11.2. Основы экстремальной подготовки сотрудников
Специальные педагогические принципы экстремальной подготовки
Экстремальная подготовка, как педагогическое явление, закономерна. Ей свойственны свои причинно-следственные зависимости между требованиями к ее результатам и педагогическими средствами и способами их достижения. Высокие результаты достижимы, если подготовка строится с полным учетом ее важнейших закономерностей, воплощенных в специальных педагогических принципах экстремальной подготовки. Их система включает четыре группы принципов: основные, содержательные, организационные и методические.
Основные {системные) принципы экстремальной подготовки, относящиеся к системе ее построения и проведения:
• принцип научности. Экстремальная подготовка — сложный вид подготовки, который может дать результат только при опоре на научные данные психологии и педагогики в их комплексном, взаимосвязанном использовании;
• принцип экстремальной природосообразности. Общедидактический188 принцип природосообразности, впервые сформулированный ЯА Коменским, — первейшее проявление научности, ибо он подчеркивает важность построения подготовки на основе объективных, природных закономерностей, что проявляется в ориентации на формирование всех компонентов экстремальной подготовленности сотрудников с учетом присущих им психолого-педагогических особенностей;
• принцип экстремальной целеустремленности и надежности. Все в организации и проведении экстремальной подготовки должно строго отвечать критериям экстремальности, поискам организационных и методических путей приближения к реальной обстановке без формализма, упрощенчества, условностей;
• принцип гуманизма и личностного подхода. Подготовка строится с заботой о человеке, с учетом необходимости не только смелых действий, но и обеспечения безопасности обучаемых, предполагает обучение их способам обеспечения личной безопасности и выживания в любых экстремальных ситуациях правоохранительной деятельности;
• принцип оптимизма и позитивности. Выбирая формы, средства, методы и приемы подготовки сотрудников к преодолению экстремальных трудностей, важно не запугивать ими, а укреплять позитивные движущие силы (патриотические, моральные, профессиональные мотивы, чувства чести, долга и ответственности, мужество, стойкость, высокое мастерство действий в условиях риска и опасности), отношение к трудностям и опасностям как к профессиональной норме, оптимизм и веру в личную способность успешно действовать в таких условиях, а последнее — как обязательное проявление профессионализма.
Содержательные педагогические принципы экстремальной подготовки отражают зависимость ее результатов от особенностей реализуемых программ и занятий и отвечают на вопросы, чему учить, что формировать у обучающихся сотрудников:
• принцип формирования экстремальной подготовленности и профессиональных способностей. Правило — учить тому, что нужно для успеха в любых экстремальных ситуациях правоохранительной деятельности — является основным во всей экстремальной подготовке;
• принцип единства экстремального обучения, воспитания и развития при своей реализации обеспечивает всестороннюю подготовленность сотрудников к решению задач в экстремальных условиях. Отсутствие или слабость любой из этих составляющих резко снижает качество действий сотрудника в экстремальных условиях, может сделать его полностью неспособным к действиям и привести к гибели. Во всей подготовке и на каждом занятии надо твердо придерживаться правила триединой педагогической задачи: обучение + воспитание + развитие. Еще одно важное правило: решать эту задачу в единстве с проведением экстремально-психологической подготовки;
• принцип экстремально-прикладной результативности. Фиксирует необходимость построения подготовки с обязательным достижением ее целей, с полноценным формированием всех компонентов экстремальной подготовленности у каждого обучающегося. Важны правила: специализации подготовки с учетом особенностей группы и ее задач, максимальной практичности, непрерывного повышения уровня подготовленности, поддержания ранее достигнутого уровня подготовленности (боевой натренированности).
Организационные педагогические принципы экстремальной подготовки отражают закономерную связь результатов подготовки с ее четкой организацией, порядком при ее проведении. К ним относятся:
• принцип педагогической системности, предполагающий создание особой педагогической системы в единстве и своеобразии всех ее элементов: целей и задач, принципов построения, содержания, условий проведения, обеспечения, форм проведения, средств, способов, методов взаимодействия преподавателя и обучающихся, контроля и коррекции процесса подготовки, достигаемых результатов и их оценки. Все элементы должны быть состыкованы, согласованы, взаимно дополнять и обеспечивать друг друга. Так, цели должны воплотиться в конкретные педагогические задачи, последние — в отвечающее им содержание и формы занятий, обеспечение всем необходимым, создание благоприятных условий, соответствующий подбор средств, способов, методов и т.д. Такая системность необходима для каждого занятия;
• принцип единства группового, дифференцированного и индивидуального подходов. Он требует комплектовать учебные группы по однородному признаку (специальности, должности, опытности), обучать совместным действиям группы специального назначения, сочетать групповой подход с индивидуальным;
• принцип специального обеспечения экстремальной подготовки. Экстремальная подготовка нуждается в особом управленческом, кадровом, учебно-материальном, методическом, финансовом, научном обеспечении. К условиям (правилам) оптимальности обеспечения относятся: наличие учебной литературы и методических документов, оборудованных помещений (специальных учебных кабинетов, спортивных залов) и территорий (полигоны профессиональной подготовки, площадки, городки, полосы, стрельбища, тиры), учебных средств (станков, инструмента, тренажеров, образцов оружия, спецсредств, средств защиты), технических средств обучения (проекционных устройств, аудио- и видеоаппаратуры, персональных компьютеров и др.), средств наглядности (схем, рисунков, фотографий, кино- и видеофильмов, макетов, наборов слайдов и др.); расходных материалов (боезапаса, средств имитации, ветоши, перевязочных материалов и др.); средств обеспечения безопасности; системы правильного подбора педагогической и методической подготовки лиц, участвующих в ее организации и проведении (руководителей занятий, их помощников, имитаторов и др.).
Методические принципы экстремальной подготовки. Их назначение — полно и точно учесть психолого-педагогические закономерности при ответе на вопрос, как учить:
• принцип мотивирующей, воспитывающей и развивающей личность методики. Правила его реализации: мотивирование обучающихся на достижение высокого уровня своей экстремальной подготовленности; экстремально-воспитывающая методика, развивающая общие и специальные экстремальные способности обучающихся сотрудников, их морально-психологические качества, экстремальную устойчивость и др.;
• принцип доступности, последовательности и прочности подготовки реализуется в правилах доступности, наглядности, последовательности (преемственности), алгоритмизации отрабатываемых действий, их автоматизации, гибкости выполнения;
• принцип интенсивной мобилизующей методики подготовки отражает закономерную зависимость результатов подготовки от достаточно высоких, но доступных учебных нагрузок обучающихся, от принятия мер, обеспечивающих максимально возможные результаты при минимально возможных затратах времени, сил и средств. Его правила: интеллектуальная активизация обучающихся; интенсивное, но доступное наращивание учебных трудностей; стимулирование упорства и настойчивости, инициативности, творчества, самостоятельной работы по совершенствованию навыков и умений;
• принцип максимально возможного приближения трудностей и условий обучения к реально-экстремальным. Призван вооружать опытом решения профессиональных задач в условиях таких трудностей, приучает разумно относиться к ним, повышает возможность преодоления максимальных трудностей. Его правила: моделирование внешних и внутренних условий и трудностей; последовательное приближение к максимальным трудностям.
Описанные принципы и правила их реализации представляют собой систему, находясь в тесных взаимосвязях и взаимообусловленностях. Нельзя пользоваться одним или несколькими из них, забывая о других.
Организация подготовки
Организация экстремальной подготовки включает меры на ведомственном, региональном и местном уровнях, а по содержанию — нормативно-правовые, управленческие, кадровые, образовательные, методические, материально-технические и научно-исследовательские. Поуровневая организация предполагает:
• на ведомственном уровне: разработку министерствами, ведомствами, государственными комитетами нормативно-правовых актов по экстремальной подготовке своего личного состава; создание ведомственных центров по руководству экстремальной подготовкой; введение в содержание первоначального, среднего и высшего ведомственного профессионального образования, а также в профессиональной подготовке персонала практических правоохранительных органов разделов, учебных дисциплин по экстремальной подготовке; ежегодную разработку программ и материалов по ее проведению; материальное и научно-методическое обеспечение экстремальной подготовки на местах, помощь в создании полигонов, учебных кабинетов, тренажерных залов, их оснащении; специальную подготовку специалистов-педагогов по организации и проведению экстремально-психологической подготовки; организацию специальной экстремальной подготовки руководящего, начальствующего, командного состава и руководителей занятий на сборах и курсах; организацию научных исследований ведомственных экстремальных проблем и разработку профессионализированных методик экстремальной подготовки; осуществление непрерывного мониторинга реальной подготовленности и готовности всех категорий работников ведомства к действиям в экстремальных ситуациях;
• на региональном и местном уровне дублируется и конкретизируется большинство мер федерального уровня, они дополняются инициативными мерами с использованием местных возможностей, а также с учетом специфики возможных экстремальных ситуаций; создается учебная база для экстремальной подготовки, подбираются и готовятся руководители занятий, комплектуются компетентные в психолого-педагогических вопросах сотрудники отделов профессиональной подготовки в региональных и местных управленческих структурах правоохранительных органов; планируются, проводятся и контролируются занятия; оценивается уровень экстремально-психологической подготовленности персонала.
В практических органах годичная подготовка правильна, если не сводится к повторению одного и того же. Должны быть меры, поддерживающие достигнутый уровень экстремальной подготовленности (с учетом текучести персонала и его обновления) и неуклонно повышающие его.
К числу организационных форм обучения относятся традиционные: лекция, семинар, индивидуальное собеседование, урок, экскурсия, консультации, самостоятельные занятия, зачеты, экзамены и др. Большую роль, в сравнении с другими видами подготовки, играют практические занятия, тактические летучки, групповые упражнения, тренинги (тренировки), ролевые игры, психотехнические игры, учения, что объясняется повышенной практической направленностью экстремальной подготовки. Такая же повышенная практическая направленность придается и традиционным формам, а сами они в учебных планах занимают всего 5—30% учебного времени (причем большая доля его отводится семинарам).
Практические занятия, предназначенью для формирования у обучающихся навыков и умений, проводятся в аудиториях, лабораториях, учебных кабинетах, учебных городках, на полигонах, на местности, в расположении предприятия, учреждения, производства. Практические занятия имеют разновидности и бывают подготовительными, тренировочными, контрольными и показательными189. Первые проводятся в начале отработки какого-то практического действия, при этом значительная часть времени отводится на рассказ руководителя занятий, разъяснения, показ, ответы на вопросы обучающихся. На тренировочных — обучающиеся в основном многократно повторяют упражнения для выработки автоматизма действий. Эта разновидность практических занятий именуется нередко сейчас тренингом (тренировкой). Групповое упражнение — форма практического обучения, при проведении которой у обучающихся формируются умения оценивать обстановку, принимать решения, планировать их выполнение. Тактико-специальные (-строевые) занятия служат для дальнейшего совершенствования навыков и умений обучающихся, но главное — для слаживания работы звеньев, групп, отрядов. Если описанные выше формы занятий служат интересам одиночной экстремальной подготовки, то эта — групповой. Игра — форма практического обучения, в которой разыгрываются действия в имитируемых экстремальных ситуациях взаимодействия. Она позволяет вырабатывать навыки, умения, а также развивать мышление, находчивость, быстроту оценки ситуаций и принятия решений в них, достигать слаженных действий групп. При проведении игр каждый обучаемый по заданию руководителя занятий выполняет функции определенного должностного лица, специалиста, партнера. Условия в основном задаются руководителем словесно (объявляется обстановка, а в дальнейшем ее изменения) и развиваются под влиянием действий обучающихся. На играх прорабатывается и ситуация противоборства, для чего руководитель занятий специально готовит «имитаторов» (одного человека или нескольких), которым предлагается играть роль «противника» (оппонента в споре, конфликте, преступника, врага). Возможны и игры, в которых за всех против обучающегося (-ихся) играет сам руководитель, выполняя разные роли, изображая звонящего по телефону, вступившего в пререкания строптивого гражданина, дерзко ведущего себя допрашиваемого и др. Особый вид игр — психотехнические игры (см. ниже).
Учение — наиболее масштабная, максимально приближенная к реальности форма практического обучения. Оно имеет сходство с игрой, только все делается обучающимися не на словах и проводится не в обычной учебной аудитории, а на местности, полигонах, в обычных зданиях.
Можно говорить о большей или меньшей теоретичности или практичности этих форм, но их все следует максимально приближать к практике жизни, профессии, преодолению возможных трудностей.
Подготовка и организация занятий в своей основе мало отличается от того, что делается обычно в образовательных учреждениях и в профессиональной подготовке, проводимой в практических органах. Повышенное внимание уделяется только нескольким вопросам:
• подготовке средств имитации реальной экстремальной обстановки;
• обеспечению мер безопасности;
• общему построению занятий по критериям их экстремально-педагогической и психологической эффективности. К числу таких критериев относятся:
• экстремальная нацеленность (цели, задач, содержания, организации и методики);
• экстремальная плотность — насыщенность занятия учебными вопросами, упражнениями и условиями экстремального характера;
• экстремальная реалистичность — степень приближенности моделируемых на занятиях условий и отрабатываемых действий к реально-экстремальным;
• экстремальная результативность — степень улучшения подготовленности обучающихся к действиям в экстремальных условиях, по результатам занятия.
- Часть I
- Глава 1 педагогика как наука
- 1.1. Предмет, основные категории и задачи педагогики
- Предмет педагогической науки
- Система основных понятий (категорий) педагогики
- 1.2. История педагогики и ее научные школы
- Педагогическая мысль в России
- Педагогика советского времени
- 1.3. Система отраслей педагогической науки
- Взаимосвязи педагогики с другими науками
- Педагогика и практика
- 1.4. Методология педагогики
- 1.5. Организация и методы педагогических исследований
- Процесс педагогического исследования
- Библиографический список
- Глава 2 личность и группа как субъекты и объекты педагогического процесса
- 2.1. Личность в педагогическом процессе
- Процесс формирования личности
- Личность как субъект педагогического процесса
- 2.2. Группа, коллектив в педагогике
- Группа и педагогика
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 3
- 3.1. Педагогическая система и ее основные элементы
- Единство систем воспитания, обучения, образования и развития человека
- 3.2. Педагогический процесс: его сущность, структура и закономерности Сущность и структура педагогического процесса
- Закономерности педагогического процесса
- Управление педагогическим процессом
- Морально - психологическое обеспечение педагогического процесса
- 3.3. Традиционные методы и технологии в педагогическом процессе
- Технологии образования
- Технологии обучения
- 3.4. Интенсивные педагогические технологии Теория и технология поэтапного формирования действий
- Компьютерные технологии
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 4 педагогические действия и техника их выполнения
- 4.1. Понятие о педагогических действиях и технике их выполнения
- 4.2. Педагогическое наблюдение Общая характеристика
- Педагогическая направленность наблюдения
- Организация педагогического наблюдения
- Обеспечение интенсивного и устойчивости педагогического наблюдения.
- Осмысливание результатов наблюдения
- 4.3. Педагогический анализ
- 4.4. Педагогическое решение Выделение педагогической проблемы, ее изучение и определение цели решения (желательного результата)
- Разработка вариантов педагогического решения и выбор лучшего из них
- Детальная проработка избранного варианта педагогического решения
- 4.5. Педагогическая речь Техника использования речевых средств
- Риторика51
- 4.6. Педагогическое общение Общая характеристика
- Техника педагогического общения
- Управление процессом педагогического общения
- 4.7. Педагогическое взаимодействие Сущность и значение педагогического взаимодействия педагога и обучающихся
- Пути установления педагогического сотрудничества
- 4.8. Педагогическая требовательность
- Библиографический список
- Глава 5
- 5.1. Семья и семейная педагогика Влияние семьи на процесс формирования
- Правовые положения и правовоспитательное влияние семьи
- Актуальные проблемы семейной педагогики
- 5.2. Дошкольные учреждения и дошкольная педагогика
- 5.3. Общеобразовательная школа и школьная педагогика
- Предмет и задачи школьной педагогики
- 5.4. Высшая школа и педагогика высшей школы Высшее образование и общество
- 5.5. Трудовой коллектив и профессиональная педагогика
- 5.6. Государственные, общественные, досугово-бытовые образования и социальная педагогика
- Социальная педагогика как отрасль педагогической науки
- 5.7. Педагогика самосовершенствования личности Самообразование личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 6 субъекты педагогической работы
- 6.1. Педагог, родитель, учитель, специалист, руководитель — субъекты педагогической работы
- Специалист
- Руководитель
- 6.2. Требования педагогической деятельности к ее субъекту
- 6.3. Профессионализм педагога-профессионала
- 6.4. Педагогическая подготовленность разных профессионалов, сотрудников, работников, должностных лиц
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть II
- Глава 7
- Правовая сфера и педагогическая система общества
- 7.2. Предмет, цели, задачи, система юридической педагогики Юридико-педагогическая действительность
- 7.3. Методология юридической педагогики
- Специальная (частная94) методология юридической педагогики
- 7.4. Право и педагогика Педагогический подход и функция права
- Педагогика в свойствах и механизмах права
- 7.5. Педагогика правовой социализации и культуры
- Педагогические компоненты правовой культуры личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 8 педагогическая система юридического образования
- 8.1. Система юридического образования в России и принципы ее построения
- Принципы построения системы юридического образования и факторы, влияющие на ее развитие
- 8.2. Педагогические модели специалистов — выпускников юридических образовательных учреждений различных уровней
- Профессиональные требования к качеству подготовки юристов
- Предметные квалификационные характеристики
- 8.3. Личностно-формирующий потенциал юридического образовательного учреждения
- 8.4. Педагогическая система юридического образовательного учреждения
- Сущность и макроструктура педагогической системы
- Научно-содержательная составляющая педагогического процесса
- Педагогические принципы высшего профессионального юридического образования
- Организационная составляющая образовательного процесса
- 8.5. Система методического обеспечения педагогического процесса122 Характеристика системы методического обеспечения
- Виды методической работы
- Методическая работа на кафедре, цикле
- Раздел III. Методика преподавания учебной дисциплины по видам занятий, предусмотренных тематическим планом:
- Раздел IV. Совершенствование частной методики преподавания дисциплины. Оно может осуществляться по следующим направлениям:
- 8.6. Основы методики преподавания юридических дисциплин
- Виды лекции
- 8.7. Профессионально-педагогическая подготовка обучающихся в юридических образовательных учреждениях126
- Содержание профессионально-педагогической подготовки
- 8.8. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и преподавателей в системе дополнительного профессионального образования
- 8.9. Профессиональное становление студентов-юристов в непрерывной производственной практике (рязанский опыт)
- Библиографический список
- Глава 9 педагогика воспитания в правоохранительном органе
- 9.1. Значение и организация воспитания сотрудников правоохранительного органа
- 9.2. Цели, задачи и принципы воспитания сотрудников
- Методические принципы и методы
- 9.3. Работа с коллективом правоохранительного органа
- Педагогическая технология формирования коллектива
- 9.4. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками
- Наставничество
- 9.5. Государственно-профессиональное воспитание Общая характеристика видов воспитания
- Патриотическое воспитание
- 9.6. Нравственно-профессиональное воспитание сотрудников
- Профессионально-этическое воспитание
- 9.7. Профессионально-правовое воспитание сотрудников Цели и задачи правового
- Правовое воспитание в процессе профессионального обучения
- 9.8. Педагогическая профилактика профессиональной деформации сотрудников
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 10
- 10.1. Педагогические задачи и особенности профессиональной подготовки
- 10.2. Педагогические принципы профессиональной подготовки
- Организационные педагогические принципы
- 10.3. Общая методика проведения занятий по профессиональной подготовке
- Этапы занятия и их методика
- 10.4. Методика формирования и совершенствования профессиональных знаний, навыков и умений сотрудников
- 10.5. Педагогические особенности групповой и организационной подготовки
- 10.6. Педагогические особенности тактической, огневой и физической подготовок
- 10.7. Подготовка сотрудников к обеспечению личной профессиональной безопасности
- 10.8. Педагогическая система профессионально-психологической подготовки
- 10.9. Профессионально-педагогическая подготовка руководителей занятий Значение, задача и формы профессионально- педагогической подготовки
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 11 экстремально-юридическая педагогика
- 11.1. Требования к экстремальной подготовленности сотрудников правоохранительных органов
- 11.2. Основы экстремальной подготовки сотрудников
- Учебная база и средства экстремальной подготовки
- 11.3. Методические особенности экстремальной подготовки
- 11.4. Основные виды экстремальной подготовки
- 11.5. Педагогическое обеспечение действий персонала правоохранительных органов в экстремальных условиях
- 11.6. Педагогические особенности работы с персоналом в постэкстремальный период
- Основы проведения постэкстремальной педагогической работы
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 12 педагогика управления правоохранительным органом
- 12.1. Педагогическая функция в управлении правоохранительным органом
- 12.2. Основы реализации педагогической функции управления
- Организационно-педагогические факторы
- 12.4. Педагогические технологии в текущем управлении
- 12.5. Педагогические технологии в реализации властных управленческих функций
- Педагогические технологии в управленческом контроле
- 12.6. Педагогика примера личности и стиля деятельности руководителя
- 12.7. Педагогическая этика руководителя Этика и педагогическая функция управления
- 12.8. Педагогические аспекты соблюдения прав человека в управлении деятельностью правоохранительных органов
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть III
- Педагогическое
- Обеспечение решения основных
- Правоохранительных задач
- Глава 13
- Правовое воспитание населения
- 13.1. Правовоспитанность граждан и система факторов, влияющих на нее Правовоспитанность и правовоспитание населения
- 13.2. Педагогическая система правовоспитательной работы с населением
- Направления правовоспитательной работы
- 13.3. Правовое воспитание в основных педагогических системах общества
- Правовоспитательная работа в общеобразовательной школе
- 13.4. Народная педагогика и правовоспитание
- 13.5. Правовое воспитание молодежи
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 14 криминологическая, криминальная и превентивная педагогики
- 14.1. Криминологическая педагогика
- Цель и задачи криминологической педагогики
- Криминогенные факторы в условиях жизнедеятелыюсти населения
- 14.2. Криминальная педагогика
- 14.3. Основы превентивной педагогики
- Основы педагогической системы профилактики
- Педагогика в общей профилаке тике преступлений
- 14.4. Профилактика рецидивных преступлений Постпенитенциарная педагогика
- Исторические уроки постпенитенциарной педагогики
- 14.5. Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 15 педагогическое обеспечение охраны порядка и безопасности
- 15.1. Педагогическое обеспечение деятельности сотрудников Федеральной службы безопасности
- 15.2. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников пограничной службы
- 15.3. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников таможенных органов
- Специфика требований к личности и деятельности таможенника
- Особенности обучения сотрудников таможенных органов
- 15.4. Педагогические особенности подготовки работников частных детективных и охранных служб
- Основы правовой подготовки
- Физическая подготовка и рукопашный бой
- Психологическая подготовка
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 16 педагогика в деятельности органов предварительного следствия, адвокатуры, прокуратуры и судов
- 16.1. Педагогика и судопроизводство
- Из истории педагогики судебного
- 16.2. Педагогические свойства и качества сотрудников органов правосудия
- 16.3. Педагогические аспекты деятельности органов досудебного производства
- 16.4. Вопросы правового просвещения граждан на стадии предварительного расследования
- Обеспечение прав участников предварительного расследования
- 16.5. Судебный процесс в правовом воспитании и просвещении граждан
- Воспитательное значение деятельности обвинителя на суде
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 17
- 17.1. Становление и развитие теории и практики пенитенциарной педагогики
- Пенитенциарной науки и практики с середины 80-х годов по настоящее время
- 17.2. Факторы, определяющие специфику пенитенциарной педагогики
- Неформальные общности осужденных
- Среда функционирование воспитательной системы органов, исполняющих наказания
- Объект и предмет исправительной педагогики
- Основные категории исправительной педагогики(пенитенциарной) педагогики
- 17.4. Принципы перевоспитания осужденных
- Система методов воспитания осужденных
- Методы на сознание и поведение осужденных
- Методы коррекции поведения
- Групповые формы воспитательного взаимодействия
- 17.7. Основные средства исправления осужденных Понятие основных средств исправления осужденных
- Общественное воздействие как средство исправления осужденных
- 17.8. Особенности перевоспитания различных категорий осужденных
- Библиографический список
- Глава 1о
- 18.1. Общая характеристика юридической педагогики за рубежом
- Основная терминология сравнительно – юридической педагогики
- 18.2. Юридическое образование за рубежом
- Юридическое образование в Европе
- Юридическое образование в сша
- Образование в системе работы с кадрами полиции
- Современное состояние полицейского образования
- 18.4. Обеспечение имиджа и престижа полицейских Проблема имиджа и престижа полицейских
- Обеспечение престижности профессии полицейского
- 18.5. Педагогические аспекты в решении полицией служебных задач
- 18.6. Психологическая подготовка сотрудников полиции за рубежом Возникновение развития психологической подготовки
- Педагогическая система психологической подготовки
- 18.7. Проблема ресоциализации осужденных за рубежом Пенитенциарная педагогика за рубежом
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений