплексность управления — дополнительная характеристика системности, это построение его с учетом качественного своеобразия всех составляющих элементов.
В системе управления выделяются три качественно своеобразные подсистемы: материально-экономическую, организационно-правовую и человеческо-поведенческую подсистемы.
Материально-экономическая подсистема управления включает само здание, где расположен правоохранительный орган (оно требует обслуживания и финансовых средств), его оборудование, средства связи, транспорт, информационную технику, специальные средства, оружие, средства индивидуальной защиты, соответствующим образом оборудованные служебные и учебные помещения, тир, полигон и пр. Эту подсистему называют порой «хозяйством» органа.
Организационно-правовая подсистема представлена оргштатны-ми расписаниями, организационными схемами, функциональными обязанностями, инструкциями, наставлениями, приказами по организации работы, а также ведомственными уставами, наставлениями, директивами, федеральными законами, подзаконными актами и иными документами.
Обе эти подсистемы представляют собой материально-правовую основу системы управления, рационально задуманную программу общей работы, нормативно определенную модель деятельности правоохранительного органа, абстрагирующуюся в подавляющем большинстве случаев от конкретных особенностей лиц и групп, которые будут ее реализовывать. Совершенствование управления правоохранительным органом предполагает обязательное доведение их до совершенства, соответствующего требованиям экономики и права, указаниям руководящих органов, уровням научно-технических достижений, правовой и управленческой наук и передового опыта. Однако идя только по этому пути, должного эффекта в управлении получить не удастся, ибо в управляемой системе и управлении ею действуют не законодательные акты, машины, схемы и инструкции, а люди. Без людей любая социальная система — только мертвая схема.
Человеческо-поведенческая подсистема — персонал правоохранительного органа, его профессиональная деятельность и поведение. Персонал или отдельные работники могут по-разному понимать свои обязанности и права: недостаточно оценивать разные цели и задачи, Преследовать кроме нормативно определенных и иные цели и интересы; знать, что делать, но недостаточно хотеть или не уметь; отдавать предпочтение работам, не имеющим актуального и первостепенного значения; не взаимодействовать должным образом с кем надо и взаимодействовать с кем не надо; не с равной успешностью решать разные задачи, будучи не одинаково подготовленными к их решению Или обладать не всеми нужными способностями и индивидуальными Качествами и т.д. Иначе говоря, реальность и эффективность деятельности правоохранительного органа как социальной системы, выполняющей в обществе определенную миссию, зависит от людей, от того, что они собой представляют, как относятся к делу и как работают. Функционирование любой социальной системы — всегда дело рук людей, продукт их ума, интересов, мотивов, потребностей, ценностных ориентации, воли, воспитанности, образованности, обученности, развитости и др. Человеческо-поведенческая подсистема носит комплексный характер, при этом важную роль в ее качественном своеобразии играют социальные, психологические и педагогические характеристики, во многом взаимосвязанные между собой. В ней представлены и педагогические факторы и влияния, к которым
относятся:
• существующие в самом правоохранительном органе (внутреннем контуре управления) особенности образованности, обученности, воспитанности и развитости сотрудников, сказывающиеся на решении стоящих задач;
• сформированность коллектива правоохранительного органа и его воспитывающие, обучающие, развивающие и мобилизующие влияния на своих членов;
• воспитывающие, обучающие, развивающие и мобилизующие влияния на сотрудников организации службы и деятельности правоохранительного органа;
• система работы с персоналом, призванная, помимо прочего, повышать образованность, профессиональную обученность, воспитанность и развитость сотрудников, поддерживать морально-психологический климат, сплачивающий, мобилизующий их и сводящий к минимуму текучесть высококвалифицированных и опытных кадров;
• влияние на результаты деятельности правоохранительного органа и на его персонал личной образованности, воспитанности, обученности и развитости руководителей высшего, среднего и низшего звена, а также их практики управленческой деятельности, ее стиля, методов, приемов и др.;
• социально-педагогические влияния на сотрудников внешней среды (внешнего контура управления), в которой функционирует правоохранительный орган: особенностей местного, регионального и федерального масштаба и разной природы — социально-политической, экономической, материальной, национально-этнической, образовательной, нравственной, информационно-культурной (деятельности средств массовой информации и печати, органов культуры и досуга); социально-психологической (настроений среди населения, общественного мнения, обычаев и традиций и пр.), криминальной (постоянных контактов с представителями криминального мира и социально-деформированными личностями, проявлениями элементов криминальной субкультуры среди части населения, молодежи);
• правовоспитывающие влияния самой правоохранительной деятельности сотрудников, а также специально осуществляемых персо-налом и руководством правоохранительного органа мер по взаимодействию с общественностью.
Существование педагогической реальности в системе управления объективно и неизбежно, а ее влияния весьма существенны. Эля педагогический компонент человеческо-поведенческой подсистемы качественно своеобразен; он особой природы, с особыми явлениями, закономерностями и механизмами и нуждается поэтому в особом, целенаправленном, осмысленном и педагогически компетентном управлении, представляющем собой педагогическую функцию управления. Ее отсутствие в практике управления конкретным правоохранительным органом представляет собой огромный пласт неиспользованных возможностей. Устранение распространенной слабости в практике осуществления этой функции таит в себе богатый резерв для повышения эффективности управления и решения задач по укреплению законности и правопорядка.
Педагогические идеи в теории и практике , управления
В теории и практике управления существует немало подходов к его построению. Основную долю составляют административные, организационные, нормативные и психологические идеи, а все существующие концепции укладываются в широко известную триаду авторитарного, демократического и либерального управления.
Авторитарная (административная, ситуативная) концепция и практика управления рассматривает его как деятельность руководителя, которому подчиняется все и вся. Он единоначальник, хозяин, единственно ответственное и заинтересованное в достижении целей, Деловом результате лицо. Все остальные — исполнители его воли, решений. Управление строится при этом как ситуативное, вытянутое в тонкую прямую линию последовательно следующих друг за другом управленческих циклов: возникшая проблема — ее изучение — Принятие решения — организация исполнения — оценка результата; Опять возникшая проблема и т.д. Члены организации, подчиненные руководителю, — средства в руках руководителя, «винтики в машине», направляемой на достижение цели, стоящей перед организацией. Руководитель контролирует и направляет работу каждого сам, а они действуют по схеме. Он, по существу, занимает позицию по-Яонщика, так как в его управленческой деятельности господствуют императивные (повелительные, властные, принудительные, административные) методы. В результате у сотрудников возглавляемой им организации в качестве побуждений доминирует страх перед неприятностями, наказаниями, увольнением. Авторитарный руководитель не терпит рядом с собой способных и талантливых людей. Действуя по принципу «чем темнее ночь, тем ярче звезды», он преследует, унижает или вовсе избавляется от людей, которые выглядят умнее и достойнее его.
Уже при первом взгляде на него, — пишет польский специалист по управлению С. Ковалевски, — он создает... впечатление генерала, окруженного одними унтер-офицерами. Ни один полковник ему не требуется. Ведь он представлял бы потенциального конкурента197. Длительная международная и отечественная практика показала ограниченную применимость такой концепции, например, в военной организации или в период чрезвычайных обстоятельств, требующих максимальной централизации управления и подчинения всех воле одного. Самое плохое — отрицательные психолого-педагогические результаты. «Исполнители» при таком управлении формируются, воспитываются и развиваются самим характером управления и задаваемой им деятельности, условиями, статусом в массе. Они делаются незаинтересованными, равнодушными, пассивными (привыкшие делать все по указке), безынициативными (есть поручения руководителя — они действуют, нет — ждут), малоответственными («кто решил, тот и отвечает — я делал то, что мне приказали») работниками. У них развивается подхалимство, угодничество, очковтирательство, привьика к припискам, укрывательству. Деформированно развивается и личность руководителя, у него появляется раздутое самомнение, несамокритичность, представление о вседозволенности и непогрешимости, пренебрежение к людям, бестактность, грубость, черствость и др.
Либеральная концепция и практика управления — продукт гипертрофированной оценки роли свободы членов единой организации, приближающейся к анархической. Каждому представляется право проявлять инициативу и самостоятельность практически бесконтрольно. Попытки применения либерального управления в период реформ 90-х годов в нашей стране показали его неэффективность. Деловой результат обычно низок, а психолого-педагогический преимущественно отрицателен: формируются индивидуалисты, люди с повышенным самомнением, большими запросами и претензиями, видящие в самоутверждении лишь свободу ради свободы, склонные к вздорности и авантюризму, неуважению других людей, отрицанию общепринятых норм, безответственности. Такое управление если и применимо без крайностей либерализма, то в ограниченном масштабе, например в организациях художников, научных работников, опытных педагогических коллективах в силу их высокого . культурного и духовного развития и характера их творческого труда.
Демократическое управление как концепция и практика возникло в XX в. Широко известна теория и практика руководства коллективом А. С. Макаренко. В начале 30-х годов была разработана «доктрина человеческих отношений» Э. Мэйо, широко используемая при подготовке менеджеров и в практике управлении за рубежом, концепция общения Д. Карнеги, управления организацией О'Шонесси и ДР- Современные условия общественного и научно-технического прогресса требуют всемерно распространять и совершенствовать демократическое управление, так как XXI в. — век бурного развития интенсивных, тонких, интеллектуальных, высокопрофессиональных технологий — требует максимального проявления способностей работающими, энтузиазма, ума, профессионализма. Японские управляющие верно говорят: «Силой можно было принудить орудовать кувалдой, но думать силой не принудишь».
Педагогические идеи пока мало проработаны в современных концепциях и практике управления. В педагогической науке пути реализации педагогической функции управления зачастую сводятся к традиционной организации систем воспитания и обучения сотрудников. Однако рассмотренный выше перечень факторов и влияний, образующих педагогический компонент управления, свидетельствует о необходимости более широкого, полного и глубокого подхода к реализации педагогической функции управления.
- Часть I
- Глава 1 педагогика как наука
- 1.1. Предмет, основные категории и задачи педагогики
- Предмет педагогической науки
- Система основных понятий (категорий) педагогики
- 1.2. История педагогики и ее научные школы
- Педагогическая мысль в России
- Педагогика советского времени
- 1.3. Система отраслей педагогической науки
- Взаимосвязи педагогики с другими науками
- Педагогика и практика
- 1.4. Методология педагогики
- 1.5. Организация и методы педагогических исследований
- Процесс педагогического исследования
- Библиографический список
- Глава 2 личность и группа как субъекты и объекты педагогического процесса
- 2.1. Личность в педагогическом процессе
- Процесс формирования личности
- Личность как субъект педагогического процесса
- 2.2. Группа, коллектив в педагогике
- Группа и педагогика
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 3
- 3.1. Педагогическая система и ее основные элементы
- Единство систем воспитания, обучения, образования и развития человека
- 3.2. Педагогический процесс: его сущность, структура и закономерности Сущность и структура педагогического процесса
- Закономерности педагогического процесса
- Управление педагогическим процессом
- Морально - психологическое обеспечение педагогического процесса
- 3.3. Традиционные методы и технологии в педагогическом процессе
- Технологии образования
- Технологии обучения
- 3.4. Интенсивные педагогические технологии Теория и технология поэтапного формирования действий
- Компьютерные технологии
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 4 педагогические действия и техника их выполнения
- 4.1. Понятие о педагогических действиях и технике их выполнения
- 4.2. Педагогическое наблюдение Общая характеристика
- Педагогическая направленность наблюдения
- Организация педагогического наблюдения
- Обеспечение интенсивного и устойчивости педагогического наблюдения.
- Осмысливание результатов наблюдения
- 4.3. Педагогический анализ
- 4.4. Педагогическое решение Выделение педагогической проблемы, ее изучение и определение цели решения (желательного результата)
- Разработка вариантов педагогического решения и выбор лучшего из них
- Детальная проработка избранного варианта педагогического решения
- 4.5. Педагогическая речь Техника использования речевых средств
- Риторика51
- 4.6. Педагогическое общение Общая характеристика
- Техника педагогического общения
- Управление процессом педагогического общения
- 4.7. Педагогическое взаимодействие Сущность и значение педагогического взаимодействия педагога и обучающихся
- Пути установления педагогического сотрудничества
- 4.8. Педагогическая требовательность
- Библиографический список
- Глава 5
- 5.1. Семья и семейная педагогика Влияние семьи на процесс формирования
- Правовые положения и правовоспитательное влияние семьи
- Актуальные проблемы семейной педагогики
- 5.2. Дошкольные учреждения и дошкольная педагогика
- 5.3. Общеобразовательная школа и школьная педагогика
- Предмет и задачи школьной педагогики
- 5.4. Высшая школа и педагогика высшей школы Высшее образование и общество
- 5.5. Трудовой коллектив и профессиональная педагогика
- 5.6. Государственные, общественные, досугово-бытовые образования и социальная педагогика
- Социальная педагогика как отрасль педагогической науки
- 5.7. Педагогика самосовершенствования личности Самообразование личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 6 субъекты педагогической работы
- 6.1. Педагог, родитель, учитель, специалист, руководитель — субъекты педагогической работы
- Специалист
- Руководитель
- 6.2. Требования педагогической деятельности к ее субъекту
- 6.3. Профессионализм педагога-профессионала
- 6.4. Педагогическая подготовленность разных профессионалов, сотрудников, работников, должностных лиц
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть II
- Глава 7
- Правовая сфера и педагогическая система общества
- 7.2. Предмет, цели, задачи, система юридической педагогики Юридико-педагогическая действительность
- 7.3. Методология юридической педагогики
- Специальная (частная94) методология юридической педагогики
- 7.4. Право и педагогика Педагогический подход и функция права
- Педагогика в свойствах и механизмах права
- 7.5. Педагогика правовой социализации и культуры
- Педагогические компоненты правовой культуры личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 8 педагогическая система юридического образования
- 8.1. Система юридического образования в России и принципы ее построения
- Принципы построения системы юридического образования и факторы, влияющие на ее развитие
- 8.2. Педагогические модели специалистов — выпускников юридических образовательных учреждений различных уровней
- Профессиональные требования к качеству подготовки юристов
- Предметные квалификационные характеристики
- 8.3. Личностно-формирующий потенциал юридического образовательного учреждения
- 8.4. Педагогическая система юридического образовательного учреждения
- Сущность и макроструктура педагогической системы
- Научно-содержательная составляющая педагогического процесса
- Педагогические принципы высшего профессионального юридического образования
- Организационная составляющая образовательного процесса
- 8.5. Система методического обеспечения педагогического процесса122 Характеристика системы методического обеспечения
- Виды методической работы
- Методическая работа на кафедре, цикле
- Раздел III. Методика преподавания учебной дисциплины по видам занятий, предусмотренных тематическим планом:
- Раздел IV. Совершенствование частной методики преподавания дисциплины. Оно может осуществляться по следующим направлениям:
- 8.6. Основы методики преподавания юридических дисциплин
- Виды лекции
- 8.7. Профессионально-педагогическая подготовка обучающихся в юридических образовательных учреждениях126
- Содержание профессионально-педагогической подготовки
- 8.8. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и преподавателей в системе дополнительного профессионального образования
- 8.9. Профессиональное становление студентов-юристов в непрерывной производственной практике (рязанский опыт)
- Библиографический список
- Глава 9 педагогика воспитания в правоохранительном органе
- 9.1. Значение и организация воспитания сотрудников правоохранительного органа
- 9.2. Цели, задачи и принципы воспитания сотрудников
- Методические принципы и методы
- 9.3. Работа с коллективом правоохранительного органа
- Педагогическая технология формирования коллектива
- 9.4. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками
- Наставничество
- 9.5. Государственно-профессиональное воспитание Общая характеристика видов воспитания
- Патриотическое воспитание
- 9.6. Нравственно-профессиональное воспитание сотрудников
- Профессионально-этическое воспитание
- 9.7. Профессионально-правовое воспитание сотрудников Цели и задачи правового
- Правовое воспитание в процессе профессионального обучения
- 9.8. Педагогическая профилактика профессиональной деформации сотрудников
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 10
- 10.1. Педагогические задачи и особенности профессиональной подготовки
- 10.2. Педагогические принципы профессиональной подготовки
- Организационные педагогические принципы
- 10.3. Общая методика проведения занятий по профессиональной подготовке
- Этапы занятия и их методика
- 10.4. Методика формирования и совершенствования профессиональных знаний, навыков и умений сотрудников
- 10.5. Педагогические особенности групповой и организационной подготовки
- 10.6. Педагогические особенности тактической, огневой и физической подготовок
- 10.7. Подготовка сотрудников к обеспечению личной профессиональной безопасности
- 10.8. Педагогическая система профессионально-психологической подготовки
- 10.9. Профессионально-педагогическая подготовка руководителей занятий Значение, задача и формы профессионально- педагогической подготовки
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 11 экстремально-юридическая педагогика
- 11.1. Требования к экстремальной подготовленности сотрудников правоохранительных органов
- 11.2. Основы экстремальной подготовки сотрудников
- Учебная база и средства экстремальной подготовки
- 11.3. Методические особенности экстремальной подготовки
- 11.4. Основные виды экстремальной подготовки
- 11.5. Педагогическое обеспечение действий персонала правоохранительных органов в экстремальных условиях
- 11.6. Педагогические особенности работы с персоналом в постэкстремальный период
- Основы проведения постэкстремальной педагогической работы
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 12 педагогика управления правоохранительным органом
- 12.1. Педагогическая функция в управлении правоохранительным органом
- 12.2. Основы реализации педагогической функции управления
- Организационно-педагогические факторы
- 12.4. Педагогические технологии в текущем управлении
- 12.5. Педагогические технологии в реализации властных управленческих функций
- Педагогические технологии в управленческом контроле
- 12.6. Педагогика примера личности и стиля деятельности руководителя
- 12.7. Педагогическая этика руководителя Этика и педагогическая функция управления
- 12.8. Педагогические аспекты соблюдения прав человека в управлении деятельностью правоохранительных органов
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть III
- Педагогическое
- Обеспечение решения основных
- Правоохранительных задач
- Глава 13
- Правовое воспитание населения
- 13.1. Правовоспитанность граждан и система факторов, влияющих на нее Правовоспитанность и правовоспитание населения
- 13.2. Педагогическая система правовоспитательной работы с населением
- Направления правовоспитательной работы
- 13.3. Правовое воспитание в основных педагогических системах общества
- Правовоспитательная работа в общеобразовательной школе
- 13.4. Народная педагогика и правовоспитание
- 13.5. Правовое воспитание молодежи
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 14 криминологическая, криминальная и превентивная педагогики
- 14.1. Криминологическая педагогика
- Цель и задачи криминологической педагогики
- Криминогенные факторы в условиях жизнедеятелыюсти населения
- 14.2. Криминальная педагогика
- 14.3. Основы превентивной педагогики
- Основы педагогической системы профилактики
- Педагогика в общей профилаке тике преступлений
- 14.4. Профилактика рецидивных преступлений Постпенитенциарная педагогика
- Исторические уроки постпенитенциарной педагогики
- 14.5. Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 15 педагогическое обеспечение охраны порядка и безопасности
- 15.1. Педагогическое обеспечение деятельности сотрудников Федеральной службы безопасности
- 15.2. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников пограничной службы
- 15.3. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников таможенных органов
- Специфика требований к личности и деятельности таможенника
- Особенности обучения сотрудников таможенных органов
- 15.4. Педагогические особенности подготовки работников частных детективных и охранных служб
- Основы правовой подготовки
- Физическая подготовка и рукопашный бой
- Психологическая подготовка
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 16 педагогика в деятельности органов предварительного следствия, адвокатуры, прокуратуры и судов
- 16.1. Педагогика и судопроизводство
- Из истории педагогики судебного
- 16.2. Педагогические свойства и качества сотрудников органов правосудия
- 16.3. Педагогические аспекты деятельности органов досудебного производства
- 16.4. Вопросы правового просвещения граждан на стадии предварительного расследования
- Обеспечение прав участников предварительного расследования
- 16.5. Судебный процесс в правовом воспитании и просвещении граждан
- Воспитательное значение деятельности обвинителя на суде
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 17
- 17.1. Становление и развитие теории и практики пенитенциарной педагогики
- Пенитенциарной науки и практики с середины 80-х годов по настоящее время
- 17.2. Факторы, определяющие специфику пенитенциарной педагогики
- Неформальные общности осужденных
- Среда функционирование воспитательной системы органов, исполняющих наказания
- Объект и предмет исправительной педагогики
- Основные категории исправительной педагогики(пенитенциарной) педагогики
- 17.4. Принципы перевоспитания осужденных
- Система методов воспитания осужденных
- Методы на сознание и поведение осужденных
- Методы коррекции поведения
- Групповые формы воспитательного взаимодействия
- 17.7. Основные средства исправления осужденных Понятие основных средств исправления осужденных
- Общественное воздействие как средство исправления осужденных
- 17.8. Особенности перевоспитания различных категорий осужденных
- Библиографический список
- Глава 1о
- 18.1. Общая характеристика юридической педагогики за рубежом
- Основная терминология сравнительно – юридической педагогики
- 18.2. Юридическое образование за рубежом
- Юридическое образование в Европе
- Юридическое образование в сша
- Образование в системе работы с кадрами полиции
- Современное состояние полицейского образования
- 18.4. Обеспечение имиджа и престижа полицейских Проблема имиджа и престижа полицейских
- Обеспечение престижности профессии полицейского
- 18.5. Педагогические аспекты в решении полицией служебных задач
- 18.6. Психологическая подготовка сотрудников полиции за рубежом Возникновение развития психологической подготовки
- Педагогическая система психологической подготовки
- 18.7. Проблема ресоциализации осужденных за рубежом Пенитенциарная педагогика за рубежом
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений