logo
Yuridicheskaya_pedagogika

Система основных понятий (категорий) педагогики

Педагогика располагает системой своеобразных понятий (категории), отражающих ту или иную сторону педагогической реальности и различные виды ее педагогических явлений.

Педагогический процесс — категория, означающая активную взаи­мосвязанную и взаимообусловленную деятельность субъект-объек­тов педагогической сферы (родителей, учителей, руководителей и др.), и объект-субъектов (детей, учащихся, сотрудников, воинов, пер сонала и т.п.). Педагогический процесс в различных социальных структурах имеет свою специфику. Так, например, в высшей школе эта специфика заключается в непосредственной связи педагогиче­ского процесса с государственными интересами, социальным зака­зом; особенностях задач и содержания подготовки специалистов, функциональных обязанностей должностных лиц учебного заведе­ния. Взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов про­цесса обеспечивается целевой установкой работы преподавателей, научно обоснованными учебными планами и программами, право­выми рамками функционирования образовательного учреждения.

Воспитание — до сих пор во многих педагогических работах оп­ределяется как основополагающая категория педагогики. В научных кругах утвердилось понимание воспитания в широком, социальном, смысле как функции человеческого общества, заключающейся в пе­редаче накопленного социального опыта, духовного наследия обще­ства, его ценностей от поколения к поколению. С этой точки зрения воспитание рассматривается как категория вечная, социальная, но­сящая исторический характер, и изучается также социологией, фило­софией, политологией, историей и другими гуманитарными науками. В узком, собственно-педагогическом, смысле воспитание рассмат­ривается как специально организованная, целенаправленная деятель­ность общественных институтов6 с целью формирования социально значимых качеств человека как гражданина общества, носителя обще­человеческих ценностей, способного к цивилизованному поведению, самореализации. Это системный процесс целеустремленного создания условий (материальных и духовных) для формирования у человека нравственных идеалов, норм и отношений, совершенствования ум­ственных и физических сил, профессионально-этических качеств, что в совокупности образует мировоззрение, нормы и правила по­ведения. По существу воспитание — это управление процессом со­циализации личности, охватывающее весь педагогический процесс, результатом которого является воспитанность конкретного человека или социальной общности граждан, их готовность к жиз­ни в обществе и труду. Употребление понятия «воспитание» в обоих смыслах правомерно и практично.

В 90-е годы прошлого столетия справедливо отмечалось ослаб­ление внимания к воспитательной деятельности, в то время как острота самой проблемы воспитания явно усилилась. У этого явления есть свои причины: с одной стороны, отрицалось воспитание как средство манипулирования личностью (именно так стало понимать­ся «коммунистическое воспитание»), а с другой — произошло осво­бождение от жестких рамок тоталитаризма, породившего не только сомнения в результативности воспитания, но и резкий рост крими­нала, девальвацию нравственных ценностей и тому подобные явле­ния. Сейчас положение выправляется. Так, в Законе РФ «Об обра­зовании» воспитание определяется как ведущее направление по срав­нению с обучением. В последние годы воспитание на новом качест­венном уровне на практике восстанавливает свои позиции.

Обучение в отличие от воспитания есть целенаправленный, спе­циально организованный, систематический процесс взаимодействия обучающих и обучающихся, в ходе которого происходит овладение знаниями, навыками и умениями, которые предусмотрены учебны­ми программами. Педагоги руководят учебно-познавательной дея­тельностью обучающихся, активизируют ее, прививают умение са­мостоятельно пополнять знания, развивать мышление, память, вооб­ражение, чувства и речь; усваивать опыт старших поколений7. Резуль­тат обучения — обученность личности, группы людей.

Образование — процесс усвоения фундаментальных мировоз­зренческих, научных, разносторонних знаний, выработки навыков, умений; развитие интеллекта и его результат, определенный уро­вень теоретической и практической подготовки обучающегося. В Законе «Об образовании» образованию придается обобщающий по­лифункциональный смысл, оно представляется целенаправленным процессом овладения личностью, группой людей научным понима­нием окружающего мира, отвечающим современному уровню раз­вития общества, научно-технического прогресса. Образованный че­ловек объективно понимает и оценивает происходящие события в мире, в жизни людей, осознает себя и свое место в обществе, обла­дает духовными ценностями, способствующими творчеству, созида­нию, самосовершенствованию, а также основами культуры отноше­ний и поведения. Образование закономерно связано с воспитанием, обучением и развитием человека. Результатом образования выступает образованность, профессиональная компетентность, менталитет человека как важная педагогическая особенность (свойство) его личности, не сводимые однозначно к наличию у него дипломов. Развитие — процесс функционального совершенствования пси­хических процессов, состояний и свойств умственной и физической деятельности в соответствии с требованиями, предъявляемыми к человеку как созидателю, творцу, профессионалу. Составляющими этого процесса являются: развитие общих и специальных способно­стей, соответствующих познавательных, деловых и физических ка­честв. Развитость личности или группы, коллектива является интегральным результатом педагогического процесса. Образование, воспитание, обучение закономерно влияют на развитие человека. Влияние многократно усиливается, когда эти процессы носят разви­вающий характер, принимаются специальные педагогические меры, обусловливающие быстрый темп, напряженность умственного и фи­зического труда.

Самосовершенствование личности, включающее в себя самовос­питание как процесс формирования и развития качеств в соответст­вии с требованиями общества и личной программы развития, а так­же самообразование, представляющее собой самостоятельную работу человека по приобретению, углублению и практическому примене­нию знаний, навыков и умений.

В педагогике также активно используются термины: педагогиче­ская система, педагогическое мышление, принципы, средства, методы, формы воспитания и обучения, педагогическое общение и др.; обще­научные термины: гипотеза, эксперимент, система, элемент, систем­ный подход, структура, функция, модель. Применяются понятия дру­гих наук: управление, руководство, информация, прямая и обратная связь, оптимизация, интенсификация, культура, мастерство и др.

Функции и задачи педагогики

Основными функциями педагогики яв­ляются:

познавательная — изучение опыта, прак­тики;

научно-содержательная — овладение теорией, объяснение пе­дагогических явлений;

диагностическая — изучение причин явлений, процессов;

прогностическая — экстраполяция идей на другие явления, пер­спективы их развития;

проективно-конструктивная — разработка методик, определяю­щих будущую педагогическую деятельность;

преобразовательная — внедрение достижений передового опыта в практику;

интегрирующая — междисциплинарная и внутрипредметная;

организационно-методическая — методика преподавания педа­гогики как ориентир в перестройке преподавания других дисциплин;

культурологическая — формирование педагогической культу­ры преподавателя.

Реализуя эти функции, педагогическая наука решает и задачу изучения личностных качеств людей, их воспитанности, способности к самосовершенствованию. Первостепенное внимание обращается на способности и возможности субъектов педагогического труда в воспитании и обучении, профессиональной подготовке будущих спе­циалистов. Признание личностного, субъективного фактора в педа­гогической деятельности не умаляет роли педагогики как науки и не абсолютизирует понимание ее как искусства. И та, и другая сто­роны важны, так как они в совокупности дают в руки участникам педагогического процесса эффективные методы решения задач.

Педагогика учитывает не только специально организованные педагогические воздействия, но и то, что социальная среда посто­янно влияет на человека, воспитывая, обучая и развивая его. Основны­ми факторами социально-педагогического влияния являются:

• государственное, политическое, экономическое, правовое уст­ройство общества;

• деятельность государственных и муниципальных органов управ­ления, их сотрудников;

• состояние законности и правопорядка, уровень культуры и жизни населения, его социальной защиты;

• социально-демографические, национально-этнические и со­циально-психологические особенности различных групп населения, деятельность их общностей;

• деятельность средств массовой коммуникации, культуры и ис­кусства;

• семья, быт, досуг, уроки жизни и деятельности.

В настоящее время педагогическая наука учитывает определяю­щие тенденции образования, воспитания, обучения и разви­тия: непрерывность, интегративность, стандартизацию и демократи­зацию. Непрерывность означает создание условий для воспитания и развития человека, его творческих способностей на протяжении всей жизни и деятельности. Интегративность предполагает усиление связи между различными влияниями в целях повышения качества педагогического формирования личности человека. Стандартиза­ция требует учета цели и задач определенного уровня образования. Государственный стандарт устанавливает базовый уровень, обеспечи­вающий необходимый минимальный уровень квалификации специа листа, упорядочивает нормативно-правовые аспекты подготовки кад­ров, расширяет их профессиональный профиль, повышает эффектив­ность контроля за деятельностью учебных заведений. Демократизация утверждает равное право граждан на получение образования, участие в самоуправлении, а также гуманность отношений между людьми. Основными задачами педагогики являются:

• разработка философско-методологических проблем, социаль­ных и конкретно-педагогических целей, закономерностей и техно­логий образования, обучения, воспитания и развития;

• изучение и обобщение практики, опыта деятельности, про­гнозирование социально-экономических и педагогических аспектов работы с людьми;

• определение перспектив разностороннего развития личности в педагогическом процессе;

• обоснование путей и средств дифференциации и индивидуа­лизации педагогического труда на основе единства обучения, вос­питания и развития человека, подготовка его к социально-полезной деятельности;

• разработка методологических проблем и методов педагогиче­ских исследований;

• поиск оптимальных путей развития научного мировоззрения, духовной культуры, гражданской зрелости человека;

• разработка фундаментальной основы общего и профессио­нального образования, его содержания, новых тематических планов и учебных программ, учебников, дидактических материалов, методов, форм и средств воспитания и обучения;

• исследование эффективности способов активизации и опти­мизации педагогического процесса, сохранения и укрепления здо­ровья его участников;

• обоснование условий повышения эффективности самосовер­шенствования: разработка социально-педагогических проблем этого процесса;

• построение системы непрерывного образования человека на различных ступенях его жизни и деятельности;

• исследование перспективных направлений подготовки и по­вышения квалификации субъектов педагогического труда, различ­ных должностных лиц, руководителей, родителей, чья деятельность связана с педагогическими воздействиями на людей: обобщение и распространение педагогического опыта и инновационных процес­сов в интересах удовлетворения потребностей педагогической тео­рии и практики, подготовка кадров социальных педагогов для рабо­ты вне образовательных учреждений, в гуще общественной жизни;

• изучение исторического пути развития педагогики, выявление ценного и поучительного на сегодняшний день: анализ идей, содер­жания и лучшего опыта в системах образования за рубежом, осо­бенно в развитых странах, участие в международных педагогических проектах, что может способствовать улучшению подготовки специа­листов в России.

Решение всех этих задач подчинено общей цели: повысить каче­ство подготовки студентов8 и профессионалов в различных ведом­ствах, стране в целом, людей педагогически компетентных, способ­ных использовать данные педагогики в своей деятельности.

Систематические опросы студентов, должностных лиц, повышаю­щих свою профессиональную квалификацию в вузах, показали выра­женные тенденции роста их заинтересованности в изучении педагоги­ческой науки. В среднем до 70% опрошенных оценивают педагогику как профессионально, жизненно значимую дисциплину, которую нуж­но «знать, понимать и уметь применить в практической работе». Хуже дело обстоит там, где систематический курс педагогики недостаточно емкий и специалисты довольствуются, по существу, эпизодическими (часто на бытовом уровне) сведениями педагогического характера.

Как показывает опыт профессиональной деятельности специа­листов,, педагогическая подготовленность — одно из непременных условий эффективности работы с людьми. Поэтому основательное изучение педагогики — одна из важнейших задач, требующая пер­воочередного решения во всех видах образовательных учреждений, а также в процессе самосовершенствования каждого субъекта педаго­гической деятельности.