Организационные педагогические принципы
Они отражают зависимость подготовки от организационного порядка в ней и предполагают обеспечение качественного функционирования ее педагогической системы.
Принцип педагогической эффективности профессиональной подготовки. Профессиональная подготовка проводится не ради формального соблюдения чьих-то предписаний. Она нужна для дела, для повышения профессионализма личного состава, для повышения успешности правоохранительной деятельности. Она дорого стоит: сотрудники на время отрываются от текущих служебных дел, нередко важных, срочных, даже «горящих». Поэтому, если уж ее проводить, тратить время, средства и силы, то надо проводить так, чтобы была отдача. Для достижения эффективности необходимо соблюдать следующие правила.
Правило целеустремленности требует подчинения всей организации подготовки достижению ее целей и решению задач, того, что задумано. Надо четко определять перечень профессиональных знаний, навыков и умений, привычек и качеств (в их единстве, определяемом триединой задачей подготовки), которые намечаются как результат всей подготовки, ее отдельного вида (раздела) или занятия.
Правило деловитости обязывает организовывать подготовку не ради «галочки» и отчета, а для того, чтобы обучающиеся приобрели и именно то, что предусмотрено целью и задачами. Если система образования, особенно высшего и среднего профессионального, построена с широкими образовательными задачами, то профессиональная подготовка прагматична и ее практический результат должен быть основным и выраженным.
В 1982—1983 гг. в Учебном центре ГУВД Москвы были проведены педагогические эксперименты по тренингу профессиональной наблюдательности и памяти в трех учебных группах. В вечернее время все слушатели по традиции привлекались к несению патрульно-постовой службы. Оказалось, что слушатели экспериментальных групп (без всяких дополнительных указаний, напоминаний и помощи) по показателям обнаружения правонарушений, подделок документов, лиц и предметов, объявленных в розыск, на 80% превосходили слушателей, не прошедших тренинга, и были такими же, как у практиков, прослуживших 8—10 лет. Это послужило убедительным показателем их практичности, и тренинги стали постоянной составляющей учебного процесса Учебного центра, а затем привели к введению профессионально-психологической подготовки в качестве раздела программ во всех учебных центрах МВД.
Главные критерии эффективности всей подготовки и каждого занятия —. не внешние (сколько наглядных пособий показано, сколько примеров из практики приведено, есть конспект или нет и пр.), главное — что приобрели обучающиеся сотрудники. Если отдачи от подготовки нет, организация ее должна быть пересмотрена.
Принцип плановости и дисциплины подготовки определяет необходимость четкой продуманности, определенности, ясности и обязательности в построении подготовки с соблюдением ряда правил. Правило планирования рекомендует строить подготовку' и проведение занятий на основе планов и их выполнении. Главные планы — годовые. Текущее планирование предполагает коррекцию, использование резерва времени, а также разработку планов предстоящих занятий.
Правило высокого уровня организации занятий подчеркивает приоритетный характер отношения к подготовке как к важнейшему средству повышения результатов правоохранительной деятельности. Каждое занятие должно быть хорошо подготовлено, обеспечено, начинаться точно в назначенное время и в указанном месте, пройти организованно. Недопустимо по каким-либо поводам (а таких поводов в текущей жизни правоохранительного органа всегда можно найти множество) отменять или переносить запланированные занятия (за исключением чрезвычайных случаев). Освобождая от занятий, руководитель органа демонстрирует этим, желая того или нет, свое пренебрежение к занятиям и повышению профессионализма подчиненных. Ему следует проявлять повышенную устойчивость к сбивающим факторам, добиваясь точного выполнения планов всеми.
Правило максимальной посещаемости. Там, где профессиональная подготовка не дает ожидаемого результата и обнаруживается низкий профессиональный уровень сотрудников, часто оказывается, что посещаемость занятий не более 50% и ниже. Руководитель, постоянно освобождающий подчиненных от занятий, сводит его результаты к минимальным. Наблюдающие такую практику сотрудники сами начинают думать о том, как уклониться от занятий, а не как повысить свой профессионализм. Попавшие же на занятие при этом ощущают себя подневольными неудачниками и равнодушны к усилиям преподавателя научить их чему-то. Если по объективным причинам предвидится низкая посещаемость занятия, то лучше его провести в дополнительное время, не нарушая общего плана и не сдвигая очередное занятие. В каждом правоохранительном органе обязательно создание системы дополнительных занятий с отсутствующими на плановых в конце рабочего дня или в резервные дни, а также индивидуальных заданий для отсутствовавших на самостоятельную проработку с обязательной последующей проверкой результатов на следующем занятии.
Принцип комплексирования и дифференциации подготовки учитывает комплексный характер профессионализма в правоохранительной деятельности и необходимость организованного формирования каждого из его видов, сторон, субъектов. Для этого необходимо соблюдение следующих правил.
Правило комплексирования видов (разделов) подготовки определяет целесообразность осуществления их не последовательно, а параллельно и согласованно, проведения в течение дня занятия не по одному виду, а по многим, по возможности сближать их темы и отрабатываемые вопросы. Не исключая целесообразности проведения в конкретных случаях двухчасовых занятий (типичных для педагогического процесса в образовательных учреждениях), следует отметить, что в профессиональной подготовке предпочтительнее 45—50-минутные занятия, а порой и более короткие (15—30-минутные) тренажи (тренировки). Они более полно удовлетворяют потребности в проведении разносторонней подготовки, повышают деловитость и продуктивность занятий, экономят дорогое время.
Правило дифференцирования заключается в острой необходимости проводить занятия по учебным группам, укомплектованным по однородному признаку: по принадлежности обучаемых к определенной службе, должности; по опытности, способностям, уровню профессиональной образованности; по роду отрабатываемых действий и др.
Правило сочетания групповой и индивидуальной подготовки отражает необходимость и целесообразность проводить подготовку в группах при одновременной реализации индивидуального подхода. Особенно уместна индивидуализация заданий на самоподготовку, помощь в самостоятельной работе, проведение консультаций. Нередко приходится готовить специальные группы (группы захвата, экипажи спецмашин, отряды быстрого реагирования и др.), а в рамках подготовки совершенствовать и индивидуальное мастерство.
Принцип полноценной обеспеченности подготовки в целом и каждого занятия, как и везде, — важный принцип и условие полноценной организации. Обеспечение включает управленческие, кадровые, методические, материально-технические, финансовые и иные меры. Условия (правила) их эффективности предполагают: наличие достаточной и качественной учебной литературы и методических документов, оборудованных помещений (учебных кабинетов, спортивных залов) и территорий (полигонов профессиональной подготовки, площадок, полос, стрельбищ, тиров), учебных средств (тренажеров, современных образцов оружия, спецсредств, средств индивидуальной защиты), технических средств обучения (проекционных устройств, аудио- и видеоаппаратуры, персональных компьютеров и др.), средств наглядности (схем, рисунков, фотографий, кино- и видеофильмов, макетов, наборов слайдов и др.); расходных материалов (боезапасов, средств имитации, ветоши, перевязочных материалов и др.); средств обеспечения безопасности; системы правильного подбора, педагогической и методической подготовки всех лиц, участвующих в ее организации и проведении (руководителей занятий, их помощников, имитаторов и др.).
Существенная часть обеспечения — методическая подготовка руководителей занятий и работников структурных подразделений, ответственных за профессиональную подготовку. Она дает эффект, если ведется систематично, круглогодично, включает занятия по общей и юридической педагогике и методике, показательные и открытые занятия, практические занятия по методике, педагогической технике, педагогические семинары, подготовку рефератов по юридической педагогике и методике, совместные методические эксперименты и др.
Методические принципы профессиональной подготовки
Их назначение — полно и всесторонне учесть психолого-педагогические закономерности при ответе на вопрос: как учить?
Принцип воспитывающего и развивающего обучения сотрудников, военнослужащих внутренних войск и других очевиден из изложенного выше.
Правило воспитывающего обучения заключается в необходимости использования всех аспектов обучения для профессионального воспитания обучающихся157. Оно предполагает необходимость:
• организации занятий, воспитывающих организованность, дисциплинированность, добросовестность, требовательность к себе, аккуратность, волю в преодолении трудностей учебы, привычку к самостоятельной работе и др.;
• содержания занятий, вносящего вклад в воспитание патриотизма, профессионализма, формирование правовых взглядов, убеждений и установок на соблюдение законности, привычек и потребностей в уважении прав и достоинства других людей, профессиональных привычек, мотивов к соблюдению норм и правил морали и профессиональной деонтологии повыщаюшего интерес к изучению и учету психологических и педагогических особенностей людей и др.;
• методики занятий, способствующей воспитанию таких качеств, как коллективизм, смелость, мужество, самообладание, активность, самостоятельность, инициативность и т.п.;
• личного примера и отношения к занятиям проводящего их, воспитывающих любовь к профессии, желание овладеть всеми ее тонкостями и достигнуть высот профессионализма, упорство и настойчивость в работе над собой и др. Профессионализм, личные качества, высокий методический уровень руководителя занятий приводят в действие механизмы внушения, подражания и способствуют возникновению у обучающихся интереса, увлеченности, целеустремленности, трудолюбия, добросовестности, усердия, требовательности к себе, оказания помощи товарищам и др.
Правило развивающего обучения158 указывает на необходимость осуществлять в процессе подготовки развитие у обучающихся интеллекта, профессиональных способностей и деловых качеств. Развивающее значение имеет стиль преподавания (разное развитие получают обучающиеся, если один руководитель занятий ориентируется только на их память, преподнося готовые сведения и предлагая запоминать, а другой обосновывает, рассуждает, доказывает и побуждает думать, осмысливать), мотивация учения и всесторонняя активность обучающихся в процессе подготовки, организация процесса подготовки, применяемые руководителем занятий методы, создаваемые учебные трудности, непосредственное обучение профессиональным приемам наблюдения, запоминания, мышления и др.
Правило профессионально-педагогического сотрудничества вытекает из уроков обобщения передового педагогического опыта, приме нения современных психолого-педагогических технологий и заключается в создании благоприятной атмосферы, климата на занятиях. Характеристики сотрудничества: атмосфера интереса и увлеченной работы руководителя занятий и обучающихся, деловых, доброжелательных взаимоотношений между ними, их взаимопонимание, единство целей; авторитет руководителя занятий и уважение к нему обучаемых, удовлетворение от совместной работы и желание ее продолжать и др. Технологии реализации этого правила воплощаются в стремлении руководителя занятий к достижению такого сотрудничества, умелом культивировании атмосферы интереса на занятии, установлении психологического контакта с группой, проявлении педагогического такта, насыщенном использовании методов, наиболее активизирующих обучающихся, в постоянных побуждениях обучающихся сотрудников к проявлениям самостоятельности, инициативы, творчества, товарищеской взаимопомощи и др.
Принцип психолого-педагогической технологичности требует продуманности обоснованности и объединения во взаимосвязанный комплекс (систему) всех методов и элементов методики, приведения их в полное соответствие с психолого-педагогическими закономерностями формирования знаний, навыков и других компонентов профессионального мастерства, активного использования интенсивных педагогических технологий. При его реализации придерживаются правил:
• использования интенсивных психолого-педагогических технологий, рекомендуемых юридической педагогикой и проверенных на практике: технологий обеспечения интереса обучающихся на занятиях, привлечения и удержания внимания, прочного запоминания учебного материала, проблемности, активности, формирования убеждений, навыков, умений, создания развивающих трудностей и др.;
• соответствия задач подготовки и технологий их решения: технологии подбираются не как попало, а с ориентацией на решение задач, поставленных на занятии. Для формирования, например, навыков на начальной стадии нужны одни технологии, для доведения действий до автоматизма — другие, для придания им свойства надежности — третьи, для поддержания навыков на высшем уровне отработанности — четвертые.
Принцип сознательности и активности отражает зависимость успешности подготовки от этих факторов и отражается в правилах:
• мотивирования обучающихся, стимулирования их добросовестности и ответственности в повышении своей профессиональной квалификации и овладении знаниями. Реализуется правило не только путем обращения к сознательности обучающихся сотрудников, но и благодаря увлекательному проведению занятия, демонстрации соответствующего отношения к нему руководителя, предъявлению педагогической требовательности, систематическому контролю и др.;
• интеллектуальной активизации обучающихся — тесной связи содержания с практикой, применения методик, ориентированных на мышление, методов практического обучения, обсуждений и дискуссий, ответов на вопросы, проблемности и др., новизны и поучительности учебного материала;
• побуждения к инициативности и самостоятельности, что достигается методами диалогического и проблемного обучения, отказа от метода проведения занятий, при котором говорит только руководитель; представлением, поддержанием и поощрением инициативы и самостоятельности обучающихся, обсуждением их предложений, подходов, вариантов решений;
• стимулирования и организации самостоятельной работы обучающихся сотрудников.
Принцип образности и наглядности учитывает зависимость ясности, глубины и прочности усвоения учебного материала от этих особенностей его предъявления обучающимся сотрудникам. Он реализуется в правилах:
• показа всего того, что можно показать при изучении учебного материала;
• опоры на все органы чувств в непосредственном восприятии изучаемого (не только зрения, но при необходимости и обоняния, осязания, вкуса и др.);
• образности речи;
• изобразительной наглядности и использования для этого разнообразных средств и способов;
• непосредственного восприятия обучаемыми реальных событий, явлений, объектов и др.
Принцип алгоритмизации (поэтапности, структурирования) отражает зависимость успешного формирования знаний и особенно профессиональных навыков и умений обучающихся сотрудников от их структуры и трудностей овладения ими. Этот принцип предполагает следующие правила:
• структуризации — четкое определение всех составных элементов отрабатываемого действия, разбивку его на операции и приемы, определение их взаимосвязей и последовательности выполнения;
• операционально-комплексной отработки — решение вопроса о методике обучения действиям, с учетом сложности структуры отрабатываемого действия, его отдельных операций и приемов, трудности овладения по прошлому опыту других обучающихся. Действия с простой структурой, малым числом операций отрабатываются сразу целиком. Но в правоохранительной практике много действий, со стоящих из 40—50 операций. Следует первоначально выделить в них те операции, которые сами сложны по выполнению, их нужно отработать отдельно, до отработки всего действия. Например, следственное действие — осмотр места происшествия — предполагает использование следственного чемодана, причем пользование элементами его комплекта должно быть уверенным, в итоге доведено до навыка. Очевидно, что прежде чем учить молодых сотрудников в совершенстве проводить осмотр места происшествия, надо прежде отработать с ними уверенное пользование следственным чемоданом, а доводить элементы использования его до автоматизма — уже в комплексе с умением проводить осмотр.
Принцип профессионализации учебных трудностей констатирует общую и специальную зависимость качества усвоения учебного материала, темпов, роста реальной подготовленности обучающихся сотрудников, военнослужащих внутренних войск и пограничников от степени и характера трудностей, присущих подготовке. Преодоление трудностей учебы мобилизует силы и возможности обучающихся, способствует успешности овладения учебным материалом, формирует умение и привычку управлять собой и, что профессионально важно, приучает действовать в условиях преодоления трудностей. Этот принцип объединяет следующие правила:
• профессионализации трудностей — в профессиональной подготовке трудности должны быть не только общими, присущими любой учебе (необходимость напрягаться, думать, тратить силы и время и пр.), но и обязательно профессиональными. Трудности и необходимость преодоления их активизируют соответствующие волевые, моральные, деловые, педагогические и психологические качества, что приводит к их развитию. Нельзя, например, стать смелым, не попадая в трудные условия, когда надо проявить смелость. А.С. Макаренко в одной из своих бесед, отвечая на вопрос: «А если обучающийся будет бояться?», сказал: «А он и должен бояться!»;
• избирательного подбора трудностей. Трудностей надо не только не избегать, их нужно намеренно, и причем прицельно, создавать. Создание учебных трудностей на каждом занятии должно осуществляться с ориентацией на моделирование трудностей, встречающихся именно в профессиональной деятельности, что приводит в действие механизмы развития соответствующих качеств и свойств, нужных профессионалу;
• индивидуализации трудностей, их доступности. Правило заключается в разработке методики занятия, отвечающей уровню подготовленности обучающихся, достигнутым на предшествующих занятиях результатам. Доступность оценивается и подбирается с учетом подготовленности учебной группы и отдельных обучающихся. Ее
нельзя путать с легкостью, которой следует избегать. Нужно выбирать тот уровень трудностей, который является посильным, доступным, оптимальным;
• максимально доступного темпа наращивания трудностей. Правило констатирует необходимость не разового создания, а практически непрерывного наращивания профессиональных трудностей от занятия к занятию с учетом успешности преодоления трудностей обучаемыми (группой и индивидуально), создававшихся на предыдущем занятии. Причем каждая порция прироста трудности на проводимом занятии должна быть тоже максимальной, но доступной, т.е. всегда учить сотрудников на пределе доступной трудности.
Принцип профессиональной надежности имеет особое значение для подготовки сотрудников правоохранительных органов к действиям в экстремальных, особых, чрезвычайных условиях. Его правила:
• прочность усвоения учебного материала и формирование всех компонентов профессиональной подготовленности обучаемых сотрудников и военнослужащих внутренних и пограничных войск;
• автоматизация действий, которые должны быть отработаны до навыка. Такие действия устойчивы к различным разрушающим факторам (времени, помехам, трудностям, усталости, нервному возбуждению и др.) и выполняются качественно, даже когда такие факторы действуют;
• гибкость — требует готовить сотрудников к действиям в нестандартных, разнообразных, неожиданных, непредвиденных условиях;
• устойчивость к помехам, выступающим в виде различных отвлекающих, мешающих внешних и внутренних факторов, сильного противодействия. Готовить к встрече с ними надо предварительно, специально, разнообразно и систематически;
• взаимозаменяемость — выделяет необходимость учить каждого сотрудника выполнять функции другого, временно отсутствующего члена группы (раненного, куда-то направленного и т.д.) или даже старшего, начальника, командира на случай возникновения сложных, запутанных, опасных ситуаций, которые могут возникнуть в условиях борьбы с преступниками, при стихийных бедствиях, в слу-жебно-боевой обстановке;
• упорство и настойчивость в достижении цели. Профессионалу правоохранительных органов должна быть присуща готовность добиваться цели, невзирая на трудности на пути к ней и даже на временные неудачи, не отчаиваться, не пасовать.
Принцип максимального приближения условий обучения к реальным оперативно-служебным и служебно-боевым отражает зависимость успешности профессиональных действий сотрудника, военнослужащего от условий, в которых обучался их выполнению. Принцип особо важен для построения оптимальной методики профессиональной подготовки в правоохранительных органах, ибо решение задач личным составом почти ежедневно сопряжено со сложностями. Нужно постоянное моделирование на занятиях учебных условий, схожих с реальными, приучение действовать в таких условиях, превращение их в хорошо знакомые и освоенные. При выполнении этого принципа необходимо соблюдать следующие правила.
Правило подготовки к действиям в максимально сложных условиях правоохранительной деятельности обязывает доводить отработку всех действий на занятиях до выполнения их в таких условиях, соблюдая последовательность и доступность.
Правило выбора и моделирования внешних условий содержит рекомендацию выбирать место, время и погодные условия, типичные для решения сложных профессиональных задач и затрудняющие их решение. Кроме того, даже после выбора часто возникает необходимость делать их максимально похожими на реальные с помощью различных средств имитации и моделирования.
Правило моделирования внутренних условий считает обязательным вызывать у обучающихся с помощью методических средств и приемов внутренние трудности (познавательные, волевые, эмоциональные, физические), сходные с теми, которые могут возникнуть в максимально сложных условиях, учить преодолевать их, выполнять на фоне их все требуемые действия.
Правило актуализации необходимых в максимально трудных условиях навыков, умений, качеств. Навык, проявляющийся только в упрощенных условиях, — не тот навык, который выручит в критический момент. Максимально приближая условия к реальным оперативно-служебным и служебно-боевым, нужно учитывать вполне определенный компонент профессионального мастерства. Так, скорость тактического мышления возникает только при условиях, когда надо ее проявлять; находчивость — в условиях, требующих ее; решительность — когда трудно принимать решение, но надо, и причем быстро, и т.д.
Правило наращивания противодействия до реального отражает типичность для правоохранительной деятельности противодействия правонарушителя и криминального элемента, причем зачастую отчаянного, связанного с применением оружия. «Игра в поддавки» — не те условия, которые приемлемы для занятий. Они годятся лишь на начальном этапе отработки действий, а затем сила противодействия должна наращиваться, доводиться до реального игрового противоборства.
Правило отработки действий в составе группы и в максимально трудных условиях. Если все время заниматься одиночной подготовкой и отрабатывать действия в индивидуальном порядке, а в реальных условиях сотруднику придется выполнять их во взаимодействии с другими, то надо ожидать срывов. Правильная подготовка такова: начинать с одиночной подготовки, выполнения действий отдельными сотрудниками, доводя их до автоматизма. Затем надо перейти к отработке действий в составе группы, в ходе которой индивидуальные действия будут доводиться до автоматизма, согласованного с действиями других членов группы (отряда, экипажа). Это будут уже навыки и умения групповых действий.
Описанные принципы и правила их реализации находятся в тесных взаимосвязях и взаимообусловленностях, представляя собой систему. Мало пользы взять для реализации один или несколько из них. Успех приходит лишь при полном и правильном их использовании.
- Часть I
- Глава 1 педагогика как наука
- 1.1. Предмет, основные категории и задачи педагогики
- Предмет педагогической науки
- Система основных понятий (категорий) педагогики
- 1.2. История педагогики и ее научные школы
- Педагогическая мысль в России
- Педагогика советского времени
- 1.3. Система отраслей педагогической науки
- Взаимосвязи педагогики с другими науками
- Педагогика и практика
- 1.4. Методология педагогики
- 1.5. Организация и методы педагогических исследований
- Процесс педагогического исследования
- Библиографический список
- Глава 2 личность и группа как субъекты и объекты педагогического процесса
- 2.1. Личность в педагогическом процессе
- Процесс формирования личности
- Личность как субъект педагогического процесса
- 2.2. Группа, коллектив в педагогике
- Группа и педагогика
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 3
- 3.1. Педагогическая система и ее основные элементы
- Единство систем воспитания, обучения, образования и развития человека
- 3.2. Педагогический процесс: его сущность, структура и закономерности Сущность и структура педагогического процесса
- Закономерности педагогического процесса
- Управление педагогическим процессом
- Морально - психологическое обеспечение педагогического процесса
- 3.3. Традиционные методы и технологии в педагогическом процессе
- Технологии образования
- Технологии обучения
- 3.4. Интенсивные педагогические технологии Теория и технология поэтапного формирования действий
- Компьютерные технологии
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 4 педагогические действия и техника их выполнения
- 4.1. Понятие о педагогических действиях и технике их выполнения
- 4.2. Педагогическое наблюдение Общая характеристика
- Педагогическая направленность наблюдения
- Организация педагогического наблюдения
- Обеспечение интенсивного и устойчивости педагогического наблюдения.
- Осмысливание результатов наблюдения
- 4.3. Педагогический анализ
- 4.4. Педагогическое решение Выделение педагогической проблемы, ее изучение и определение цели решения (желательного результата)
- Разработка вариантов педагогического решения и выбор лучшего из них
- Детальная проработка избранного варианта педагогического решения
- 4.5. Педагогическая речь Техника использования речевых средств
- Риторика51
- 4.6. Педагогическое общение Общая характеристика
- Техника педагогического общения
- Управление процессом педагогического общения
- 4.7. Педагогическое взаимодействие Сущность и значение педагогического взаимодействия педагога и обучающихся
- Пути установления педагогического сотрудничества
- 4.8. Педагогическая требовательность
- Библиографический список
- Глава 5
- 5.1. Семья и семейная педагогика Влияние семьи на процесс формирования
- Правовые положения и правовоспитательное влияние семьи
- Актуальные проблемы семейной педагогики
- 5.2. Дошкольные учреждения и дошкольная педагогика
- 5.3. Общеобразовательная школа и школьная педагогика
- Предмет и задачи школьной педагогики
- 5.4. Высшая школа и педагогика высшей школы Высшее образование и общество
- 5.5. Трудовой коллектив и профессиональная педагогика
- 5.6. Государственные, общественные, досугово-бытовые образования и социальная педагогика
- Социальная педагогика как отрасль педагогической науки
- 5.7. Педагогика самосовершенствования личности Самообразование личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 6 субъекты педагогической работы
- 6.1. Педагог, родитель, учитель, специалист, руководитель — субъекты педагогической работы
- Специалист
- Руководитель
- 6.2. Требования педагогической деятельности к ее субъекту
- 6.3. Профессионализм педагога-профессионала
- 6.4. Педагогическая подготовленность разных профессионалов, сотрудников, работников, должностных лиц
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть II
- Глава 7
- Правовая сфера и педагогическая система общества
- 7.2. Предмет, цели, задачи, система юридической педагогики Юридико-педагогическая действительность
- 7.3. Методология юридической педагогики
- Специальная (частная94) методология юридической педагогики
- 7.4. Право и педагогика Педагогический подход и функция права
- Педагогика в свойствах и механизмах права
- 7.5. Педагогика правовой социализации и культуры
- Педагогические компоненты правовой культуры личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 8 педагогическая система юридического образования
- 8.1. Система юридического образования в России и принципы ее построения
- Принципы построения системы юридического образования и факторы, влияющие на ее развитие
- 8.2. Педагогические модели специалистов — выпускников юридических образовательных учреждений различных уровней
- Профессиональные требования к качеству подготовки юристов
- Предметные квалификационные характеристики
- 8.3. Личностно-формирующий потенциал юридического образовательного учреждения
- 8.4. Педагогическая система юридического образовательного учреждения
- Сущность и макроструктура педагогической системы
- Научно-содержательная составляющая педагогического процесса
- Педагогические принципы высшего профессионального юридического образования
- Организационная составляющая образовательного процесса
- 8.5. Система методического обеспечения педагогического процесса122 Характеристика системы методического обеспечения
- Виды методической работы
- Методическая работа на кафедре, цикле
- Раздел III. Методика преподавания учебной дисциплины по видам занятий, предусмотренных тематическим планом:
- Раздел IV. Совершенствование частной методики преподавания дисциплины. Оно может осуществляться по следующим направлениям:
- 8.6. Основы методики преподавания юридических дисциплин
- Виды лекции
- 8.7. Профессионально-педагогическая подготовка обучающихся в юридических образовательных учреждениях126
- Содержание профессионально-педагогической подготовки
- 8.8. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и преподавателей в системе дополнительного профессионального образования
- 8.9. Профессиональное становление студентов-юристов в непрерывной производственной практике (рязанский опыт)
- Библиографический список
- Глава 9 педагогика воспитания в правоохранительном органе
- 9.1. Значение и организация воспитания сотрудников правоохранительного органа
- 9.2. Цели, задачи и принципы воспитания сотрудников
- Методические принципы и методы
- 9.3. Работа с коллективом правоохранительного органа
- Педагогическая технология формирования коллектива
- 9.4. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками
- Наставничество
- 9.5. Государственно-профессиональное воспитание Общая характеристика видов воспитания
- Патриотическое воспитание
- 9.6. Нравственно-профессиональное воспитание сотрудников
- Профессионально-этическое воспитание
- 9.7. Профессионально-правовое воспитание сотрудников Цели и задачи правового
- Правовое воспитание в процессе профессионального обучения
- 9.8. Педагогическая профилактика профессиональной деформации сотрудников
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 10
- 10.1. Педагогические задачи и особенности профессиональной подготовки
- 10.2. Педагогические принципы профессиональной подготовки
- Организационные педагогические принципы
- 10.3. Общая методика проведения занятий по профессиональной подготовке
- Этапы занятия и их методика
- 10.4. Методика формирования и совершенствования профессиональных знаний, навыков и умений сотрудников
- 10.5. Педагогические особенности групповой и организационной подготовки
- 10.6. Педагогические особенности тактической, огневой и физической подготовок
- 10.7. Подготовка сотрудников к обеспечению личной профессиональной безопасности
- 10.8. Педагогическая система профессионально-психологической подготовки
- 10.9. Профессионально-педагогическая подготовка руководителей занятий Значение, задача и формы профессионально- педагогической подготовки
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 11 экстремально-юридическая педагогика
- 11.1. Требования к экстремальной подготовленности сотрудников правоохранительных органов
- 11.2. Основы экстремальной подготовки сотрудников
- Учебная база и средства экстремальной подготовки
- 11.3. Методические особенности экстремальной подготовки
- 11.4. Основные виды экстремальной подготовки
- 11.5. Педагогическое обеспечение действий персонала правоохранительных органов в экстремальных условиях
- 11.6. Педагогические особенности работы с персоналом в постэкстремальный период
- Основы проведения постэкстремальной педагогической работы
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 12 педагогика управления правоохранительным органом
- 12.1. Педагогическая функция в управлении правоохранительным органом
- 12.2. Основы реализации педагогической функции управления
- Организационно-педагогические факторы
- 12.4. Педагогические технологии в текущем управлении
- 12.5. Педагогические технологии в реализации властных управленческих функций
- Педагогические технологии в управленческом контроле
- 12.6. Педагогика примера личности и стиля деятельности руководителя
- 12.7. Педагогическая этика руководителя Этика и педагогическая функция управления
- 12.8. Педагогические аспекты соблюдения прав человека в управлении деятельностью правоохранительных органов
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть III
- Педагогическое
- Обеспечение решения основных
- Правоохранительных задач
- Глава 13
- Правовое воспитание населения
- 13.1. Правовоспитанность граждан и система факторов, влияющих на нее Правовоспитанность и правовоспитание населения
- 13.2. Педагогическая система правовоспитательной работы с населением
- Направления правовоспитательной работы
- 13.3. Правовое воспитание в основных педагогических системах общества
- Правовоспитательная работа в общеобразовательной школе
- 13.4. Народная педагогика и правовоспитание
- 13.5. Правовое воспитание молодежи
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 14 криминологическая, криминальная и превентивная педагогики
- 14.1. Криминологическая педагогика
- Цель и задачи криминологической педагогики
- Криминогенные факторы в условиях жизнедеятелыюсти населения
- 14.2. Криминальная педагогика
- 14.3. Основы превентивной педагогики
- Основы педагогической системы профилактики
- Педагогика в общей профилаке тике преступлений
- 14.4. Профилактика рецидивных преступлений Постпенитенциарная педагогика
- Исторические уроки постпенитенциарной педагогики
- 14.5. Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 15 педагогическое обеспечение охраны порядка и безопасности
- 15.1. Педагогическое обеспечение деятельности сотрудников Федеральной службы безопасности
- 15.2. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников пограничной службы
- 15.3. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников таможенных органов
- Специфика требований к личности и деятельности таможенника
- Особенности обучения сотрудников таможенных органов
- 15.4. Педагогические особенности подготовки работников частных детективных и охранных служб
- Основы правовой подготовки
- Физическая подготовка и рукопашный бой
- Психологическая подготовка
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 16 педагогика в деятельности органов предварительного следствия, адвокатуры, прокуратуры и судов
- 16.1. Педагогика и судопроизводство
- Из истории педагогики судебного
- 16.2. Педагогические свойства и качества сотрудников органов правосудия
- 16.3. Педагогические аспекты деятельности органов досудебного производства
- 16.4. Вопросы правового просвещения граждан на стадии предварительного расследования
- Обеспечение прав участников предварительного расследования
- 16.5. Судебный процесс в правовом воспитании и просвещении граждан
- Воспитательное значение деятельности обвинителя на суде
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 17
- 17.1. Становление и развитие теории и практики пенитенциарной педагогики
- Пенитенциарной науки и практики с середины 80-х годов по настоящее время
- 17.2. Факторы, определяющие специфику пенитенциарной педагогики
- Неформальные общности осужденных
- Среда функционирование воспитательной системы органов, исполняющих наказания
- Объект и предмет исправительной педагогики
- Основные категории исправительной педагогики(пенитенциарной) педагогики
- 17.4. Принципы перевоспитания осужденных
- Система методов воспитания осужденных
- Методы на сознание и поведение осужденных
- Методы коррекции поведения
- Групповые формы воспитательного взаимодействия
- 17.7. Основные средства исправления осужденных Понятие основных средств исправления осужденных
- Общественное воздействие как средство исправления осужденных
- 17.8. Особенности перевоспитания различных категорий осужденных
- Библиографический список
- Глава 1о
- 18.1. Общая характеристика юридической педагогики за рубежом
- Основная терминология сравнительно – юридической педагогики
- 18.2. Юридическое образование за рубежом
- Юридическое образование в Европе
- Юридическое образование в сша
- Образование в системе работы с кадрами полиции
- Современное состояние полицейского образования
- 18.4. Обеспечение имиджа и престижа полицейских Проблема имиджа и престижа полицейских
- Обеспечение престижности профессии полицейского
- 18.5. Педагогические аспекты в решении полицией служебных задач
- 18.6. Психологическая подготовка сотрудников полиции за рубежом Возникновение развития психологической подготовки
- Педагогическая система психологической подготовки
- 18.7. Проблема ресоциализации осужденных за рубежом Пенитенциарная педагогика за рубежом
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений