13.4. Народная педагогика и правовоспитание
Сущность и право воспитательная роль народной педагогики
В практике правового воспитания велико влияние народной педагогики. Еще К.Д. Ушинский отмечал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью»233. Народная педагогика, как духовная реальность бытия народа, представляет собой определенную совокупность педагогических сведений, воплощенных в народной мудрости, в предчувствиях, представлениях, суждениях, правилах, привычках, устном народном творчестве (былины, сказания, сказки, притчи, поговорки, пословицы, присказки, народные песни, обряды, обычаи, традиции, и т.п.), имеющих отношение к обучению и воспитанию людей, сложившихся исторически и стихийно. В определенном смысле она есть выражение исторической памяти народа, в частности в вопросах воспитания подрастающего поколения и поведения. Совокупность феноменов народной педагогики оказывает влияние на решение правовоспитательных задач опосредованно: через народные традиции, нравственные проповеди религиозной культуры, правовой опыт поведения и деятельности представителей прошлого и т.д. В них в концентрированном виде сосредоточены лучшие черты личности и нравственно-правовые эталоны поведения, одобряемые народом. Правовоспитательное влияние народной педагогики сказывается на усвоении ныне живущим поколением исторически сложившихся правовых знаний, формировании навыков и привычек правопослушного поведения. Они обеспечивают выживание и активное функционирование народа на протяжении длительного исторического периода и в каждую его эпоху.
В своем подавляющем большинстве народная педагогика и ее элементы способствуют утверждению нравственного и правового поведения, позитивного отношения к власти, законам, к защите Родины и т.д., что в целом создает определенные предпосылки для формирования правосознания у отдельных людей. Вместе с тем, являясь интегральным продуктом исторического опыта, народная педагогика консервативна в отдельные годы и по отношению к происходящим в них событиям. Этот консерватизм может сдерживать принятие революционных и быстротечных социально-экономических, нравственных и правовых преобразований, особенно если они коренным образом противоречат историческому опыту народа. В определенной степени это обнаруживается и в условиях современной России.
Возможности совершенствования правовоспитательного влияния народной педагогики
Проблема прежде всего заключается в том, чтобы реализовать в теории и практике правового воспитания силу ее воздействия в системе других средств формирования правовой культуры и правовоспитания граждан в нынешней ситуации. Анализ современных правовых документов показывает, что в основу многих из них заложены вечные постулаты народной педагогики: признание природного равенства людей, самоценности и уникальности каждого индивида; отрицание излишеств, извращений, истязаний и самоистязаний в любой сфере; равенства всех людей перед Богом и законом; бережное отношение к ценностям, созданным трудом человека, природой и др. Для народной педагогики естественно и органично абсолютное неприятие негативных действий в природе: будь то сорванный цветок, посаженная в клетку певчая птица или другое живое существо. Любоваться и наслаждаться их красотой следует там, где они растут и обитают. Сегодня многие из названных положений получили развитие в нормах экологического права и сознательно используются в экологиче-ско-правовом воспитании.
В то же время законотворческий процесс в современных условиях имеет существенные резервы, связанные с более целенаправленным и творческим использованием историко-правовых аспектов Народной педагогики. Народная педагогика, аккумулируя такие, например, нравственно-правовые категории, как ответственность, долг, честь, совесть, терпимость, сопереживание ближнему, потребности к добротворческой созидательной деятельности и др., являющиеся Необходимым условием воспроизводства общества и самоутверждения человека, обеспечивает особую педагогическую среду, выступая Важнейшим средством гражданско-правовоспитательного влияния на людей. Нравственно-правовое развитие личности в данном случае Происходит путем присвоения ею общественно-исторического опыта Человечества и своего народа в процессе предметно-практической Деятельности и усвоения норм правовых отношений. Эти нормы выступают как образцы, где в концентрированном виде сосредоточены нравственно-правовые эталоны, принятые в народе. Конечно, данные закономерные зависимости используются в широкой практике правовоспитательной деятельности, но, как показывает опыт, их учет и реализация зачастую осуществляются стихийно, безотносительно к технологии формирования и развития правовой культуры.
Особо следует подчеркнуть роль и значение народной педагогики в решении усложнившихся задач межнациональных отношений. Практика показывает, что знание традиций духовной культуры своего этносоциума способствует зарождению интереса к традициям и культуре других народов, что является основой формирования как социально-этических, так и правовых норм поведения с высокой культурой межличностного общения и межнациональных отношений. В современных условиях этим вопросам должно быть отведено более значимое место в системе использования правовоспитательного потенциала народной педагогики.
Особую роль в современных условиях приобретает правовоспитательное влияние религиозных конфессий. Не случайно задачу духовного преображения человека, которой служит религия, нередко сравнивают с задачей реставратора икон: темный лик надо очистить от наслоений и явить миру изначальную красоту и слияние красок и линий, гармонию лика. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II подчеркивает, что свою восстановительную работу в душах людей церковь совершает человеческой проповедью и Божией благодатью, таинствами и беседами, явлением добрых дел и воспоминанием о светлых жизненных примерах подвижников духа234. Влияние религии на формирование и развитие правосознания граждан осуществляется посредством пропаганды и реализации естественного нравственного закона. Во все времена общечеловеческий нравственный опыт освящался верой в высшую правду, в мировой объективный закон, благодаря которому всякое совершаемое в мире зло подлежит возмездию. Даже не будучи знакомыми с наиболее общими философскими законами развития природы, общества и мышления, люди всегда интуитивно приходили к пониманию того, что быть нравственным — это значит предпочитать и избирать достойный способ существования, т.е. осуществлять принцип, гарантирующий порядок и гармонию в собственной душе и в окружающем мире по образцу того порядка, который мы видим в устройстве и закономерностях физической Вселенной. Данное обстоятельство весьма наглядно отражено в послании апостола Павла к римлянам:
Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах.
Правовоспитательная сила влияния этого закона в том, что он является общим достоянием всех людей; это закон разума, ориентирующий каждого человека в выборе добра; знание добра имеет не просто теоретический характер, но и внутренне обязывающую силу; все люди ответственны за выполнение этого нравственного закона И знают, что неповиновение ему влечет за собой будущее возмездие от Всевышнего.
Изучение мировых религий говорит о том, что содержание духовных нравственных требований к человеку и обществу, исповедуемых различными конфессиями, зачастую ассоциируется, обладает сходством с десятью заповедями Ветхого завета. Именно в большей части из них излагаются требования, которые впоследствии из нравственных стали правовыми. Например, «не убий», где раскрываются все тяжести данного действия и ответственность за него; «не прелюбодействуй», предостерегающего от нарушения супружеской верности, от возможности всякой незаконной и нечистой любви; «не укради», внушающего человеку такие добродетели, как честность, бескорыстие, трудолюбие, милосердие, правдивость и т.п.; «не произноси на другого ложного свидетельства», характеризующего различные виды лжи И призвание не допускать их и др.
Кроме того, реализация многих принципов религиозного воспитания отвечает задачам правовоспитания. Например, принцип обеспечения свободы и послушания; принцип сочетания вселенского и местного; принцип меры; принцип соподчинения телесного духовному и др. Специфичны и правонаправлены и его воздействия, адресатами которого являются стыд, совесть, долг, обязанность, ответственность, воздаяние. Воздействие на них достигается с помощью методов религиозного воспитания: таинства, молитвы, постов, примеров благочестия старших, духовной среды и духовного чтения.
Правовоспитательное влияние религии на сознание граждан прежде всего основывается на глубоких исторических корнях ее идей, основанных на вере человека в существование нравственного свода . Законов, установленного Всевышним, осознанной необходимости следовать нормам этого закона и обязательной ответственности за его любое нарушение. В обыденной жизни многие постулаты данного рода прочно вошли в жизнь и быт наших граждан как моральные жизнедеятельности и, являясь таковыми по сути, в то же время выступают фактором формирования правосознания верующих.
В итоге можно сказать, что перед нашим обществом и государством стоит задача коренного перелома в отношении к правовому воспитанию населения, к преодолению стихийности этого процесса, осознанию влияния реальных условий жизнедеятельности граждан на их правовоспитанность (последствия которых придется долго и трудно преодолевать), создания целостной и педагогически эффективной системы правового всеобуча и правового воспитания. Без решения этой задачи создание правого общества затянется на многие десятилетия, что не обещает и заметного улучшения жизни граждан в те же сроки.
- Часть I
- Глава 1 педагогика как наука
- 1.1. Предмет, основные категории и задачи педагогики
- Предмет педагогической науки
- Система основных понятий (категорий) педагогики
- 1.2. История педагогики и ее научные школы
- Педагогическая мысль в России
- Педагогика советского времени
- 1.3. Система отраслей педагогической науки
- Взаимосвязи педагогики с другими науками
- Педагогика и практика
- 1.4. Методология педагогики
- 1.5. Организация и методы педагогических исследований
- Процесс педагогического исследования
- Библиографический список
- Глава 2 личность и группа как субъекты и объекты педагогического процесса
- 2.1. Личность в педагогическом процессе
- Процесс формирования личности
- Личность как субъект педагогического процесса
- 2.2. Группа, коллектив в педагогике
- Группа и педагогика
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 3
- 3.1. Педагогическая система и ее основные элементы
- Единство систем воспитания, обучения, образования и развития человека
- 3.2. Педагогический процесс: его сущность, структура и закономерности Сущность и структура педагогического процесса
- Закономерности педагогического процесса
- Управление педагогическим процессом
- Морально - психологическое обеспечение педагогического процесса
- 3.3. Традиционные методы и технологии в педагогическом процессе
- Технологии образования
- Технологии обучения
- 3.4. Интенсивные педагогические технологии Теория и технология поэтапного формирования действий
- Компьютерные технологии
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 4 педагогические действия и техника их выполнения
- 4.1. Понятие о педагогических действиях и технике их выполнения
- 4.2. Педагогическое наблюдение Общая характеристика
- Педагогическая направленность наблюдения
- Организация педагогического наблюдения
- Обеспечение интенсивного и устойчивости педагогического наблюдения.
- Осмысливание результатов наблюдения
- 4.3. Педагогический анализ
- 4.4. Педагогическое решение Выделение педагогической проблемы, ее изучение и определение цели решения (желательного результата)
- Разработка вариантов педагогического решения и выбор лучшего из них
- Детальная проработка избранного варианта педагогического решения
- 4.5. Педагогическая речь Техника использования речевых средств
- Риторика51
- 4.6. Педагогическое общение Общая характеристика
- Техника педагогического общения
- Управление процессом педагогического общения
- 4.7. Педагогическое взаимодействие Сущность и значение педагогического взаимодействия педагога и обучающихся
- Пути установления педагогического сотрудничества
- 4.8. Педагогическая требовательность
- Библиографический список
- Глава 5
- 5.1. Семья и семейная педагогика Влияние семьи на процесс формирования
- Правовые положения и правовоспитательное влияние семьи
- Актуальные проблемы семейной педагогики
- 5.2. Дошкольные учреждения и дошкольная педагогика
- 5.3. Общеобразовательная школа и школьная педагогика
- Предмет и задачи школьной педагогики
- 5.4. Высшая школа и педагогика высшей школы Высшее образование и общество
- 5.5. Трудовой коллектив и профессиональная педагогика
- 5.6. Государственные, общественные, досугово-бытовые образования и социальная педагогика
- Социальная педагогика как отрасль педагогической науки
- 5.7. Педагогика самосовершенствования личности Самообразование личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 6 субъекты педагогической работы
- 6.1. Педагог, родитель, учитель, специалист, руководитель — субъекты педагогической работы
- Специалист
- Руководитель
- 6.2. Требования педагогической деятельности к ее субъекту
- 6.3. Профессионализм педагога-профессионала
- 6.4. Педагогическая подготовленность разных профессионалов, сотрудников, работников, должностных лиц
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть II
- Глава 7
- Правовая сфера и педагогическая система общества
- 7.2. Предмет, цели, задачи, система юридической педагогики Юридико-педагогическая действительность
- 7.3. Методология юридической педагогики
- Специальная (частная94) методология юридической педагогики
- 7.4. Право и педагогика Педагогический подход и функция права
- Педагогика в свойствах и механизмах права
- 7.5. Педагогика правовой социализации и культуры
- Педагогические компоненты правовой культуры личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 8 педагогическая система юридического образования
- 8.1. Система юридического образования в России и принципы ее построения
- Принципы построения системы юридического образования и факторы, влияющие на ее развитие
- 8.2. Педагогические модели специалистов — выпускников юридических образовательных учреждений различных уровней
- Профессиональные требования к качеству подготовки юристов
- Предметные квалификационные характеристики
- 8.3. Личностно-формирующий потенциал юридического образовательного учреждения
- 8.4. Педагогическая система юридического образовательного учреждения
- Сущность и макроструктура педагогической системы
- Научно-содержательная составляющая педагогического процесса
- Педагогические принципы высшего профессионального юридического образования
- Организационная составляющая образовательного процесса
- 8.5. Система методического обеспечения педагогического процесса122 Характеристика системы методического обеспечения
- Виды методической работы
- Методическая работа на кафедре, цикле
- Раздел III. Методика преподавания учебной дисциплины по видам занятий, предусмотренных тематическим планом:
- Раздел IV. Совершенствование частной методики преподавания дисциплины. Оно может осуществляться по следующим направлениям:
- 8.6. Основы методики преподавания юридических дисциплин
- Виды лекции
- 8.7. Профессионально-педагогическая подготовка обучающихся в юридических образовательных учреждениях126
- Содержание профессионально-педагогической подготовки
- 8.8. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и преподавателей в системе дополнительного профессионального образования
- 8.9. Профессиональное становление студентов-юристов в непрерывной производственной практике (рязанский опыт)
- Библиографический список
- Глава 9 педагогика воспитания в правоохранительном органе
- 9.1. Значение и организация воспитания сотрудников правоохранительного органа
- 9.2. Цели, задачи и принципы воспитания сотрудников
- Методические принципы и методы
- 9.3. Работа с коллективом правоохранительного органа
- Педагогическая технология формирования коллектива
- 9.4. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками
- Наставничество
- 9.5. Государственно-профессиональное воспитание Общая характеристика видов воспитания
- Патриотическое воспитание
- 9.6. Нравственно-профессиональное воспитание сотрудников
- Профессионально-этическое воспитание
- 9.7. Профессионально-правовое воспитание сотрудников Цели и задачи правового
- Правовое воспитание в процессе профессионального обучения
- 9.8. Педагогическая профилактика профессиональной деформации сотрудников
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 10
- 10.1. Педагогические задачи и особенности профессиональной подготовки
- 10.2. Педагогические принципы профессиональной подготовки
- Организационные педагогические принципы
- 10.3. Общая методика проведения занятий по профессиональной подготовке
- Этапы занятия и их методика
- 10.4. Методика формирования и совершенствования профессиональных знаний, навыков и умений сотрудников
- 10.5. Педагогические особенности групповой и организационной подготовки
- 10.6. Педагогические особенности тактической, огневой и физической подготовок
- 10.7. Подготовка сотрудников к обеспечению личной профессиональной безопасности
- 10.8. Педагогическая система профессионально-психологической подготовки
- 10.9. Профессионально-педагогическая подготовка руководителей занятий Значение, задача и формы профессионально- педагогической подготовки
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 11 экстремально-юридическая педагогика
- 11.1. Требования к экстремальной подготовленности сотрудников правоохранительных органов
- 11.2. Основы экстремальной подготовки сотрудников
- Учебная база и средства экстремальной подготовки
- 11.3. Методические особенности экстремальной подготовки
- 11.4. Основные виды экстремальной подготовки
- 11.5. Педагогическое обеспечение действий персонала правоохранительных органов в экстремальных условиях
- 11.6. Педагогические особенности работы с персоналом в постэкстремальный период
- Основы проведения постэкстремальной педагогической работы
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 12 педагогика управления правоохранительным органом
- 12.1. Педагогическая функция в управлении правоохранительным органом
- 12.2. Основы реализации педагогической функции управления
- Организационно-педагогические факторы
- 12.4. Педагогические технологии в текущем управлении
- 12.5. Педагогические технологии в реализации властных управленческих функций
- Педагогические технологии в управленческом контроле
- 12.6. Педагогика примера личности и стиля деятельности руководителя
- 12.7. Педагогическая этика руководителя Этика и педагогическая функция управления
- 12.8. Педагогические аспекты соблюдения прав человека в управлении деятельностью правоохранительных органов
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть III
- Педагогическое
- Обеспечение решения основных
- Правоохранительных задач
- Глава 13
- Правовое воспитание населения
- 13.1. Правовоспитанность граждан и система факторов, влияющих на нее Правовоспитанность и правовоспитание населения
- 13.2. Педагогическая система правовоспитательной работы с населением
- Направления правовоспитательной работы
- 13.3. Правовое воспитание в основных педагогических системах общества
- Правовоспитательная работа в общеобразовательной школе
- 13.4. Народная педагогика и правовоспитание
- 13.5. Правовое воспитание молодежи
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 14 криминологическая, криминальная и превентивная педагогики
- 14.1. Криминологическая педагогика
- Цель и задачи криминологической педагогики
- Криминогенные факторы в условиях жизнедеятелыюсти населения
- 14.2. Криминальная педагогика
- 14.3. Основы превентивной педагогики
- Основы педагогической системы профилактики
- Педагогика в общей профилаке тике преступлений
- 14.4. Профилактика рецидивных преступлений Постпенитенциарная педагогика
- Исторические уроки постпенитенциарной педагогики
- 14.5. Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 15 педагогическое обеспечение охраны порядка и безопасности
- 15.1. Педагогическое обеспечение деятельности сотрудников Федеральной службы безопасности
- 15.2. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников пограничной службы
- 15.3. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников таможенных органов
- Специфика требований к личности и деятельности таможенника
- Особенности обучения сотрудников таможенных органов
- 15.4. Педагогические особенности подготовки работников частных детективных и охранных служб
- Основы правовой подготовки
- Физическая подготовка и рукопашный бой
- Психологическая подготовка
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 16 педагогика в деятельности органов предварительного следствия, адвокатуры, прокуратуры и судов
- 16.1. Педагогика и судопроизводство
- Из истории педагогики судебного
- 16.2. Педагогические свойства и качества сотрудников органов правосудия
- 16.3. Педагогические аспекты деятельности органов досудебного производства
- 16.4. Вопросы правового просвещения граждан на стадии предварительного расследования
- Обеспечение прав участников предварительного расследования
- 16.5. Судебный процесс в правовом воспитании и просвещении граждан
- Воспитательное значение деятельности обвинителя на суде
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 17
- 17.1. Становление и развитие теории и практики пенитенциарной педагогики
- Пенитенциарной науки и практики с середины 80-х годов по настоящее время
- 17.2. Факторы, определяющие специфику пенитенциарной педагогики
- Неформальные общности осужденных
- Среда функционирование воспитательной системы органов, исполняющих наказания
- Объект и предмет исправительной педагогики
- Основные категории исправительной педагогики(пенитенциарной) педагогики
- 17.4. Принципы перевоспитания осужденных
- Система методов воспитания осужденных
- Методы на сознание и поведение осужденных
- Методы коррекции поведения
- Групповые формы воспитательного взаимодействия
- 17.7. Основные средства исправления осужденных Понятие основных средств исправления осужденных
- Общественное воздействие как средство исправления осужденных
- 17.8. Особенности перевоспитания различных категорий осужденных
- Библиографический список
- Глава 1о
- 18.1. Общая характеристика юридической педагогики за рубежом
- Основная терминология сравнительно – юридической педагогики
- 18.2. Юридическое образование за рубежом
- Юридическое образование в Европе
- Юридическое образование в сша
- Образование в системе работы с кадрами полиции
- Современное состояние полицейского образования
- 18.4. Обеспечение имиджа и престижа полицейских Проблема имиджа и престижа полицейских
- Обеспечение престижности профессии полицейского
- 18.5. Педагогические аспекты в решении полицией служебных задач
- 18.6. Психологическая подготовка сотрудников полиции за рубежом Возникновение развития психологической подготовки
- Педагогическая система психологической подготовки
- 18.7. Проблема ресоциализации осужденных за рубежом Пенитенциарная педагогика за рубежом
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений