logo
Yuridicheskaya_pedagogika

Личность как субъект педагогического процесса

Личность как субъект и объект характеризуется следующими особенностями: имеет объект, располагает многообразными средствами, методами и формами действий, обладает индивидуальным стилем деятельности, в которой личностно формируется и развивается. С другой стороны, личность — объект педагогического процесса, который испытывает на себе влияние воспитания, обучения, образования и развития, це­ленаправленно и сознательно организуемого субъектом педагогиче­ской деятельности.

Родители, педагоги, старшие, руководители и обучающиеся вме­сте являются субъектам всего педагогического процесса, направ­ленного на достижение обшей дели: организации освоения опыта, накопленного цивилизацией, конкретным народом, социумом.

В педагогической деятельности складываются субъектно-субъектные отношения между ее участниками, которые взаимодополняют, интенсифицируют самоформирование, саморазвитие каждой из сторон.

Аксиоматично утверждение, что развивающаяся личность осуще­ствляет и изменяет себя в деятельности — многогранной и содержа­тельной. При педагогическом руководстве процессом развития лич­ности следует четко представлять возможности того или иного вида деятельности и использовать их для управления этим процессом. Разностороннее развитие личности возможно только при многопла­новом характере деятельности.

Все виды деятельности взаимосвязаны, но, например, в юноше­ском возрасте учебная деятельность в определенной мере преобладает над другими видами труда и определяет степень влияния на разви­тие личности обучающегося. В психологической и педагогической литературе эта деятельность обозначается термином учение. Она на­правлена не только на усвоение знаний, навыков и умений, но и на формирование личностных свойств, качеств, на достижение наме­ченных результатов деятельности. Целью обучающегося является приобретение знаний, овладение навыками и умениями. Результат этого процесса — изменение самого субъекта — и не только в плане формирования у него знаний, умений, привычек, но и способностей, установок, интеллектуальных, волевых и эмоциональных качеств. Иначе говоря, в учебной деятельности активно участвует и развива­ется личность как целое, как единство всех сфер.

Результативность деятельности личности непосредственно зави­сит от уровня сформированности ее творческих способностей, от ко­торых зависит не только успешность овладения трудовыми навыками, знаниями и умениями, но и развитие личностных качеств. Творческие способности взрослого человека обнаруживаются прежде всего в:

• установке на восприятие проблем и их решение новыми спо­собами;

• обоснованном выдвижении гипотез решения проблем и их объ­ективной проверке;

• самостоятельности при решении проблем;

• гибкости мышления и способности к предвидению;

• развитом воображении, интуиции и любознательности;

• умении творчески изучать документацию, литературу, анали­зировать специальные источники информации, обобщать новатор­ский опыт, выполнять творческие работы.

Используя естественное стремление человека к самовыражению и творчеству, необходимо всеми мерами поддерживать его творче­ские начинания в сфере учебно-познавательной и профессионально-практической деятельности.

Общая цель учебной, профессиональной деятельности может осознаваться человеком в полной мере или частично. С этим будет связана интенсивность и результативность трудового процесса. Разу­меется, общая цель дополняется и конкретизируется специальными целевыми установками. От степени осознанности специальных целей в значительной мере зависит качество деятельности. Поэтому важно, чтобы родитель, учитель, руководитель не только сам четко и ясно представлял то, что он намерен получить от обучающегося в про­цессе овладения этими знаниями, навыками, умениями и качества­ми, но и обеспечил соответствие своих педагогических целей личност­ным целям человека.

В процессе взаимодействия с субъектом педагогического труда, дающим указания, рекомендации, исправляющим ошибки и т.д., школьник, студент, специалист овладевает новыми знаниями, ста­новится более подготовленным, самостоятельным в жизни и работе. Педагогическое руководство тогда осуществляется на качественно ином уровне, становится более общим и опосредованным. Одно­временно повышаются требования и к деятельности обучающегося. Таким образом, изменяется соотношение педагогического руковод­ства и самостоятельности человека в процессе его совершенствова­ния. Так, по сравнению с первокурсниками студенты старших кур­сов обучения, особенно выпускного, могут проявлять больше ини­циативы при: восприятии знаний в большем объеме (разобраться в сложном теоретическом вопросе, усвоить обширный раздел учебной литературы); использовании различных источников информации; организации своей деятельности (планирование, контроль, рацио­нальный расход времени); изложении учебного материала с собст­венными суждениями и умозаключениями, использовании данных из других учебных дисциплин; решении нестандартных задач, по­становке соответствующих проблем, выдвижении гипотез и поиске путей их проверки и подтверждения; аргументировании и защите собственных взглядов, позиций.

Целесообразно организовать педагогическое руководство деятельно­стью школьника, студента, специалиста соответственно уровню раз­вития его личности так, чтобы был дан простор развитию самостоя­тельности, а указания, контроль, проверка были сведены к разум­ному минимуму. Важен здесь и социальный аспект трудовой дея­тельности, заключающийся в том, что любая работа преподносится обучающемуся на социальном фоне и отношение к ней во многом определяется его отношением к руководителю, старшему. Отноше­ние руководителя к своей профессии, к обучающимся, свойства личности старшего участвуют в педагогическом процессе как один из существенных факторов его эффективности. Деятельность людей успешнее и результативнее у тех руководителей, которые авторитетны, их связывает с обучающимися доверительное отношение, уважение личного достоинства каждого.

Существенным фактором, влияющим на трудовую деятельность, являются взаимоотношения обучающихся между собой. Положение, занятое той или иной личностью в группе, отношение группы к этому человеку, доминирующие в группе воззрения и нормы, все многообразие межличностных отношений представляют собой усло­вия достижения успехов в учении, формирующем личность.

Деятельность школьника, студента, специалиста многогранна. Она связана с многочисленностью изучаемых учебных дисциплин, видов деятельности, организуемых с педагогическими целями (формирование мотивов деятельности, представлений и понятий, навыков и умений, определенных взглядов, позиций, норм действий и поведения, разви­тие умственных способностей, эмоциональных и волевых качеств), ха­рактером труда. Ее результативность определяется также социальными условиями, в которых она осуществляется, взаимоотношениями между людьми, средствами и методами обучения, уровнем обученности и развитости людей, их индивидуальными различиями и т.д.

В системе отношений с другими людьми, группами также про­исходит формирование и развитие субъекта педагогического про­цесса — родителя, учителя, руководителя.