8.9. Профессиональное становление студентов-юристов в непрерывной производственной практике (рязанский опыт)
Концептуальные основы
Практика профессионального становления личности студентов во время получения образования убедительно свидетельствует, что результаты его сегодня отстают от требований времени, в то время как социальная роль образования в обществе требует, чтобы они были опережающими. Как правило, уровень знаний выпускников не вызывает особых критических оценок, многие обладают основными профессиональными умениями, но в массе их практическая подготовленность, профессиональная воспитанность, развитость нуждаются в повышении. Нередки и факты неблагоприятных личностных изменений (разочарование профессиональным выбором, зарождение профессиональной деформации, снижение мотивации к достижению высот профессионализма, профессиональная неустойчивость, заниженный уровень профессиональной самооценки по сравнению со способностью оценивать других людей и пр.), особенно у обучающихся без интереса, усердия, без выраженной установки на качественную подготовку себя к будущей профессии.
В психологии и педагогике сложилось сейчас понимание профессионализма как целостного личностного образования, в котором профессиональная обученность (подготовленность) слита с качествами личности. Профессионализм определяется степенью реального соответствия всей личности и ее подготовленности к успешному осуществлению профессиональной деятельности, постоянным личным самосовершенствованием и ростом профессиональных достижений. Показатели деятельности юриста всегда были прочно связаны с особенностями его личности, но современное положение в обществе и требования к его изменению при активном участии сотрудников правоохранительных органов делают эту связь решающей. Поэтому и вопросы обеспечения должного профессионального личностного роста (как идентичные употребляются и понятия — «личностного развития», «профессионального становления», «профессионализации личности», «формирования личности») обучающихся в юридических образовательных учреждениях приобрели приоритетное значение. Это соответствует и требованиям действующих планов и нормативных документов Правительства и Министерства образования России по радикальному улучшению в ближайшие годы системы воспитания и развития личности обучающихся.
В юридических образовательных учреждениях есть немалый потенциал для того, чтобы выпускники были не только профессионально обучены, но и формировались как юристы-личности, беззаветно преданные интересам создания правового, демократического, цивилизованного государства, общества и каждого гражданина. Об этом личностно-формирующем потенциале говорилось в § 8.3, однако существующее отставание объясняется не только неполным использованием потенциала вуза, но и его недостаточностью.
Известно, что личность формируется в деятельности. Овладение деятельностью сопряжено с развитием тех качеств, наличия которых она требует от работника и зачатки которых он вынужденно прояв-
ляет в ней, упражняя, совершенствуя их и доводя до нужного для успеха уровня. Учение студентов, как вид деятельности, по своим целевым, содержательным, операциональным характеристикам, условиям, играющим решающее значение для профессионально-лич-{■■ ностного становления, существенно отличается от практической пра-.. воохранительной деятельности. Многочасовое сидение в учебных аудиториях, чтение книг, разговоры о том, как надо действовать, хотя '. и дают много будущим юристам, объективно не в состоянии сделать их профессиональными практиками. Можно утверждать, что учебный характер, учебные условности и содержание деятельности студентов внутри вуза объективно не содержит достаточных возможностей для общего и особенно профессионального становления их как профессионалов.
Построить деятельность вуза, всю его атмосферу по образцу правоохранительного органа нельзя, но непременно необходимо изыскивать и использовать все возможности для приближения жизни и учебы студентов к профессиональным реалиям. При этом нет необходимости ломать существующий образовательный процесс — нужно дополнять, расширять его личностно-формирующее пространство. Начало такой работы в вузах есть в виде предусмотренной учебным планом производственной практики. Однако при эпизодическом, с большими перерывами и кратковременном проведении она недостаточна для необходимых профессионально-личностных изменений у студентов. К тому же ее надо совершенствовать методически, ибо в правоохранительных органах студентов нередко используют как «подручный материал» для выполнения черновой работы — канцелярской и посыльной.
Ускоренное и более качественное профессионально-личностное становление студентов как профессиональных юристов возможно лишь при условии систематического участия их в практическом решении профессиональных задач. Наиболее доступным и эффективным способом такого участия является расширение личностно-формирующего пространства вуза путем включения в него непрерывной производственной практики студентов с 1 по 5 курс при педагогически эффективном руководстве ею. Она выступает одним из важнейших способов реализации известного в общей педагогике личностно-деятель-ностного подхода в условиях профессионального образования, а также одного из ведущих педагогических принципов — принципа единства обучения и воспитания.
Организация и обеспечение непрерывной производственной практики
Идея непрерывной производственной практики начала реализоваться в Рязанском филиале Академии права и управления (директор Г.А. Артемова) в 1999 г., постепенно расширяясь и педагогически совершенствуясь. Ее основными задачами являются:
• создание условий для широкого профессионально-личностного развития личности студентов как современных юристов. Принципиальными в этих условиях выступали гуманитарные идеи права, представления о праве как социальном благе, а не каре, о главной функции правоохранительных органов — функции социального обслуживания, о работе юриста как помощи людям, как союзнике граждан, а не враге их;
• обеспечение раннего, глубокого и устойчивого профессионального самоопределения студентов, их психологического вхождения в профессию: ознакомления с современными реалиями деятельности юриста, формирования убеждения в правильности выбора профессии и возможности самореализации и самоутверждения в ней, осознания требований к себе как к юристу и к своему профессионализму, воспитания серьезного отношения к учебе в вузе и работе по развитию у себя профессиональных качеств;
• развитие у студентов профессионального сознания и профессиональных установок цивилизованного современного юриста, ориентированных на внимание к человеку, защиту его прав, строгое соблюдение законности, а также на предупреждение возникновения и доминирования обвинительно-карательных установок, которые нередко сознательно или непроизвольно формируются у обучающихся молодых юристов;
• разностороннее развитие у студентов профессиональных качеств, способностей, навыков и умений;
• активизация личностно-формирующей работы в вузе, участие в ней всего постоянного состава на основе непрерывной производственной практики студентов.
В структуре учебного плана вуза непрерывная производственная практика реализуется в виде специального факультатива. Участие в нем студентов добровольное (не исключено дальнейшее превращение его в обязательную позицию учебного плана) с первого по пятый курс. Практика проводится во внеаудиторное время. Статус студента в любом учреждении, где ему поручается работа, — юрист-практикант (внештатный сотрудник, помощник сотрудника правоохранительного или правозащитного органа).
Педагогическая работа предполагает изначальное и регулярное разъяснение всем и каждому студенту необходимости, важности задач, содержания и способов личного профессионального самоопределения и становления как юриста-личности, роли непрерывной производственной практики в этом и представление возможности для личного выбора.
Организация практики предполагает два основных направления — непосредственно в правоохранительных органах и в общественных формированиях, участвующих в решении задач укрепления законности и правопорядка, в осуществлении правовоспитательной, профилактической и правозащитной деятельности. Первое строится на основе специальных договоров по формату, близкому к обычным практикам и стажировкам. Второе направление в меньшей степени связано со строгими правовыми ограничениями, а поэтому открывает студентам более широкие возможности для активности в правовой жизни города, региона и достижения видимых результатов ее, которые в воспитательном плане особенно важны. Это участие студентов в:
• правовом воспитании различных категорий населения, в частности школьников и «трудных» подростков;
• изучении нравственной и криминальной обстановки, сборе информации, необходимой практическим органам правопорядка;
• правозащитной деятельности;
• профилактической работе с несовершеннолетними;
• охране общественного порядка;
• обеспечении безопасности дорожного движения;
• оформлении различных документов юридического характера в органах регионального и местного самоуправления;
• помощи ветеранам правоохранительных органов и др. Одной из новых форм организации производственной практики
явилось создание в Рязанском филиале Академии права и управления Общественной приемной по правам человека. Первично ее функция сводилась к защите прав детей, а именно организационно-правовой помощи детям из неблагополучных семей в решении многочисленных проблем их жизни — учебы, жилищных вопросов, получения паспорта, незаконного лишения жилья, лишения родительских прав, применения к ним противозаконных действий при задержании. Затем функции этой приемной расширились, и студенты стали заниматься вопросами защиты прав взрослых граждан и даже предпринимателей.
Такая работа содержит, как показывает опыт, большие возможности для воспитания у студентов чувства причастности к большому государственному, нужному обществу и людям делу создания в России справедливого правового государства, воспитания у них гуманности, сострадательности и гражданской активности, недопущения профессиональной узости мышления.
Организацией непрерывной производственной практики занимаются: 7) руководство вуза, подразделения вуза и преподаватели-наставники (кураторы); 2) органы студенческого самоуправления; 3) правоохранительные и правозащитные органы, в которых она проводится. Существенное содействие и поддержку практике оказывают органы исполнительной власти в регионе и городе, ко торые понимают ее роль в подготовке нужных им юристов, а также ощущают реальный позитивный вклад студентов в укрепление законности и правопорядка.
Педагогическая эффективность личностно-формирующего пространства непрерывной производственной практики объективно определяется отсутствием учебных условностей, жизненной и профессиональной реалистичностью и убедительностью, активизирующей и мобилизующей студентов силой, практичностью, проблемностью, необходимостью достижения реального профессионального результата. Она повышается при:
• продуманном педагогическом проектировании непрерывной производственной практики, предусматривающей определение ее конкретного содержания, отвечающего задачам организации, направлениям деятельности, последовательности и преемственности методики работы;
• тщательном подборе правоохранительных органов, отличающихся хорошей организацией деятельности и здоровым коллективом, способным оказать положительное воспитательное и личностно-формирующее влияние на студентов;
• поддержании постоянных связей представителей образовательного учреждения с руководством правоохранительных органов и представительств Уполномоченного по правам человека в РФ;
• педагогической подготовке и руководстве деятельностью лиц, обеспечивающих практику студентов;
• оказании постоянной индивидуальной помощи студентам путем кураторства, наставничества, консультирования, оказания помощи преподавателями образовательного учреждения, сотрудниками правоохранительных органов и правозащитных организаций;
• участии студенческого коллектива в организации и руководстве процессом практики. В Рязанском филиале Академии права и управления в этих целях создана Студенческая организация юридической защиты населения, с официальной регистрацией ее. В своей структуре она имеет группы, ответственные за отдельные направления деятельности: оперативный отряд, группу обеспечения работы Общественной приемной полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном Федеральном округе, группу обеспечения приема граждан при Молодежном парламенте г. Рязани, информационно-просветительский отдел. Организация занимается разъяснением студентам полезности и необходимости участия в практике, подбирает им задания и поручения, контролирует выполнение, оказывает помощь, участвует в разборе и оценке достигнутых результатов;
• актуализации профессионального самосознания студентов и . их работы по самоформированию как цивилизованного юриста-личности;
• обеспечении взаимосвязи личностно-формирующей работы в вузе с непрерывной производственной практикой.
Работа организации активно направляется на включение студентов в работу по профилактике преступности несовершеннолетних. Студенты выявляют так называемых «трудных» подростков, посещая школы и ПТУ, места жительства и сосредоточения молодежи, проводят рейды по изучению беспризорных и безнадзорных, выявляют ранее неизвестные зоны риска с сосредоточением малолетних правонарушителей, составляют картотеки, проводят опросы и анкетирование, «круглые столы», выявляют склонности, интересы, устремления, причины отклоняющегося поведения и др. За несовершеннолетними правонарушителями закрепляют студентов из числа имеющих способности к психолого-педагогической работе, организуется помощь испытывающим трудности в учебе, определяются возможности трудоустройства закачивающих или бросивших учебу, ведется дежурство в районных отделах по делам несовершеннолетних, проводится работа по программам «Подранок», «Спорт», «Защитник Отечества», «Выпускной бал», оказывается помощь отстающим в освоении школьной программы, изучаются способности подростков и их профессиональная ориентация, ведется подготовка к службе в Вооруженных Силах. Рязанский филиал Академии права и управления выступил инициатором областных акций «Студенты против безнадзорности», «Ты не один», «Сердце отдаю детям», и студенты активно участвовали в них.
Участие студентов в непрерывной производственной практике привлекает внимание всех работающих и обучающихся в вузе и делает самоочевидным необходимость активизировать использование возможностей личностно-формирующего пространства самого вуза. Практика вносит новое в жизнь вуза, влияя на учебный процесс, всю работу со студентами и их собственную работу по профессиональному становлению. Она активизирует использование имеющихся возможностей и порождает новые формы работы. Характерны две из них. ; Первая— обеспечение полноценного введения студентов в специальность и включения студентов в работу по личному профессиональному становлению. При преподавании большинства учебных дисциплин и в свободное от занятий время кафедрами, деканами, отделами вуза прилагаются значительные усилия для достижения: х • глубокого понимания студентами не только значимости профессии юриста, но и ее высоких и разносторонних требований к лицу, занимающемуся ею, которому не дано права работать плохо и ошибаться, ибо каждая ошибка юриста — это поломанная судьба человека;
• острого осознания студентом чувства ответственности за то, чтобы не только усвоить юридические знания, но и развить в себе качества и способности, нужные юристу, чтобы реализоваться в избранной профессии, добиться в ней успехов, признания людей и самоуважения, стать социальным деятелем, а не начетчиком-формалистом;
• отчетливого понимания им путей использования возможностей вуза для профессионального самоформирования, и в частности непрерывной производственной практики.
Значимым результатом такой работы выступает повышение уровня мотивации учебы студентов: ослабление ученического, школьного стремления к получению отметки и усиление стремления к всесторонней подготовке себя к профессиональной деятельности, отношение ко всему происходящему в вузе как к возможностям такой подготовки.
Второе — помощь студентам в развитии профессионально-важных качеств. Изучаются и оцениваются профессионально значимые индивидуальные качества студентов и их изменения из года в год. Для этого используются методы: познавательные беседы, экспертные оценки, коллективные оценки, тематические сочинения, самооценки, текущие и рубежные оценки успеваемости, личные карты оценок профессионального развития. Положительную роль играет работа созданного Студенческого совета вуза, нацеленная на: включение всех студентов в общественную, научную, творческую и спортивную жизнь; активное привлечение студентов к решению различных проблем деятельности вуза, которое способствовало бы развитию в студентах созидательной активности, чувства ответственности, коллективизма, деловитости и других личностных качеств; обеспечение социальной и правовой защиты студентов; содействие их научной работе и предоставление возможности для творческой самореализации; организацию их досуга и отдыха, помощь в трудоустройстве студентов; участие в поддержании молодежных инициатив, в решении вопросов об отчислении студентов с правом взятия на поруки; участие в обсуждении на Совете вуза вопросов и принятии решений, касающихся научной, творческой, спортивной деятельности студентов; принятие решений по участию или неучастию в тех или иных молодежных программах; участие в составлении списка делегатов на конференции, симпозиумы, форумы, научно-практические семинары и др. Совет формируется из трех представителей от каждой учебной группы.
В системе работы со студентами в самом вузе регулярно используются и достаточно традиционные, но более тщательно педагогически подготовленные формы и методы работы по профессионально-нравственному воспитанию студентов: частые встречи и беседы руководства вуза со студентами; углубленное изучение индивидуальных особенностей студентов, выявление причин своеобразия их отношения к избранной профессии, подготовке к ней, учебе и индивидуальная работа с ними; встречи преподавателей, руководства с родителями, обмен мнениями, обсуждение вопросов единства их влияния на студентов в интересах успешной подготовки к профессии юриста; встречи с руководящими и рядовыми сотрудниками правоохранительных органов г. Рязани и области; поощрение отличившихся при фактическом решении юридических задач во время практики; спортивные соревнования с коллективами других негосударственных вузов и т.п.
Большое внимание уделяется развитию творческих способностей студентов. Темы студенческих научных и выпускных работ подбираются по актуальным практическим вопросам, с которыми студенты сталкиваются в непрерывной производственной практике. Регулярно проводятся научные конференции, ведутся творческие дискуссии, и коллективный поиск ответов на сложные теоретические и практические проблемы предстоящей деятельности. Студенты выезжают в другие города для участия в вузовских конференциях и выступлений с научными докладами, участвуют в федеральных и международных конкурсах научных работ. Свою роль в мотивации добросовестной учебы, развитии творческих способностей, связи теоретических познаний с практикой, во внедрении научных знаний в практику сыграло создание Ордена магистров студенческой науки.
Профессионально-личностному развитию способствует воспитание уважения к старшему поколению. Ежегодно в День Победы и День милиции студенты — по собственной инициативе, на свои средства — покупают подарки ветеранам правоохранительных органов, посещают их на дому, устраивают праздничные концерты самодеятельности. Придается большое значение интернациональному воспитанию студентов разных национальностей, обучающихся в вузе. Проводятся встречи со студентами из других стран.
Результаты участия студентов в непрерывной производственной практике
Трехлетний опыт непрерывной производственной практики свидетельствует о ее благоприятных результатах. Она способствовала комплексному совершенствованию деятельности самого вуза. Повысился его профессионально-формирующий потенциал и улучшилась система использования возможностей для совершенствования профессионального самоопределения студентов, их профессиональной социализации и профессионально-личностного становления как юристов-личностей, которое стало протекать быстрее, полнее и более качественно.
Непрерывная производственная практика проявила себя как фактор комплексного воздействия на личность студентов, и прежде всего воспитывающего, обучающего и развивающего. Проблемы общества, укрепления законности и правопорядка в нем, деятельности правоохранительных органов, жизни граждан и судеб беспризорных и безнадзорных детей стали осознаваться постоянными участниками практики как проблемы личные. Усилилось чувство причастности ко всему, что происходит вокруг, ответственности за свою учебу, овладение профессионализмом. Помогая сегодня тем, кто нуждается в их помощи, студенты чувствуют себя гражданами своего города, страны. У студентов сложились реальные представления о своей профессии, повысилось уважение к ней и гордость за свою причастность к решению ответственных правовых задач, нужных всем. Сформировались многие полезные для их будущей работы умения и навыки, которых в учебных лабораториях никогда не приобрести. Повысилась ответственность, и вырос интерес студентов к изучению учебных дисциплин с установкой на лучшую подготовку к профессиональной деятельности, на повышение успеваемости.
Обнаружились и другие позитивные результаты. Совершенствуется под влиянием непрерывной производственной практики образовательный процесс в самом вузе. Возросла связь теории с практикой при проведении занятий. В лекциях, ответах и выступлениях студентов теперь часто используются примеры, взятые из опыта производственной практики. Такие примеры обсуждаются с большим интересом, глубиной и предметностью на семинарах и практических занятиях. В учебном процессе упрочился дух современности и актуальности, приближения к изучению реально трудных проблем деятельности юристов. Возросла подготовленность преподавателей, ликвидировано отставание части их в знании деталей текущих актуальных проблем правоохранительной деятельности и ее нормативного регулирования. Повысилась сплоченность и единство действий педагогического коллектива вуза, его активность и умелость в придании воспитывающего характера образовательному процессу и проводимым занятиям.
Улучшаются условия для производственной практики студентов в правоохранительных органах. Узнав, как работают студенты-практиканты, какую помощь они оказывают и каковы ее результаты, все новые и новые правоохранительные органы и их подразделения обращаются с просьбами о направлении к ним студентов на практику. У филиала Академии права и управления появилась возможность выбирать из имеющихся предложений лучшие места, где студенты получат больше возможностей для своей профессионализации и почувствуют заботливое и поучительное отношение к себе.
Непрерывная производственная практика студентов оказалась полезной не только для них и вуза, но и города, области. Ее стали рассматривать как одно из добросовестно и качественно функционирующих направлений укрепления законности и правопорядка. Местная администрация стала даже обращаться с просьбами об оказании помощи в решении отдельных правовых вопросов работы с населением, создавая при этом максимально благоприятные условия. Такая практика соответствует и мировому опыту, когда образовательные учреждения оказывают на местах помощь (связанную со своей специализацией) и выполняют даже платные заказы организаций и граждан.
Выпускники филиала Академии не имеют проблем с устройством на работу. Это объясняется тем, что руководство правоохранительных органов Рязани (МВД, ФСБ, судебный департамент, служба судебных приставов и др.) хорошо знакомо с работой филиала Академии, его студентами, которые проходили практику у них. Они стали чаще обращаться в вуз с заявками на подготовку и направление к ним выпускников.
Рязанский филиал Академии права и управления приобрел репутацию высокопрофессионального учебного заведения с замечательным преподавательским составом, внимательным и заботливым отношением к студентам, хорошими добрыми традициями и начинает приобретать некоторый международный авторитет (в нем появились студенты из Узбекистана, Молдовы, Армении, Литвы). Повысился конкурс желающих учиться в вузе и уровень школьной подготовки абитуриентов.
Развитие и совершенствование педагогического руководства непрерывной производственной практикой продолжается и вызывает интерес других вузов. Есть основание полагать, что научно-педагогические идеи, лежащие в основе этого опыта, получат распространение и, возможно, лучшее применение.
Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
1. Какова структура системы юридического образования в России и какие принципы положены в основу ее построения?
2. По каким основным направлениям предусматривается модернизация современной системы юридического образования?
3. Какие профессиональные требования предъявляются к качеству подготовки юриста и как их реализовать при учебе в образовательном учреждении?
4. Какова сущность личностно-формирующего потенциала юридического, образовательного учреждения и каково его влияние на развитие профессиональных качеств будущего юриста?
5. Что представляет собой педагогическая система юридического образовательного учреждения? Назовите ее составляющие.
6. В чем особенности педагогического процесса в юридическом вузе?
7. Какие компоненты определяют научно-содержательную составляющую педагогического процесса? Дайте их краткий анализ.
8. Какие учебные дисциплины определяют содержание юридического образования в вузе?
9. Как вы понимаете назначение принципов обучения и воспитания? Какова их структура?
10. Какие компоненты определяют структуру и содержание технологической составляющей педагогического процесса? Дайте определение педагогической технологии.
11. Какие основные формы обучения и воспитания применяются в учебно-воспитательном процессе высшей школы юридического профиля?
12. Назовите основные методы, которые наиболее эффективны для обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития обучающихся.
13. Какие основные компоненты характеризуют организационную составляющую образовательного процесса? Проанализируйте их и поясните, в какой мере они интенсифицируют педагогический процесс.
14. Какими компонентами характеризуется управленческая составляющая образовательного процесса и как они влияют на его оптимизацию?
15. Какими структурными элементами характеризуется система методического обеспечения педагогического процесса? Определите их цели, задачи и содержание.
16. Каково назначение и структура частной методики преподавания учебной дисциплины?
17. В чем состоит технология подготовки преподавателя к чтению лекции и проведению семинара, методика работы обучающихся на этих видах занятий?
18. Какова технология подготовки преподавателя и обучающихся к практическим видам занятий, методика их проведения и отработки практических действий?
19. Какие разделы профессиональной педагогики наиболее важные для практической деятельности юриста и как лучше их усвоить?
20. Есть ли у вас желание получить в процессе учебы в вузе или после его окончания дополнительную квалификацию «Преподаватель»? Если да, то каким из путей (направлений)?
- Часть I
- Глава 1 педагогика как наука
- 1.1. Предмет, основные категории и задачи педагогики
- Предмет педагогической науки
- Система основных понятий (категорий) педагогики
- 1.2. История педагогики и ее научные школы
- Педагогическая мысль в России
- Педагогика советского времени
- 1.3. Система отраслей педагогической науки
- Взаимосвязи педагогики с другими науками
- Педагогика и практика
- 1.4. Методология педагогики
- 1.5. Организация и методы педагогических исследований
- Процесс педагогического исследования
- Библиографический список
- Глава 2 личность и группа как субъекты и объекты педагогического процесса
- 2.1. Личность в педагогическом процессе
- Процесс формирования личности
- Личность как субъект педагогического процесса
- 2.2. Группа, коллектив в педагогике
- Группа и педагогика
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 3
- 3.1. Педагогическая система и ее основные элементы
- Единство систем воспитания, обучения, образования и развития человека
- 3.2. Педагогический процесс: его сущность, структура и закономерности Сущность и структура педагогического процесса
- Закономерности педагогического процесса
- Управление педагогическим процессом
- Морально - психологическое обеспечение педагогического процесса
- 3.3. Традиционные методы и технологии в педагогическом процессе
- Технологии образования
- Технологии обучения
- 3.4. Интенсивные педагогические технологии Теория и технология поэтапного формирования действий
- Компьютерные технологии
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 4 педагогические действия и техника их выполнения
- 4.1. Понятие о педагогических действиях и технике их выполнения
- 4.2. Педагогическое наблюдение Общая характеристика
- Педагогическая направленность наблюдения
- Организация педагогического наблюдения
- Обеспечение интенсивного и устойчивости педагогического наблюдения.
- Осмысливание результатов наблюдения
- 4.3. Педагогический анализ
- 4.4. Педагогическое решение Выделение педагогической проблемы, ее изучение и определение цели решения (желательного результата)
- Разработка вариантов педагогического решения и выбор лучшего из них
- Детальная проработка избранного варианта педагогического решения
- 4.5. Педагогическая речь Техника использования речевых средств
- Риторика51
- 4.6. Педагогическое общение Общая характеристика
- Техника педагогического общения
- Управление процессом педагогического общения
- 4.7. Педагогическое взаимодействие Сущность и значение педагогического взаимодействия педагога и обучающихся
- Пути установления педагогического сотрудничества
- 4.8. Педагогическая требовательность
- Библиографический список
- Глава 5
- 5.1. Семья и семейная педагогика Влияние семьи на процесс формирования
- Правовые положения и правовоспитательное влияние семьи
- Актуальные проблемы семейной педагогики
- 5.2. Дошкольные учреждения и дошкольная педагогика
- 5.3. Общеобразовательная школа и школьная педагогика
- Предмет и задачи школьной педагогики
- 5.4. Высшая школа и педагогика высшей школы Высшее образование и общество
- 5.5. Трудовой коллектив и профессиональная педагогика
- 5.6. Государственные, общественные, досугово-бытовые образования и социальная педагогика
- Социальная педагогика как отрасль педагогической науки
- 5.7. Педагогика самосовершенствования личности Самообразование личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 6 субъекты педагогической работы
- 6.1. Педагог, родитель, учитель, специалист, руководитель — субъекты педагогической работы
- Специалист
- Руководитель
- 6.2. Требования педагогической деятельности к ее субъекту
