14.2. Криминальная педагогика
Асоциальная сущность педагогических явлений в криминальной среде
Важные причины и условия криминогенного развития личности граждан, зарождения криминального поведения, совершения преступлений, а также перехода к криминальному образу жизни связаны с криминальной средой. Под криминальной средой понимаются все особенности жизнедеятельности людей, избравших для себя противоправное и асоци&чьное поведение как философию, мировоззрение и образ жизни. Любая среда, как уже отмечалось, обладает свойством оказывать воспитывающее, обучающее, развивающее и даже образовательное влияния на людей. И криминальная тоже.
Понятие криминальная педагогика употребляется в двух смыслах: как реальность в жизни общества и части его граждан и как направление педагогического научного знания об этой реальности. Как реальность в обществе криминальная педагогика существует:
1) в виде системы присущих криминальной среде и стихийно, постоянно или эпизодически действующих факторов, оказывающих криминогенно напрягающие и деформирующие психологические влияния на сознание, чувства, мотивы людей и педагогические — на воспитанность, развитость, обученность и образованность, побуждающие часть из них к устойчиво криминальному поведению и образу жизни255. Они выступают и как «криминогенное отравление» социально-психологической атмосферы жизнедеятельности остальных граждан, которое начинает испытывать силу имеющихся у них антикримиального иммунитета, моральных устоев, сформированных ранее принципов честной и правомерной жизни, активизируют правовые и нравственные размышления по поводу необходимости быть верным в сложившихся обстоятельствах жизни, вызывают соблазны в чем-то, пусть в «малом», «только раз» преступить закон, внутренние напряжения и колебания, борьбу мотивов правомерного и девиантного поведения. Не все люди и не всегда остаются до конца верными нормам морали и права (особенно это относится к испытывающим жизненные трудности, неопытным в жизни, молодым, неустойчивым, при повторяющихся испытаниях влияниями криминальной среды), и у части их постепенно происходят криминогенные изменения в воспитанности, обученности, развитости и частично образованности;
2) как осознанная и специально организованная, имеющая педагогические признаки деятельность лидеров криминального мира. Она направлена на рекрутирование новых членов, их криминальное воспитание, обучение и развитие (своеобразное «укрепление рядов и подготовка кадров», что связано с желанием и необходимостью увеличить их численность, повысить криминальный профессионализм, пополнить ряды из-за убытия по причинам болезни, гибели, смерти, осуждения), укрепление своего положения и влияния, а также создание условий, благоприятных для достижения целей личного криминального обогащения. Важная тенденция развития этой деятельности лидеров криминального мира — распространение ее за пределы членов криминальной среды — на государственных служащих (их коррупционирование), работников различных учреждений и предприятий, на молодежь, подростков, граждан. Такое развитие деятельности лидеров криминального мира, приобретающее все более организованный и интенсивный характер, отражается в стремлении к консолидации криминального мира, усилении роли и влияния на жизнь и деятельность общества и государства путем их криминализации, захвата и слияния с властью. Оно обусловлено и ошибками, деформациями социально-экономического развития нашей страны, концентрации капитала в руках небольшой, в сравнении с другими странами, кучки олигархов, банкиров и крупных предпринимателей.
Лидеры криминальной среды имеют довольно четкие представления о целях и желаемых результатах своего влияния в первую очередь на несовершеннолетних и молодежь256. Эти цели отражают в себе философские, нравственные, эстетические представления о сути и движущих силах человека, противостоящего закону, его пред-
назначении в жизни криминального круга. К ним, в частности, относятся:
• авторитарные, ориентированные на подавление личности, установление иерархии во взаимоотношениях членов криминального мира, достижение привилегий для избранных, строгое подчинение установленным правилам;
• эгоистические, отражающие стремление к наживе, удовлетворение только собственных или узкокорпоративных интересов;
• преступно-романтические, пропагандирующие достижимость криминальным путем красивой, легкой и процветающей жизни;
• неофашистские, связанные с культом сильной личности, готовой на любую жестокость ради демонстрации власти, запугивания и подавления силой любого инакомыслия и демократичности, уничтожения препятствующих достижению личных целей;
• мизантропические, порождающие стремление к унижению слабых и заигрывание с лидерами, пренебрежение к любому, кто в иерархической лестнице находится ниже.
Педагогические воздействия криминальной среды направлены не на возвышение личности, не на обеспечение правомерной самореализации человеком своей индивидуальности, а на социально-нравственную деформацию личности, на примитивно понимаемую ею пользу. Эти воздействия не воспитывают гражданских, нравственных, гуманных, демократичных, человеколюбивых, культурных и других положительных общечеловеческих качеств, а формируют асоциальных типов, противопоставивших себя всему доброму, честному, справедливому, человеколюбивому, непримиримо занимающих асоциальную жизненную позицию, противостоящих закону и законной власти, не признающих никакого суда, кроме придуманного ими самими. Суть и содержание асоциальной педагогики выражены в приобщении вовлекаемых в преступную деятельность к криминальной субкультуре, которая является, по справедливой оценке В.Ф. Пирожкова, основным содержанием криминализации молодежной среды, основным механизмом сплочения преступных групп и психолого-педагогическим фактором, затрудняющим, искажающим или блокирующим процесс нормальной социализации личности и стимулирующим криминальное поведение257.
Все это указывает на то, что влияния криминального мира и его педагогика — это не романтические веяния и не безобидные игры, а антипедагогика. Распространение в стране криминальной антипедагогики как социальной реальности приобретает угрожающее социально-стратегическое значение, увеличивает возможность превращения нашего государства, общества, населения страны в подлинно криминальные.
Как направление юридико-педагогических исследований криминальная педагогика начала зарождаться в XIX в. в исследованиях и трудах М.Н. Гернета, СВ. Максимова, В.Д. Набокова и др. В их работах особенности криминально-педагогической реальности отражались фрагментарно и описательно. Чрезвычайно активно над изучением и описанием внутренней жизни криминальной среды, в том числе и ее педагогических аспектов, стали работать с конца XX в. В.М. Анисимков, И.П. Башкатов, Б.Ф. Водолазский, Ю.А. Вакутин, А.И. Гуров, В.Ф. Пирожков и др.
Как специфическая система научного знания криминальная педагогика имеет свой предмет — феномены, закономерности и механизмы педагогических влияний и их последствий в криминальной среде, в также педагогические способы противостояния и разрушения их.
Средства и методы криминальной антипедагогики
Юридические и педагогические исследования свидетельствуют, что криминальный мир никогда не жил по законам, ценностям и нормам, принятым среди людей, и давно не живет по правилам случая. Он функционирует на основе выработанных им самим законов, норм, правил — «понятий», касающихся организационных, поведенческих и педагогических вопросов. Они по форме и содержанию асоциальны, но иногда только по вкладываемому в них смыслу (например, правило «сам погибай, а товарища выручай» в криминальной среде означает доведение преступления во чтобы то ни стало до конца или ухода от правосудия).
Для криминальной среды характерна иерархичность, связанная с ролью, положением, личной значимостью входящих в этот круг людей. Чтобы занять определенное место в этой иерархии, человеку необходимо: соответствовать ему по личностным качествам; иметь соответствующее дозволение на определенное положение; исполнять функционально соответствующую роль. Правила «воровской чести», «законы зоны» позволяют строить систему отношений соответствующим образом, консолидировать круг входящих в него людей. Существующая система стимулов, запретов и жестоких наказаний позволяет поддерживать строжайшие иерархичные отношения и дисциплину258.
В работе по рекрутированию, криминальному воспитанию и формированию преступного профессионализма своих кадров лидеры преступных группировок имеют, безусловно, свою систему работы, близкую по структуре к педагогической. Она имеет цели, задачи, содержание, определенные условия, обеспечение (например, для проведения стрелковой подготовки членов преступных группировок, отработки ими боевых приемов), методику, способы контроля и оценки. Однако конкретные характеристики их остаются пока малоизученными юридической педагогикой. Но уже знание самого факта существования такой системы принципиально важно, ибо становится ясно, что причины преступного поведения членов криминальных группировок кроются не только в издержках предшествовавшей педагогической работы с ними в семье, школе, на производстве, но и в результативности работы специально организованной лидерами криминального мира асоциальной педагогической системы. Выполненные юридическими педагогами исследования по преимуществу посвящены характеристике особенностей «воровской» и современной криминальной субкультуры, взаимоотношений в криминальной среде, норм и правил поведения людей, принадлежащих к ней, и выполнения ими ролей в иерархической системе криминальной организации. Имеющиеся данные о работе главарей криминальных групп и их помощников со своими подчиненными показывают, что «педагогическая деятельность» этих хранителей криминальных традиций направлена на решение задач криминальной идентификации вовлекаемых в преступную деятельность, т.е. психологического приобщения их к преступной среде, признания ее взглядов, ценностей, норм как своих собственных, деления людей на «наших» и «чужих», стимулирования потребности и стремления к самосовершенствованию и самовоспитанию в интересах общего дела (криминального свойства, разумеется), развития необходимых для преступной деятельности качеств личности259.
В такой работе ими используется ряд принципов воспитания, известных человечеству издревле, но применяемых с антисоциальной направленностью. Прослеживается, например, реализация принципов целенаправленности, связи с жизнью, включения в активную деятельность, совместность деятельности и др. В зависимости от положения на иерархической лестнице конкретных лиц перед ними раскрываются определенные перспективы криминального роста и стимулируется соответствующее стремление к их использованию, что повышает их криминализацию и опутывает связями и зависимостями от криминальной организации.
Используются также традиционные виды педагогической работы: идейно-нравственное воспитание, труд, дисциплина, обучение, но со специфическими асоциальными целями и содержанием. Нравственное воспитание, например, ставит на место ценностей жизни и морали лидеров криминального мира и рядовых его членов, криминальные ценности и мораль, которые не основываются на патриотических, гражданских чувствах, требованиях социального порядка, а противопоставляются им. За счет деформированных взглядов, норм и ценностей обеспечивается живучесть криминальной среды, поскольку они являются цементирующим составом, объединяющим, связывающим и сплачивающим членов криминальных групп и всю среду. Для укрепления «нравственных» основ криминальной среды ведется и активная работа по пропаганде и распространению «законов зоны», прежде всего среди молодежи и несовершеннолетних.
Особое место по криминологической значимости принадлежит жаргону, который выполняет несколько функций: коммуникативную, конспиративную и мировоззренческую260. С его помощью закрепляются и передаются «из поколения в поколение» правила поведения, нормы, установленные в криминальной среде. Жаргон консолидирует говорящих на нем, подчеркивает их общность, принадлежность к единому братству и в то же время противопоставляет остальным, становится «тайным языком». Язык не только отражает, но и формирует систему нравственных и жизненных приоритетов человека. Криминальный жаргон своими языковыми средствами и их значениями формирует криминально-деформированную картину мира у говорящего на нем, что влияет на криминальное идейно-нравственное становление личности. Вначале жаргонные термины «врастают» в обыденную речь, а затем воздействуют на сознание, меняют систему взглядов, вызывают переоценку ценностей: запретное воспринимается как доступное и должное, социальное уродство — как достоинство, хулиганство и хамство — как смелость и свобода, жестокость — как справедливость, равнодушие — как сдержанность и т.п. Под влиянием жаргонной речи происходит дистанцирование от норм обычной жизни и активное восприятие асоциальных установок, которые затем, в свою очередь, отражают реалии жизни и мировоззрения. В различных субкультурах криминальных групп, в зависимости от рода их криминальной деятельности, употребляются и сугубо специфические выражения. Например, они особые у контрабандистов антиквара и торговцев наркотиками.
Развитие и укрепление у членов преступных групп качеств личности, необходимых для жизни и деятельности в криминальной среде, осуществляются в активной деятельности, которая носит не только асоциальный, но и противоправный характер. Именно это и только это рассматривается в криминальной среде как «труд», как «полезная деятельность», как доказательство человеком своей причастности и верности криминальной среде и как средство привязки к ней. Это может быть сокрытие следов и орудий преступлений, оружия, предметов, добытых преступлением, похищенных людей и др. Каждый член криминального сообщества обязан вносить свой вклад в общее дело. Отступления здесь не допускаются. Поручения даются с учетом ситуации и личных качеств воспитуемых. В ходе криминальной деятельности формируются необходимые для нее качества: решительность, воля, настойчивость, содержание которых, конечно, противоречит общепринятому пониманию. В деятельности развиваются также умения и навыки криминального свойства. Кроме этого, в ней выявляются и многие черты личности, которые, по представлениям криминальных воспитателей, нужно искоренять, например мягкосердечие, сострадание, жалость, или которые нужно развивать, например жестокость, агрессивность. Доказано, например, что существуют определенные закономерности функционирования и взаимозависимости агрессивных проявлений и насильственной преступности на индивидуально-личностном и групповом уровнях. На индивидуальном уровне это проявляется в прямой зависимости между частотой и интенсивностью безнаказанного совершения агрессивных проступков и последующим совершением насильственного преступления. На уровне малых групп и сообществ многократное повторение агрессивных действий в образе жизни группы ведет к воспроизводству насильственных преступлений. Таким образом, подавление одних качеств и развитие других в ходе криминальной деятельности способствуют ее интенсификации.
В процессе асоциальной деятельности формируется круговая порука, которая является мощным регулятором межличностных отношений, сплоченности и устойчивости среды. В ней проявляется единство асоциальных взглядов и убеждений, действий, готовность к взаимопомощи, поддержке. Связанные круговой порукой, все включенные в нее выполняют свой долг согласно установленным в криминальной среде правилам.
Много усилий лидеры криминальной среды расходуют на обеспечение ее организационного единства и целостности. Это достигается путем строгого регулирования внутренней жизни на основе ряда правил, способствующих укреплению дисциплины. Например, не называться настоящим именем, а кличкой, не уклоняться от сбора средств для «общего котла», не присваивать себе более «высокий» статус в имеющейся иерархии, не проявлять сочувствия к нижестоящим на иерархической лестнице и пр.
В криминальной среде строго установлены внешние рамки поведения, что достигается воспитанием дисциплины, режима, который следует рассматривать как комплекс требований, запретов, ограничений, распространяющихся как на внутренние, так и на внешние отношения. Дисциплина, определенный режим отношений в криминальной среде поддерживаются строго, поскольку это обеспечивает стабильность существования, формирует привычки и навыки требуемого поведения, способствует поддержанию существующих традиций. Дисциплина поддерживается запрещающими и обязывающими требованиями: не выдавать сведений, касающихся группы, поступать соответственно своему статусу, беспрекословно выполнять требования «авторитетов», не выдавать соучастников и пр. Нормы такого порядка формируют строго регламентированную систему отношений в среде и внедряют в сознание и поведение соответствующие стереотипы. За нарушение установленных правил применяются суровые санкции: штрафы и увеличение долга, наложение дополнительных обязанностей, избиение, уничтожение и пр. Исключительная роль дисциплины в криминальной среде обеспечивает полновластие в ней. Д.С. Лихачев в свое время отмечал:
Поведение «вора» в своей среде ограждено бесчисленным количеством правил, норм, своеобразных понятий «приличия», «хорошего тона», сложной иерархией подчинения друг другу. Каждое из нарушений этих норм поведения карается «воровским судом» с оригинальным судопроизводством, с немедленным приведением в исполнение всегда жестокого наказания. Власть «воровской среды» над отдельным индивидуумом исключительно велика. За внешней распущенностью их поведения скрываются жесткие, тесные, предусматривающие все вплоть до мелочей правила поведения261.
Внутреннее единство в криминальной среде и строгое подчинение единому требованию обеспечивается участием в «общем котле», который способствует сплоченности криминальных образований и их устойчивости. Он как бы авансирует благополучие и поддержку при столкновении с законом, создает эффект защищенности, уверенности и взаимовыручки. Участие в «общем котле» — требование обязательное, а поскольку для взноса требуются средства, то это стимулирует их добывание, т.е. совершение преступлений.
Большое внимание в криминальной среде уделяется обучению. Молодежь обучается способам совершения преступлений, сокрытия его следов, установлению необходимых контактов, ухода из поля зрения правоохранительных органов. В последние годы признано, что в криминальной среде имеется своя разведка, телохранители, оружейники, оруженосцы и пр. Для их подготовки используются внутренние резервы, обучение лицами, ранее состоявшими на службе в МВД, ФСБ, Вооруженных Силах, а также проникновение в специальные учебные заведения с целью овладения новейшими сведениями о формах и методах работы спецслужб. Криминальная деятельность усиливается за счет обучения ее новым формам: рэкета, сутенерства и др. Налаженная подготовка кадров свидетельствует о профессионализации криминальной среды. Таким образом, высказанное несколько лет назад мнение А.И. Гурова о профессиональной преступности в России, вполне обосновано.
Педагогические способы вовлечения молодежи в криминальную деятельность
Криминальная среда воздействует наиболее сильно на людей, уже ставших на путь противоправного поведения, все глубже и прочнее связывая их с собой, социально, психологически и педагогически углубляя деформацию их личности. Но, проникая в работу средств массовой информации, на телевидение, в сферу литературы, песенной, музыкальной и языковой культуры, она криминогенно сказывается и на людях, до поры до времени правопослушных, но неустойчивых, педагогически запущенных, воспитанных и подготовленных к жизни слабо, с недостатками, обладающих жизненными притязаниями, не подкрепляемыми соответствующими честными, правомерными трудовыми усилиями262. Такие влияния ее носят не только стихийный, но и преднамеренный, целенаправленный организованный характер.
Главари преступного мира, «воры в законе», преступники со стажем, имеющие устойчивые взгляды и убеждения криминального свойства, осознают необходимость укрепления и активизации криминальной среды, пополнения ее рядов свежими силами и преемственности поколений? Немалую роль в мотивах вовлечения молодежи в преступную деятельность служит и стремление лидеров криминального мира к обеспечению личной безопасности, избегание личной уголовной ответственности за преступления, совершенные по прямому указанию или подстрекательству и в личных интересах вовлеченными в криминальную деятельность, стремление самим при этом остаться вне поля зрения правоохранительных органов, не дать им в руки доказательные материалы своей причастности к преступлениям, иначе говоря, — «загребать жар чужими руками».
Криминальная активность лидеров организованных преступных формирований направлена на то, чтобы подчинить себе несовершеннолетнюю молодежь, установить контроль за ее поведением, приобщить к криминальной субкультуре и поведению. Внимание лидеров криминальных групп и их порученцев направляется прежде всего на безнадзорных детей, детей из неблагополучных семей, бродяг, воспитанников детских домов, исключенных из образовательных учреждений, юных хулиганов, нарушителей общественного порядка, начинающих алкоголиков, мелких воришек и т.п. Они становятся объектом криминального воспитания. Чтобы подчинить, сломить новичков, лидерами используется покровительство, подачки, помощь, защита, обман, психологическое давление, внедрение в сознание идей «арестантской» справедливости, запугивание, физическое воздействие. Первоначально новички привлекаются в качестве сбытчиков, разведчиков, связных, порученцев. Молодежь, получившая «доверие», соответственно криминально понимаемой справедливости, привлекается к участию в преступной деятельности в ролях оруженосцев, перегонщиков угнанных автомобилей, доставщиков и пр. Новое время дало новые способы вовлечения несовершеннолетних в криминальную среду: направление на обучение в секции боевых видов борьбы, «тренировки» на операциях по возврату долгов, противодействия операциям милиции, направление в специальные учебные заведения правоохранительных органов.
Для привлечения в свою среду молодых и свежих сил проводится довольно серьезная работа среди несовершеннолетних и молодежи, которых активно приобщают к криминальным ценностям и установкам путем создания привлекательного для них своего образа жизни, пропаганды своих ценностей и правил поведения, включения в различные группировки противоправной направленности, все это делается, как правило, на основе постепенного вовлечения и приучения к криминальной жизни. Используется оказание материальной помощи в долг находящимся в затруднительном положении подросткам, юношам и девушкам, для ведения ими разгульного и паразитического образа жизни, что ставит их в зависимое положение. Долг, как правило, возвращать нечем, и молодой человек принуждается к выполнению поручений криминального толка. Страхи и опасения молодых подавляются демонстрацией силового могущества авторитетов и убеждением, показом на их примере безусловной возможности уклоняться от уголовной ответственности, силы власти и власти силы. Одновременно ведется целенаправленная упорная и терпеливая работа по насаждению в молодежной среде аморальности, бескультурья, разврата, безделья, пренебрежения честным трудом, в результате чего все большее число молодых людей оказываются без средств для удовлетворения своих раздутых и деформированных потребностей и ставятся перед необходимостью искать займов или идти на воровство, грабежи, участвовать в деятельности криминала.
Используются и методы, хорошо известные традиционной педагогике, но с криминальными целями, содержанием и приемами: метод убеждения, метод организации поведения, метод поощрения (стимулирования), метод принуждения. Активно используется метод убеждения и сообщаются сведения, способные пробудить в молодых людях желание подражать «героям» криминального мира, их обольщают «воровской романтикой», «красивой жизнью», властью денег и культом насилия, свободой от обязательств перед семьей и обществом. Убеждение осуществляется и в ходе организованных распитий спиртных напитков, употреблений наркотических или одурманивающих веществ. Применяются просьбы, уговоры, поучения, наставления, внушение чувства мести, злобы, соблазнения перспективами преступной карьеры. Распространена и практика принуждения. Так, в целях вовлечения или удержания молодых людей в криминальных группах используются: психическое насилие посредством шантажа или запугивания; втягивание в долги путем одалживания и обеспечения проигрышей в азартных играх; приучение к спиртному, наркотикам, сведение с проститутками, физическое насилие (побои, избиение, насильственное мужеложство). Криминальная педагогика предусматривает и свою систему поощрений и наказаний, которые по сути своей асоциальны и служат интересам устрашения, воздаяния «за заслуги», укрепления дисциплины, подавления личности и утверждения ее криминально значимых качеств. В числе их, например, постановка на «счетчик», возложение обязанности совершить насилие в отношении конкретного лица, зачисление в нижестоящую «страту», «касту».
Организуется и внедрение членов преступных формирований в молодежные объединения для «воспитания» новых «бойцов». Применяется метод включения в деятельность, но криминальную. Лидеры криминальной среды предпринимают активные действия по созданию и культивированию подростково-молодежных групп асоциальной направленности. Жизнь и деятельность этих групп поддерживается и стимулируется ими. Криминальные подростково-молодежные формирования несут большую общественную опасность, подавляя и вбирая в себя более мелкие группы несовершеннолетних в районе, городе, ставя их под свою зависимость и воспитывая круговую поруку, основанную на нормах и ценностях криминальной среды. Ведется постепенная, но целенаправленная работа по развитию таких групп в организованные. С целью формирования привычек криминального поведения используются упражнения для обучения способам заманивания, запугивания жертвы, физического подавления, добивания и др. Такие действия, неоднократно повторенные, впоследствии выполняются без усилий и моральных угрызений и способствуют выработке криминальной умелости. Появились подростково-молодежные банды, которые стали демонстрировать в своих действиях профессионализм, присущий общеуголовной преступности. На счету их немалое число опасных насильственных преступлений — разбоев, грабежей, вымогательств, убийств.
Несовершеннолетние, приобщаясь к криминальной субкультуре, в силу своей психологии, во многом основываясь на подражании взрослым, не только приобретают склонность к совершению преступлений, но и сами становятся проводниками этой субкультуры среди других несовершеннолетних и детей, вовлекая их в свой круг общения, в свою очередь приобщают к криминальной субкультуре, способствуя тем самым формированию асоциальных установок личности.
В целом деятельность криминального мира по вовлечению молодежи в совершение преступлений является одним из важных факторов развития не только преступности несовершеннолетних, она играет заметную роль в развитии всей преступности и обеспечивает живучесть криминальной среды и ее традиций. Социальная опасность приобщения молодежи к преступным формам заработка способствует и росту безработицы, оттоку молодых сил из производственной и научной сфер, социально-полезной жизни общества.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в криминальной среде существует своя специфичная система воспитания, обучения и развития криминальной личности. Следовательно, решая задачи по борьбе с криминалом, правоохранительным органам одними силовыми методами не обойтись. Ведь речь идет о противостоянии двух педагогических систем — гуманной, социальной, личностно-воз-вышающей педагогики и криминальной, личностно-разрушающей, асоциальной антипедагогики. Нужно включение в деятельность правоохранительных органов педагогических мер, поиск того «золотого сечения», ослабление которого позволяет разрушить всю асоциальную педагогическую систему.
- Часть I
- Глава 1 педагогика как наука
- 1.1. Предмет, основные категории и задачи педагогики
- Предмет педагогической науки
- Система основных понятий (категорий) педагогики
- 1.2. История педагогики и ее научные школы
- Педагогическая мысль в России
- Педагогика советского времени
- 1.3. Система отраслей педагогической науки
- Взаимосвязи педагогики с другими науками
- Педагогика и практика
- 1.4. Методология педагогики
- 1.5. Организация и методы педагогических исследований
- Процесс педагогического исследования
- Библиографический список
- Глава 2 личность и группа как субъекты и объекты педагогического процесса
- 2.1. Личность в педагогическом процессе
- Процесс формирования личности
- Личность как субъект педагогического процесса
- 2.2. Группа, коллектив в педагогике
- Группа и педагогика
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 3
- 3.1. Педагогическая система и ее основные элементы
- Единство систем воспитания, обучения, образования и развития человека
- 3.2. Педагогический процесс: его сущность, структура и закономерности Сущность и структура педагогического процесса
- Закономерности педагогического процесса
- Управление педагогическим процессом
- Морально - психологическое обеспечение педагогического процесса
- 3.3. Традиционные методы и технологии в педагогическом процессе
- Технологии образования
- Технологии обучения
- 3.4. Интенсивные педагогические технологии Теория и технология поэтапного формирования действий
- Компьютерные технологии
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 4 педагогические действия и техника их выполнения
- 4.1. Понятие о педагогических действиях и технике их выполнения
- 4.2. Педагогическое наблюдение Общая характеристика
- Педагогическая направленность наблюдения
- Организация педагогического наблюдения
- Обеспечение интенсивного и устойчивости педагогического наблюдения.
- Осмысливание результатов наблюдения
- 4.3. Педагогический анализ
- 4.4. Педагогическое решение Выделение педагогической проблемы, ее изучение и определение цели решения (желательного результата)
- Разработка вариантов педагогического решения и выбор лучшего из них
- Детальная проработка избранного варианта педагогического решения
- 4.5. Педагогическая речь Техника использования речевых средств
- Риторика51
- 4.6. Педагогическое общение Общая характеристика
- Техника педагогического общения
- Управление процессом педагогического общения
- 4.7. Педагогическое взаимодействие Сущность и значение педагогического взаимодействия педагога и обучающихся
- Пути установления педагогического сотрудничества
- 4.8. Педагогическая требовательность
- Библиографический список
- Глава 5
- 5.1. Семья и семейная педагогика Влияние семьи на процесс формирования
- Правовые положения и правовоспитательное влияние семьи
- Актуальные проблемы семейной педагогики
- 5.2. Дошкольные учреждения и дошкольная педагогика
- 5.3. Общеобразовательная школа и школьная педагогика
- Предмет и задачи школьной педагогики
- 5.4. Высшая школа и педагогика высшей школы Высшее образование и общество
- 5.5. Трудовой коллектив и профессиональная педагогика
- 5.6. Государственные, общественные, досугово-бытовые образования и социальная педагогика
- Социальная педагогика как отрасль педагогической науки
- 5.7. Педагогика самосовершенствования личности Самообразование личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 6 субъекты педагогической работы
- 6.1. Педагог, родитель, учитель, специалист, руководитель — субъекты педагогической работы
- Специалист
- Руководитель
- 6.2. Требования педагогической деятельности к ее субъекту
- 6.3. Профессионализм педагога-профессионала
- 6.4. Педагогическая подготовленность разных профессионалов, сотрудников, работников, должностных лиц
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть II
- Глава 7
- Правовая сфера и педагогическая система общества
- 7.2. Предмет, цели, задачи, система юридической педагогики Юридико-педагогическая действительность
- 7.3. Методология юридической педагогики
- Специальная (частная94) методология юридической педагогики
- 7.4. Право и педагогика Педагогический подход и функция права
- Педагогика в свойствах и механизмах права
- 7.5. Педагогика правовой социализации и культуры
- Педагогические компоненты правовой культуры личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 8 педагогическая система юридического образования
- 8.1. Система юридического образования в России и принципы ее построения
- Принципы построения системы юридического образования и факторы, влияющие на ее развитие
- 8.2. Педагогические модели специалистов — выпускников юридических образовательных учреждений различных уровней
- Профессиональные требования к качеству подготовки юристов
- Предметные квалификационные характеристики
- 8.3. Личностно-формирующий потенциал юридического образовательного учреждения
- 8.4. Педагогическая система юридического образовательного учреждения
- Сущность и макроструктура педагогической системы
- Научно-содержательная составляющая педагогического процесса
- Педагогические принципы высшего профессионального юридического образования
- Организационная составляющая образовательного процесса
- 8.5. Система методического обеспечения педагогического процесса122 Характеристика системы методического обеспечения
- Виды методической работы
- Методическая работа на кафедре, цикле
- Раздел III. Методика преподавания учебной дисциплины по видам занятий, предусмотренных тематическим планом:
- Раздел IV. Совершенствование частной методики преподавания дисциплины. Оно может осуществляться по следующим направлениям:
- 8.6. Основы методики преподавания юридических дисциплин
- Виды лекции
- 8.7. Профессионально-педагогическая подготовка обучающихся в юридических образовательных учреждениях126
- Содержание профессионально-педагогической подготовки
- 8.8. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и преподавателей в системе дополнительного профессионального образования
- 8.9. Профессиональное становление студентов-юристов в непрерывной производственной практике (рязанский опыт)
- Библиографический список
- Глава 9 педагогика воспитания в правоохранительном органе
- 9.1. Значение и организация воспитания сотрудников правоохранительного органа
- 9.2. Цели, задачи и принципы воспитания сотрудников
- Методические принципы и методы
- 9.3. Работа с коллективом правоохранительного органа
- Педагогическая технология формирования коллектива
- 9.4. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками
- Наставничество
- 9.5. Государственно-профессиональное воспитание Общая характеристика видов воспитания
- Патриотическое воспитание
- 9.6. Нравственно-профессиональное воспитание сотрудников
- Профессионально-этическое воспитание
- 9.7. Профессионально-правовое воспитание сотрудников Цели и задачи правового
- Правовое воспитание в процессе профессионального обучения
- 9.8. Педагогическая профилактика профессиональной деформации сотрудников
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 10
- 10.1. Педагогические задачи и особенности профессиональной подготовки
- 10.2. Педагогические принципы профессиональной подготовки
- Организационные педагогические принципы
- 10.3. Общая методика проведения занятий по профессиональной подготовке
- Этапы занятия и их методика
- 10.4. Методика формирования и совершенствования профессиональных знаний, навыков и умений сотрудников
- 10.5. Педагогические особенности групповой и организационной подготовки
- 10.6. Педагогические особенности тактической, огневой и физической подготовок
- 10.7. Подготовка сотрудников к обеспечению личной профессиональной безопасности
- 10.8. Педагогическая система профессионально-психологической подготовки
- 10.9. Профессионально-педагогическая подготовка руководителей занятий Значение, задача и формы профессионально- педагогической подготовки
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 11 экстремально-юридическая педагогика
- 11.1. Требования к экстремальной подготовленности сотрудников правоохранительных органов
- 11.2. Основы экстремальной подготовки сотрудников
- Учебная база и средства экстремальной подготовки
- 11.3. Методические особенности экстремальной подготовки
- 11.4. Основные виды экстремальной подготовки
- 11.5. Педагогическое обеспечение действий персонала правоохранительных органов в экстремальных условиях
- 11.6. Педагогические особенности работы с персоналом в постэкстремальный период
- Основы проведения постэкстремальной педагогической работы
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 12 педагогика управления правоохранительным органом
- 12.1. Педагогическая функция в управлении правоохранительным органом
- 12.2. Основы реализации педагогической функции управления
- Организационно-педагогические факторы
- 12.4. Педагогические технологии в текущем управлении
- 12.5. Педагогические технологии в реализации властных управленческих функций
- Педагогические технологии в управленческом контроле
- 12.6. Педагогика примера личности и стиля деятельности руководителя
- 12.7. Педагогическая этика руководителя Этика и педагогическая функция управления
- 12.8. Педагогические аспекты соблюдения прав человека в управлении деятельностью правоохранительных органов
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть III
- Педагогическое
- Обеспечение решения основных
- Правоохранительных задач
- Глава 13
- Правовое воспитание населения
- 13.1. Правовоспитанность граждан и система факторов, влияющих на нее Правовоспитанность и правовоспитание населения
- 13.2. Педагогическая система правовоспитательной работы с населением
- Направления правовоспитательной работы
- 13.3. Правовое воспитание в основных педагогических системах общества
- Правовоспитательная работа в общеобразовательной школе
- 13.4. Народная педагогика и правовоспитание
- 13.5. Правовое воспитание молодежи
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 14 криминологическая, криминальная и превентивная педагогики
- 14.1. Криминологическая педагогика
- Цель и задачи криминологической педагогики
- Криминогенные факторы в условиях жизнедеятелыюсти населения
- 14.2. Криминальная педагогика
- 14.3. Основы превентивной педагогики
- Основы педагогической системы профилактики
- Педагогика в общей профилаке тике преступлений
- 14.4. Профилактика рецидивных преступлений Постпенитенциарная педагогика
- Исторические уроки постпенитенциарной педагогики
- 14.5. Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 15 педагогическое обеспечение охраны порядка и безопасности
- 15.1. Педагогическое обеспечение деятельности сотрудников Федеральной службы безопасности
- 15.2. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников пограничной службы
- 15.3. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников таможенных органов
- Специфика требований к личности и деятельности таможенника
- Особенности обучения сотрудников таможенных органов
- 15.4. Педагогические особенности подготовки работников частных детективных и охранных служб
- Основы правовой подготовки
- Физическая подготовка и рукопашный бой
- Психологическая подготовка
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 16 педагогика в деятельности органов предварительного следствия, адвокатуры, прокуратуры и судов
- 16.1. Педагогика и судопроизводство
- Из истории педагогики судебного
- 16.2. Педагогические свойства и качества сотрудников органов правосудия
- 16.3. Педагогические аспекты деятельности органов досудебного производства
- 16.4. Вопросы правового просвещения граждан на стадии предварительного расследования
- Обеспечение прав участников предварительного расследования
- 16.5. Судебный процесс в правовом воспитании и просвещении граждан
- Воспитательное значение деятельности обвинителя на суде
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 17
- 17.1. Становление и развитие теории и практики пенитенциарной педагогики
- Пенитенциарной науки и практики с середины 80-х годов по настоящее время
- 17.2. Факторы, определяющие специфику пенитенциарной педагогики
- Неформальные общности осужденных
- Среда функционирование воспитательной системы органов, исполняющих наказания
- Объект и предмет исправительной педагогики
- Основные категории исправительной педагогики(пенитенциарной) педагогики
- 17.4. Принципы перевоспитания осужденных
- Система методов воспитания осужденных
- Методы на сознание и поведение осужденных
- Методы коррекции поведения
- Групповые формы воспитательного взаимодействия
- 17.7. Основные средства исправления осужденных Понятие основных средств исправления осужденных
- Общественное воздействие как средство исправления осужденных
- 17.8. Особенности перевоспитания различных категорий осужденных
- Библиографический список
- Глава 1о
- 18.1. Общая характеристика юридической педагогики за рубежом
- Основная терминология сравнительно – юридической педагогики
- 18.2. Юридическое образование за рубежом
- Юридическое образование в Европе
- Юридическое образование в сша
- Образование в системе работы с кадрами полиции
- Современное состояние полицейского образования
- 18.4. Обеспечение имиджа и престижа полицейских Проблема имиджа и престижа полицейских
- Обеспечение престижности профессии полицейского
- 18.5. Педагогические аспекты в решении полицией служебных задач
- 18.6. Психологическая подготовка сотрудников полиции за рубежом Возникновение развития психологической подготовки
- Педагогическая система психологической подготовки
- 18.7. Проблема ресоциализации осужденных за рубежом Пенитенциарная педагогика за рубежом
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений