logo
Yuridicheskaya_pedagogika

8.3. Личностно-формирующий потенциал юридического образовательного учреждения

Личностно- значимые качества юриста

Формирование и развитие личностно-значимых качеств юриста в образовательном процессе осуществляется в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов на­чального, среднего и высшего профессионального образования. Согласно этим документам юрист должен:

• знать конституционные, этические и правовые нормы, регу­лирующие отношения человека к человеку, обществу и окружаю­щей среде;

• быть ознакомленным с основными положениями гуманитар­ных и социально-экономических дисциплин и уметь использовать знания этих наук в своей профессиональной деятельности;

• иметь общее представление о процессах и явлениях, происхо­дящих в неживой и живой природе, владеть методами, необходи­мыми для решения задач, возникающих при выполнении функцио­нальных обязанностей;

• владеть умениями и навыками физического развития и само­совершенствования;

• уметь организовать свой труд с использованием современных компьютерных и других технологий;

• владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработ­ки информации для выполнения функциональных обязанностей;

• понимать сущность и социальную значимость своей пред­стоящей профессии, усвоить основное содержание дисциплин, опре­деляющих конкретную область деятельности по будущей специаль­ности и квалификации;

• быть способным выполнять профессиональные обязанности, определяемые требованиями квалификационной характеристики спе­циалиста юридической профессии.

Профессиональное воспитание обучающихся в юридических образовательных учреждениях

Наряду с получением в образовательном учреж­дении определенных уровней знаний, умений и навыков по предстоящей профессии важное значение имеет формирование у обучающихся профессионально-деловых, личностных и кол­лективистских качеств, определяющих соци­альную основу юриста. Эта задача решается в процессе профессионального воспитания студентов, курсантов и слу­шателей. Ее сущность состоит в том, чтобы помочь обучающимся в подготовке к жизни, самоопределению в ней и в профессиональной деятельности; в выработке у себя трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, природе; в проявлении активной жизненной позиции, направленной на совершенствование нашего общества; в интеграции в национальную и мировую культуру. Русский православный философ И.А. Ильин писал:

Образование без воспитания —дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов; оно вооружает противодуховные силы; оно развязывает и поощряет в чело­веке волка.

Человек, лишенный патриотизма, легко продаст и силы, и ум, и — если сможет — богатства страны тем, кто дороже заплатит, не думая ни о современных ему соотечественниках, ни о потомках111. Сохраняя в основе идеала воспитания традиционные требования христианской морали, русские педагоги уделяли особое внимание их проявлению в жизни людей, в настоящих человеческих отношениях. Точно и лаконично главную педагогическую цель в формировании личности выразил П.Ф. Каптерев:

Если реальные человеческие отношения не определяются нравст­венным кодексом, то он теряет всякое значение в действительности и превращается в ряд отвлеченных благочестивых пожеланий, не сопри­касающихся с жизнью и подлинными людскими отношениями. За по­знаниями истины этих отношений следует ее осуществление112.

О значении нравственного воспитания говорил и К.Д. Ушинский. Он писал:

Мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное со­ставляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем разви­тие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов. Чем сильнее в человеке нравственность, тем лег­че ему в самом себе рассмотреть ее требования и то, что может быть приложено к каждому члену общества113.

В настоящее время в науке четко сформулированы цель и акту­альность воспитания человека как гражданина своего Отечества, как профессионала, как семьянина и как личности: для современной жизни нужны самостоятельные, разумные, находчивые во всем, на­стойчивые в достижении своих целей и любящие труд, умственно и нравственно развитые специалисты, как непосредственные участники жизни семейной, общественной и государственной. Подготовка к та­кой жизни составляет основную задачу общей и профессиональной школы, для которой основополагающим должно стать основное пра­вило гуманизма в образовании: «учитель и педагог не с предметом идет к обучающимся, а вместе с обучающимися идет к предмету». На формирование у студентов, курсантов и слушателей личностно-значимых качеств большое значение оказывает личность педагога, его профессионализм, высокий авторитет, педагогический такт и, ко­нечно, такая черта характера, как человеколюбие. Это, несомненно, передается студентам, курсантам и слушателям. Ведь их жизнь в об­разовательном учреждении в течение всего периода учебы отража­ется на формировании личности каждого. В стенах учебного заве­дения создаются определенные условия для обучения и учения, для интеллектуального и физического развития обучающихся, для фор­мирования у них личностно-значимых, профессионально-деловых и коллективистских качеств. Так, выпускник образовательного учре­ждения выходит в жизнь с определенной профессией и комплексом необходимых юристу профессиональных и личностных качеств. Это свидетельствует о том, что образовательные учреждения обладают значительным потенциалом для формирующих влияний на личность. Однако на этом процесс формирования личности не прекращается. Изменения в личности происходят непрерывно, в течение всей жиз­ни. Об этом ярко свидетельствуют слова В.А. Сухомлинского: чело века «воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается подчас как бы случайно, мимолетно»114.