logo
Yuridicheskaya_pedagogika

Современное состояние полицейского образования

С конца 60-х годов в передовых странах в связи с изменением социальной роли правоохранительных органов и внедрением в полицей­скую деятельность новейшей техники от со­трудников полиции требуется уже иной уровень образования, но­вые умения, например исследовательские, коммуникативные, кри­тическое мышление, понимание разнообразных социальных про­блем и умение их разрешать397. К началу XXI в. почти 100% посту­пающих на службу в полицию Греции, Турции, Бельгии, Словакии, Словении, Польши имели среднее образование. В Германии и Ав­стрии эта цифра значительно ниже — 30%, а в Швейцарии — 20%, (остальные имели образование ниже общеобразовательного средне­го), что накладывает дополнительные требования на ведомственную образовательную систему.

В США к 1970 г. лишь 15% полицейских имели диплом о завер­шении двухлетнего образования в колледже, а к 1994 г. эта цифра составляла уже 55%. Практика показала, что полицейские, имеющие более высокое образование, результативнее в работе, лучше контакт с коллегами по службе, гражданами, представителями раз­ных культур, рас, религий. Они легче адаптируются к социальным нуждам общества, а не фокусируются только на полицейской дея­тельности (ловле преступников). Такие сотрудники действуют более профессионально и более преданы своему делу. Образовательный ценз для претендентов устанавливается теперь в зависимости от ро­да будущей работы, должности и, соответственно, места в полицей­ской иерархии. Так, ФБР принимает на работу только с дипломом о высшем образовании. В большинстве стран Европы на начальный уровень полицейской иерархии теперь принимаются лица, как пра­вило, со средним общим образованием (11 классов, гимназия и т.д.). Образовательный и культурный уровень полицейских рассмат­ривается сейчас за рубежом как основной фактор, обеспечивающий прогрессивное развитие полиции, а полицейское образование — как мощный резерв повышения эффективности полицейской дея­тельности, ее «секретное оружие»398.

Одной из особенностей европейской традиции профессиональ­ного полицейского образования, в отличие от американской, является то, что полиции стран Европы с самого начала стремились к созда­нию именно образовательных ведомственных систем (т.е. дающих полноценное дипломированное образование, применимое и в дру­гих сферах деятельности). Это означает, что европейские полицей­ские учебные заведения дают подготовку, приравниваемую к опре­деленной общегосударственной образовательной степени, конверти­руемой вне деятельности полиции.

Суть американской традиции профессионального полицейского образования заключается в том, что там берут в полицию уже при наличии той или иной образовательной степени, а ведомственные учебные заведения: полицейские академии, колледжи, учебные цен­тры — предлагают лишь подготовку нужного профессионально-должностного уровня, которая не расценивается как дипломиро­ванное образование. Дипломированное высшее образование в США осуществляется только колледжами и университетами, не являющи­мися структурной частью полицейской системы.

Европейские системы полицейского образования, в отличие от се­вероамериканских, не проводят резкого разграничения между профес­сиональной подготовкой и профессиональным образованием. Эти по­нятия там тесно интегрированы. Полицейское образование в ведомст­венных образовательных учреждениях по основным образовательным показателям аналогично образованию в общегражданских учебных за­ведениях. Ставится специальная задача — обеспечивать такой образо­вательный уровень, который ни в чем не уступал бы общегражданско­му, а дипломы конвертировались бы вне деятельности полиции.

И полицейское образование, и полицейская подготовка, как в Америке, так и в Европе, имеют трехуровневое строение, в котором по-разному осуществляются взаимодействие и интеграция с общегражданскими национальными образовательными системами:

1) первоначальное обучение поступающих на службу в полицию в учебных центрах, академиях и других специальных учебных заведе­ниях, как правило, принадлежащих территориальным полицейским органам. Этот уровень соответствует полной общеобразовательной ступени и/или среднему профессиональному образованию, но мо­жет быть и несколько выше;

2) многопрофильная подготовка полицейских разных специальностей, среднего руководящего состава полиции в ведомственных образова­тельных учреждениях или учебных центрах под эгидой центральных (федеральных) органов полицейского управления. Этот уровень обыч­но соответствует степени бакалавра или несколько ниже;

3) подготовка управленческих кадров полиции, старших и высших офицеров в полицейских академиях, учебных центрах либо других ведомственных образовательных учреждениях, а также в общих уни­верситетах по специальным программам, относящимся к полицей­ской, юридической, управленческой и т.п. специализации. Минималь­ным здесь обычно является диплом бакалавра, а максимальным — диплом магистра либо какая-нибудь ученая степень (послевузовское образование).

Трехуровневая система профессионального ведомственного обра­зования предполагает постепенное наращивание и усложнение зна­ний, умений, навыков по мере продвижения по службе и необходимо­сти реагирования на меняющиеся условия служебной деятельности.

Параллельно с основными уровнями профессионального обра­зования действует широкая многопрофильная сеть дополнительного образования или, как ее называют во всем мире, последипломного об­разования — повышения квалификации, усовершенствования и пе­реподготовки полицейских кадров, которая функционирует как на базе учебных заведений, так и в форме служебной подготовки непо­средственно на местах. Кроме возможности получить ведомственное образование, все больше полицейских откомандировывается или са­мостоятельно поступает в общегражданские университеты, институ­ты, колледжи. Участились случаи приема на работу в полицию лю­дей, уже имеющих одно или даже два высших образования.

В ряде стран практикуется функционирование под патронатом правоохранительных органов профессионально ориентированных ли­цеев, колледжей, курсов, школ для молодежи, планирующей в даль­нейшем служить в полиции.

Под эгидой различных полицейских организаций и образователь­ных учреждений проводятся международные и национальные кон­ференции, семинары, краткосрочные (1—3 дня) курсы по разнооб­разным научно-практическим проблемам полицейской деятельно­сти, после окончания которых участникам выдаются сертификаты, удостоверяющие прохождение обучения.

Таким образом, фактически все сотрудники полицейских депар­таментов и практических органов полиции оказываются охвачен­ными той или иной формой обучения. Это необходимая реакция на постоянное изменение законодательства, появление новых видов и методов совершения преступлений, вариативность социальных ро­лей полицейского, необходимость корректировки профессиональ­ной деятельности сотрудников полиции, адаптации их к возникаю­щим жизненным реалиям и условиям служебной деятельности. В этом смысле можно говорить о системе непрерывного профессиональ­ного полицейского образования, сложившейся к началу XXI в.

В настоящее время за рубежом наметились общие тенденции развития в системах профессионального образования кадров поли­ции, обеспечивающие приведение образования и подготовки кадров полиции в соответствие с требованиями времени и изменениями в полицейской деятельности. К таким тенденциям относятся: демо­кратизация процесса отбора в полицию; отход от военных традиций и создание собственных; гуманизация процесса обучения; интеллек­туализация образования; стремление ведомственного высшего обра­зования соответствовать стандартам общегражданского и общеуни­верситетского образования; формирование творческого мышления и развитие личностных способностей специалистов различных на­правлений полицейской деятельности; использование в процессе образования сотрудников полиции технологий дистанционного, от­крытого и непрерывного образования; стремление систем полицей­ского образования разных стран к интеграции и кооперации.

Под влиянием совокупности различных политических, истори­ческих, социально-педагогических и иных факторов в разных стра­нах складывались различные педагогические модели399 систем полицей­ского образования (в Европе это российская, французская, немецкая и британская). В разных европейских странах встречается и симбиоз разных моделей, включая американскую (Словения, Хорватия, Венгрия, Турция и др.). Если до конца 80-х годов XX в. социали­стические страны и страны народной демократии копировали со­ветскую образовательную модель профессиональной подготовки со­трудников органов внутренних дел, то сейчас они, за исключением Беларуси, ориентированы на Запад и берут преимущественно амери­канскую или немецкую модели (страны Восточной Европы, Балтии).

Педагогические системы полицейского образования отличаются своеобразием образующих их элементов: целей, задач, содержания, форм, методов и др. Для организации и построения всего учебно-воспитательного процесса характерны: четкие образовательные це­ли; акцент на понимание в процессе обучения; умеренная нагрузка учащихся; соответствующая оценка их знаний по четким критери­ям; акцент на самостоятельность учащихся; чувство собственности по отношению к полученным результатам.

Цель профессионального полицейского образования — гото­вить полицейских-профессионалов любого ранга и для любого вида полицейской деятельности. Представление о профессионализме поли­цейского хотя и не является единым, но чаще всего включает такие стандарты: полное понимание и принятие полицейским предназна­чения полиции в обществе; чувство общности с коллегами; уважение к Кодексу этики и следование его положениям в жизни и на служ­бе; развитый интеллект; наличие и постоянное пополнение знаний; владение совокупностью методов профессиональной деятельности (умение перевести знания в сферу практической работы); осведом­ленность о сильных и слабых сторонах своей личности; психологи­ческая и этическая подготовленность; непрерывное обучение новым методам полицейской деятельности, повышение квалификации и др. Более конкретно профессиональные требования связаны со специа­лизацией сотрудника полиции, его должностью и местом в поли­цейской иерархии. В постановке целей полицейского образования дискуссионным является вопрос о том, давать ли сотрудникам по­лиции полноценное образование или же готовить узких специали­стов в той или иной сфере полицейской деятельности. По мнению немецкого исследователя Питера Доома, для полиции надо готовить и специалистов широкого профиля, и специалистов узкой специали­зации400. Общепризнанно, что в настоящее время в полицейской дея­тельности котируется не пресловутая рабочая сила, а сотрудник с вы­соким уровнем образованности, воспитанности, профессиональной обученности, совокупность которых и образует профессионализм.

Содержание профессионального полицейского образова­ния определяется: целями и уровнем развития общества и государ­ства; ролью полиции в обществе; развитием законодательства, нау­ки и техники; требованиями и служебными задачами конкретной правоохранительной деятельности; педагогическими теориями содер­жания образования (теории дидактического утилитаризма, гумани­стического образования, личностно-ориентированного образования и т.д.) и другими факторами. Содержание каждого конкретного обра­зовательного уровня и ступени соответствует определенным стандар­там и напрямую зависит от сроков и формы получения образования, качественного состава обучаемых и др. Изменения в содержании по­лицейского образования происходят адекватно изменениям в поли­цейской деятельности. Значительные перемены его в сторону со­циализации и гуманизации произошли к началу 70-х годов XX в., что добавило в учебные программы гуманитарные и общеобразова­тельные учебные дисциплины, изучение иностранных языков, раз­витие коммуникативных навыков, воспитание и развитие личност­ных качеств. В практическом обучении теоретическая часть иногда фактически вытесняется из обучения (отход от преподавания пред­метов к отработке ситуаций).

Программы обучения полицейских образовательных учреждений европейских стран, США и Канады содержат традиционный набор предметов: разноотраслевое законодательство, общеобразовательные предметы, основы полицейской деятельности, физическую и боевую подготовку, информатику. При этом в содержании учебных курсов приоритет отдается таким актуальным темам, как борьба с органи­зованной преступностью, коррупцией, терроризмом, распростране­нием наркотиков и их злоупотреблением, а также темы соблюдения и защиты прав человека401. Стержневым элементом содержания по­лицейского образования является психологическая подготовка, пре­дусматривающая обеспечение сотрудников полиции личностно зна­чимыми и профессионально необходимыми психологическими зна­ниями, формирование и развитие у них психологических умений, навыков, качеств, привычек поведения, общения, а также умения противостоять стрессам и профессиональной деформации.

Для образовательного процесса подготовки полицейских харак­терны:

четкая регламентированность всех действий субъектов педаго­гического процесса (администрации, преподавателей, инструкторов, курсантов и т.д.);

мощное методическое обеспечение, что проявляется в виде мно­гочисленных инструкций, памяток, учебных пособий, методических материалов;

прагматичность, рациональность, конкретность в обучении, предполагающие четкое понимание как преподавателями, так и уча­щимися круга необходимых знаний и умений (accomplishments and skills), которыми следует овладеть в максимально сжатые сроки. Ка­ждый выпускник заранее знает место своей будущей службы и долж­ность. Это связано и с тем, что местные органы власти и органы по­лиции принимают непосредственное участие в рекрутировании и отборе кандидатов на учебу, в управлении учебным заведением, его финансировании, составлении учебных программ, определении со­держания обучения. Соблюдается открытость, «прозрачность» для на­селения деятельности ведомственных полицейских учебных заведений;

активность и профессиональная направленность обучения, дости­гающиеся широким распространением в западном профессиональ­ном полицейском образовании практического обучения (experiential learning) (ролевые игры, практические занятия, дискуссии, симуляция, совместное решение проблем, взаимообучение);

психологическая комфортность как принцип обучения («чувство безопасности в группе»), предполагающая оптимистичность обучения, укрепление у взрослого учащегося, нередко страдающего различ­ными комплексами, веры в себя, свои возможности;

высокая интенсивность занятий при создании учащимся необхо­димых условий для учебы и отдыха;

доверие к учащимся в сочетании с жесткой системой контроля знаний, умений, навыков;

воспитание учащихся, пронизывающее весь педагогический про­цесс американских и европейских ведомственных полицейских учеб­ных заведений. Особый акцент ставится при этом на патриотическое воспитание;

применение эффективных педагогических технологий в учебно-практической деятельности (технологии дистанционного, компью­терного, открытого обучения и т.д.);

модификация современной поведенческой роли преподавателя, который должен быть" в аудитории эффективным менеджером, пре­доставляющим учащимся возможность самим активно участвовать в процессе обучения (стиль соучастия — participatory style). Препода­ватель и учащиеся совместно выбирают и планируют учебную про­грамму или, по крайней мере, участвуют в выборе содержания предмета, определяют цели обучения;

особые требования к профессорско-преподавательскому составу, который обычно формируется на конкурсной основе и проходит дополнительную педагогическую подготовку;

• постоянная «обратная связь» (feedback) между учащимися, пре­подавателями, администрацией на всех уровнях обучения, а также выпускниками, практическими работниками (посредством анкети­рования, опросов, рецензирования и т.д.).