logo
Yuridicheskaya_pedagogika

14.2. Криминальная педагогика

Асоциальная сущность педагоги­ческих явлений в криминальной среде

Важные причины и условия криминогенного развития личности граждан, зарождения кри­минального поведения, совершения преступ­лений, а также перехода к криминальному об­разу жизни связаны с криминальной средой. Под криминальной средой понимаются все особенности жизнедея­тельности людей, избравших для себя противоправное и асоци&чьное поведение как философию, мировоззрение и образ жизни. Любая среда, как уже отмечалось, обладает свойством оказывать воспиты­вающее, обучающее, развивающее и даже образовательное влияния на людей. И криминальная тоже.

Понятие криминальная педагогика употребляется в двух смыслах: как реальность в жизни общества и части его граждан и как направление педагогического научного знания об этой реальности. Как реальность в обществе криминальная педагогика су­ществует:

1) в виде системы присущих криминальной среде и стихийно, посто­янно или эпизодически действующих факторов, оказывающих крими­ногенно напрягающие и деформирующие психологические влияния на сознание, чувства, мотивы людей и педагогические — на воспи­танность, развитость, обученность и образованность, побуждающие часть из них к устойчиво криминальному поведению и образу жиз­ни255. Они выступают и как «криминогенное отравление» социально-психологической атмосферы жизнедеятельности остальных граж­дан, которое начинает испытывать силу имеющихся у них антикримиального иммунитета, моральных устоев, сформированных ранее принципов честной и правомерной жизни, активизируют правовые и нравственные размышления по поводу необходимости быть верным в сложившихся обстоятельствах жизни, вызывают соблазны в чем-то, пусть в «малом», «только раз» преступить закон, внутренние напряже­ния и колебания, борьбу мотивов правомерного и девиантного пове­дения. Не все люди и не всегда остаются до конца верными нормам морали и права (особенно это относится к испытывающим жизненные трудности, неопытным в жизни, молодым, неустойчивым, при повто­ряющихся испытаниях влияниями криминальной среды), и у части их постепенно происходят криминогенные изменения в воспитанности, обученности, развитости и частично образованности;

2) как осознанная и специально организованная, имеющая педагоги­ческие признаки деятельность лидеров криминального мира. Она на­правлена на рекрутирование новых членов, их криминальное вос­питание, обучение и развитие (своеобразное «укрепление рядов и подготовка кадров», что связано с желанием и необходимостью уве­личить их численность, повысить криминальный профессионализм, пополнить ряды из-за убытия по причинам болезни, гибели, смер­ти, осуждения), укрепление своего положения и влияния, а также создание условий, благоприятных для достижения целей личного криминального обогащения. Важная тенденция развития этой дея­тельности лидеров криминального мира — распространение ее за пределы членов криминальной среды — на государственных слу­жащих (их коррупционирование), работников различных учрежде­ний и предприятий, на молодежь, подростков, граждан. Такое раз­витие деятельности лидеров криминального мира, приобретающее все более организованный и интенсивный характер, отражается в стремлении к консолидации криминального мира, усилении роли и влияния на жизнь и деятельность общества и государства путем их криминализации, захвата и слияния с властью. Оно обусловлено и ошибками, деформациями социально-экономического развития на­шей страны, концентрации капитала в руках небольшой, в сравне­нии с другими странами, кучки олигархов, банкиров и крупных предпринимателей.

Лидеры криминальной среды имеют довольно четкие представ­ления о целях и желаемых результатах своего влияния в первую очередь на несовершеннолетних и молодежь256. Эти цели отражают в себе философские, нравственные, эстетические представления о су­ти и движущих силах человека, противостоящего закону, его пред-

назначении в жизни криминального круга. К ним, в частности, от­носятся:

авторитарные, ориентированные на подавление личности, ус­тановление иерархии во взаимоотношениях членов криминального мира, достижение привилегий для избранных, строгое подчинение установленным правилам;

эгоистические, отражающие стремление к наживе, удовлетво­рение только собственных или узкокорпоративных интересов;

преступно-романтические, пропагандирующие достижимость криминальным путем красивой, легкой и процветающей жизни;

неофашистские, связанные с культом сильной личности, гото­вой на любую жестокость ради демонстрации власти, запугивания и подавления силой любого инакомыслия и демократичности, унич­тожения препятствующих достижению личных целей;

мизантропические, порождающие стремление к унижению сла­бых и заигрывание с лидерами, пренебрежение к любому, кто в иерар­хической лестнице находится ниже.

Педагогические воздействия криминальной среды направлены не на возвышение личности, не на обеспечение правомерной само­реализации человеком своей индивидуальности, а на социально-нравственную деформацию личности, на примитивно понимаемую ею пользу. Эти воздействия не воспитывают гражданских, нравственных, гуманных, демократичных, человеколюбивых, культурных и других положительных общечеловеческих качеств, а формируют асоциальных типов, противопоставивших себя всему доброму, честному, спра­ведливому, человеколюбивому, непримиримо занимающих асоци­альную жизненную позицию, противостоящих закону и законной власти, не признающих никакого суда, кроме придуманного ими самими. Суть и содержание асоциальной педагогики выражены в приобщении вовлекаемых в преступную деятельность к крими­нальной субкультуре, которая является, по справедливой оценке В.Ф. Пирожкова, основным содержанием криминализации моло­дежной среды, основным механизмом сплочения преступных групп и психолого-педагогическим фактором, затрудняющим, искажающим или блокирующим процесс нормальной социализации личности и стимулирующим криминальное поведение257.

Все это указывает на то, что влияния криминального мира и его педагогика — это не романтические веяния и не безобидные игры, а антипедагогика. Распространение в стране криминальной антипедагогики как социальной реальности приобретает угрожающее соци­ально-стратегическое значение, увеличивает возможность превраще­ния нашего государства, общества, населения страны в подлинно криминальные.

Как направление юридико-педагогических исследований криминальная педагогика начала зарождаться в XIX в. в исследова­ниях и трудах М.Н. Гернета, СВ. Максимова, В.Д. Набокова и др. В их работах особенности криминально-педагогической реальности отражались фрагментарно и описательно. Чрезвычайно активно над изучением и описанием внутренней жизни криминальной среды, в том числе и ее педагогических аспектов, стали работать с конца XX в. В.М. Анисимков, И.П. Башкатов, Б.Ф. Водолазский, Ю.А. Вакутин, А.И. Гуров, В.Ф. Пирожков и др.

Как специфическая система научного знания криминальная пе­дагогика имеет свой предмет — феномены, закономерности и меха­низмы педагогических влияний и их последствий в криминальной среде, в также педагогические способы противостояния и разруше­ния их.

Средства и методы криминальной антипедагогики

Юридические и педагогические исследования свидетельствуют, что криминальный мир ни­когда не жил по законам, ценностям и нор­мам, принятым среди людей, и давно не живет по правилам случая. Он функционирует на основе выработанных им самим законов, норм, правил — «понятий», касающихся органи­зационных, поведенческих и педагогических вопросов. Они по форме и содержанию асоциальны, но иногда только по вкладывае­мому в них смыслу (например, правило «сам погибай, а товарища выручай» в криминальной среде означает доведение преступления во чтобы то ни стало до конца или ухода от правосудия).

Для криминальной среды характерна иерархичность, связанная с ролью, положением, личной значимостью входящих в этот круг лю­дей. Чтобы занять определенное место в этой иерархии, человеку не­обходимо: соответствовать ему по личностным качествам; иметь со­ответствующее дозволение на определенное положение; исполнять функционально соответствующую роль. Правила «воровской чести», «законы зоны» позволяют строить систему отношений соответствую­щим образом, консолидировать круг входящих в него людей. Сущест­вующая система стимулов, запретов и жестоких наказаний позволяет поддерживать строжайшие иерархичные отношения и дисциплину258.

В работе по рекрутированию, криминальному воспитанию и формированию преступного профессионализма своих кадров лидеры преступных группировок имеют, безусловно, свою систему работы, близкую по структуре к педагогической. Она имеет цели, задачи, содер­жание, определенные условия, обеспечение (например, для прове­дения стрелковой подготовки членов преступных группировок, отработки ими боевых приемов), методику, способы контроля и оценки. Однако конкретные характеристики их остаются пока малоизучен­ными юридической педагогикой. Но уже знание самого факта су­ществования такой системы принципиально важно, ибо становится ясно, что причины преступного поведения членов криминальных группировок кроются не только в издержках предшествовавшей пе­дагогической работы с ними в семье, школе, на производстве, но и в результативности работы специально организованной лидерами криминального мира асоциальной педагогической системы. Выполненные юридическими педагогами исследования по преимуществу посвящены характеристике особенностей «воровской» и современной криминальной субкультуры, взаимоотношений в криминальной среде, норм и правил поведения людей, принадлежащих к ней, и выполнения ими ролей в иерархической системе криминальной организации. Имеющиеся данные о работе главарей криминальных групп и их помощников со своими подчиненными показывают, что «педагогическая деятельность» этих хранителей криминальных традиций направлена на решение задач криминальной идентификации вовлекаемых в преступную деятельность, т.е. психологического приобщения их к преступной среде, признания ее взглядов, ценностей, норм как своих собственных, деления людей на «наших» и «чужих», стимулирования потребности и стремления к самосовершенствованию и самовоспитанию в интересах общего дела (криминального свойства, разумеется), развития необходимых для преступной деятельности качеств личности259.

В такой работе ими используется ряд принципов воспитания, из­вестных человечеству издревле, но применяемых с антисоциальной направленностью. Прослеживается, например, реализация принци­пов целенаправленности, связи с жизнью, включения в активную деятельность, совместность деятельности и др. В зависимости от положения на иерархической лестнице конкретных лиц перед ними раскрываются определенные перспективы криминального роста и стимулируется соответствующее стремление к их использованию, что повышает их криминализацию и опутывает связями и зависи­мостями от криминальной организации.

Используются также традиционные виды педагогической работы: идейно-нравственное воспитание, труд, дисциплина, обучение, но со специфическими асоциальными целями и содержанием. Нравст­венное воспитание, например, ставит на место ценностей жизни и морали лидеров криминального мира и рядовых его членов, крими­нальные ценности и мораль, которые не основываются на патрио­тических, гражданских чувствах, требованиях социального порядка, а противопоставляются им. За счет деформированных взглядов, норм и ценностей обеспечивается живучесть криминальной среды, по­скольку они являются цементирующим составом, объединяющим, связывающим и сплачивающим членов криминальных групп и всю среду. Для укрепления «нравственных» основ криминальной среды ведется и активная работа по пропаганде и распространению «зако­нов зоны», прежде всего среди молодежи и несовершеннолетних.

Особое место по криминологической значимости принадлежит жаргону, который выполняет несколько функций: коммуникатив­ную, конспиративную и мировоззренческую260. С его помощью закре­пляются и передаются «из поколения в поколение» правила пове­дения, нормы, установленные в криминальной среде. Жаргон консо­лидирует говорящих на нем, подчеркивает их общность, принад­лежность к единому братству и в то же время противопоставляет остальным, становится «тайным языком». Язык не только отражает, но и формирует систему нравственных и жизненных приоритетов человека. Криминальный жаргон своими языковыми средствами и их значениями формирует криминально-деформированную картину мира у говорящего на нем, что влияет на криминальное идейно-нравственное становление личности. Вначале жаргонные термины «врастают» в обыденную речь, а затем воздействуют на сознание, меняют систему взглядов, вызывают переоценку ценностей: запретное воспринимается как доступное и должное, социальное уродство — как достоинство, хулиганство и хамство — как смелость и свобода, жестокость — как справедливость, равнодушие — как сдержанность и т.п. Под влиянием жаргонной речи происходит дистанцирование от норм обычной жизни и активное восприятие асоциальных уста­новок, которые затем, в свою очередь, отражают реалии жизни и мировоззрения. В различных субкультурах криминальных групп, в зависимости от рода их криминальной деятельности, употребляются и сугубо специфические выражения. Например, они особые у кон­трабандистов антиквара и торговцев наркотиками.

Развитие и укрепление у членов преступных групп качеств лич­ности, необходимых для жизни и деятельности в криминальной среде, осуществляются в активной деятельности, которая носит не только асоциальный, но и противоправный характер. Именно это и только это рассматривается в криминальной среде как «труд», как «полезная деятельность», как доказательство человеком своей причастности и верности криминальной среде и как средство привязки к ней. Это может быть сокрытие следов и орудий преступлений, оружия, пред­метов, добытых преступлением, похищенных людей и др. Каждый член криминального сообщества обязан вносить свой вклад в общее дело. Отступления здесь не допускаются. Поручения даются с уче­том ситуации и личных качеств воспитуемых. В ходе криминальной деятельности формируются необходимые для нее качества: реши­тельность, воля, настойчивость, содержание которых, конечно, про­тиворечит общепринятому пониманию. В деятельности развиваются также умения и навыки криминального свойства. Кроме этого, в ней выявляются и многие черты личности, которые, по представлениям криминальных воспитателей, нужно искоренять, например мягкосер­дечие, сострадание, жалость, или которые нужно развивать, напри­мер жестокость, агрессивность. Доказано, например, что существуют определенные закономерности функционирования и взаимозависи­мости агрессивных проявлений и насильственной преступности на индивидуально-личностном и групповом уровнях. На индивидуаль­ном уровне это проявляется в прямой зависимости между частотой и интенсивностью безнаказанного совершения агрессивных про­ступков и последующим совершением насильственного преступле­ния. На уровне малых групп и сообществ многократное повторение агрессивных действий в образе жизни группы ведет к воспроизвод­ству насильственных преступлений. Таким образом, подавление од­них качеств и развитие других в ходе криминальной деятельности способствуют ее интенсификации.

В процессе асоциальной деятельности формируется круговая по­рука, которая является мощным регулятором межличностных от­ношений, сплоченности и устойчивости среды. В ней проявляется единство асоциальных взглядов и убеждений, действий, готовность к взаимопомощи, поддержке. Связанные круговой порукой, все вклю­ченные в нее выполняют свой долг согласно установленным в кри­минальной среде правилам.

Много усилий лидеры криминальной среды расходуют на обес­печение ее организационного единства и целостности. Это достигается путем строгого регулирования внутренней жизни на основе ряда правил, способствующих укреплению дисциплины. Например, не называться настоящим именем, а кличкой, не уклоняться от сбора средств для «общего котла», не присваивать себе более «высокий» статус в имеющейся иерархии, не проявлять сочувствия к ниже­стоящим на иерархической лестнице и пр.

В криминальной среде строго установлены внешние рамки по­ведения, что достигается воспитанием дисциплины, режима, который следует рассматривать как комплекс требований, запретов, ограни­чений, распространяющихся как на внутренние, так и на внешние отношения. Дисциплина, определенный режим отношений в кри­минальной среде поддерживаются строго, поскольку это обеспечи­вает стабильность существования, формирует привычки и навыки требуемого поведения, способствует поддержанию существующих традиций. Дисциплина поддерживается запрещающими и обязы­вающими требованиями: не выдавать сведений, касающихся груп­пы, поступать соответственно своему статусу, беспрекословно вы­полнять требования «авторитетов», не выдавать соучастников и пр. Нормы такого порядка формируют строго регламентированную систему отношений в среде и внедряют в сознание и поведение со­ответствующие стереотипы. За нарушение установленных правил применяются суровые санкции: штрафы и увеличение долга, нало­жение дополнительных обязанностей, избиение, уничтожение и пр. Исключительная роль дисциплины в криминальной среде обеспе­чивает полновластие в ней. Д.С. Лихачев в свое время отмечал:

Поведение «вора» в своей среде ограждено бесчисленным количест­вом правил, норм, своеобразных понятий «приличия», «хорошего тона», сложной иерархией подчинения друг другу. Каждое из нарушений этих норм поведения карается «воровским судом» с оригинальным судопро­изводством, с немедленным приведением в исполнение всегда жестокого наказания. Власть «воровской среды» над отдельным индивидуумом ис­ключительно велика. За внешней распущенностью их поведения скры­ваются жесткие, тесные, предусматривающие все вплоть до мелочей правила поведения261.

Внутреннее единство в криминальной среде и строгое подчине­ние единому требованию обеспечивается участием в «общем котле», который способствует сплоченности криминальных образований и их устойчивости. Он как бы авансирует благополучие и поддержку при столкновении с законом, создает эффект защищенности, уверенности и взаимовыручки. Участие в «общем котле» — требование обязательное, а поскольку для взноса требуются средства, то это стимулирует их добывание, т.е. совершение преступлений.

Большое внимание в криминальной среде уделяется обучению. Молодежь обучается способам совершения преступлений, сокрытия его следов, установлению необходимых контактов, ухода из поля зре­ния правоохранительных органов. В последние годы признано, что в криминальной среде имеется своя разведка, телохранители, ору­жейники, оруженосцы и пр. Для их подготовки используются внут­ренние резервы, обучение лицами, ранее состоявшими на службе в МВД, ФСБ, Вооруженных Силах, а также проникновение в специ­альные учебные заведения с целью овладения новейшими сведе­ниями о формах и методах работы спецслужб. Криминальная дея­тельность усиливается за счет обучения ее новым формам: рэкета, сутенерства и др. Налаженная подготовка кадров свидетельствует о профессионализации криминальной среды. Таким образом, выска­занное несколько лет назад мнение А.И. Гурова о профессиональной преступности в России, вполне обосновано.

Педагогические способы вовлечения молодежи в криминальную деятельность

Криминальная среда воздействует наиболее сильно на людей, уже ставших на путь противоправного поведения, все глубже и прочнее связывая их с собой, социально, психологиче­ски и педагогически углубляя деформацию их личности. Но, проникая в работу средств массовой информации, на телевидение, в сферу литературы, песенной, музыкальной и языко­вой культуры, она криминогенно сказывается и на людях, до поры до времени правопослушных, но неустойчивых, педагогически за­пущенных, воспитанных и подготовленных к жизни слабо, с недостатками, обладающих жизненными притязаниями, не подкрепляе­мыми соответствующими честными, правомерными трудовыми усилиями262. Такие влияния ее носят не только стихийный, но и предна­меренный, целенаправленный организованный характер.

Главари преступного мира, «воры в законе», преступники со стажем, имеющие устойчивые взгляды и убеждения криминального свойства, осознают необходимость укрепления и активизации криминальной среды, пополнения ее рядов свежими силами и преемственности поколений? Немалую роль в мотивах вовлечения моло­дежи в преступную деятельность служит и стремление лидеров кри­минального мира к обеспечению личной безопасности, избегание личной уголовной ответственности за преступления, совершенные по прямому указанию или подстрекательству и в личных интересах вовлеченными в криминальную деятельность, стремление самим при этом остаться вне поля зрения правоохранительных органов, не дать им в руки доказательные материалы своей причастности к преступ­лениям, иначе говоря, — «загребать жар чужими руками».

Криминальная активность лидеров организованных преступных формирований направлена на то, чтобы подчинить себе несовершен­нолетнюю молодежь, установить контроль за ее поведением, приоб­щить к криминальной субкультуре и поведению. Внимание лидеров криминальных групп и их порученцев направляется прежде всего на безнадзорных детей, детей из неблагополучных семей, бродяг, воспитанников детских домов, исключенных из образовательных учреждений, юных хулиганов, нарушителей общественного порядка, начинающих алкоголиков, мелких воришек и т.п. Они становятся объектом криминального воспитания. Чтобы подчинить, сломить но­вичков, лидерами используется покровительство, подачки, помощь, защита, обман, психологическое давление, внедрение в сознание идей «арестантской» справедливости, запугивание, физическое воздейст­вие. Первоначально новички привлекаются в качестве сбытчиков, разведчиков, связных, порученцев. Молодежь, получившая «доверие», соответственно криминально понимаемой справедливости, привле­кается к участию в преступной деятельности в ролях оруженосцев, перегонщиков угнанных автомобилей, доставщиков и пр. Новое время дало новые способы вовлечения несовершеннолетних в криминаль­ную среду: направление на обучение в секции боевых видов борьбы, «тренировки» на операциях по возврату долгов, противодействия операциям милиции, направление в специальные учебные заведения правоохранительных органов.

Для привлечения в свою среду молодых и свежих сил проводится довольно серьезная работа среди несовершеннолетних и молодежи, которых активно приобщают к криминальным ценностям и установ­кам путем создания привлекательного для них своего образа жизни, пропаганды своих ценностей и правил поведения, включения в раз­личные группировки противоправной направленности, все это де­лается, как правило, на основе постепенного вовлечения и приуче­ния к криминальной жизни. Используется оказание материальной помощи в долг находящимся в затруднительном положении подро­сткам, юношам и девушкам, для ведения ими разгульного и парази­тического образа жизни, что ставит их в зависимое положение. Долг, как правило, возвращать нечем, и молодой человек принуждается к выполнению поручений криминального толка. Страхи и опасения молодых подавляются демонстрацией силового могущества автори­тетов и убеждением, показом на их примере безусловной возмож­ности уклоняться от уголовной ответственности, силы власти и вла­сти силы. Одновременно ведется целенаправленная упорная и тер­пеливая работа по насаждению в молодежной среде аморальности, бескультурья, разврата, безделья, пренебрежения честным трудом, в результате чего все большее число молодых людей оказываются без средств для удовлетворения своих раздутых и деформированных по­требностей и ставятся перед необходимостью искать займов или ид­ти на воровство, грабежи, участвовать в деятельности криминала.

Используются и методы, хорошо известные традиционной педа­гогике, но с криминальными целями, содержанием и приемами: метод убеждения, метод организации поведения, метод поощрения (стимулирования), метод принуждения. Активно используется метод убеждения и сообщаются сведения, способные пробудить в моло­дых людях желание подражать «героям» криминального мира, их обольщают «воровской романтикой», «красивой жизнью», властью денег и культом насилия, свободой от обязательств перед семьей и обществом. Убеждение осуществляется и в ходе организованных рас­питий спиртных напитков, употреблений наркотических или одур­манивающих веществ. Применяются просьбы, уговоры, поучения, наставления, внушение чувства мести, злобы, соблазнения перспек­тивами преступной карьеры. Распространена и практика принужде­ния. Так, в целях вовлечения или удержания молодых людей в криминальных группах используются: психическое насилие посред­ством шантажа или запугивания; втягивание в долги путем одалжи­вания и обеспечения проигрышей в азартных играх; приучение к спиртному, наркотикам, сведение с проститутками, физическое на­силие (побои, избиение, насильственное мужеложство). Крими­нальная педагогика предусматривает и свою систему поощрений и наказаний, которые по сути своей асоциальны и служат интересам устрашения, воздаяния «за заслуги», укрепления дисциплины, по­давления личности и утверждения ее криминально значимых ка­честв. В числе их, например, постановка на «счетчик», возложение обязанности совершить насилие в отношении конкретного лица, зачисление в нижестоящую «страту», «касту».

Организуется и внедрение членов преступных формирований в молодежные объединения для «воспитания» новых «бойцов». Приме­няется метод включения в деятельность, но криминальную. Лидеры криминальной среды предпринимают активные действия по созда­нию и культивированию подростково-молодежных групп асоциаль­ной направленности. Жизнь и деятельность этих групп поддерживается и стимулируется ими. Криминальные подростково-молодеж­ные формирования несут большую общественную опасность, по­давляя и вбирая в себя более мелкие группы несовершеннолетних в районе, городе, ставя их под свою зависимость и воспитывая круговую поруку, основанную на нормах и ценностях криминальной среды. Ведется постепенная, но целенаправленная работа по развитию таких групп в организованные. С целью формирования привычек крими­нального поведения используются упражнения для обучения спосо­бам заманивания, запугивания жертвы, физического подавления, до­бивания и др. Такие действия, неоднократно повторенные, впоследст­вии выполняются без усилий и моральных угрызений и способствуют выработке криминальной умелости. Появились подростково-моло­дежные банды, которые стали демонстрировать в своих действиях профессионализм, присущий общеуголовной преступности. На счету их немалое число опасных насильственных преступлений — разбоев, грабежей, вымогательств, убийств.

Несовершеннолетние, приобщаясь к криминальной субкультуре, в силу своей психологии, во многом основываясь на подражании взрос­лым, не только приобретают склонность к совершению преступлений, но и сами становятся проводниками этой субкультуры среди других несовершеннолетних и детей, вовлекая их в свой круг общения, в свою очередь приобщают к криминальной субкультуре, способствуя тем самым формированию асоциальных установок личности.

В целом деятельность криминального мира по вовлечению мо­лодежи в совершение преступлений является одним из важных фак­торов развития не только преступности несовершеннолетних, она играет заметную роль в развитии всей преступности и обеспечивает живучесть криминальной среды и ее традиций. Социальная опас­ность приобщения молодежи к преступным формам заработка спо­собствует и росту безработицы, оттоку молодых сил из производст­венной и научной сфер, социально-полезной жизни общества.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в криминаль­ной среде существует своя специфичная система воспитания, обу­чения и развития криминальной личности. Следовательно, решая задачи по борьбе с криминалом, правоохранительным органам одними силовыми методами не обойтись. Ведь речь идет о противостоянии двух педагогических систем — гуманной, социальной, личностно-воз-вышающей педагогики и криминальной, личностно-разрушающей, асоциальной антипедагогики. Нужно включение в деятельность пра­воохранительных органов педагогических мер, поиск того «золотого сечения», ослабление которого позволяет разрушить всю асоциаль­ную педагогическую систему.