logo
Yuridicheskaya_pedagogika

Сущность и макроструктура педагогической системы

Руководствуясь теоретическими положениями общей педагогики, педагогическую систему строят с учетом специфики подготовки спе­циалистов определенного образовательного уровня (образовательного ценза). В ее основу положены принципы государственной политики в области образования, которые обеспечивают реализацию требова­ний государственных образовательных стандартов по таким направ­лениям подготовки (специальностям), как юриспруденция, правоведе­ние, правоохранительная деятельность, управление, и требований ква­лификационных характеристик по специализации, которые определяют квалификацию специалиста — юрист, организатор правоохрани­тельной деятельности и др.

В макроструктуре педагогической системы образова­тельного учреждения выделяют три составляющие, каждая из кото­рых включает в себя ряд самостоятельных компонентов (рис. 8.1).

Научно-содержательная составляющая включает:

• цели и задачи образования, обучения, воспитания и развития обучающихся;

• научно обоснованное содержание образовательного процесса;

• педагогические принципы и правила образования.

Технологическая составляющая объединяет следующие компо­ненты:

• целевые формы организации образовательного процесса;

• методы обучения и воспитания, методические приемы воз­действия на обучающихся и их собственной работы;

• средства, используемые преподавателями и обучающимися как инструментарий для повышения эффективности образовательного процесса и достижения стоящих целей;

• виды контроля (проверки) успеваемости и результатов обуче­ния (текущего, рубежного, итогового и заключительного).

Организационно-управленческая составляющая характеризуется деятельностью:

• руководства и администрации образовательного учреждения (управленческий и планирующий персонал);

• руководства факультетов и курсов (организационно-воспита­тельный персонал);

• вспомогательного персонала учебного заведения (работники обеспечивающих отделов и служб);

• коллективов кафедр, циклов (научно-педагогический персонал);

• учебных коллективов студентов, курсантов, слушателей (обу­чающиеся образовательных учреждений начального, среднего и выс­шего профессионального образования).

Представленная структура педагогической системы любого про­фессионального образовательного учреждения, в том числе и юри­дического, функционирует оптимально, если все ее составляющие находятся в непрерывном взаимодействии и совершенствовании.

Педагогический процесс в юридическом образовательном учреждении

Педагогический процесс (его синонимы: образова­тельный, учебно-воспитательный) представляет со­бой специально организованную, управляемую, взаимообуслоатенную деятельность преподавате­лей и обучающихся, направленную на формиро­вание духовной, профессиональной и физически развитой л ичности вы­пускника образовательного учреждения и подготовку его квалифициро­ванным специалистом заданного образовател ьного уровня.

Его структура в своей основе схожа (см. гл. 2, 3) с классической структурой педагогической системы и процесса, но имеет и свою специфику (рис. 8.2).

Рис. 8.2. Структура педагогического процесса

(О — обучение. В — воспитание)

К особенностям юридико-педагогического образователь­ного процесса относятся:

а) сочетание широких образовательных и воспитательных целей с задачами профессиональной подготовки специалистов конкретной ква­лификации (профессии) в системе правоохранительной деятельности;

б) своеобразие объекта обучения: возрастные, социальные, педа­гогические, психологические, физиологические и другие особенности студентов, курсантов и слушателей по сравнению со школьниками;

в) особенности процесса обучения:

• сочетание теоретического обучения с практической направлен­ностью в подготовке специалистов;

• многообразие целевых форм и эффективных методов для обу­чения будущих специалистов;

• предоставление большей ответственности и самостоятельности обучающимся в овладении программным материалом за счет рас­ширения метода самостоятельной работы и выполнения творческих индивидуальных заданий;

• своеобразие проверки и оценки успеваемости обучающихся (преимущественное наличие двух видов контроля: рубежного и ито­гового);

г) особенности воспитательного процесса:

• своеобразие социальной среды: 18—21 год — молодежь (юно­шеский возраст), 22—35 лет — средний возраст (первый период); для каждой из этих категорий людей характерны свои притязания и различная общественная активность;

• потребность в использовании особых форм и методов профес­сионального воспитания, которые наилучшим образом воспринима­ются обучающимися;

• гибкое сочетание воспитательной роли коллектива на основе его самоуправления с дифференцированным, индивидуальным под­ходом к личности каждого воспитуемого;

• грамотное использование помощи и поддержки различных организаций и общественных формирований для повышения эф­фективности и качества воспитательной работы в учебных коллек­тивах и образовательном учреждении в целом;

• преобладание дедуктивного метода передачи информации над индуктивным.

Наряду с этим для вузов характерно обязательное сочетание учеб­но-воспитательной работы с учебно- и научно-исследовательской работами слушателей (УИРС и НИРС), способствующими разви­тию профессионального мышления у будущих специалистов с выс­шим образованием и формированию навыков исследовательской деятельности.