logo
Yuridicheskaya_pedagogika

1.3. Система отраслей педагогической науки

Система педагогических наук

Ядром в системе отраслей педагогической нау­ки является общая педагогика, изучающая об­щие закономерности образования, воспитания, обучения, развития личности, педагогической деятельности (табл. 1.1). В ее состав входят общие основы теории воспитания, дидактики, методология и методика воспитания и обучения, самоформирова­ния, школоведение (вузоведение). Эти составляющие являются ро­довыми. Видовыми же формами по отношению к общей педагогике являются сравнительная, специальная педагогика, история педагоги­ки, возрастная, профессиональная и социальная педагогики. Каждая из них имеет свои подвиды.

Таблица 1.1

Система отраслей педагогики

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА

Педагогика личности; Педагогика образования;

Педагогика обучения; Педагогика воспитания;

Педагогика самоформирования; Школоведение; Вузоведение

История педагогики

Сравнительная педа-

Специальная педагогика:

гогика

тифлопедагогика; сурдопе-

дагогика; логопедия

Группа отраслей воз-

Группа отраслей

Группа отраслей социаль-

растной педагогики

профессиональной

ной педагогики

педагогики

Преддошкольная

Профессионально -

Теория и методы социаль-

педагогическая под-

ной педагогики

готовка

Дошкольная

Производственная

Народная педагогика

Педагогика школы

Военная

Педагогический всеобуч

Педагогика средних

Инженерная

Педагогика образа жизни

специальных учеб-

ных заведений

Педагогика высшей

Юридическая

Педагогика культуры и ис-

школы

кусства

Педагогика послеву-

Физкультуры и

Педагогика средств массо-

зовского образования

спорта

вой коммуникации

Реабилитационная

Профессионального

Методики преподавания

педагогика

труда

Управления

В настоящее время сфера педагогической науки значительно расширилась. Интенсивному исследованию подвергаются не только закономерности формирования личности ребенка, подростка (ясель­ная, дошкольная педагогики, педагогика школы), но и людей взрос­лых — андрогогика. Возникла и оформилась специальная отрасль возрастной психологии и педагогики — акмеология, занимающаяся исследованием взрослого человека (молодости, среднего и пожило­го возраста), способов достижения им вершин своего развития и утверждения в жизни, его переквалификации и овладения новыми профессиями, психогигиены и профилактики, рациональной орга­низации труда, быта, досуга.

Отраслями педагогической науки о взрослых является вузовская педагогика, педагогика профессионального образования, педагогика среднего специального образования, в том числе юридическая педаго­гика, специальные педагогические науки (сурдопедагогика, тифлопе­дагогика, олигофренопедагогика), лечебная педагогика. Частью педа­гогики стала аутогогика — наука о закономерностях самовоспитания и самообучения. В вистему педагогических наук входят также методики обучения и воспитания школьников, студентов, взрослых людей.

Таким образом, педагогика представляет собой систему взаимо­связанных отраслей педагогической науки (см. табл. 1.1), в которой возникают все новые направления: коррекционная педагогика, пе­дагогическая прогностика, превентивная педагогика. Наблюдаю­щийся в последнее время терминологический бум породил много едва ли оправданных не только направлений, но и педагогических дисциплин: интегральная педагогика, неопедагогика и др.