logo
Yuridicheskaya_pedagogika

Предмет педагогической науки

Педагогику обычно определяют как науку о вос­питании подрастающих поколений и взрослых людей — целенаправленную, специально органи­зованную и непрерывно проводимую деятель­ность, отвечающую общественным потребностям3. При этом воспита­ние понимается в широком смысле, включающем многие элементы влияния на личность в целях ее формирования и развития. Можно встретить и более развернутое определение педагогики как науки, изу­чающей «особую социально и личностно детерминированную, харак­теризующуюся педагогическим целеполаганием и педагогическим ру­ководством деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества»4. В конечном счете ученые сходятся во мнении, что

педагогика как наука изучает особый вид реальных явлений в жизни людей и деятельности, заключающейся в целенаправленном формировании личности или группы педагогическими средствами с целью усвоения по­колениями людей накопленного обществом социального опыта и культуры, обеспечивающих результативность их жизнедеятельности. Это нау­ка не только об образовании, школе, учителе и учениках, но и о жизни людей, их социализации в сложившихся общественных отношениях.

Принято различать объект и предмет науки, при этом под объ­ектом понимают определенную сферу объективной реальности, а под предметом — ее аспекты, стороны. Объектом педагогики высту­пает изучение всех сфер жизни общества и государства, оказываю­щих влияние на подготовку человека к выполнению социальных и профессиональных задач, самореализацию личностного потенциала, что способствует в конечном счете процветанию общества. Пред­мет педагогики — это педагогические реальности в обществе, про­являющиеся в закономерностях этой подготовки, системе отношений, складывающихся в деятельности по включению человека в сферу общественной жизни, его социализации5.

Предмет педагогики определяет ее основную цель: разработка и создание таких условий жизни, которые способствуют активному формированию у граждан высокого уровня образованности, воспи­танности, обученное™, развитости, профессионализма; проявле­нию творческих способностей, раскрытию личностного потенциала, укреплению веры в свои силы и возможности, утверждению в об­ществе идеалов гуманизма, культуры и права. Это означает, что пе­дагогика востребована везде, где реализуется образование, воспита­ние, обучение и развитие людей, как в специализированных обра­зовательных учреждениях, так и в процессе трудовой деятельности, культурно-досуговой и семейной жизни.

Педагогика как отрасль научного знания находится в непосред­ственной связи с многими науками — она использует, с одной сто­роны, данные этих наук, а с другой — помогает им.

Как и любая наука, педагогика имеет свои философские основы, методологию, теорию, методы, с помощью которых вырабатываются рекомендации для практики. Она располагает разносторонним эм­пирическим материалом, на основе которого сделаны определенные выводы, научные обобщения, выраженные в законах, концепциях, принципах, понятиях, выдвинуты гипотезы и разработан научный прогноз ее дальнейшего развития.