logo
Yuridicheskaya_pedagogika

Разработка вариантов педагогического решения и выбор лучшего из них

Хорошее решение, как правило, не то, которое первым приходит в голову. В любом деле воз­можных решений, как правило, много, но толь­ко одно бывает наилучшим, и его надо найти.

Правило разработки нескольких вариантов педагогического решения. Чтобы избрать лучшее решение, надо иметь, из чего выбирать. Полезно в начале обозначить крайние варианты, например самое радикальное решение и наименее радикальное, наи­более простое и наиболее сложное для выполнения. Затем сформу­лировать одно или несколько промежуточных.

Правило сравнения вариантов решений — педагогических версий — рекомендует последовательно рассматривать версии, выделять их достоинства и недостатки, сильные и слабые стороны. Сравнение достоинств вариантов производится по комплексу педагогических критериев: соответствия стоящей цели, своевременности, срочности, соответствия обстановке и объектам воздействий, уровню профессио­нализма и воспитанности участников выполнения решений; воспита­тельным, обучающим, образовательным и развивающим достоинствам; отсутствию побочных отрицательных педагогических и психологиче­ских последствий и иным. Возможно составление вспомогательных табличек: в левой части листа бумаги — «за», в правой — «против».

Правило последовательного отбора одного, лучшего, варианта педа­гогического решения особенно важно, когда даже после изучения ва­риантов отдать явное предпочтение одному трудно. Тогда из перво­го комплекса вариантов отбирают 2—5 кажущихся равнозначными, проводят повторное сравнение их и отсеивают менее достойные. Возможен и третий шаг — отбор двух с их сравнением и окончатель­ным выбором одного.