- 6.3. Профессионализм педагога-профессионала
- 6.4. Педагогическая подготовленность разных профессионалов, сотрудников, работников, должностных лиц
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть II
- Глава 7
- Правовая сфера и педагогическая система общества
- 7.2. Предмет, цели, задачи, система юридической педагогики Юридико-педагогическая действительность
- 7.3. Методология юридической педагогики
- Специальная (частная94) методология юридической педагогики
- 7.4. Право и педагогика Педагогический подход и функция права
- Педагогика в свойствах и механизмах права
- 7.5. Педагогика правовой социализации и культуры
- Педагогические компоненты правовой культуры личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 8 педагогическая система юридического образования
- 8.1. Система юридического образования в России и принципы ее построения
- Принципы построения системы юридического образования и факторы, влияющие на ее развитие
- 8.2. Педагогические модели специалистов — выпускников юридических образовательных учреждений различных уровней
- Профессиональные требования к качеству подготовки юристов
- Предметные квалификационные характеристики
- 8.3. Личностно-формирующий потенциал юридического образовательного учреждения
- 8.4. Педагогическая система юридического образовательного учреждения
- Сущность и макроструктура педагогической системы
- Научно-содержательная составляющая педагогического процесса
- Педагогические принципы высшего профессионального юридического образования
- Организационная составляющая образовательного процесса
- 8.5. Система методического обеспечения педагогического процесса122 Характеристика системы методического обеспечения
- Виды методической работы
- Методическая работа на кафедре, цикле
- Раздел III. Методика преподавания учебной дисциплины по видам занятий, предусмотренных тематическим планом:
- Раздел IV. Совершенствование частной методики преподавания дисциплины. Оно может осуществляться по следующим направлениям:
- 8.6. Основы методики преподавания юридических дисциплин
- Виды лекции
- 8.7. Профессионально-педагогическая подготовка обучающихся в юридических образовательных учреждениях126
- Содержание профессионально-педагогической подготовки
- 8.8. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и преподавателей в системе дополнительного профессионального образования
- 8.9. Профессиональное становление студентов-юристов в непрерывной производственной практике (рязанский опыт)
- Библиографический список
- Глава 9 педагогика воспитания в правоохранительном органе
- 9.1. Значение и организация воспитания сотрудников правоохранительного органа
- 9.2. Цели, задачи и принципы воспитания сотрудников
- Методические принципы и методы
- 9.3. Работа с коллективом правоохранительного органа
- Педагогическая технология формирования коллектива
- 9.4. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками
- Наставничество
- 9.5. Государственно-профессиональное воспитание Общая характеристика видов воспитания
- Патриотическое воспитание
- 9.6. Нравственно-профессиональное воспитание сотрудников
- Профессионально-этическое воспитание
- 9.7. Профессионально-правовое воспитание сотрудников Цели и задачи правового
- Правовое воспитание в процессе профессионального обучения
- 9.8. Педагогическая профилактика профессиональной деформации сотрудников
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 10
- 10.1. Педагогические задачи и особенности профессиональной подготовки
- 10.2. Педагогические принципы профессиональной подготовки
- Организационные педагогические принципы
- 10.3. Общая методика проведения занятий по профессиональной подготовке
- Этапы занятия и их методика
- 10.4. Методика формирования и совершенствования профессиональных знаний, навыков и умений сотрудников
- 10.5. Педагогические особенности групповой и организационной подготовки
- 10.6. Педагогические особенности тактической, огневой и физической подготовок
- 10.7. Подготовка сотрудников к обеспечению личной профессиональной безопасности
- 10.8. Педагогическая система профессионально-психологической подготовки
- 10.9. Профессионально-педагогическая подготовка руководителей занятий Значение, задача и формы профессионально- педагогической подготовки
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 11 экстремально-юридическая педагогика
- 11.1. Требования к экстремальной подготовленности сотрудников правоохранительных органов
- 11.2. Основы экстремальной подготовки сотрудников
- Учебная база и средства экстремальной подготовки
- 11.3. Методические особенности экстремальной подготовки
- 11.4. Основные виды экстремальной подготовки
- 11.5. Педагогическое обеспечение действий персонала правоохранительных органов в экстремальных условиях
- 11.6. Педагогические особенности работы с персоналом в постэкстремальный период
- Основы проведения постэкстремальной педагогической работы
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 12 педагогика управления правоохранительным органом
- 12.1. Педагогическая функция в управлении правоохранительным органом
- 12.2. Основы реализации педагогической функции управления
- Организационно-педагогические факторы
- 12.4. Педагогические технологии в текущем управлении
- 12.5. Педагогические технологии в реализации властных управленческих функций
- Педагогические технологии в управленческом контроле
- 12.6. Педагогика примера личности и стиля деятельности руководителя
- 12.7. Педагогическая этика руководителя Этика и педагогическая функция управления
- 12.8. Педагогические аспекты соблюдения прав человека в управлении деятельностью правоохранительных органов
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть III
- Педагогическое
- Обеспечение решения основных
- Правоохранительных задач
- Глава 13
- Правовое воспитание населения
- 13.1. Правовоспитанность граждан и система факторов, влияющих на нее Правовоспитанность и правовоспитание населения
- 13.2. Педагогическая система правовоспитательной работы с населением
- Направления правовоспитательной работы
- 13.3. Правовое воспитание в основных педагогических системах общества
- Правовоспитательная работа в общеобразовательной школе
- 13.4. Народная педагогика и правовоспитание
- 13.5. Правовое воспитание молодежи
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 14 криминологическая, криминальная и превентивная педагогики
- 14.1. Криминологическая педагогика
- Цель и задачи криминологической педагогики
- Криминогенные факторы в условиях жизнедеятелыюсти населения
- 14.2. Криминальная педагогика
- 14.3. Основы превентивной педагогики
- Основы педагогической системы профилактики
- Педагогика в общей профилаке тике преступлений
- 14.4. Профилактика рецидивных преступлений Постпенитенциарная педагогика
- Исторические уроки постпенитенциарной педагогики
- 14.5. Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 15 педагогическое обеспечение охраны порядка и безопасности
- 15.1. Педагогическое обеспечение деятельности сотрудников Федеральной службы безопасности
- 15.2. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников пограничной службы
- 15.3. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников таможенных органов
- Специфика требований к личности и деятельности таможенника
- Особенности обучения сотрудников таможенных органов
- 15.4. Педагогические особенности подготовки работников частных детективных и охранных служб
- Основы правовой подготовки
- Физическая подготовка и рукопашный бой
- Психологическая подготовка
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 16 педагогика в деятельности органов предварительного следствия, адвокатуры, прокуратуры и судов
- 16.1. Педагогика и судопроизводство
- Из истории педагогики судебного
- 16.2. Педагогические свойства и качества сотрудников органов правосудия
- 16.3. Педагогические аспекты деятельности органов досудебного производства
- 16.4. Вопросы правового просвещения граждан на стадии предварительного расследования
- Обеспечение прав участников предварительного расследования
- 16.5. Судебный процесс в правовом воспитании и просвещении граждан
- Воспитательное значение деятельности обвинителя на суде
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 17
- 17.1. Становление и развитие теории и практики пенитенциарной педагогики
- Пенитенциарной науки и практики с середины 80-х годов по настоящее время
- 17.2. Факторы, определяющие специфику пенитенциарной педагогики
- Неформальные общности осужденных
- Среда функционирование воспитательной системы органов, исполняющих наказания
- Объект и предмет исправительной педагогики
- Основные категории исправительной педагогики(пенитенциарной) педагогики
- 17.4. Принципы перевоспитания осужденных
- Система методов воспитания осужденных
- Методы на сознание и поведение осужденных
- Методы коррекции поведения
- Групповые формы воспитательного взаимодействия
- 17.7. Основные средства исправления осужденных Понятие основных средств исправления осужденных
- Общественное воздействие как средство исправления осужденных
- 17.8. Особенности перевоспитания различных категорий осужденных
- Библиографический список
- Глава 1о
- 18.1. Общая характеристика юридической педагогики за рубежом
- Основная терминология сравнительно – юридической педагогики
- 18.2. Юридическое образование за рубежом
- Юридическое образование в Европе
- Юридическое образование в сша
- Образование в системе работы с кадрами полиции
- Современное состояние полицейского образования
- 18.4. Обеспечение имиджа и престижа полицейских Проблема имиджа и престижа полицейских
- Обеспечение престижности профессии полицейского
- 18.5. Педагогические аспекты в решении полицией служебных задач
- 18.6. Психологическая подготовка сотрудников полиции за рубежом Возникновение развития психологической подготовки
- Педагогическая система психологической подготовки
- 18.7. Проблема ресоциализации осужденных за рубежом Пенитенциарная педагогика за рубежом
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений