logo
Yuridicheskaya_pedagogika

Криминогенные факторы в условиях жизнедеятелыюсти населения

Эти факторы имеют как собственно педагогическую природу, так и не педагогическую (экономика, финансы, уровень жизни, наличие работы и пр.), но оказывают педагогическое (воспитательное, обучающее, развивающее) влияние. Они могут быть федерального уровня и распространенности, а так­же регионального и местного. К числу криминализирующих педагоги­чески значимых факторов, подрывающих у людей уважение к закону и убежденность в необходимости непреклонно следовать его требо­ваниям, относится прежде всего безнаказанность, когда люди, совер­шившие преступления, не привлекаются к ответственности и живут припеваючи. К важнейшим из них относятся:

• снижение уровня общественной морали в стране;

• социальное расслоение населения, резкое увеличение различий между богатыми и бедными;

• низкий уровень жизни значительной части населения (у мно­гих он ниже прожиточного);

• недостаточный уровень заработной платы, особенно у бюджет­ников (сотрудников части правоохранительных органов, работников сфер науки, образования, медицинского обслуживания и др.);

• безработица (особенно в регионах и сельской местности), уве­личение числа бездомных, бродяг, лиц без определенных занятий;

• политический, социальный, правовой, жизненный нигилизм значительной части населения, пессимизм, обман социальных ожи­даний (даже предвыборные лозунги части партий связаны, напри­мер, с обещанием за 4 года повысить медсестрам заработную плату в два раза, что фактически не доведет ее даже до прожиточного ми­нимума), неверие в возможность удовлетворять даже умеренную по­требность в достойной жизни честным трудом;

• распространенность, особенно у части молодежи, склонности к праздному, потребительскому, иждивенческому образу жизни, ут­рата потребности к труду;

• высокий уровень и негативные тенденции распространения вредных привычек — особенно алкоголизма и наркомании, приоб­щение к ним подростков нередко с 10—12 лет;

• криминализация и сексуализация досуга, искусства, видеорын­ка, телевизионных передач;

• высокий уровень преступности в стране; распространенность коррупции, взяточничества, рэкета; низкий уровень раскрываемости преступлений; пассивность части государственного и регионального руководства, правоохранительных органов в отношении людей, за­нимающих высокие должности, но обладающих криминальным имиджем у народа, либо тех, чьи противоправные деяния получили общественную огласку; бессилие многих судебных органов, «опе­каемых» организованной преступностью, использующей методы за­пугивания, физического насилия и даже уничтожения в отношении судей, прокуроров и свидетелей;

• ослабление реагирования органов правопорядка на жалобы и заявления граждан о противозаконных действиях в отношении их и нарушениях их прав;

• слабость системы профилактической работы, исправления осу­жденных и работы с освобожденными из мест лишения свободы;

• распространение религиозно-идеологических течений (Асахары, адвентистов, свидетелей Иеговы, саентологов, кришнаитов и др.), имеющих антиправовое значение, отрывающих людей от реального мира, подчиняющих своему влиянию и внушающих, что жить надо по придуманным ими законам;

• распространение мистики, оккультизма, «фантастики», фильмов ужасов, переводящих сознание людей в плоскость деформирован­ного понимания мира, воспитывающих пассивность и покорность перед неведомыми потусторонними силами, подталкивающих к вы­воду о том, что трудности реальной жизни в обществе ничто по срав­нению с «могущими быть» и надо быть довольными тем, что есть.

Немало и собственно педагогических факторов, оказывающих кри­минализирующее влияние на часть населения, и особенно молодежь:

• неразвитость и слабость звеньев системы воспитания подрас­тающего поколения и взрослых, особенно нравственного, патрио­тического, правового, трудового, культурного;

• практическое отсутствие системы обеспечения общего и про­фессионального становления личности молодых специалистов;

• слабость системы внешкольного воспитания, по месту житель­ства;

• ослабление института семьи и эффективности семейного воспи­тания;

• распространение фактов педагогической запущенности и без­надзорность несовершеннолетних, юношей и девушек;

• введение в школах программ полового воспитания, сводя­щихся к сексуальной пропаганде, не соответствующей ни возрасту подростков, ни целям воспитания;

• отсутствие пропаганды подлинно здорового образа жизни и воспитания в духе его ценностей среди молодежи и всего населения;

• слабость системы профилактики преступности и устранения или ослабления факторов и условий ее развития, особенно в работе с несовершеннолетними;

• педагогическая неэффективность профессионально-правового воспитания и морально-психологической подготовки сотрудников правоохранительных органов, воспитания их в духе строжайшего со­блюдения законности;

• снижение общего уровня педагогического профессионализма и личностно-формирующей активности учительской и преподаватель­ской деятельности;

• резкое уменьшение массовости и активности участия населе­ния в работе общественных формирований социально-педагогичес­кого и профилактического профиля.

Сильное криминализирующее влияние на население оказывает и криминальная среда, целенаправленная деятельность авторитетов преступного мира по моральному, культурному и правовому разло­жению граждан, вовлечению их, и особенно молодежи, в преступ­ную деятельность.

Практическая значимость знания педагогических криминогенных факторов

В предыдущей главе было показано, что соци­ально-педагогические факторы, присущие об­ществу и оказывающие влияние на жизнь и действенность права, существенно сказывают­ся и на правовой сформированности личности всех граждан, их законопослушном или проти­воправном поведении. Из материалов этой главы видно, что они находятся и в числе криминогенных причин уровня преступности в стране и совершения преступлений. Можно утверждать, что пре­ступность это не только социальное, правовое, психологическое, но и педагогическое явление.

Педагогические факторы в обществе и правовой сфере:

• служат одним из важных объяснительных обстоятельств со­стояния криминальной обстановки в стране, регионе, населенном пункте;

• выступают одним из условий, всегда влияющим на степень успешности деятельности сотрудников правоохранительных органов;

• нуждаются в тщательном и постоянном изучении, оценке, учете. Информация о них выступает в качестве криминолого-педагогической информации — важного вида криминальной, криминоло­гической, оперативной, служебной, управленческой информации, нужной и сотрудникам правоохранительных органов для повыше­ния успехов в работе;

• выступают особым предметом воздействия и оптимизации при решении задач укрепления законности и правопорядка;

• являются мощным резервом совершенствования деятельности правоохранительных органов, недооцениваемым и малоиспользуе-мым до сих пор;

• предъявляют требования к особой грани профессиональной подготовленности почти всех категорий личного состава, их профес­сионально-педагогической подготовленности по вопросам кримино­логической педагогики.