logo
Yuridicheskaya_pedagogika

13.5. Правовое воспитание молодежи

Цель и задачи правового воспита­ния молодежи

Содержание, да и результативность правового воспитания молодежи зависит от того, насколько правильно определена его цель и зада-чи. Довольно часто она связывается с форми­рованием позитивного правосознания. Однако воспитание всегда связано с целенаправленным, организованным воздействием на всю личность. В этом значении следует понимать и правовое воспитание молодежи, которое представляет собой целенаправленное, последова­тельное и систематическое воспитательное воздействие на молодых людей с целью формирования и развития их правовой культуры.

Правовая культура может быть жизнеспособной только во взаимо­связи и взаимодействии с другими составляющими общей культуры: политической, нравственной, эстетической, физической и др. Содер­жание, развитие, освоение каждой из них строится только на основе взаимопроникновения, тесной связи и обусловленности. Примени­тельно к личности каждого молодого человека правовая культура — это знание и понимание права и закона, осознанное исполнение его предписаний, соблюдение юридических прав других людей, исполне­ние своих юридических обязанностей. Правовоспитательная работа — это не просто обогащение человека знаниями, а перевод предписаний правовых норм в личные убеждения, в привычки и навыки правомер­ного и социально активного поведения. У правовоспитанного молодо­го человека правовые и иные знания сливаются с социально зрелым пониманием и отношением к миру, обществу, праву, людям и готов­ностью к соответствующей активной жизни и деятельности. К наибо­лее важным и самым достоверным критериям правовоспитанности от­носится практическое поведение молодого человека.

Специфика правового воспитания связана с формированием пра­вильной позиции молодого человека прежде всего в повседневных правоотношениях: государственно-правовых, гражданско-правовых.

трудовых, семейных, административных, с пониманием личных право­вых и нравственных обязанностей, личной ответственности за при­нятие решения и поступки, которая не умаляется и не снимается ответственностью воспитателя или родителя.

Исходя из цели и специфики правового воспитания его за­дачами можно считать:

• обеспечение правовой информированности молодежи;

• формирование личного отношения молодых людей к закону и праву как к социальной ценности, целесообразному продукту циви­лизации;

• формирование стойких убеждений в значимости законов и пра­воприменительной практики;

• развитие чувства личной ответственности за свое поведение;

• формирование и развитие стереотипов правомерного поведе­ния, так как общая позиция и поведение совпадают;

• освоение принципов и особенностей правоотношений в об­ществе;

• формирование готовности активно участвовать в охране пра­вопорядка и противостоять нарушениям;

• формирование в среде молодежи социально здорового обще­ственного мнения по отношению к закону, праву, правовой прак­тике, правомерному и правонарушающему поведению.

Система правовоспитания молодежи и пути ее совершенствования

Система правовоспитания молодежи в нашей стране прошла длительный путь становления и развития. Еще в XIX в. учащейся молодежи чи­тались курсы законоведения, публичные лекции на правовые темы, организовывались юриди­ческие кружки. Народившийся опыт был разрушен в начале XX в. На последствия этого обращал внимание известный российский юрист М.П. Чубинский, который отмечал, что в переломные мо­менты правовой уклад дает трещины и разрушается, авторитет права падает, и мы видим перед собой более или менее длительное «великое ослушание». В деле колебания и разрушения нравственно правовых устоев, по его мнению, играет литература, пропагандируя ..порнографию, преувеличивая половой вопрос, поэтизируя героев . «дна», половые извращения, формируя убеждения, что все дозволено235. В нынешних условиях такое влияние усиливается телевидением, радио, компьютерными программами236.

В правовом воспитании огромная роль принадлежит средствам массовой информации. Через них среди молодежи распространяются стереотипы поведения, мировоззрения. Возможности современных средств массовой информации как в позитивном, так и негативном плане практически безграничны, поскольку позволяют путем воз­действия на человека либо «тормозить» антиобщественные взгляды и убеждения, и таким образом стимулировать нравственные и пра­вомерные формы поведения людей, либо, наоборот, прививать как норму отклоняющееся, противоправное поведение. Особую роль здесь играет кино и телевидение. Зрелищность, красочность, дополни­тельные сенсорные ощущения (шумы, звуки, музыка) позволяют одномоментно вызвать такие богатые ощущения и эмоциональные переживания, которые надолго оставляют след в сознании молоде­жи и способствуют формированию как правосознания, так и пове­дения. На эти возможности влияния кино было обращено внима­ние еще в самом начале развития кинематографа237. Исследования, проводившиеся в конце XX в., показали, что фильмы с уголовно-правовой тематикой вызывают у молодежи повышенный интерес; в ряде случаев эти фильмы формируют стимулирующий противо­правное поведение интерес; эти фильмы в том или ином направле­нии формируют правовую культуру молодежи238. На наших глазах «героями нашего времени» стали бандиты из фильма «Бригада». В связи с этим встает вопрос о педагогической экспертизе фильмов для молодежи. Главная мера всего, в том числе и своеволия созда­телей фильмов, это реальная польза для благополучия и процвета­ния общества, уважения прав и свобод всех людей, каждого инди­вида, его интеллектуального, нравственного, правового, трудового развития и успехов во взрослой жизни. Истинная свобода, прочный внутренний социальный мир невозможны без возрождения духовных, и прежде всего правовых и моральных ценностей среди молодежи.

Основное звено в воспитании, развитии подрастающего поколения и его правовом воспитании — образовательные учреждения. Здесь мо­лодежь должна осваивать основы государственного строя, права граж­данина и его обязанности, роль законодательства и права, основные его начала. Без усиления роли школы в правовом и нравственном вос­питании молодежи преодоление духовных кризисов невозможно. В нашей стране в прошлом имелся хороший опыт, со школьниками ак­тивно работали представители общественности, правоохранительных органов, судьи. Полезно обратиться к нему и теперь.

Накопление правовых знаний учащихся и выработка соответст­вующих правовых воззрений должны осуществляться на уроках при изучении различных учебных дисциплин, Возможности обычных учебных занятий (в школах, техникумах, вузах) по дисциплинам, не являющимся юридическими — истории, литературы, обществоведе­ния и др., — огромны. Есть много известных молодежи исторических периодов, позволяющих убедительно показать роль права в измене­нии и совершенствовании социальной жизни людей и связать с со­временностью.

Важное место в правовом воспитании занимает изучение основ права и правового поведения в обществе, на производстве, в граж­данских и экономических делах. У него большой воспитательный потенциал. Однако бывает, занятия проводятся формально либо во­обще пропускаются239. Интересы воспитания молодежи требуют соз­дания системы поэтапного правового обучения, разработки его четкой программы в соответствии с уровнем развития молодых, людей, их правовой осведомленности, возрастом.

Важную роль в воспитании молодежи играет массово-просвети­тельская работа. Здесь в свое время был накоплен богатый опыт, незаслуженно забытый в настоящее время: циклы лекций, бесед на правовые темы, встречи с юристами, практическими работниками и учеными, тематические вечера, конференции, конкурсы, олимпиа­ды. Сейчас культурно-просветительные учреждения фактически на­ходятся в стороне от правовоспитания молодежи.

В нравственно-правовом воспитании молодежи одно из приоритетных мест занимала литература, печать, радио, а позднее — теле­видение и компьютерные программы. Приходится признать, что в . Настоящее время их роль не просто ослаблена, а ориентирована на внутриправовое воздействие, что вырабатывает у молодых людей терпи­мость и показывает дурные примеры безнравственности, извращенно­сти, бескультурия, эгоизма, крайнего индивидуализма, праздности, Жестокости, насилия, личной мести; поведения «справедливых» преступников, наказывающих других, «менее справедливых», преступ­ников и пр. Последствия всего этого уже нашли свое отражение в -''Криминализации общества, и этот процесс нельзя остановить и пре одолеть без четкой государственной политики и программы воспита­ния молодежи в целом, а также по конкретным его направлениям.

Система правового воспитания молодежи предусматривает во­влечение их в различные формы общественно-полезной деятельно­сти с учетом возраста и возможностей: участие в пропаганде юри­дических знаний, работа в объединениях по поддержанию общест­венного порядка (юных друзей милиции, ГАИ, школьной полиции и пр.). На Западе аналогичные формы правового воспитания моло­дежи развиваются достаточно активно, особенно в последнее деся­тилетие. Фактически используется имевшийся у нас в прошлом опыт, но нами сегодня заброшенный и забытый. Пока мы старательно разрушали десятилетиями созданную систему правового воспитания молодежи, ее опыт внимательно освоен другими странами.

Одной из новых и, как оказалось, давно известных форм право­воспитательной работы с молодежью являются юридические клиники240, о которых подробно говорилось в § 8.10. Участие в их работе способ­ствует не только повышению профессиональной грамотности, но. что очень важно, развивает вкус к правовоспитательной работе — это позволяет самой молодежи участвовать в укреплении законно­сти и правопорядка.

Система правового воспитания в современных условиях нуждает­ся в дополнении новыми элементами, соответствующими нынешнему развитию науки и практики, повышении эффективности высшего юридического образования, развитии системы общественных объе­динений, участвующих в правовом воспитании241. Более четкую и ак­тивную позицию в организации правового воспитания молодежи следовало бы занимать и органам местного самоуправления.

Методические особенности правовоспитания молодежи

Поскольку правовое воспитание — одна из час­тей общей системы воспитания молодого по­коления, то здесь сохраняют свою силу его общие принципы. Оно должно основываться на общечеловеческих нравственных позициях, гуманистическом подходе к личности, уважении к ней. Принцип целостности и всесторонности воспитательного процесса предпола­гает использование средств и методов правовоспитательного влия­ния с тем, чтобы обеспечить взаимосвязанное и взаимоподкрепляю-щее воздействие на основные сферы человеческой психики — на сознание, чувства и волю. Этот принцип основан на важнейшем положении педагогики о том, что человек воспитывается не «по частям», воспитание не допускает белых пятен. Важным аспектом является требование систематического, последовательного и непре­рывного воспитательного воздействия на молодежь. Молодежь ак­тивна по своей природе, и это объективное ее качество должно в полной мере учитываться и использоваться в правовоспитательной работе. Самое главное — это пробуждать и направлять в правовое русло ее стремление к активной деятельности.

Как бы ни был организован процесс правового воспитания, его основная цель — способствовать определенным изменениям в соз­нании и поведении молодых людей с уже имеющимися пониманием мира, взглядами, характером поведения. Учет индивидуальных осо­бенностей личности во многом определяет как содержание, так и организацию правового воспитания в каждом конкретном случае. Решающим фактором, формирующим социальный облик молодого человека, является его принадлежность к конкретной социальной общности: студенты, учащиеся, рабочие и др. Сходные условия жизни и деятельности, продолжительное общение также определяют сходство взглядов, стереотипов поведения и пр. Вот почему принцип дифференцированного подхода в правовом воспитании молодежи яв­ляется важным.

Влияние, которое оказывается в ходе правового воспитания, мо­жет происходить двумя основными путями: путем сообщения и путем примера.

Первичный формой сообщения является информиро­вание. В одних случаях она выступает как взаимообмен текущими сведениями, а в других — как передача от одних лиц другим дидак­тически организованного материала с целью просвещения. По своему содержанию это главным образом сведения о правовых событиях в обществе, о политических событиях и их правовой оценке, о харак­тере взаимоотношений между различными группами людей и кон­кретными людьми. По сравнению с другими формами сообщений Информация относительно нейтральна. Она имеет в основном осве­домительный характер и не преследует прямую цель перестройки Ценностно-правовых ориентации личности.

Иначе обстоит дело с другой формой сообщения — убеж­дением. В нем отчетливо выражено стремление лица, осуществ­ляющего правовое воспитание, передать информацию таким образом, ,чтобы именно она изменила взгляды молодых людей и способство­вала формированию новых нравственно-правовых установок. Так, Например, сообщения о фактах проявления принципиальности, скажем, судьей, в вопросах защиты прав граждан заставит по-иному, взглянуть на судью и суд. Убеждение связано с критическим восприятием информации, ее анализом, взвешиванием, оценкой. Ин форматор в этой ситуации должен четко представлять, в чем именно он хочет убедить собеседника, который тоже должен понимать, о чем идет речь. Из этого следует, что преподносимый материал должен излагаться доступно и ясно.

Убеждение предполагает, что информация не просто понята, но и принята. А этого можно достигнуть только на основе правильного подхода к аудитории и с учетом особенностей личности молодых людей.

Безусловным требованием является уважение к молодежи. Только на этой основе возникает ее желание выслушать, понять, от­нестись к сообщаемому с доверием.

Важную роль в сообщении играет внушение. Это вид пси­холого-педагогического воздействия, при котором высказанные су­ждения воспринимаются другими людьми без осмысления. От убе­ждения внушение отличается тем, что оно связано прежде всего с влиянием на эмоциональную сферу личности. Внушение может быть прямым или косвенным. Прямое внушение имеет место, когда не­посредственно излагаются правовые взгляды, позиции с уверенно­стью, что они будут восприняты.

Косвенное внушение основывается на ярком, впечатляющем факте (фактах), запоминающихся ситуациях. И хотя цель — склон­ность к определенному образу мышления и действия — прямо не декларируется, она остается и, как правило, достигается. Это обес­печивается с помощью различных художественных средств: музыки, фильмов, живописи, литературы, технических и наглядных средств, информационных технологий, музеев, библиотек. Практике право­вого воспитания известны примеры, когда их использование произ­водило глубокий нравственный переворот в сознании и поведении молодых людей.

Второй способ влияния в процессе правового воспитания — при­мер. Его сила и действенность в том, что он нагляден, заразителен, во многих случаях легко поддается воспроизведению, служит образном правового поведения. Влияние через пример во многом определяется господствующим в обществе отношением к власти, праву; стилем господствующих в обществе отношений; правовыми вкусами и оцен­ками. Пример способен производить разные влияния на молодежь -привлекающие, внушающие, обучающие, убеждающие, воодушев­ляющие, заражающие. В процессе повседневного общения молодые люди часто сами выбирают какие-то образцы правового поведения и ориентируются на них. Но здесь есть и свои минусы. Через сти­хийно действующий пример распространяются не только положи­тельные, но и отрицательные влияния. Поэтому задача правового воспитания состоит в том, чтобы выдвинуть в качестве образца примеры, достойные подражания. Необходимо принимать во вни­мание свойственное молодым людям критичное восприятие предла­гаемого образца, нормы поведения. Они не любят бездоказательных истин и стремятся сами участвовать в установлении истинного и ложного. Здесь проявляются такие качества взросления, как само­стоятельность, чувство собственного достоинства, уверенность в своих силах и др. Поэтому следует учитывать, каким образом развивается процесс восприятия примера и отношения к нему.

К подражанию и «заражению» близко примыкает такое соци­ально-психологическое явление, как мода. Это один из элементов стандартизированного поведения. Мода может касаться не только одежды, но и способов поведения, форм развлечения, отношения к власти, закону, праву. Среди части молодежи распространена де­монстрация своей «взрослости», «смелости» и «достоинств» прояв­лением неуважения к старшим, культурным нормам поведения, правовым нормам поведения в общественных местах. Такая мода приводит к правовому нигилизму, низкой правовой культуре, асо­циальному и противоправному поведению.

Выступление в молодежной аудитории требует серьезной подго­товки, осмысления предлагаемого материала с точки зрения его пе­дагогической роли и педагогических возможностей. Перед ней при­ходится выступать сотрудникам правоохранительных органов, которые зачастую либо пытаются запугать слушающих санкциями, обещая их ужесточение в будущем, либо сводят разговор к характеристике молодых правонарушителей как жертв неблагоприятных обстоя­тельств, к несовершеннолетию, уменьшающему ответственность242. За­дача же состоит в другом. Необходимо показать глубокую моральную сущность правовых норм, их необходимость в обществе, возмож­ность разрешения существующих проблем правовыми средствами, роль самих правоохранительных органов, в том числе милиции, в жизни общества, гражданина и конкретного человека. Встреча с 4' юристами не должна формировать в сознании молодежи убежденность, что закон для того только и существует, чтобы «посадить в «тюрьму». Напротив, информация должна формировать понимание ; того, что главное для закона — способствовать упорядочению отношений, защите прав и выполнению обязанностей. Что касается уголовно-правовых допросов, то важно не детализирование и анализ преступления, а демонстрация вреда, причиняемого личности, гражданину, родным, обществу, будущему самого правонарушителя.

Воспитание не может основываться лишь на словесных методах. Важную роль играет практика. Поэтому решающее значение имеет опыт обращения молодых людей в правоохранительные органы, общения с их представителями. Никакие беседы не смогут убедить молодого человека в справедливости и правильности закона, если его служители не справедливы, безразличны, грубы, если от проблем, возникших у молодого человека, отмахиваются.

Для правового воспитания важную роль играет участие молодежи в практике правовоспитания и правоохраны, и необходимо искать его формы. Прививать вкус к правовым проблемам и правильному их решению помогают ролевые игры, нравственно-правовая оценка поступков героев произведений и фильмов, носителей криминальной субкультуры, скинхедов, собирание и анализ юридических пословиц и поговорок и пр.

Назрела необходимость активизации общественных форм обсу­ждения и решения проблем правовоспитания молодежи, с участием правительственных органов, творческих союзов, педагогов и психоло­гов; организация общественных просмотров, обсуждений, конкурсов программ, передач, спектаклей, фильмов на нравственно-правовую тематику, консультативная помощь юристов творческим коллекти­вам и авторам, методическая — педагогов — таков далеко не пол­ный перечень способов содрудничества и общественного решения сложнейшей проблемы правовоспитания молодежи, имеющей ог­ромное значение для будущего российского общества и националь­ной безопасности.

Интересы правовоспитания требуют подготовки и издания спе­циального учебника по правовому воспитанию.