13.5. Правовое воспитание молодежи
Цель и задачи правового воспитания молодежи
Содержание, да и результативность правового воспитания молодежи зависит от того, насколько правильно определена его цель и зада-чи. Довольно часто она связывается с формированием позитивного правосознания. Однако воспитание всегда связано с целенаправленным, организованным воздействием на всю личность. В этом значении следует понимать и правовое воспитание молодежи, которое представляет собой целенаправленное, последовательное и систематическое воспитательное воздействие на молодых людей с целью формирования и развития их правовой культуры.
Правовая культура может быть жизнеспособной только во взаимосвязи и взаимодействии с другими составляющими общей культуры: политической, нравственной, эстетической, физической и др. Содержание, развитие, освоение каждой из них строится только на основе взаимопроникновения, тесной связи и обусловленности. Применительно к личности каждого молодого человека правовая культура — это знание и понимание права и закона, осознанное исполнение его предписаний, соблюдение юридических прав других людей, исполнение своих юридических обязанностей. Правовоспитательная работа — это не просто обогащение человека знаниями, а перевод предписаний правовых норм в личные убеждения, в привычки и навыки правомерного и социально активного поведения. У правовоспитанного молодого человека правовые и иные знания сливаются с социально зрелым пониманием и отношением к миру, обществу, праву, людям и готовностью к соответствующей активной жизни и деятельности. К наиболее важным и самым достоверным критериям правовоспитанности относится практическое поведение молодого человека.
Специфика правового воспитания связана с формированием правильной позиции молодого человека прежде всего в повседневных правоотношениях: государственно-правовых, гражданско-правовых.
трудовых, семейных, административных, с пониманием личных правовых и нравственных обязанностей, личной ответственности за принятие решения и поступки, которая не умаляется и не снимается ответственностью воспитателя или родителя.
Исходя из цели и специфики правового воспитания его задачами можно считать:
• обеспечение правовой информированности молодежи;
• формирование личного отношения молодых людей к закону и праву как к социальной ценности, целесообразному продукту цивилизации;
• формирование стойких убеждений в значимости законов и правоприменительной практики;
• развитие чувства личной ответственности за свое поведение;
• формирование и развитие стереотипов правомерного поведения, так как общая позиция и поведение совпадают;
• освоение принципов и особенностей правоотношений в обществе;
• формирование готовности активно участвовать в охране правопорядка и противостоять нарушениям;
• формирование в среде молодежи социально здорового общественного мнения по отношению к закону, праву, правовой практике, правомерному и правонарушающему поведению.
Система правовоспитания молодежи и пути ее совершенствования
Система правовоспитания молодежи в нашей стране прошла длительный путь становления и развития. Еще в XIX в. учащейся молодежи читались курсы законоведения, публичные лекции на правовые темы, организовывались юридические кружки. Народившийся опыт был разрушен в начале XX в. На последствия этого обращал внимание известный российский юрист М.П. Чубинский, который отмечал, что в переломные моменты правовой уклад дает трещины и разрушается, авторитет права падает, и мы видим перед собой более или менее длительное «великое ослушание». В деле колебания и разрушения нравственно правовых устоев, по его мнению, играет литература, пропагандируя ..порнографию, преувеличивая половой вопрос, поэтизируя героев . «дна», половые извращения, формируя убеждения, что все дозволено235. В нынешних условиях такое влияние усиливается телевидением, радио, компьютерными программами236.
В правовом воспитании огромная роль принадлежит средствам массовой информации. Через них среди молодежи распространяются стереотипы поведения, мировоззрения. Возможности современных средств массовой информации как в позитивном, так и негативном плане практически безграничны, поскольку позволяют путем воздействия на человека либо «тормозить» антиобщественные взгляды и убеждения, и таким образом стимулировать нравственные и правомерные формы поведения людей, либо, наоборот, прививать как норму отклоняющееся, противоправное поведение. Особую роль здесь играет кино и телевидение. Зрелищность, красочность, дополнительные сенсорные ощущения (шумы, звуки, музыка) позволяют одномоментно вызвать такие богатые ощущения и эмоциональные переживания, которые надолго оставляют след в сознании молодежи и способствуют формированию как правосознания, так и поведения. На эти возможности влияния кино было обращено внимание еще в самом начале развития кинематографа237. Исследования, проводившиеся в конце XX в., показали, что фильмы с уголовно-правовой тематикой вызывают у молодежи повышенный интерес; в ряде случаев эти фильмы формируют стимулирующий противоправное поведение интерес; эти фильмы в том или ином направлении формируют правовую культуру молодежи238. На наших глазах «героями нашего времени» стали бандиты из фильма «Бригада». В связи с этим встает вопрос о педагогической экспертизе фильмов для молодежи. Главная мера всего, в том числе и своеволия создателей фильмов, это реальная польза для благополучия и процветания общества, уважения прав и свобод всех людей, каждого индивида, его интеллектуального, нравственного, правового, трудового развития и успехов во взрослой жизни. Истинная свобода, прочный внутренний социальный мир невозможны без возрождения духовных, и прежде всего правовых и моральных ценностей среди молодежи.
Основное звено в воспитании, развитии подрастающего поколения и его правовом воспитании — образовательные учреждения. Здесь молодежь должна осваивать основы государственного строя, права гражданина и его обязанности, роль законодательства и права, основные его начала. Без усиления роли школы в правовом и нравственном воспитании молодежи преодоление духовных кризисов невозможно. В нашей стране в прошлом имелся хороший опыт, со школьниками активно работали представители общественности, правоохранительных органов, судьи. Полезно обратиться к нему и теперь.
Накопление правовых знаний учащихся и выработка соответствующих правовых воззрений должны осуществляться на уроках при изучении различных учебных дисциплин, Возможности обычных учебных занятий (в школах, техникумах, вузах) по дисциплинам, не являющимся юридическими — истории, литературы, обществоведения и др., — огромны. Есть много известных молодежи исторических периодов, позволяющих убедительно показать роль права в изменении и совершенствовании социальной жизни людей и связать с современностью.
Важное место в правовом воспитании занимает изучение основ права и правового поведения в обществе, на производстве, в гражданских и экономических делах. У него большой воспитательный потенциал. Однако бывает, занятия проводятся формально либо вообще пропускаются239. Интересы воспитания молодежи требуют создания системы поэтапного правового обучения, разработки его четкой программы в соответствии с уровнем развития молодых, людей, их правовой осведомленности, возрастом.
Важную роль в воспитании молодежи играет массово-просветительская работа. Здесь в свое время был накоплен богатый опыт, незаслуженно забытый в настоящее время: циклы лекций, бесед на правовые темы, встречи с юристами, практическими работниками и учеными, тематические вечера, конференции, конкурсы, олимпиады. Сейчас культурно-просветительные учреждения фактически находятся в стороне от правовоспитания молодежи.
В нравственно-правовом воспитании молодежи одно из приоритетных мест занимала литература, печать, радио, а позднее — телевидение и компьютерные программы. Приходится признать, что в . Настоящее время их роль не просто ослаблена, а ориентирована на внутриправовое воздействие, что вырабатывает у молодых людей терпимость и показывает дурные примеры безнравственности, извращенности, бескультурия, эгоизма, крайнего индивидуализма, праздности, Жестокости, насилия, личной мести; поведения «справедливых» преступников, наказывающих других, «менее справедливых», преступников и пр. Последствия всего этого уже нашли свое отражение в -''Криминализации общества, и этот процесс нельзя остановить и пре одолеть без четкой государственной политики и программы воспитания молодежи в целом, а также по конкретным его направлениям.
Система правового воспитания молодежи предусматривает вовлечение их в различные формы общественно-полезной деятельности с учетом возраста и возможностей: участие в пропаганде юридических знаний, работа в объединениях по поддержанию общественного порядка (юных друзей милиции, ГАИ, школьной полиции и пр.). На Западе аналогичные формы правового воспитания молодежи развиваются достаточно активно, особенно в последнее десятилетие. Фактически используется имевшийся у нас в прошлом опыт, но нами сегодня заброшенный и забытый. Пока мы старательно разрушали десятилетиями созданную систему правового воспитания молодежи, ее опыт внимательно освоен другими странами.
Одной из новых и, как оказалось, давно известных форм правовоспитательной работы с молодежью являются юридические клиники240, о которых подробно говорилось в § 8.10. Участие в их работе способствует не только повышению профессиональной грамотности, но. что очень важно, развивает вкус к правовоспитательной работе — это позволяет самой молодежи участвовать в укреплении законности и правопорядка.
Система правового воспитания в современных условиях нуждается в дополнении новыми элементами, соответствующими нынешнему развитию науки и практики, повышении эффективности высшего юридического образования, развитии системы общественных объединений, участвующих в правовом воспитании241. Более четкую и активную позицию в организации правового воспитания молодежи следовало бы занимать и органам местного самоуправления.
Методические особенности правовоспитания молодежи
Поскольку правовое воспитание — одна из частей общей системы воспитания молодого поколения, то здесь сохраняют свою силу его общие принципы. Оно должно основываться на общечеловеческих нравственных позициях, гуманистическом подходе к личности, уважении к ней. Принцип целостности и всесторонности воспитательного процесса предполагает использование средств и методов правовоспитательного влияния с тем, чтобы обеспечить взаимосвязанное и взаимоподкрепляю-щее воздействие на основные сферы человеческой психики — на сознание, чувства и волю. Этот принцип основан на важнейшем положении педагогики о том, что человек воспитывается не «по частям», воспитание не допускает белых пятен. Важным аспектом является требование систематического, последовательного и непрерывного воспитательного воздействия на молодежь. Молодежь активна по своей природе, и это объективное ее качество должно в полной мере учитываться и использоваться в правовоспитательной работе. Самое главное — это пробуждать и направлять в правовое русло ее стремление к активной деятельности.
Как бы ни был организован процесс правового воспитания, его основная цель — способствовать определенным изменениям в сознании и поведении молодых людей с уже имеющимися пониманием мира, взглядами, характером поведения. Учет индивидуальных особенностей личности во многом определяет как содержание, так и организацию правового воспитания в каждом конкретном случае. Решающим фактором, формирующим социальный облик молодого человека, является его принадлежность к конкретной социальной общности: студенты, учащиеся, рабочие и др. Сходные условия жизни и деятельности, продолжительное общение также определяют сходство взглядов, стереотипов поведения и пр. Вот почему принцип дифференцированного подхода в правовом воспитании молодежи является важным.
Влияние, которое оказывается в ходе правового воспитания, может происходить двумя основными путями: путем сообщения и путем примера.
Первичный формой сообщения является информирование. В одних случаях она выступает как взаимообмен текущими сведениями, а в других — как передача от одних лиц другим дидактически организованного материала с целью просвещения. По своему содержанию это главным образом сведения о правовых событиях в обществе, о политических событиях и их правовой оценке, о характере взаимоотношений между различными группами людей и конкретными людьми. По сравнению с другими формами сообщений Информация относительно нейтральна. Она имеет в основном осведомительный характер и не преследует прямую цель перестройки Ценностно-правовых ориентации личности.
Иначе обстоит дело с другой формой сообщения — убеждением. В нем отчетливо выражено стремление лица, осуществляющего правовое воспитание, передать информацию таким образом, ,чтобы именно она изменила взгляды молодых людей и способствовала формированию новых нравственно-правовых установок. Так, Например, сообщения о фактах проявления принципиальности, скажем, судьей, в вопросах защиты прав граждан заставит по-иному, взглянуть на судью и суд. Убеждение связано с критическим восприятием информации, ее анализом, взвешиванием, оценкой. Ин форматор в этой ситуации должен четко представлять, в чем именно он хочет убедить собеседника, который тоже должен понимать, о чем идет речь. Из этого следует, что преподносимый материал должен излагаться доступно и ясно.
Убеждение предполагает, что информация не просто понята, но и принята. А этого можно достигнуть только на основе правильного подхода к аудитории и с учетом особенностей личности молодых людей.
Безусловным требованием является уважение к молодежи. Только на этой основе возникает ее желание выслушать, понять, отнестись к сообщаемому с доверием.
Важную роль в сообщении играет внушение. Это вид психолого-педагогического воздействия, при котором высказанные суждения воспринимаются другими людьми без осмысления. От убеждения внушение отличается тем, что оно связано прежде всего с влиянием на эмоциональную сферу личности. Внушение может быть прямым или косвенным. Прямое внушение имеет место, когда непосредственно излагаются правовые взгляды, позиции с уверенностью, что они будут восприняты.
Косвенное внушение основывается на ярком, впечатляющем факте (фактах), запоминающихся ситуациях. И хотя цель — склонность к определенному образу мышления и действия — прямо не декларируется, она остается и, как правило, достигается. Это обеспечивается с помощью различных художественных средств: музыки, фильмов, живописи, литературы, технических и наглядных средств, информационных технологий, музеев, библиотек. Практике правового воспитания известны примеры, когда их использование производило глубокий нравственный переворот в сознании и поведении молодых людей.
Второй способ влияния в процессе правового воспитания — пример. Его сила и действенность в том, что он нагляден, заразителен, во многих случаях легко поддается воспроизведению, служит образном правового поведения. Влияние через пример во многом определяется господствующим в обществе отношением к власти, праву; стилем господствующих в обществе отношений; правовыми вкусами и оценками. Пример способен производить разные влияния на молодежь -привлекающие, внушающие, обучающие, убеждающие, воодушевляющие, заражающие. В процессе повседневного общения молодые люди часто сами выбирают какие-то образцы правового поведения и ориентируются на них. Но здесь есть и свои минусы. Через стихийно действующий пример распространяются не только положительные, но и отрицательные влияния. Поэтому задача правового воспитания состоит в том, чтобы выдвинуть в качестве образца примеры, достойные подражания. Необходимо принимать во внимание свойственное молодым людям критичное восприятие предлагаемого образца, нормы поведения. Они не любят бездоказательных истин и стремятся сами участвовать в установлении истинного и ложного. Здесь проявляются такие качества взросления, как самостоятельность, чувство собственного достоинства, уверенность в своих силах и др. Поэтому следует учитывать, каким образом развивается процесс восприятия примера и отношения к нему.
К подражанию и «заражению» близко примыкает такое социально-психологическое явление, как мода. Это один из элементов стандартизированного поведения. Мода может касаться не только одежды, но и способов поведения, форм развлечения, отношения к власти, закону, праву. Среди части молодежи распространена демонстрация своей «взрослости», «смелости» и «достоинств» проявлением неуважения к старшим, культурным нормам поведения, правовым нормам поведения в общественных местах. Такая мода приводит к правовому нигилизму, низкой правовой культуре, асоциальному и противоправному поведению.
Выступление в молодежной аудитории требует серьезной подготовки, осмысления предлагаемого материала с точки зрения его педагогической роли и педагогических возможностей. Перед ней приходится выступать сотрудникам правоохранительных органов, которые зачастую либо пытаются запугать слушающих санкциями, обещая их ужесточение в будущем, либо сводят разговор к характеристике молодых правонарушителей как жертв неблагоприятных обстоятельств, к несовершеннолетию, уменьшающему ответственность242. Задача же состоит в другом. Необходимо показать глубокую моральную сущность правовых норм, их необходимость в обществе, возможность разрешения существующих проблем правовыми средствами, роль самих правоохранительных органов, в том числе милиции, в жизни общества, гражданина и конкретного человека. Встреча с 4' юристами не должна формировать в сознании молодежи убежденность, что закон для того только и существует, чтобы «посадить в «тюрьму». Напротив, информация должна формировать понимание ; того, что главное для закона — способствовать упорядочению отношений, защите прав и выполнению обязанностей. Что касается уголовно-правовых допросов, то важно не детализирование и анализ преступления, а демонстрация вреда, причиняемого личности, гражданину, родным, обществу, будущему самого правонарушителя.
Воспитание не может основываться лишь на словесных методах. Важную роль играет практика. Поэтому решающее значение имеет опыт обращения молодых людей в правоохранительные органы, общения с их представителями. Никакие беседы не смогут убедить молодого человека в справедливости и правильности закона, если его служители не справедливы, безразличны, грубы, если от проблем, возникших у молодого человека, отмахиваются.
Для правового воспитания важную роль играет участие молодежи в практике правовоспитания и правоохраны, и необходимо искать его формы. Прививать вкус к правовым проблемам и правильному их решению помогают ролевые игры, нравственно-правовая оценка поступков героев произведений и фильмов, носителей криминальной субкультуры, скинхедов, собирание и анализ юридических пословиц и поговорок и пр.
Назрела необходимость активизации общественных форм обсуждения и решения проблем правовоспитания молодежи, с участием правительственных органов, творческих союзов, педагогов и психологов; организация общественных просмотров, обсуждений, конкурсов программ, передач, спектаклей, фильмов на нравственно-правовую тематику, консультативная помощь юристов творческим коллективам и авторам, методическая — педагогов — таков далеко не полный перечень способов содрудничества и общественного решения сложнейшей проблемы правовоспитания молодежи, имеющей огромное значение для будущего российского общества и национальной безопасности.
Интересы правовоспитания требуют подготовки и издания специального учебника по правовому воспитанию.
- Часть I
- Глава 1 педагогика как наука
- 1.1. Предмет, основные категории и задачи педагогики
- Предмет педагогической науки
- Система основных понятий (категорий) педагогики
- 1.2. История педагогики и ее научные школы
- Педагогическая мысль в России
- Педагогика советского времени
- 1.3. Система отраслей педагогической науки
- Взаимосвязи педагогики с другими науками
- Педагогика и практика
- 1.4. Методология педагогики
- 1.5. Организация и методы педагогических исследований
- Процесс педагогического исследования
- Библиографический список
- Глава 2 личность и группа как субъекты и объекты педагогического процесса
- 2.1. Личность в педагогическом процессе
- Процесс формирования личности
- Личность как субъект педагогического процесса
- 2.2. Группа, коллектив в педагогике
- Группа и педагогика
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 3
- 3.1. Педагогическая система и ее основные элементы
- Единство систем воспитания, обучения, образования и развития человека
- 3.2. Педагогический процесс: его сущность, структура и закономерности Сущность и структура педагогического процесса
- Закономерности педагогического процесса
- Управление педагогическим процессом
- Морально - психологическое обеспечение педагогического процесса
- 3.3. Традиционные методы и технологии в педагогическом процессе
- Технологии образования
- Технологии обучения
- 3.4. Интенсивные педагогические технологии Теория и технология поэтапного формирования действий
- Компьютерные технологии
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 4 педагогические действия и техника их выполнения
- 4.1. Понятие о педагогических действиях и технике их выполнения
- 4.2. Педагогическое наблюдение Общая характеристика
- Педагогическая направленность наблюдения
- Организация педагогического наблюдения
- Обеспечение интенсивного и устойчивости педагогического наблюдения.
- Осмысливание результатов наблюдения
- 4.3. Педагогический анализ
- 4.4. Педагогическое решение Выделение педагогической проблемы, ее изучение и определение цели решения (желательного результата)
- Разработка вариантов педагогического решения и выбор лучшего из них
- Детальная проработка избранного варианта педагогического решения
- 4.5. Педагогическая речь Техника использования речевых средств
- Риторика51
- 4.6. Педагогическое общение Общая характеристика
- Техника педагогического общения
- Управление процессом педагогического общения
- 4.7. Педагогическое взаимодействие Сущность и значение педагогического взаимодействия педагога и обучающихся
- Пути установления педагогического сотрудничества
- 4.8. Педагогическая требовательность
- Библиографический список
- Глава 5
- 5.1. Семья и семейная педагогика Влияние семьи на процесс формирования
- Правовые положения и правовоспитательное влияние семьи
- Актуальные проблемы семейной педагогики
- 5.2. Дошкольные учреждения и дошкольная педагогика
- 5.3. Общеобразовательная школа и школьная педагогика
- Предмет и задачи школьной педагогики
- 5.4. Высшая школа и педагогика высшей школы Высшее образование и общество
- 5.5. Трудовой коллектив и профессиональная педагогика
- 5.6. Государственные, общественные, досугово-бытовые образования и социальная педагогика
- Социальная педагогика как отрасль педагогической науки
- 5.7. Педагогика самосовершенствования личности Самообразование личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 6 субъекты педагогической работы
- 6.1. Педагог, родитель, учитель, специалист, руководитель — субъекты педагогической работы
- Специалист
- Руководитель
- 6.2. Требования педагогической деятельности к ее субъекту
- 6.3. Профессионализм педагога-профессионала
- 6.4. Педагогическая подготовленность разных профессионалов, сотрудников, работников, должностных лиц
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть II
- Глава 7
- Правовая сфера и педагогическая система общества
- 7.2. Предмет, цели, задачи, система юридической педагогики Юридико-педагогическая действительность
- 7.3. Методология юридической педагогики
- Специальная (частная94) методология юридической педагогики
- 7.4. Право и педагогика Педагогический подход и функция права
- Педагогика в свойствах и механизмах права
- 7.5. Педагогика правовой социализации и культуры
- Педагогические компоненты правовой культуры личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 8 педагогическая система юридического образования
- 8.1. Система юридического образования в России и принципы ее построения
- Принципы построения системы юридического образования и факторы, влияющие на ее развитие
- 8.2. Педагогические модели специалистов — выпускников юридических образовательных учреждений различных уровней
- Профессиональные требования к качеству подготовки юристов
- Предметные квалификационные характеристики
- 8.3. Личностно-формирующий потенциал юридического образовательного учреждения
- 8.4. Педагогическая система юридического образовательного учреждения
- Сущность и макроструктура педагогической системы
- Научно-содержательная составляющая педагогического процесса
- Педагогические принципы высшего профессионального юридического образования
- Организационная составляющая образовательного процесса
- 8.5. Система методического обеспечения педагогического процесса122 Характеристика системы методического обеспечения
- Виды методической работы
- Методическая работа на кафедре, цикле
- Раздел III. Методика преподавания учебной дисциплины по видам занятий, предусмотренных тематическим планом:
- Раздел IV. Совершенствование частной методики преподавания дисциплины. Оно может осуществляться по следующим направлениям:
- 8.6. Основы методики преподавания юридических дисциплин
- Виды лекции
- 8.7. Профессионально-педагогическая подготовка обучающихся в юридических образовательных учреждениях126
- Содержание профессионально-педагогической подготовки
- 8.8. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и преподавателей в системе дополнительного профессионального образования
- 8.9. Профессиональное становление студентов-юристов в непрерывной производственной практике (рязанский опыт)
- Библиографический список
- Глава 9 педагогика воспитания в правоохранительном органе
- 9.1. Значение и организация воспитания сотрудников правоохранительного органа
- 9.2. Цели, задачи и принципы воспитания сотрудников
- Методические принципы и методы
- 9.3. Работа с коллективом правоохранительного органа
- Педагогическая технология формирования коллектива
- 9.4. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками
- Наставничество
- 9.5. Государственно-профессиональное воспитание Общая характеристика видов воспитания
- Патриотическое воспитание
- 9.6. Нравственно-профессиональное воспитание сотрудников
- Профессионально-этическое воспитание
- 9.7. Профессионально-правовое воспитание сотрудников Цели и задачи правового
- Правовое воспитание в процессе профессионального обучения
- 9.8. Педагогическая профилактика профессиональной деформации сотрудников
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 10
- 10.1. Педагогические задачи и особенности профессиональной подготовки
- 10.2. Педагогические принципы профессиональной подготовки
- Организационные педагогические принципы
- 10.3. Общая методика проведения занятий по профессиональной подготовке
- Этапы занятия и их методика
- 10.4. Методика формирования и совершенствования профессиональных знаний, навыков и умений сотрудников
- 10.5. Педагогические особенности групповой и организационной подготовки
- 10.6. Педагогические особенности тактической, огневой и физической подготовок
- 10.7. Подготовка сотрудников к обеспечению личной профессиональной безопасности
- 10.8. Педагогическая система профессионально-психологической подготовки
- 10.9. Профессионально-педагогическая подготовка руководителей занятий Значение, задача и формы профессионально- педагогической подготовки
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 11 экстремально-юридическая педагогика
- 11.1. Требования к экстремальной подготовленности сотрудников правоохранительных органов
- 11.2. Основы экстремальной подготовки сотрудников
- Учебная база и средства экстремальной подготовки
- 11.3. Методические особенности экстремальной подготовки
- 11.4. Основные виды экстремальной подготовки
- 11.5. Педагогическое обеспечение действий персонала правоохранительных органов в экстремальных условиях
- 11.6. Педагогические особенности работы с персоналом в постэкстремальный период
- Основы проведения постэкстремальной педагогической работы
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 12 педагогика управления правоохранительным органом
- 12.1. Педагогическая функция в управлении правоохранительным органом
- 12.2. Основы реализации педагогической функции управления
- Организационно-педагогические факторы
- 12.4. Педагогические технологии в текущем управлении
- 12.5. Педагогические технологии в реализации властных управленческих функций
- Педагогические технологии в управленческом контроле
- 12.6. Педагогика примера личности и стиля деятельности руководителя
- 12.7. Педагогическая этика руководителя Этика и педагогическая функция управления
- 12.8. Педагогические аспекты соблюдения прав человека в управлении деятельностью правоохранительных органов
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть III
- Педагогическое
- Обеспечение решения основных
- Правоохранительных задач
- Глава 13
- Правовое воспитание населения
- 13.1. Правовоспитанность граждан и система факторов, влияющих на нее Правовоспитанность и правовоспитание населения
- 13.2. Педагогическая система правовоспитательной работы с населением
- Направления правовоспитательной работы
- 13.3. Правовое воспитание в основных педагогических системах общества
- Правовоспитательная работа в общеобразовательной школе
- 13.4. Народная педагогика и правовоспитание
- 13.5. Правовое воспитание молодежи
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 14 криминологическая, криминальная и превентивная педагогики
- 14.1. Криминологическая педагогика
- Цель и задачи криминологической педагогики
- Криминогенные факторы в условиях жизнедеятелыюсти населения
- 14.2. Криминальная педагогика
- 14.3. Основы превентивной педагогики
- Основы педагогической системы профилактики
- Педагогика в общей профилаке тике преступлений
- 14.4. Профилактика рецидивных преступлений Постпенитенциарная педагогика
- Исторические уроки постпенитенциарной педагогики
- 14.5. Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 15 педагогическое обеспечение охраны порядка и безопасности
- 15.1. Педагогическое обеспечение деятельности сотрудников Федеральной службы безопасности
- 15.2. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников пограничной службы
- 15.3. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников таможенных органов
- Специфика требований к личности и деятельности таможенника
- Особенности обучения сотрудников таможенных органов
- 15.4. Педагогические особенности подготовки работников частных детективных и охранных служб
- Основы правовой подготовки
- Физическая подготовка и рукопашный бой
- Психологическая подготовка
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 16 педагогика в деятельности органов предварительного следствия, адвокатуры, прокуратуры и судов
- 16.1. Педагогика и судопроизводство
- Из истории педагогики судебного
- 16.2. Педагогические свойства и качества сотрудников органов правосудия
- 16.3. Педагогические аспекты деятельности органов досудебного производства
- 16.4. Вопросы правового просвещения граждан на стадии предварительного расследования
- Обеспечение прав участников предварительного расследования
- 16.5. Судебный процесс в правовом воспитании и просвещении граждан
- Воспитательное значение деятельности обвинителя на суде
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 17
- 17.1. Становление и развитие теории и практики пенитенциарной педагогики
- Пенитенциарной науки и практики с середины 80-х годов по настоящее время
- 17.2. Факторы, определяющие специфику пенитенциарной педагогики
- Неформальные общности осужденных
- Среда функционирование воспитательной системы органов, исполняющих наказания
- Объект и предмет исправительной педагогики
- Основные категории исправительной педагогики(пенитенциарной) педагогики
- 17.4. Принципы перевоспитания осужденных
- Система методов воспитания осужденных
- Методы на сознание и поведение осужденных
- Методы коррекции поведения
- Групповые формы воспитательного взаимодействия
- 17.7. Основные средства исправления осужденных Понятие основных средств исправления осужденных
- Общественное воздействие как средство исправления осужденных
- 17.8. Особенности перевоспитания различных категорий осужденных
- Библиографический список
- Глава 1о
- 18.1. Общая характеристика юридической педагогики за рубежом
- Основная терминология сравнительно – юридической педагогики
- 18.2. Юридическое образование за рубежом
- Юридическое образование в Европе
- Юридическое образование в сша
- Образование в системе работы с кадрами полиции
- Современное состояние полицейского образования
- 18.4. Обеспечение имиджа и престижа полицейских Проблема имиджа и престижа полицейских
- Обеспечение престижности профессии полицейского
- 18.5. Педагогические аспекты в решении полицией служебных задач
- 18.6. Психологическая подготовка сотрудников полиции за рубежом Возникновение развития психологической подготовки
- Педагогическая система психологической подготовки
- 18.7. Проблема ресоциализации осужденных за рубежом Пенитенциарная педагогика за рубежом
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений